«Использование нестандартного оборудования в организации двигательной активности детей дошкольного возраста»
В настоящее время особенно актуальными задачами являются привитие детям интереса к физической культуре и спорту, а также обучение их доступным двигательным умениям и навыкам. Одним из приоритетных направлений воспитания дошкольников в нашем детском саду является физическое воспитание. Главная цель состоит в том, чтобы удовлетворить естественную биологическую потребность детей в движении, добиться хорошего уровня здоровья и физического развития детей.
Важным направлением в формировании у детей основ здорового образа жизни является правильно организованная предметно-развивающая среда. Она должна носить развивающий характер, быть разнообразной, динамичной, трансформируемой, полифункциональной, насыщенной нестандартным оборудованием, отвечающим гигиеническим, анатомо-физиологическим, психическим, эстетическим и другим требованиям.
Поэтому наряду с традиционными физкультурными пособиями, внимание педагогов направлено на изготовление нетрадиционных. Использование термина «нетрадиционный» это не значит, что супер оригинальный или супер инновационный подходы к их содержанию.
Не традиционность предполагает отличие от классической структуры за счет использования новых способов организации детей, нестандартного оборудования, внесение некоторых изменений в традиционную форму построения НОД, оставив неизменным главное:
При организации и проведению НОД должны реализовываться задачи оздоровления, образования и развития ребенка;
Обучение основным движениям должно осуществляться по трём этапам: обучение, закрепление, совершенствование;
Содержание и методика проведения НОД должна способствовать достижению тренирующего эффекта, достаточной моторной плотности и развитию физических качеств.
применением нетрадиционного оборудования позволяет решать следующие задачи:
повышать интерес детей к выполнению основных видов движений и участие в играх;
способствовать формированию физических качеств и двигательных умений детей;
чередовать различные виды активности детей, направляя их интересы, стимулируя желание детей заниматься двигательной деятельностью;
повысить моторную плотность физкультурных занятий;
пробуждать интерес к спортивным играм, занятиям, расширять круг представлений о разнообразных видах физкультурных упражнений, их оздоровительном значении.
Создавая нестандартное оборудование, мы придерживались следующих правил:
Соответствие его гигиеническим и техническим требованиям: оборудование легкое, прочное и безопасное. Все детали крепления зачищены, надежно закреплены.
Все оборудование выполняет свою развивающую роль тем, что оно доступно для активности детей, становится предметом для упражнений и тренировок в метании, ходьбе и беге, лазании, равновесии.
Оборудование должно привлекать ребенка, формировать его эстетический вкус, оборудование должно быть ярким, красочным, привлекательным.
Нестандартное оборудование должно быть:
Безопасным
Максимально эффективным
Компактным
Универсальным
Технологичным и простым в применении
Эстетичным
Нестандартное оборудование – это всегда дополнительный стимул физкультурно-оздоровительной работы.
Спортивно-игровое нестандартное оборудование призвано содействовать решению, как специфических задач целенаправленного развития моторики детей, так и решению задач их всестороннего развития и формирования личности, а именно:
обогащать знания о мире предметов и их многофункциональности;
приучать ощущать себя в пространстве, ориентироваться в нем;
уточнять представления о форме цвете, предметов, положении их частей, их относительной величине;
развивать у детей наблюдательность, эстетическое восприятие, воображение, зрительную память.
Создать условия для проявления максимума самостоятельности, инициативы, волевых усилий;
Поднять эмоциональный настрой детей.
Один из приемов повышения эффективности физкультурного оборудования – новизна, которая создается за счет внесения нового нестандартного оборудования, смены переносного оборудования разных пособий в своеобразные комплексы (полосы препятствий, домики, заборчики).
Нестандартное оборудование помогает развивать физические качества и направлено на:
профилактику плоскостопия,
развитие, глазомера, меткости, ловкости,
развитие дыхания, развитие мелкой моторики,
развитие ориентировки в пространстве, координации и равновесия,
укрепление мышц рук и плечевого пояса,
укрепление мышц спины и формирование правильной осанки и т.д.
Область применения нестандартного оборудования многообразна:
• физкультурные занятия,
• утренняя гимнастика,
пальчиковая гимнастика
• занятия на свежем воздухе,
• эстафеты,
. «КВЕСТЫ»
• индивидуальные игры,
• гимнастика после сна,
• спортивные праздники и досуги,
• самостоятельная двигательная деятельность и т.д.
Дети всех возрастов выполняют упражнения с нестандартным физкультурным оборудованием с большим удовольствием и достигают хороших результатов.
Таким образом, занятия с использованием нетрадиционного (нестандартным) оборудованиея позволяют решать задачи формирования двигательных навыков в основных видах движений, обогащать двигательный опыт детей, развивают творчество и фантазию.
Применяя нетрадиционное оборудование на физкультурных занятиях, играх и игровых упражнениях, эстафетах, игры «КВЕСТ», занятиях на свежем воздухе мы повышаем интерес детей к различным видам двигательной деятельности, увеличиваем объём двигательной активности, поднимаем эмоциональный настрой, что позволяет быстро и качественно формировать двигательные умения и навыки.