СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Использование мультимедийных технологий на уроках русского языка и литературы"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методические рекомедации по использованию мультимедийных технологий на уроках русского языка и литературы как средство повышения качества обучения.

Просмотр содержимого документа
«"Использование мультимедийных технологий на уроках русского языка и литературы"»

    Методические рекомендации:

«Использование мультимедийных технологий на уроках русского языка и литературы»

           

Современный мир невозможно представить без новейших технологий. Не обошли стороной эти изменения и сферу образования. Учась в школе, современные учащиеся очень перегружены за счет плохой эмоциональной подачи материала и количеством домашних заданий, что приводит к стрессам, срывам. Усиление положительной эмоциональной подачи материала на основе мультимедийных технологий позволит облегчить усвоение материала и снизить утомляемость учеников.

Бытует мнение, что большинство педагогов сформировались в определенной системе мышления, связанной, в основном, с четко организованной информацией, получаемой через стандартизированные образовательные программы, рекомендованные учебники, книги и журналы. Подрастающее же поколение попадает в условия, когда знания, транслируемые от учителя или из учебника, перекрываются потоком информации, идущей, прежде всего, от средств массовой коммуникации. Эта информация, не имеющая структурно-содержательной логической связи, не вписывается в рамки традиционного образования и представляет собой качественно иной тип, где, в частности, принципиально меняется сочетание зрительного и слухового восприятия. Становится очевидным, что поток информации, обрушивающийся на учащихся, будет в такой мере способствовать достижению образовательных целей, в какой они будут обучены критическому восприятию информации и ее использованию в процессе самостоятельного присвоения знаний и в какой мере средства и методы медиакультуры будут использованы в учебном процессе. В то же время отмечен низкий уровень мотивации многих педагогов школ к использованию различных видов информационной деятельности в предметных методиках обучения, что связано, в частности, с отсутствием позитивного субъективного опыта в проектировании и использовании мультимедийных технологий.

Особенно благоприятна почва для использования компьютера сложилась на уроках русского языка и литературы, где не обойтись без наглядности. Если раньше подбор и использование наглядности на уроке зависел от наличия или отсутствия многих технических средств обучения – проигрывателей, магнитофонов, проекторов, диапроекторов, - то сейчас всё это заменили компьютер и мультимедийная доска. Соответственно, экономится драгоценное время урока, ученики имеют возможность работать с качественной наглядностью, а учитель может реализовать все свои творческие замыслы.

Актуальность данной работы обусловлена интенсивным проникновением новейших технологий во все сферы жизни, в том числе и образование, а также теми возможностями, которые дает учителю использование компьютера на уроке.

Основными задачами данной работы являются:

  1. Определить понятие информации.

  2. Ознакомиться с термином мультимедиа.

  3. Выявить основы мультимедиа.

  4. Рассмотреть оптимальное использование мультимедийных технологий на уроках русского языка и литературы.

Средние учебные заведения испытывают потребность в методике и разработке приёмов работы с компьютером на уроках русского языка и литературы, а также комплексного использования мультимедийных технологий в образовании, что и обуславливает цель данной работы.

           Что такое мультимедийные технологии? 

     Мультимедиа - это совокупность компьютерных технологий, одновремен-но использующих несколько информационных сред: графику, текст, видео, фотографию, анимацию, звуковые эффекты, высококачественное звуковое сопровождение. 
    Главные задачи медиа-образования ученые понимают так: подготовить обучающихся к жизни в информационном обществе, сформировать у них умения пользоваться информацией в различных видах, владеть способами общения с помощью информационных технологий и средств. 
    Что мы называем медиауроком?  Это урок с использованием мультимедийных средств и построенный на основе мультимедийной технологии. 
Медиаурок -урок, на котором применяется компьютерная техника и программные средства, урок с компьютерной поддержкой. 
Мультимедийный урок ─ урок тот же самый, только технически более оснащенный. 
В медиауроке в передаче и усвоении учебной информации участвуют два новых компонента   образовательного процесса. 
1. Компьютер, который органично занимает место нового универсального технического средства обучения и развития. 
2. Программные средства. Они дополняют традиционную технологию обучения и содержат в себе множество наглядных изображений в виде схем, рисунков, таблиц, видеофрагментов, снабжённых анимационными и звуковыми эффектами. 
      В соответствии с осуществляемыми функциями современных технических средств выделяют следующие способы использования их в процессе обучения: 
1. Источник учебной информации. 
2. Средство выбора информации  и  ее  качественной обработки. 
3. Средство представления (презентации) учебного материала. 
4. Средство осуществления контроля над выполнением образовательной задачи. 
  Степень и время мультимедийной поддержки урока могут быть различными: от нескольких минут до полного цикла. НО: по нормам САНПИНА - не более 20 минут.
       Структура мультимедийного урока 
Современный мультимедийный урок строится по той же структуре, что и традиционный: актуализация знаний, объяснение нового, закрепление, контроль. Используются те же методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый и другие.

        Необходимые компоненты медиа-урока: 
– рисунок, иллюстрация, графика; 
– формула; 
– интерактивная игра; 
– интерактивная карта; 
– интерактивная модель; 
– тренажер; 
– трехмерная модель; 
– видеофрагмент; 
– аудиозапись;
- мультимедийная презентация .


Способы организации работы в классе на мультимедийном уроке 
Работа учащихся в классе может быть организована: 
• фронтально - просмотр видео фрагментов, 
• индивидуально - выполнение практических работ, 
• малыми группами - выполнение общего учебного проекта. 


Практика показывает, что изучение русского языка и литературы с использованием мультимедийных технологий имеет немало преимуществ перед традиционными методами обучения. Однако нельзя использовать компьютер постоянно, так как существует множество других задач, решить которые возможно лишь при непосредственном общении. Но и недооценивать роль таких уроков нельзя. Именно компьютерное обучение несет в себе огромный мотивационный потенциал и соответствует принципам личностно ориентированного обучения.