СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Использование приемов Триз на уроках русского языка в начальной школе".

Нажмите, чтобы узнать подробности

"Использование приемов Триз на уроках русского языка в начальной школе".

Просмотр содержимого документа
«"Использование приемов Триз на уроках русского языка в начальной школе".»

  «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ ТРИЗ И РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ» учитель начальных классов МКОУ «ООШ с. Курджиново» Барановская Галина Петровна

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ ТРИЗ И РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»

учитель начальных классов

МКОУ «ООШ с. Курджиново»

Барановская Галина Петровна

ТРИЗ Теория Решения Изобретательских Задач

ТРИЗ

Теория

Решения

Изобретательских

Задач

Цель: развитие интереса к предметам овладение новым способом  решения задач  формирование и развитие способностей учащихся необходимых для выполнения творческой деятельности.

Цель:

  • развитие интереса к предметам
  • овладение новым способом

решения задач

  • формирование и развитие способностей учащихся необходимых для выполнения творческой деятельности.
У педагога, использующего ТРИЗ , дети занимаются с увлечением и без перегрузок осваивают новые знания, развивают речь и мышление  ТРИЗ

У педагога, использующего ТРИЗ , дети занимаются с увлечением и без перегрузок осваивают новые знания, развивают речь и мышление

ТРИЗ

 ТРИЗ — теория решения изобретательских задач, начатая Генрихом Сауловичем Альтшуллером и его коллегами в 1946 году.  Основа ТРИЗ – это функционально-системный подход. Выявляя причинно-следственные связи и обнаруживая скрытые зависимости, системный подход выступает в качестве инструмента для анализа ситуаций и объектов, а также дает возможность организовать информацию и делать выводы.

ТРИЗ — теория решения изобретательских задач, начатая Генрихом Сауловичем Альтшуллером и его коллегами в 1946 году.

Основа ТРИЗ – это функционально-системный подход. Выявляя причинно-следственные связи и обнаруживая скрытые зависимости, системный подход выступает в качестве инструмента для анализа ситуаций и объектов, а также дает возможность организовать информацию и делать выводы.

Игра «ПАУТИНКА» Цель: учить находить даже самые тонкие, невидимые связи, соединяющие на первый взгляд предметы, явления. Например: сено и авторучка 1.Авторучка выпала и затерялась в сене. 2.Идею создания авторучки изобретателю подсказала соломинка с водой внутри.

Игра «ПАУТИНКА»

  • Цель: учить находить даже самые тонкие, невидимые связи, соединяющие на первый взгляд предметы, явления.

Например: сено и авторучка

1.Авторучка выпала и затерялась в сене.

2.Идею создания авторучки изобретателю подсказала соломинка с водой внутри.

СОЧИНЕНИЕ ЗАГАДОК С помощью признаков и действий можно придумывать загадки про разные предметы по признакам: диназавр какой? – страшный, опасный, дикий ,огромный и т.д. Что такое же? (сон,огонь,кабан,слон) Вставьте слова- связки «… но не »  или «… а не »

СОЧИНЕНИЕ ЗАГАДОК

С помощью признаков и действий можно придумывать загадки про разные предметы

  • по признакам: диназавр какой? – страшный, опасный, дикий ,огромный и т.д. Что такое же? (сон,огонь,кабан,слон)

Вставьте слова- связки «… но не »

или «… а не »

2. по действиям: придумать объект, какие действия выполняет, какие объекты выполняют те же действия. Вставьте слова-связки «… но не » или  «… а не » Например: самолёт Летает, а не муха Гудит, а не пылесос Оставляет след, а не мел.

2. по действиям: придумать объект, какие действия выполняет, какие объекты выполняют те же действия.

Вставьте слова-связки «… но не » или

«… а не »

Например: самолёт

Летает, а не муха

Гудит, а не пылесос

Оставляет след, а не мел.

ПРИДУМЫВАНИЕ МЕТАФОР 1. Что? (выбрать объект) - ЛУНА 2. Что делает? (действие) - СВЕТИТ 3. На что похож? (выбрать другой объект, совершающий такое же действие) – ФОНАРИК 4.Где? (назвать место, где обычно находится первый объект) - НЕБО 5. Пункт 4 (прилагательное) + пункт 3 (существительное) = метафора ЛУНА – НЕБЕСНЫЙ ФОНАРИК

ПРИДУМЫВАНИЕ МЕТАФОР

1. Что? (выбрать объект) - ЛУНА

2. Что делает? (действие) - СВЕТИТ

3. На что похож? (выбрать другой объект, совершающий такое же действие) – ФОНАРИК

4.Где? (назвать место, где обычно находится первый объект) - НЕБО

5. Пункт 4 (прилагательное) + пункт 3 (существительное) = метафора

ЛУНА – НЕБЕСНЫЙ ФОНАРИК

Модель “Создай паспорт” для систематизации, обобщения полученных знаний; для выделения существенных и несущественных признаков изучаемого явления; создания краткой характеристики изучаемого понятия, сравнения его с другими сходными понятиями (русский язык, математика, окружающий мир, литература).  Обязательно создаем паспорт литературного героя. Например, вот такой паспорт можно создать, изучая произведение П.П. Ершова «Конек-Горбунок»: Имя – Иван Автор (создатель) – П.П. Ершов Прописка – русская сказка «Конек-Горбунок» Где живет – в град-столице Кем служит – конюхом у царя Особые приметы – смелый, хитрый, любопытный, выполняет все приказания царя, не прилагая особых усилий (помогает ему во всем конек Горбунок)  Опорные слова для паспорта выбираются самими школьниками

Модель “Создай паспорт” для систематизации, обобщения полученных знаний; для выделения существенных и несущественных признаков изучаемого явления; создания краткой характеристики изучаемого понятия, сравнения его с другими сходными понятиями (русский язык, математика, окружающий мир, литература).

  • Обязательно создаем паспорт литературного героя. Например, вот такой паспорт можно создать, изучая произведение П.П. Ершова «Конек-Горбунок»:
  • Имя – Иван
  • Автор (создатель) – П.П. Ершов
  • Прописка – русская сказка «Конек-Горбунок»
  • Где живет – в град-столице
  • Кем служит – конюхом у царя
  • Особые приметы – смелый, хитрый, любопытный, выполняет все приказания царя, не прилагая особых усилий (помогает ему во всем конек Горбунок)
  • Опорные слова для паспорта выбираются самими школьниками
Фрагмент урока «Правописание мягкого знака на конце имен существительных»  (использование да-нетки для формирования темы урока, повторения пройденного материала) 1. Стадия вызова: Я загадала слово. Оно есть среди слов, записанных на доске. Отгадав его, вы сможете узнать тему нашего урока. Я вам буду подсказывать, отвечая на ваши вопросы, но отвечать я могу только да или нет.  На доске: беречь, туч, ключ, ночь, дочь, задач, свеч, вещь, лещ, мышь, карандаш, молодёжь, багаж, испечь, стеречь

Фрагмент урока «Правописание мягкого знака на конце имен существительных»

(использование да-нетки для формирования темы урока, повторения пройденного материала)

1. Стадия вызова:

Я загадала слово. Оно есть среди слов, записанных на доске. Отгадав его, вы сможете узнать тему нашего урока. Я вам буду подсказывать, отвечая на ваши вопросы, но отвечать я могу только да или нет.

На доске:

беречь, туч, ключ, ночь, дочь, задач, свеч, вещь, лещ, мышь, карандаш, молодёжь, багаж, испечь, стеречь

Спишите, заменяя выделенные слова синонимами   В сентябре у нас стоит хорошая погода. Дождливых дней почти не бывает.  Весело  светит солнце. Золотом горят деревья. Казалось, что они собираются на весёлое торжество  и надевают свои наряды. В воздухе ощущается какая-то особая, бодрящая свежесть.    Слова для справок: ненастные, прекрасный, радостно, праздник, чувствуется.

Спишите, заменяя выделенные слова синонимами

В сентябре у нас стоит хорошая погода. Дождливых дней почти не бывает. Весело светит солнце. Золотом горят деревья. Казалось, что они собираются на весёлое торжество и надевают свои наряды. В воздухе ощущается какая-то особая, бодрящая свежесть.

  Слова для справок: ненастные, прекрасный, радостно, праздник, чувствуется.

Закончите предложения  Ребята были в лесу. Вдруг слы… во… ёлочки кто-то … . Там … !  Напала Жучка на …. . Да не тут … ! Наколола она нос и … .

Закончите предложения

Ребята были в лесу. Вдруг слы… во… ёлочки кто-то … . Там … ! Напала Жучка на …. . Да не тут … ! Наколола она нос и … .

Исправьте предложения: Ёж смотался в клубок. Я уже ездил на самолёте. Мы готовились встречать пернатых птиц. Речка замёрзла льдом. Меня пробудил мой папа.

Исправьте предложения:

  • Ёж смотался в клубок.
  • Я уже ездил на самолёте.
  • Мы готовились встречать пернатых птиц.
  • Речка замёрзла льдом.
  • Меня пробудил мой папа.

Вставьте словарные слова Не велик . . . , да краснеет нос.  . . . любит чистоту. Чужбина — калина, родина — . . .   . . . человек добро помнит.   мороз Посуда малина . . . . . . . . . . . . . Русский

Вставьте словарные слова

  • Не велик . . . , да краснеет нос.
  • . . . любит чистоту.
  • Чужбина — калина, родина — . . .

  • . . . человек добро помнит.

мороз

Посуда

малина .

. . . . . .

. . . . . .

Русский

Вставить прилагательные Незаметно прошло ( жаркое ) лето. По небу поплыли ( серые ) тучи. Как сквозь сито, засеял из них ( холодный ) дождь. На поверхности луж плавают  ( разноцветные ) листья. В кустах готовится к зиме ( колючий ) ежик. Он натаскал в ямку траву, листья, мох, устроил себе ( теплое ) гнездо. Ветер шуршит ( сухими ) листьями. Всю землю скоро покроет ( белый ) снег.

Вставить прилагательные

  • Незаметно прошло ( жаркое ) лето. По небу поплыли ( серые ) тучи. Как сквозь сито, засеял из них ( холодный ) дождь. На поверхности луж плавают ( разноцветные ) листья. В кустах готовится к зиме ( колючий ) ежик. Он натаскал в ямку траву, листья, мох, устроил себе ( теплое ) гнездо. Ветер шуршит ( сухими ) листьями. Всю землю скоро покроет ( белый ) снег.
Чем мечтают стать некоторые предметы?   веник мечтает стать ... мыльный пузырь ... перышко ... огородное чучело ... снежная баба ...

Чем мечтают стать некоторые предметы?

  • веник мечтает стать ...
  • мыльный пузырь ...
  • перышко ...
  • огородное чучело ...
  • снежная баба ...
 Игра «Сочините последнюю строчку в стихотворении»    Сел на ветку снегирек.  Брызнул дождик - он промок,  Ветерок, подуй слегка,  ( Обсуши нам …

Игра «Сочините последнюю строчку в стихотворении»

Сел на ветку снегирек.

Брызнул дождик - он промок,

Ветерок, подуй слегка,

( Обсуши нам …

Синквейн Это стихотворение, состоящее из 5 строк, в котором человек высказывает свое отношение к чему-либо, кому-либо. Синквейн требует синтеза информации и материала в кратких выражениях Эти 5 строк сочиняют по особым правилам, в строгом порядке.

Синквейн

  • Это стихотворение, состоящее из 5 строк, в котором человек высказывает свое отношение к чему-либо, кому-либо.
  • Синквейн требует синтеза информации и материала в кратких выражениях
  • Эти 5 строк сочиняют по особым правилам, в строгом порядке.
1 строка - ключевое слово, определяющее синквейн. 2 строка – два прилагательных, характеризующие данное понятие. 3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы. 4 строка – фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме. 5 строка- обычно одно слово, вывод, в котором человек выражает свои чувства связанные с данным понятием
  • 1 строка - ключевое слово, определяющее синквейн.
  • 2 строка – два прилагательных, характеризующие данное понятие.
  • 3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
  • 4 строка – фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме.
  • 5 строка- обычно одно слово, вывод, в котором человек выражает свои чувства связанные с данным понятием
 Пример 1 истина 2 вечная, удивительная 3 бежит, волнует 4 загадочная неизвестность 5 истина - поиск

Пример

  • 1 истина
  • 2 вечная, удивительная
  • 3 бежит, волнует
  • 4 загадочная неизвестность
  • 5 истина - поиск
Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!