«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ ТРИЗ И РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»
учитель начальных классов
МКОУ «ООШ с. Курджиново»
Барановская Галина Петровна
ТРИЗ
Теория
Решения
Изобретательских
Задач
Цель:
- развитие интереса к предметам
- овладение новым способом
решения задач
- формирование и развитие способностей учащихся необходимых для выполнения творческой деятельности.
У педагога, использующего ТРИЗ , дети занимаются с увлечением и без перегрузок осваивают новые знания, развивают речь и мышление
ТРИЗ
ТРИЗ — теория решения изобретательских задач, начатая Генрихом Сауловичем Альтшуллером и его коллегами в 1946 году.
Основа ТРИЗ – это функционально-системный подход. Выявляя причинно-следственные связи и обнаруживая скрытые зависимости, системный подход выступает в качестве инструмента для анализа ситуаций и объектов, а также дает возможность организовать информацию и делать выводы.
Игра «ПАУТИНКА»
- Цель: учить находить даже самые тонкие, невидимые связи, соединяющие на первый взгляд предметы, явления.
Например: сено и авторучка
1.Авторучка выпала и затерялась в сене.
2.Идею создания авторучки изобретателю подсказала соломинка с водой внутри.
СОЧИНЕНИЕ ЗАГАДОК
С помощью признаков и действий можно придумывать загадки про разные предметы
- по признакам: диназавр какой? – страшный, опасный, дикий ,огромный и т.д. Что такое же? (сон,огонь,кабан,слон)
Вставьте слова- связки «… но не »
или «… а не »
2. по действиям: придумать объект, какие действия выполняет, какие объекты выполняют те же действия.
Вставьте слова-связки «… но не » или
«… а не »
Например: самолёт
Летает, а не муха
Гудит, а не пылесос
Оставляет след, а не мел.
ПРИДУМЫВАНИЕ МЕТАФОР
1. Что? (выбрать объект) - ЛУНА
2. Что делает? (действие) - СВЕТИТ
3. На что похож? (выбрать другой объект, совершающий такое же действие) – ФОНАРИК
4.Где? (назвать место, где обычно находится первый объект) - НЕБО
5. Пункт 4 (прилагательное) + пункт 3 (существительное) = метафора
ЛУНА – НЕБЕСНЫЙ ФОНАРИК
Модель “Создай паспорт” для систематизации, обобщения полученных знаний; для выделения существенных и несущественных признаков изучаемого явления; создания краткой характеристики изучаемого понятия, сравнения его с другими сходными понятиями (русский язык, математика, окружающий мир, литература).
- Обязательно создаем паспорт литературного героя. Например, вот такой паспорт можно создать, изучая произведение П.П. Ершова «Конек-Горбунок»:
- Имя – Иван
- Автор (создатель) – П.П. Ершов
- Прописка – русская сказка «Конек-Горбунок»
- Где живет – в град-столице
- Кем служит – конюхом у царя
- Особые приметы – смелый, хитрый, любопытный, выполняет все приказания царя, не прилагая особых усилий (помогает ему во всем конек Горбунок)
- Опорные слова для паспорта выбираются самими школьниками
Фрагмент урока «Правописание мягкого знака на конце имен существительных»
(использование да-нетки для формирования темы урока, повторения пройденного материала)
1. Стадия вызова:
Я загадала слово. Оно есть среди слов, записанных на доске. Отгадав его, вы сможете узнать тему нашего урока. Я вам буду подсказывать, отвечая на ваши вопросы, но отвечать я могу только да или нет.
На доске:
беречь, туч, ключ, ночь, дочь, задач, свеч, вещь, лещ, мышь, карандаш, молодёжь, багаж, испечь, стеречь
Спишите, заменяя выделенные слова синонимами
В сентябре у нас стоит хорошая погода. Дождливых дней почти не бывает. Весело светит солнце. Золотом горят деревья. Казалось, что они собираются на весёлое торжество и надевают свои наряды. В воздухе ощущается какая-то особая, бодрящая свежесть.
Слова для справок: ненастные, прекрасный, радостно, праздник, чувствуется.
Закончите предложения
Ребята были в лесу. Вдруг слы… во… ёлочки кто-то … . Там … ! Напала Жучка на …. . Да не тут … ! Наколола она нос и … .
Исправьте предложения:
- Ёж смотался в клубок.
- Я уже ездил на самолёте.
- Мы готовились встречать пернатых птиц.
- Речка замёрзла льдом.
- Меня пробудил мой папа.
Вставьте словарные слова
- Не велик . . . , да краснеет нос.
- . . . любит чистоту.
- Чужбина — калина, родина — . . .
- . . . человек добро помнит.
мороз
Посуда
малина .
. . . . . .
. . . . . .
Русский
Вставить прилагательные
- Незаметно прошло ( жаркое ) лето. По небу поплыли ( серые ) тучи. Как сквозь сито, засеял из них ( холодный ) дождь. На поверхности луж плавают ( разноцветные ) листья. В кустах готовится к зиме ( колючий ) ежик. Он натаскал в ямку траву, листья, мох, устроил себе ( теплое ) гнездо. Ветер шуршит ( сухими ) листьями. Всю землю скоро покроет ( белый ) снег.
Чем мечтают стать некоторые предметы?
- веник мечтает стать ...
- мыльный пузырь ...
- перышко ...
- огородное чучело ...
- снежная баба ...
Игра «Сочините последнюю строчку в стихотворении»
Сел на ветку снегирек.
Брызнул дождик - он промок,
Ветерок, подуй слегка,
( Обсуши нам …
Синквейн
- Это стихотворение, состоящее из 5 строк, в котором человек высказывает свое отношение к чему-либо, кому-либо.
- Синквейн требует синтеза информации и материала в кратких выражениях
- Эти 5 строк сочиняют по особым правилам, в строгом порядке.
- 1 строка - ключевое слово, определяющее синквейн.
- 2 строка – два прилагательных, характеризующие данное понятие.
- 3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
- 4 строка – фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме.
- 5 строка- обычно одно слово, вывод, в котором человек выражает свои чувства связанные с данным понятием
Пример
- 2 вечная, удивительная
- 3 бежит, волнует
- 4 загадочная неизвестность
- 5 истина - поиск
Спасибо за внимание!