СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование песенного материала как средство развития ключевых компетенций учащихся

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная статья содержит информацию об интересных эффективных   методах работы со старшеклассниками,направленных на формирование  предметных компетенций.

Просмотр содержимого документа
«Использование песенного материала как средство развития ключевых компетенций учащихся»

Использование песенного материала как средство развития ключевых компетенций учащихся

Мартынова Елена Владимировна

Учитель английского языка высшей квалификационной категории

Школа стремительно меняется, сегодня важно не столько сформировать у современного ученика как можно больше конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, а способствовать развитию таких универсальных способов действий, которые помогут ему самосовершенствоваться в непрерывно меняющемся обществе. Выявление стратегии развития образования позволяет приблизиться к пониманию процессов, происходящих в школе ХХI века, определить пути и способы развития современного педагогического процесса в его целостности и многообразии. Установление и введение федеральных государственных образовательных стандартов отвечает требованиям Конституции РФ (ст. 43), Международному пакту об экономических, социальных и культурных правах (ст.13) и Закону РФ «Об образовании» (ст. 11).

Методологической базой служат:

- Концепция федерального государственного стандарта общего образования;

- ФГОС основного общего образования;

- фундаментальное ядро содержания общего образования;

- концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

- формирование универсальных учебных действий в основной школе;

- примерные программы основного общего образования (иностранный язык);

- требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования.

Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования - их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Поставленная задача требует перехода к новой системно-деятельностной образовательной парадигме, которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности учителя. Также изменяются и технологии обучения, внедрение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) открывает значительные возможности расширения образовательных рамок по каждому предмету в общеобразовательном учреждении, в том числе и по английскому языку. Передо мной, как и перед моими коллегами, возникла проблема – превратить традиционное обучение, направленное на накопление знаний, умений, навыков, в процесс развития личности ребенка. Поэтому системно-деятельностный подход выбран в качестве методологической основы стандартов общего образования нового поколения не случайно. Это предполагает постижение методов и приемов организации современного урока с учетом метапредметных аспектов внутреннего содержания проектно – технологической формы компетентностно- ориентированной деятельности учителя.

Компетенция (латинское competere – добиваться, соответствовать, подходить) это знания, опыт в той или иной области, совокупность определённых знаний, умений и навыков, в которых человек должен быть осведомлён и имеет практический опыт работы.

Также Компетенция рассматривается как возможность установления субъектом деятельности связи между знанием и ситуацией, или способность найти, обнаружить ориентировочную основу действий, процедуру, необходимую для  разрешения проблемы в конкретной ситуации.

Ключевые компетенции, сформированность которых является Предметным результатом изучения предметной области «Иностранные языки» это:

Ценностно-смысловые компетенции

Общекультурные компетенции.

Информационные компетенции.

Исследовательские компетенции.

Коммуникативные компетенции.

Социально-трудовые компетенции ,а также компетенции личностного самосовершенствования

Сложившаяся система технологий, используемых мной в работе , способствует формированию ключевых компетенций (т.е. способности учащихся самостоятельно действовать в ситуации неопределённости при решении актуальных для них проблем): коммуникативной, языковой, лингвистической и культуроведческой ; дает мне возможность включить учащихся в реальное общение, опираясь на исследовательскую деятельность, на совместный труд, и увидеть реальные результаты.

Целью единого государственного экзамена по иностранному языку является определение уровня иноязычной коммуникативной компетенции экзаменуемого. Основное внимание при этом уделяется речевой компетенции, т.е. коммуникативным умениям в разных видах речевой деятельности: аудировании, чтении, письме, а также языковой компетенции, т.е. языковым знаниям и навыкам.

В процессе выполнения учащимися заданий формата ЕГЭ были выявлены следующие проблемы:

- недостаточное знание лексических единиц, морфологических форм и синтаксических конструкций;

- низкий уровень навыков по их узнаванию/распознаванию;

- несформированность навыков оперирования лексическими единицами и грамматическими структурами в коммуникативно-значимом контексте;

- низкий уровень мотивации;

- недостаточное количество взаимосвязанных по теме упражнений формата ЕГЭ представленных в УМК.

Чтобы помочь ученикам более успешно выполнять задания ЕГЭ, сделать эти задания более коммуникативно направленными и взаимосвязанными с материалом УМК, мною были разработаны уроки по материалам модулей к учебнику «Английский в фокусе» для 10 класса с использованием аутентичного песенного материала.

Использование песенного материала позволяет:

- развивать аудитивные навыки;

- развивать произносительные навыки;

- пополнить словарный запас;

- формировать навыки в контексте изучаемой темы;

- отработать речевые навыки;

- познакомить учеников с элементами культуры страны изучаемого языка.

Система упражнений по песне направлена на формирование социокультурной компетенции (необходимо сосредоточить внимание учащихся на тех элементах культуроведческой информации, которые содержатся в тексте), информационных компетенций (поиск, анализ, отбор необходимой информации при помощи реальных объектов (телевизор, компьютер, принтер, модем) и информационных технологий, а также коммуникативной (учащиеся должны предоставить письменный или устный продукт после прослушивания песни) .

Также работа с песней способствует формированию учебно-познавательной компетенции – ученики учатся организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей учебно-познавательной деятельности при подготовке проекта по тематике песенного материала; выступать устно и письменно о результатах своего проекта с использованием компьютерных средств и технологий (текстовые и графические редакторы, презентации .

Материал для работы был выбран по следующим критериям:

1) лексический и грамматический материал соответствует тематике модуля, а также проверяется при сдаче ЕГЭ;

2) песни современных и концептуальных зарубежных исполнителей, что делает задания более интересными и позволяет повысить мотивацию;

3) тексты содержат материал, позволяющий разработать задания формата ЕГЭ разделов «Лексика» и «Грамматика»;

4) содержание песни позволяет сформулировать тему эссе.

Работа с песнями строится по следующей структуре:

- этап перед прослушиванием песни (Before Listening), включающий в себя предугадывание тематики песен (по представленным иллюстрациям), работа с незнакомой лексикой и ответы на вопросы;

- этап прослушивания песни (While Listening), во время которого учащиеся заполняют пропуски и расставляют части песни в нужном порядке;

- этап после прослушивания песни (After Listening),в который входят следующие задания – ответы на вопросы, выполнение лексических и грамматических заданий формата ЕГЭ, написание эссе с выражением собственного мнения на заданную проблемную тему, выполнение группового проекта, презентации.

В результате использования данной системы работы происходит активизация учебного процесса, формируются навыки оперирования лексическими единицами и грамматическими структурами в коммуникативно-значимом контексте, расширяется уровень владения лексическими единиц, морфологических формами и синтаксическими конструкциями, расширяется уровень владения лексическими единиц, морфологических формами и синтаксическими конструкциями, учащиеся овладевают интеллектуальными технологиями и более успешно и обдуманно выполняют задания формата ЕГЭ , что особенно необходимо для выполнения заданий части C с развернутым ответом. Успешность показывают результаты выполнения данной части ЕГЭ (2012 г. - 87% качественный показатель, 2человека - Ворожейкин Евгений и Лаврентьев Дмитрий набрали максимальное количество баллов; 2013 год - 87,5 %; 2014 год - 91,6%; 2015 год - 88,5%, Кравченко Софья набрала максимальное количество баллов).