Методические рекомендации:
«Использование мультимедийных технологий на уроках русского языка и литературы»
Современный мир невозможно представить без новейших технологий. Не обошли стороной эти изменения и сферу образования. Учась в школе, современные учащиеся очень перегружены за счет плохой эмоциональной подачи материала и количеством домашних заданий, что приводит к стрессам, срывам. Усиление положительной эмоциональной подачи материала на основе мультимедийных технологий позволит облегчить усвоение материала и снизить утомляемость учеников.
Бытует мнение, что большинство педагогов сформировались в определенной системе мышления, связанной, в основном, с четко организованной информацией, получаемой через стандартизированные образовательные программы, рекомендованные учебники, книги и журналы. Подрастающее же поколение попадает в условия, когда знания, транслируемые от учителя или из учебника, перекрываются потоком информации, идущей, прежде всего, от средств массовой коммуникации. Эта информация, не имеющая структурно-содержательной логической связи, не вписывается в рамки традиционного образования и представляет собой качественно иной тип, где, в частности, принципиально меняется сочетание зрительного и слухового восприятия. Становится очевидным, что поток информации, обрушивающийся на учащихся, будет в такой мере способствовать достижению образовательных целей, в какой они будут обучены критическому восприятию информации и ее использованию в процессе самостоятельного присвоения знаний и в какой мере средства и методы медиакультуры будут использованы в учебном процессе. В то же время отмечен низкий уровень мотивации многих педагогов школ к использованию различных видов информационной деятельности в предметных методиках обучения, что связано, в частности, с отсутствием позитивного субъективного опыта в проектировании и использовании мультимедийных технологий.
Особенно благоприятна почва для использования компьютера сложилась на уроках русского языка и литературы, где не обойтись без наглядности. Если раньше подбор и использование наглядности на уроке зависел от наличия или отсутствия многих технических средств обучения – проигрывателей, магнитофонов, проекторов, диапроекторов, - то сейчас всё это заменили компьютер и мультимедийная доска. Соответственно, экономится драгоценное время урока, ученики имеют возможность работать с качественной наглядностью, а учитель может реализовать все свои творческие замыслы.
Актуальность данной работы обусловлена интенсивным проникновением новейших технологий во все сферы жизни, в том числе и образование, а также теми возможностями, которые дает учителю использование компьютера на уроке.
Основными задачами данной работы являются:
Определить понятие информации.
Ознакомиться с термином мультимедиа.
Выявить основы мультимедиа.
Рассмотреть оптимальное использование мультимедийных технологий на уроках русского языка и литературы.
Средние учебные заведения испытывают потребность в методике и разработке приёмов работы с компьютером на уроках русского языка и литературы, а также комплексного использования мультимедийных технологий в образовании, что и обуславливает цель данной работы.
Что такое мультимедийные технологии?
Мультимедиа - это совокупность компьютерных технологий, одновремен-но использующих несколько информационных сред: графику, текст, видео, фотографию, анимацию, звуковые эффекты, высококачественное звуковое сопровождение.
Главные задачи медиа-образования ученые понимают так: подготовить обучающихся к жизни в информационном обществе, сформировать у них умения пользоваться информацией в различных видах, владеть способами общения с помощью информационных технологий и средств.
Что мы называем медиауроком? Это урок с использованием мультимедийных средств и построенный на основе мультимедийной технологии.
Медиаурок -урок, на котором применяется компьютерная техника и программные средства, урок с компьютерной поддержкой.
Мультимедийный урок ─ урок тот же самый, только технически более оснащенный.
В медиауроке в передаче и усвоении учебной информации участвуют два новых компонента образовательного процесса.
1. Компьютер, который органично занимает место нового универсального технического средства обучения и развития.
2. Программные средства. Они дополняют традиционную технологию обучения и содержат в себе множество наглядных изображений в виде схем, рисунков, таблиц, видеофрагментов, снабжённых анимационными и звуковыми эффектами.
В соответствии с осуществляемыми функциями современных технических средств выделяют следующие способы использования их в процессе обучения:
1. Источник учебной информации.
2. Средство выбора информации и ее качественной обработки.
3. Средство представления (презентации) учебного материала.
4. Средство осуществления контроля над выполнением образовательной задачи.
Степень и время мультимедийной поддержки урока могут быть различными: от нескольких минут до полного цикла. НО: по нормам САНПИНА - не более 20 минут.
Структура мультимедийного урока
Современный мультимедийный урок строится по той же структуре, что и традиционный: актуализация знаний, объяснение нового, закрепление, контроль. Используются те же методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый и другие.
Необходимые компоненты медиа-урока:
– рисунок, иллюстрация, графика;
– формула;
– интерактивная игра;
– интерактивная карта;
– интерактивная модель;
– тренажер;
– трехмерная модель;
– видеофрагмент;
– аудиозапись;
- мультимедийная презентация .
Способы организации работы в классе на мультимедийном уроке
Работа учащихся в классе может быть организована:
• фронтально - просмотр видео фрагментов,
• индивидуально - выполнение практических работ,
• малыми группами - выполнение общего учебного проекта.
Практика показывает, что изучение русского языка и литературы с использованием мультимедийных технологий имеет немало преимуществ перед традиционными методами обучения. Однако нельзя использовать компьютер постоянно, так как существует множество других задач, решить которые возможно лишь при непосредственном общении. Но и недооценивать роль таких уроков нельзя. Именно компьютерное обучение несет в себе огромный мотивационный потенциал и соответствует принципам личностно ориентированного обучения.