Компьютер может использоваться с разными целями: как способ диагностирования учебных возможностей учащихся, средство обучения, источник информации, тренинговое устройство или способ контроля и оценивания качества обучения. Возможности современного компьютера огромны, что и определяет его место в учебном процессе. Его можно подключать на любой стадии урока к решению многих дидактических задач, как в коллективном, так и в индивидуальном режиме.
Компьютерные технологии могут и должны применяться для решения задачи максимально возможного развития и коррекции вторичных нарушений у детей. Ребенок с отклонениями в развитии – это ребенок с особыми образовательными потребностями. Средства обучения, основанные на информационных технологиях, позволяют представить в процессе обучения именно то средство, которое будет воздействовать на структуру дефекта. Эффект применения ИТ зависит от профессиональной компетентности педагога
Возможности ИКТ в коррекционно-образовательном процессе:
- интерактивность, позволяющая развивать активно-деятельностные формы обучения, что обеспечивает индивидуализацию обучения;
- организовать объективный централизованный контроль действий детей;
- создавать собственный дидактический материал, учитывая требования коррекционной программы, уровень подготовки детей и структуру нарушения;
- компьютерные игры могут существенно расширить сюжетное наполнение традиционной игровой деятельности ребенка;
- социальная адаптация, коммуникация, доступ к образованию, позволяет расширить сферы будущей трудовой деятельности;
- вносят новые игровые моменты в процесс коррекции нарушений;
- помогают многократно дублировать необходимый тип упражнений и речевой материал, не подавляя интерес ребенка к занятиям;
- использовать различный стимульный материал, работать на разных уровнях сложности;
- реализовывать принцип комплексности.
Организация обучения лиц с ОВЗ основана на возможности обеспечения мультимедийности компьютерных средств обучения, позволяющих активизировать компенсаторные механизмы обучающихся на основе сохранных видов восприятия с учетом принципа полисенсорного подхода к преодолению нарушений в развитии. Коррекционная работа проводится с опорой на зрительное и слуховое восприятие. Визуализация информации - на экране монитора в виде доступных мультипликационных образов и символов.
Одним из актуальных направлений внедрения информационных технологий в образовательный процесс являются мультимедийные презентационные технологии.
Электронные презентации, в отличие от электронных учебников, предназначены, как правило, для решения локальных педагогических задач. Презентация дает возможность учителю проявить творчество, индивидуальность, избежать формального подхода к проведению уроков. Умелый учитель может превратить презентацию в увлекательный способ вовлечения учащихся в образовательную деятельность. Методика проведения уроков с применением электронных презентаций может быть различной. Например, презентация может быть использована при изучении нового материала и (или только) его закреплении, применении знаний на практике. В рамках комбинированного урока она может помочь актуализировать знания учащихся при повторении и обобщении изученного материала. Презентация может помочь на этапе контроля знаний и умений учащихся, объяснения или проверки домашнего задания. Более того, наличие конспектов в виде тематических электронных презентаций предоставляет возможность организации самостоятельной работы учащихся с подобного рода ресурсами. В воспитательной работе мультимедийные технологии предоставляют широкие возможности в организации классных часов и различного рода мероприятий.
Так, Microsoft PowerPoint позволяет непрофессионалам в области информатики быстро и просто создавать серию насыщенных информацией слайдов, оформленных в единый слайд-фильм с мультимедийными эффектами.