Региональный аспект образования несет в себе все богатство национально-региональной культуры, традиций, духовных устремлений и ценностей, он усиливает роль человеческого фактора в образовании, актуализируя вопросы развития духовной культуры школьника, его самостоятельности, творчества, активности, имиджа, интеллигентности.
В Законе Российской Федерации «Об образовании в РФ » закреплены два компонента стандарта, учитывающие федеративный характер устройства России — федеральный и национально-региональный.
Самая, пожалуй, важная задача учителя - вырастить учеников настоящими патриотами, людьми, знающими народную культуру, традиции и умеющими передавать их следующим поколениям.
Просмотр содержимого презентации
«презентация Использование ЭКК»
Использование национально-регионального компонента на уроках литературы
Мухутдинова Л.М.
учитель русского языка и литературы
МБОУ «СОШ №1»
«Если человек не любит старые улицы, старые дома, пусть даже и плохонькие, значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам своей страны, он, как правило, равнодушен к своей стране». Д.С.Лихачев.
В Законе Российской Федерации «Об образовании» закреплены два компонента стандарта:
- федеральный - учитывающий федеративный характер устройства России;
- национально-региональный – отражающий богатство национально-региональной культуры, традиций.
Задачи элективного курса “Взаимосвязанное изучение произведений русской и татарской литературы”
- реализовать единую линию воспитания и обучения ребенка как носителя национальной психологии, самосознания через различные формы учебной и внеучебной деятельности;
- воспитывать патриотов России, проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов;
- развивать личность, готовую к социализации в форме интеграции.
- Основа курса - чтение, изучение и сравнение произведений русской и татарской литератур, наблюдение нитей схождения художественных произведений.
- Средство постижения учащимися - теоретико и историко -литературные знания, знания о языке художественных произведений.
- Художественные тексты - способствуют усвоению различных языковых категорий и форм, содействуют пониманию их функций в связной речи, служат средством эмоционального воздействия и также активизируют познавательную и речемыслительную деятельность учащихся.
- Главная цель ознакомления учеников с библейскими легендами и притчами– выявление в книгах общечеловеческих ценностей, воспитание уважения к культуре другого народа и нравственного отношения к людям;
- Формы занятий : лекции, беседы, семинары и практикумы.
Земля недвижна; неба своды, Творец, поддержаны Тобой, Да не падут на суть и воды И не подавят нас собой.
Зажег Ты солнце во вселенной, Да светит небу и земле, Как лен, елеем напоенный, В лампадном светит хрустале.
Творцу молитесь; Он могучий: Он правит ветром; в знойный день На небо насылает тучи; Дает земле древесну сень.
Он милосерд: Он Магомету Открыл сияющий Коран, Да притечем и мы ко свету, И да падет с очей туман.
Сопоставление стихотворения «Узник» А. С. Пушкина с «Махбусом» Г. Тукая
Сижу за решеткой в темнице сырой,Вскормленный в неволе орел молодой, Мой верный товарищ, махая крылом, Кровавую пищу клюет под окном .
(А.С. Пушкин)
Утырам мин тимер читлек эчендә, Каты кайгы, ачы хәсрәт эчемдә,
Караңгыда, каты җирдә, юештә, Һаман бер төсле җирдә, бер рәвештә .
( Г.Тукай)
- При изучении творчества А.Островского и истории создания драмы «Гроза» приходим к выводу, что тяжелая участь женщины нашла яркое отражение также в повести М. Гафури «Татарская женщина» и в стихотворении Г.Тукая «Дорогу женщине».
- Сопоставление трагической судьбы Катерины с трагической судьбой татарской женщины дает возможность учащимся правильно понять и поступок Катерины.
- Следы явного влияния пьес А.Островского носит на себе первое драматургическое произведение «Бичара кыз» («Несчастная девушка»), написанное Г. Ильяси, другом К. Насыйри.
- В 1912 году Г.Камал написал обличительную пьесу «Банкрот», которая во многом перекликается с пьесой А.Островского «Свои люди — сочтемся».
- Поэта негаснущей романтики Х.Такташа называют «татарским Есениным»;
- Оба поэта прожили короткую, но бурную жизнь и умерли совсем молодыми — в 30 лет. Оба воспевали уходящую деревню накануне её разгрома согласно сталинскому плану «великого перелома».
- Неоценимым источником для составления разработок является книга А.Х. Халикова “500 русских фамилий булгаро - татарского происхождения».
- В последнее время известными становятся факты о происхождении многих фамилий, ранее считавшихся исконно русскими .
Взаимосвязанное изучение военной тематики позволяет понять, что война не имеет национальности, и горе, и боль - общенародные категории, нравственные и патриотические вопросы одинаково остро воспринимаются и воспроизводятся поэтами.
М.Джалиль
- Они с детьми погнали матерей И яму рыть заставили, - а сами: Они стояли; кучка дикарей И хриплыми смеялись голосами. У края бездны выстроили в ряд Бессильных женщин, худеньких ребят Пришел хмельной майор И медными глазами окинул обреченных …
М. Исаковский.
- Враги сожгли родную хату, Сгубили всю его семью. Куда ж теперь идти солдату? Кому нести печаль свою?
- Русская литература, обладающая богатейшими гуманистическими и художественными традициями, играет очень важную роль в условиях двуязычия.
- Русская литература позволяет ученикам, приобщиться к мировым духовным ценностям.
- Национально-региональный компонент – актуальная тема в образовании.
- Инновации в школе тогда будут способствовать повышению качества образования, когда они будут «произрастать» на почве традиций, как общероссийского масштаба, так и традиций республики, района, села.