СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование проблемно - деятельнстного метода обучения в практике учителя начальных классов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проблемно-деятельностный метод обучения – это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника. 

Просмотр содержимого документа
«Использование проблемно - деятельнстного метода обучения в практике учителя начальных классов»

Использование проблемно - деятельнстного метода обучения в практике учителя начальных классов

Всё, что я знаю, я знаю, для чего мне это надо

и где и как я могу это применить.

Проблемно-деятельностный метод обучения – это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника. При проблемно-деятельностном подходе к обучению преподаватель не сообщает готовых знаний, а организует учеников на их поиск: понятия, закономерности, теории познаются в ходе поиска, наблюдения, анализа фактов, мыслительной деятельности, результатом чего является знание. Задача системы образования состоит не в передаче объема знаний, а в том, чтобы научить учиться. 

«…не давать образцов, ставить ребенка в ситуацию, где его привычные способы действия с очевидностью непригодны и мотивировать поиск существенных особенностей новой ситуации, в которой надо действовать – вот основания нетрадиционной педагогики, основанной на психологической теории учебной деятельности…» Г. А. Цукерман, доктор психологических наук 

Каждый учитель подтвердит, что дети лучше усваивают не то, что получили готовым и зазубрили, а то, что открыли сами и выразили по-своему. Учитель лишь направляет эту деятельность и в завершение подводит итог, давая точную формулировку новых знаний и знакомя с общепринятой системой обозначения. Таким образом, новые знания приобретают для детей личностную значимость. На таких уроках ребята больше думают, чаще говорят, активнее формируют мышление и речь. Они учатся отстаивать собственную позицию, рискуют, проявляют инициативу, и в результате вырабатывают характер.

Этапы проблемно-деятельностного обучения


Действия учителя

Действия ученика

1. Создаёт проблемную ситуацию

Осознаёт противоречия в изучаемом явлении.

2. Организует размышления над проблемой и её формулировкой.

Формулирует проблему

. 3. Организует поиск гипотезы- предположительного объяснения обнаруженных противоречий

Выдвигает гипотезы, объясняющие явления.

4. Организует проверку гипотезы.

Проверяет гипотезы в эксперименте, решении задач, анализе и т. д.

. 5. Организует обобщение результатов и применение.

Анализирует результаты, делает выводы, применяет полученные знания. 

Методы и приёмы обучения:

-создания игровой ситуации,

-групповые обсуждения,

-эвристическая беседа,

-исследовательская деятельность,

-работа в парах. группах,

создание ситуации успеха,

-создание проблемной ситуации

Известный специалист Д.Треффингер рекомендует нам, занимающимся с детьми, соблюдать следующие правила:

  • Помогайте детям действовать независимо, не давайте прямых инструкций относительно того, чем они должны заниматься.

  • На основе тщательного наблюдения и оценки определяйте сильные и слабые стороны детей; не следует полагаться на то, что они уже обладают определенными базовыми навыками и знаниями.

  • Научитесь не торопиться с вынесением суждения.

  • Приучите детей к навыкам самостоятельного решения проблем, исследования и анализа ситуации.

  • Подходите ко всему творчески.

Модель организации учебного процесса "ОБУЧЕНИЕ через ОТКРЫТИЕ".

 Эффективность обучения через опыт или открытие определяется тем, что больше всего мы полагаемся на самих себя. Наши собственные реакции, наблюдения и понимания являются для нас более важными, чем мнения других людей. Исследования показали, что лучше всего человек обучается через «делание».

Технологические приемы организации учебного процесса.

а) создать в пространстве деятельности ученика значимую для него проблемную ситуацию,

б) наполнить проблемную ситуацию противоречивостью в состоянии исследуемого объекта и создать условия для осознания этого противоречия учеником как проблемы;

в) сформулировать задачу продуктивного (или творческого) типа, вытекающую из осознанной учеником проблемы.

Результативность можно оценить с помощью критериев:

а) наличие у ученика положительного мотива к деятельности в проблемной ситуации

("Хочу разобраться, хочу попробовать свои силы, хочу убедиться смогу ли разрешить эту ситуацию...),

б) наличие у учащихся положительных изменений в эмоционально-волевой сфере

(" Испытываю радость, удовольствие от деятельности, мне это интересно, могу усилием воли концентрировать свое внимание...")

в) переживание учащимися субъективного открытия:

("Я сам получил этот результат, я сам справился с этой проблемой, я! вывел закон..."),

г) осознание учеником усвоения нового как личностной ценности;

("Лично мне это нужно, мне важно научиться решать эти ситуации, мне будут эти знания нужны..."),

д) овладение обобщенным способом подхода к решению проблемных ситуаций: анализом фактов, выдвижением гипотез для их объяснения, проверкой их правильности и получением результата деятельности.

Структура урока

Этап урока

Деятельность на уроке

1.Мотивирование к учебной деятельности

Цель: включение обучающихся в деятельность на личностно-значимом уровне.  Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке. С этой целью на данном этапе организуется его мотивирование к учебной деятельности, а именно: актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности (“надо”); создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность (“хочу”); устанавливаются тематические рамки (“могу”).  Приёмы  работы: учитель в начале урока высказывает добрые пожелания детям,  предлагает пожелать друг другу удачи (хлопки в ладони); учитель предлагает детям подумать, что пригодится для успешной работы, дети высказываются; девиз, эпиграф («С малой удачи начинается большой успех» и др.)

2.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии

Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого обучающегося. Возникновение проблемной ситуации Методы постановки учебной проблемы: побуждающий, подводящий  диалоги; мотивирующий  приём  «яркое пятно» - сказки, легенды, фрагменты из художественной  литературы,  случаи из истории, науки, культуры, повседневной жизни, шутки и др.)

3.Постановка учебной задачи

Цель: обсуждение затруднения («Почему возникли затруднения?», «Чего мы ещё не знаем?»)   На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины затруднения. Для этого учащиеся должны: восстановить выполненные операции и зафиксировать (вербально и знаково) место - шаг, операцию, где возникло затруднение; соотнести свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.) и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения - те конкретные знания, умения или способности, которых недостаточно для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.

4.Открытие нового знания (построение  проекта выхода из затруднения)

 На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства - алгоритмы, модели и т.д. Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего, а затем и с помощью исследовательских методов.

5.Первичное закрепление

Цель: проговаривание нового знания,  (запись в виде опорного сигнала) фронтальная работа, работа в парах; комментирование, обозначение знаковыми символами;


6.Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу (эталону)

Каждый должен для себя сделать вывод о том, что он уже имеет. Письменно выполняется небольшая по объёму самостоятельная работа (2-3 типовые задания). Самоконтроль, самопроверка.

7.Включение нового знания в систему знаний и повторение

Сначала детям предлагаются задания, которые содержат новый алгоритм, новое понятие. Затем предлагаются задания, в которых новое знание используется  вместе с изученными ранее.

8.Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)

Цель: осознании обучающимися  своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности и всего класса. Вопросы: Какую задачу ставили на уроке? Удалось решить поставленную задачу? Каким способом? Какие получили результаты? Что нужно сделать ещё? Где можно применить новые знания? Что на уроке у вас хорошо получилось? Над чем ещё надо поработать? и другие.

У проблемно-деятельностного метода есть как достоинства, так и недостатки.

Достоинства проблемно-деятельностного обучения:

развивает мыслительные способности учащихся;

ребята больше думают, чаще говорят, активнее формируют мышление и речь.

Учатся отстаивать собственную позицию, , проявляют инициативу,

интерес к учению, творческие силы.

Недостатки:

не всегда можно применять из-за характера изучаемого материала;

неподготовленности учащихся;

требует больше времени, чем на объяснение материала учителем.


Используя данный метод обучения на практике, все лучше понимаешь слова Жан Жака Руссо
«Среди многих боковых тропинок, сокращающих дорогу к знанию, нам нужнее всего одна, которая бы научила нас искусству приобретать знания с затруднениями». 
Именно с затруднениями, так как они мотивируют к познанию, заставляют ученика действовать на уроке. Использование проблемно - деятельностного подхода, включение в учебную деятельность заданий– все это направлено на развитие ребенка. Реализация проблемно - деятельностного подхода многое меняет в жизни ученика и учителя, но самое главное ребенок становится активным деятельным человеком.