Выступление на МО учителей индивидуального обучения на дому
Казанской школы № 61
для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Тема: « Использование нетрадиционных методов обучения
на уроках математики».
Выступление подготовила и провела: учитель индивидуального
обучения на дому Гафарова С.Р.
2016 г.
Математика, являясь одним из важных общеобразовательных предметов, готовит учащегося с Ограниченными Возможностями Здоровья (ОВЗ) к жизни и овладению доступными профессионально-трудовыми навыками.
Процесс обучения математике неразрывно связан с решением специфической задачи - коррекцией и развитием познавательной деятельности, личностных качеств ребенка, а также воспитанием трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, настойчивости, любознательности, формированием умения планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль.
Обучение математике в коррекционной школе VIII вида должно носить практическую направленность и быть тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, готовить учащегося к овладению профессионально-трудовыми знаниями и навыками, учить использованию математических знаний в нестандартных условиях.
В процессе обучения математика решает и ряд коррекционных задач:
Основные направления коррекционной работы:
· развитие зрительного восприятия и узнавания;
· развитие пространственных представлений и ориентации;
· развитие основных мыслительных операций;
· развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления;
· коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;
· обогащение словаря;
· коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.
В своей практике я стараюсь использовать следующие методы обучения учащегося с интеллектуальной недостаточностью на уроках математики:
Объяснительно-иллюстративный метод – (метод, при котором учитель объясняет, а ученик воспринимает, осознает и фиксирует в памяти).
Репродуктивный метод - (воспроизведение и применение информации).
Метод проблемного изложения - (постановка проблемы и показ пути ее решения).
Частично – поисковый метод - (ученик пытается сам найти путь к решению проблемы)
Исследовательский метод - (учитель направляет, ученик самостоятельно исследует).
Наиболее эффективные формы обучения детей с интеллектуальными нарушениями, это - индивидуально – дифференцированный подход, проблемные ситуации, практические упражнения. Для развития познавательных интересов стараюсь выполнять следующие условия:
избегать в стиле преподавания будничности, монотонности, серости, бедности информации, отрыва от личного опыта ребенка;
не допускать учебных перегрузок, переутомления и низкой плотности режима работы; использовать содержание обучения, как источник стимуляции познавательных интересов;
стимулировать познавательные интересы многообразием приемов занимательности: иллюстрацией, игрой, кроссвордами, задачами-шутками, занимательными упражнениями т.д.
Большое значение имеет сочетание разных методов. На этапах сообщения новых знаний, при закреплении, повторении и самоконтроле выполненной работы применяется метод демонстрации. Он, как правило, применяется в сочетании с другими методами. Демонстрируются реальные объекты, все виды учебно-наглядных пособий: таблицы, чертежи, натуральные предметы, модели геометрических фигур и тел. К наглядности относятся также технические демонстрационные средства.
Беседа — это вопросно-ответный метод обучения. Он используется на всех этапах процесса обучения. Применяются беседы для сообщения новых знаний, закрепления, повторения, а также контроля знаний учащегося.
Работа с книгой используется как метод получения новых знаний, а также как метод закрепления и повторения, систематизации и обобщения знаний. Главная цель обучения работе с книгой — это приобретение знаний и в некоторой мере — подготовка к самообразованию.
Упражнения применяются для закрепления знаний, совершенствования умения и навыков. Для уроков математики характерно решение задач и примеров, построение чертежей. Для коррекции мыслительной деятельности учащегося я в своей работе использую специально подобранные упражнения на развитие и коррекцию внимания, восприятия, памяти и мышления, при этом использую мультимедийные средства обучения.
У учащегося необходимо пробудить интерес к математике. Возникновение интереса к математике зависит в большой степени от методики ее преподавания, от того, насколько умело будет построена учебная работа. Надо позаботиться о том, чтобы на уроках математики ученик работал активно и увлеченно, и использовать это для развития любознательности, глубокого познавательного интереса.
Это возможно только при использовании дидактических игр, игровых приемов, занимательных заданий, создании увлекательных для ученика ситуаций. Игры можно широко использовать как средство обучения, воспитания и развития.
В своей работе использую разнообразные дидактические игры: «Числовая цепочка», «Увеличить на…, в несколько раз», «Уменьшить на…, в несколько раз», «Собери ягоды», «Собери корзину овощей» и так далее.
Обучение математике в коррекционной школе носит практическую направленность, которая выражена в следующих положениях:
1) Усвоение учащимся различных устных и письменных приемов вычислений обеспечивается за счет рационально подобранных методов и приемов объяснения с применением наглядности, с опорой на жизненный опыт учащегося.
2) Для выработки навыков решения примеров и задач необходимо применение системы упражнений в разнообразных условиях. Тренировочные упражнения должны быть распределены во времени.
3) При рассмотрении теоретических вопросов курса необходимо применение наглядности, подведение учащегося к выводам на основе наблюдений и применение их в учебной практике.
При организации учебного процесса важно помнить о психологических особенностях ребенка с нарушением умственной деятельности, и в связи с этим использовать следующие подходы в обучении:
структурное упрощение содержания обучения для предупреждения умственных и физических перегрузок;
дозировка нагрузок и смена видов деятельности, например, одним видом деятельности учащийся может заниматься не более 10 – 15 минут;
соблюдение охранительного режима, например, смена умственной и двигательной активности;
использование разнообразных методов, приемов, форм и средств обучения, правильное их сочетание;
организация многократных вариативных повторений и упражнений по применению знаний и умений в разных учебных и жизненных ситуациях;
наглядно – практический характер обучения;
опора на знания и жизненный опыт учащегося;
установление логических связей в изучаемом материале через внутри предметные и межпредметные связи.
Обучение математике невозможно без пристального, внимательного отношения к формированию и развитию речи учащегося. В процессе изучения математики осуществляется знакомство с математическим языком, формируются речевые умения и навыки.
Для совершенствования учебного процесса в коррекционной школе закрепилась практика проведения нестандартных уроков. Нестандартные уроки - одно из важных средств обучения, так как они формируют у учащегося устойчивый интерес к учению, снимают напряжение, скованность, которые свойственны многим детям, помогают формировать навыки учебной работы, собственно учебной деятельности. Нестандартные уроки оказывают глубокое эмоциональное воздействие на учащегося, благодаря чему у него формируются более прочные, глубокие знания.
Нестандартный урок - это учебное занятие, имеющее нетрадиционную структуру. Нестандартный урок, не являясь основной формой работы, остается одним из эффективных средств развития познавательных интересов у детей с проблемами в умственном развитии. К таким урокам относятся: уроки-путешествия, урок-игра, урок-экскурсия и так далее…
Значение нестандартного урока велико, так как в результате повышается интерес к предмету математики, возрастает активность на протяжении всего урока, активизируется мысль ребенка, развивается любознательность, познавательный интерес, снимается скованность и напряжение.
При проведении нестандартных уроков забавность и обучение надо сочетать так, чтобы они не мешали, а, наоборот помогали друг другу. Математическая сторона содержания игры всегда должна отчетливо выдвигаться на первый план. Только тогда игра будет выполнять свою роль в математическом развитии учащегося и воспитании интереса к математике.