СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование национально-регионального компонента на уроках литературы

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Региональный аспект образования несет в себе все богатство национально-региональной культуры, традиций, духовных устремлений и ценностей, он усиливает роль человеческого фактора в образовании, актуализируя вопросы развития духовной культуры школьника, его самостоятельности, творчества, активности, имиджа, интеллигентности.       В Законе Российской Федерации «Об образовании в РФ » закреплены два компонента стандарта, учитывающие федеративный характер устройства России — федеральный и национально-региональный.        

      Самая, пожалуй, важная задача учителя - вырастить учеников настоящими патриотами, людьми, знающими народную культуру, традиции и умеющими передавать их следующим поколениям.

Просмотр содержимого документа
«текст к презентации»

Просмотр содержимого презентации
«презентация Использование ЭКК»

Использование национально-регионального компонента на уроках литературы Мухутдинова Л.М.  учитель русского языка и литературы  МБОУ «СОШ №1»

Использование национально-регионального компонента на уроках литературы

Мухутдинова Л.М.

учитель русского языка и литературы

МБОУ «СОШ №1»

«Если человек не любит старые улицы, старые дома, пусть даже и плохонькие, значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам своей страны, он, как правило, равнодушен к своей стране». Д.С.Лихачев.

«Если человек не любит старые улицы, старые дома, пусть даже и плохонькие, значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам своей страны, он, как правило, равнодушен к своей стране». Д.С.Лихачев.

В Законе Российской Федерации  «Об образовании» закреплены два компонента стандарта:

В Законе Российской Федерации «Об образовании» закреплены два компонента стандарта:

  • федеральный - учитывающий федеративный характер устройства России;
  • национально-региональный – отражающий богатство национально-региональной культуры, традиций.
Задачи элективного курса “Взаимосвязанное изучение произведений русской и татарской литературы”

Задачи элективного курса “Взаимосвязанное изучение произведений русской и татарской литературы”

  • реализовать единую линию воспитания и обучения ребенка как носителя национальной психологии, самосознания через различные формы учебной и внеучебной деятельности;
  • воспитывать патриотов России, проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов;
  • развивать личность, готовую к социализации в форме интеграции.
Основа курса - чтение, изучение и сравнение произведений русской и татарской литератур, наблюдение нитей схождения художественных произведений. Средство постижения учащимися - теоретико и историко -литературные знания, знания о языке художественных произведений. Художественные тексты - способствуют усвоению различных языковых категорий и форм, содействуют пониманию их функций в связной речи, служат средством эмоционального воздействия и также активизируют познавательную и речемыслительную деятельность учащихся.
  • Основа курса - чтение, изучение и сравнение произведений русской и татарской литератур, наблюдение нитей схождения художественных произведений.
  • Средство постижения учащимися - теоретико и историко -литературные знания, знания о языке художественных произведений.
  • Художественные тексты - способствуют усвоению различных языковых категорий и форм, содействуют пониманию их функций в связной речи, служат средством эмоционального воздействия и также активизируют познавательную и речемыслительную деятельность учащихся.
Главная цель ознакомления учеников с библейскими легендами и притчами– выявление в книгах общечеловеческих ценностей, воспитание уважения к культуре другого народа и нравственного отношения к людям;  Формы занятий : лекции, беседы, семинары и практикумы.
  • Главная цель ознакомления учеников с библейскими легендами и притчами– выявление в книгах общечеловеческих ценностей, воспитание уважения к культуре другого народа и нравственного отношения к людям;
  • Формы занятий : лекции, беседы, семинары и практикумы.
Земля недвижна; неба своды,  Творец, поддержаны Тобой,  Да не падут на суть и воды  И не подавят нас собой. Зажег Ты солнце во вселенной,  Да светит небу и земле,  Как лен, елеем напоенный,  В лампадном светит хрустале. Творцу молитесь; Он могучий:  Он правит ветром; в знойный день  На небо насылает тучи;  Дает земле древесну сень. Он милосерд: Он Магомету  Открыл сияющий Коран,  Да притечем и мы ко свету,  И да падет с очей туман.

Земля недвижна; неба своды, Творец, поддержаны Тобой, Да не падут на суть и воды И не подавят нас собой.

Зажег Ты солнце во вселенной, Да светит небу и земле, Как лен, елеем напоенный, В лампадном светит хрустале.

Творцу молитесь; Он могучий: Он правит ветром; в знойный день На небо насылает тучи; Дает земле древесну сень.

Он милосерд: Он Магомету Открыл сияющий Коран, Да притечем и мы ко свету, И да падет с очей туман.

Сопоставление стихотворения «Узник»  А. С. Пушкина с «Махбусом» Г. Тукая   Сижу за решеткой в темнице сырой,Вскормленный в неволе орел молодой,  Мой верный товарищ, махая крылом,  Кровавую пищу клюет под окном . (А.С. Пушкин) Утырам мин тимер читлек эчендә,  Каты кайгы, ачы хәсрәт эчемдә, Караңгыда, каты җирдә, юештә,  Һаман бер төсле җирдә, бер рәвештә .   ( Г.Тукай)

Сопоставление стихотворения «Узник» А. С. Пушкина с «Махбусом» Г. Тукая

Сижу за решеткой в темнице сырой,Вскормленный в неволе орел молодой, Мой верный товарищ, махая крылом, Кровавую пищу клюет под окном .

(А.С. Пушкин)

Утырам мин тимер читлек эчендә, Каты кайгы, ачы хәсрәт эчемдә,

Караңгыда, каты җирдә, юештә, Һаман бер төсле җирдә, бер рәвештә .  

( Г.Тукай)

При изучении творчества А.Островского и истории создания драмы «Гроза» приходим к выводу, что тяжелая участь женщины нашла яркое отражение также в повести М. Гафури «Татарская женщина» и в стихотворении Г.Тукая «Дорогу женщине». Сопоставление трагической судьбы Катерины с трагической судьбой татарской женщины дает возможность учащимся правильно понять и поступок Катерины. Следы явного влияния пьес А.Островского носит на себе первое драматургическое произведение «Бичара кыз» («Несчастная девушка»), написанное Г. Ильяси, другом К. Насыйри.  В 1912 году Г.Камал написал обличительную пьесу «Банкрот», которая во многом перекликается с пьесой А.Островского «Свои люди — сочтемся».
  • При изучении творчества А.Островского и истории создания драмы «Гроза» приходим к выводу, что тяжелая участь женщины нашла яркое отражение также в повести М. Гафури «Татарская женщина» и в стихотворении Г.Тукая «Дорогу женщине».
  • Сопоставление трагической судьбы Катерины с трагической судьбой татарской женщины дает возможность учащимся правильно понять и поступок Катерины.
  • Следы явного влияния пьес А.Островского носит на себе первое драматургическое произведение «Бичара кыз» («Несчастная девушка»), написанное Г. Ильяси, другом К. Насыйри.
  • В 1912 году Г.Камал написал обличительную пьесу «Банкрот», которая во многом перекликается с пьесой А.Островского «Свои люди — сочтемся».
Поэта негаснущей романтики Х.Такташа называют «татарским Есениным»;  Оба поэта прожили короткую, но бурную жизнь и умерли совсем молодыми — в 30 лет. Оба воспевали уходящую деревню накануне её разгрома согласно сталинскому плану «великого перелома».
  • Поэта негаснущей романтики Х.Такташа называют «татарским Есениным»;
  • Оба поэта прожили короткую, но бурную жизнь и умерли совсем молодыми — в 30 лет. Оба воспевали уходящую деревню накануне её разгрома согласно сталинскому плану «великого перелома».
Неоценимым источником для составления разработок является книга А.Х. Халикова “500 русских фамилий булгаро - татарского происхождения».  В последнее время известными становятся факты о происхождении многих фамилий, ранее считавшихся исконно русскими .
  • Неоценимым источником для составления разработок является книга А.Х. Халикова “500 русских фамилий булгаро - татарского происхождения».
  • В последнее время известными становятся факты о происхождении многих фамилий, ранее считавшихся исконно русскими .
Взаимосвязанное изучение военной тематики позволяет понять, что война не имеет национальности, и горе, и боль - общенародные категории, нравственные и патриотические вопросы одинаково остро воспринимаются и воспроизводятся поэтами. М.Джалиль Они с детьми погнали матерей  И яму рыть заставили, - а сами:  Они стояли; кучка дикарей  И хриплыми смеялись голосами.  У края бездны выстроили в ряд  Бессильных женщин, худеньких ребят  Пришел хмельной майор  И медными глазами окинул обреченных … М. Исаковский.

Взаимосвязанное изучение военной тематики позволяет понять, что война не имеет национальности, и горе, и боль - общенародные категории, нравственные и патриотические вопросы одинаково остро воспринимаются и воспроизводятся поэтами.

М.Джалиль

  • Они с детьми погнали матерей И яму рыть заставили, - а сами: Они стояли; кучка дикарей И хриплыми смеялись голосами. У края бездны выстроили в ряд Бессильных женщин, худеньких ребят Пришел хмельной майор И медными глазами окинул обреченных

М. Исаковский.

  • Враги сожгли родную хату, Сгубили всю его семью. Куда ж теперь идти солдату? Кому нести печаль свою?
Русская литература, обладающая богатейшими гуманистическими и художественными традициями, играет очень важную роль в условиях двуязычия.  Русская литература позволяет ученикам, приобщиться к мировым духовным ценностям. Национально-региональный компонент – актуальная тема в образовании. Инновации в школе тогда будут способствовать повышению качества образования, когда они будут «произрастать» на почве традиций, как общероссийского масштаба, так и традиций республики, района, села.
  • Русская литература, обладающая богатейшими гуманистическими и художественными традициями, играет очень важную роль в условиях двуязычия.
  • Русская литература позволяет ученикам, приобщиться к мировым духовным ценностям.
  • Национально-региональный компонент – актуальная тема в образовании.
  • Инновации в школе тогда будут способствовать повышению качества образования, когда они будут «произрастать» на почве традиций, как общероссийского масштаба, так и традиций республики, района, села.