СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование программируемого робота bee-bot «умная пчела» в работе с детьми с овз

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программируемый напольный робот Bee-Bot прекрасно подходит для применения в дошкольной организации. С помощью данного устройства дети могут с легкостью изучать программирование, задавая роботу план действий и разрабатывая для него различные задания (приключения).

Просмотр содержимого документа
«Использование программируемого робота bee-bot «умная пчела» в работе с детьми с овз»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОГРАММИРУЕМОГО РОБОТА BEE-BOT «УМНАЯ ПЧЕЛА» В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

В. В. Быстрова

МБ ДОУ № 29 г. Краснотурьинск



Одной из задач коррекционно-образовательной работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, является создание оптимальных условий для реабилитации и развития тех качеств и навыков, которые необходимы для социальной адаптации детей. Развитие детей в соответствии с требованием времени, для их социализации в современном обществе невозможно представить без использования современных технических средств обучения - интерактивного оборудования.

Для детей с ОВЗ предметно-практическое обучение (системно - деятельностный подход) имеет особое значение. Дети с речевыми нарушениями в большей степени нуждаются в том, чтобы занятия были интересными и увлекательными, им нужна дополнительная мотивация, большая наглядность. Поэтому в системе современных информационных технологий использование программируемого напольного робота Bee-Bot «Умная пчела» обеспечивает когнитивное и социально-эмоциональное развитие воспитанников с ОВЗ, позволяет включать детей в социально значимую деятельность, способствует их самореализации.

Эти роботы чрезвычайно популярны и любимы детьми за простое управление и дружелюбный дизайн. Программируемый напольный робот Bee-Bot прекрасно подходит для применения в дошкольной организации. С помощью данного устройства дети могут с легкостью изучать программирование, задавая роботу план действий и разрабатывая для него различные задания (приключения). Работа с Bee-Bot учит 
детей структурированной деятельности, развивает воображение и предлагает массу возможностей для изучения причинно-следственных связей. Использование программируемого робота Bee-Bot, способствует развитию: внимания, памяти, мелкой моторики, развитию мышления и речи, коммуникативных навыков, умения составлять алгоритмы и ориентироваться в пространстве.

На корпусе, стилизованном под пчелу, размещаются яркие кнопки, позволяющие программировать робота. Память пчелы рассчитана на запоминание последовательности длительностью до 40 шагов. Если запрограммированное действие выполнено верно, то у пчелы-робота загораются глаза и воспроизводится звуковое подтверждение выполненного действия. Эта игрушка соответствует требованиям безопасности, имеет эстетичный внешний вид, отвечает психолого-педагогическим требованиям к играм и игровому оборудованию. Также существует дополнительное оборудование к мини-роботу – коврики (поля). Они позволяют придумать "Пчелке" разные приключения. Игровые поля-коврики размечены на квадратные секторы, стороны которых равны одному шагу робота.

В процессе коррекционно – развивающей работы с использованием «Умной пчелы» учитываются следующие принципы:

-принцип системности. Работа должна проводиться в течение всего учебного года учителе-логопедом и воспитателем, при гибком распределении содержания, в неразрывной последовательности так, чтобы все знания и умения, полученные детьми в процессе работы, закреплялись в регулярной и систематической дальнейшей деятельности.

-принцип доступности. Подбор заданий с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, уровня их развития.

-принцип наглядности и интерактивности.

Использование «Умной пчелы» на занятиях позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом, а не пассивным объектом педагогического воздействия - это способствует осознанному усвоению знаний дошкольниками. Применение программируемого робота Bee-Bot позволяет моделировать различные ситуации. Игровые компоненты, включенные в коррекционно-развивающую деятельность, активизируют познавательную и речевую активность и усиливают усвоение материала.

Весь процесс обучения состоит в том, что ребенок совместно с педагогом, а затем самостоятельно занимается разработкой заданий для устройства и назначает ему путь передвижения, что помогает в развитии воображения и учит планированию. Кроме этого, с помощью специальных плакатов, прибор будет очень полезен для развития пространственной ориентировки, для обучения грамоте, для изучения математических представлений, для развития речи, что немаловажно для детей с тяжёлыми нарушениями речи.

Например, с помощью коврика «Цвета и формы» дети актуализируют знания об основных цветах спектра и геометрических фигурах. Примеры заданий:

- по заданной схеме запрограммировать пчелу, чтобы она дошла до определённой фигуры. После выполнения ребёнок проговаривает, через какие фигуры прошла пчела и какого цвета они были;

- ребёнок продумывает и программирует ход пчелы до указанной педагогом и выбранной самостоятельно фигуры. По ходу программирования ребёнок комментирует пройденные фигуры (называет форму и цвет).

Коврик «Город» - используется для уточнения и закрепления знаний:

- об городских объектах ( магазины, кафе, дома, почта, библиотека и т.д);

- о правилах дорожного движения (с использованием дорожных знаков).

Мы сами подготовили различные тематические коврики-«поля»:

С помощью коврика «Классификация объектов» дети смогут обобщить свои знания по основным категориям: птицы, посуда, одежда, насекомые, обувь, домашние и дикие животные, мебель, продукты питания. Примеры заданий:

- педагог называет (или показывает) квадрат, в который должна прийти пчела и вместе с ребёнком обсуждает путь, по которому пройдёт робот. После выполнения ребёнок называет все объекты, изображённые в квадрате и классифицирует их в одну категорию;

- педагог называет категорию, и ребёнок программирует путь пчелы до указанного квадрата, затем снова называет другую категорию, и ребёнок вновь программирует пчелу и так несколько раз.

Используя поле «Счет», выполненного в виде дорожки с цифрами, передвигая пчелу, ребенок распознаёт цифры, учит их последовательность и обучение счету от 0 до 10, порядковому счету в пределах 5 (с использованием отрабатываемых слов).

С помощью коврика «Звериная семья» дети актуализируют знания о животных и их детенышах (кошка - котенок, собака - щенок и т.д.).

Коврик «Сказка» помогает ребенку вспомнить последовательность сказки и учит пересказывать её. У ребенка развивается лексико-грамматический строй речи, эмоциональная выразительность, коммуникативные способности (сказки «Теремок», «Гуси – лебеди»).

Ориентируясь на символы коврика «Лого-грамматика», дети называют предмет или объект, в том числе и в уменьшительно-ласкательной форме, описывают его признаки, изменяют слово-название в роде, во множественном числе и во время порядкового счёта.

В дальнейшем будут создаваться игровые поля-коврики, в зависимости от целей и задач педагогов, от деятельности или интересов детей.

Таким образом, мы видим, что использование в логопедической и педагогической практике мини-робота Bee-Bot с детьми ОВЗ будет способствовать решению многих задач: повышение мотивации и индивидуализации обучения детей с ОВЗ, развитие их творческих способностей и создание благоприятного эмоционального фона, развитие психических процессов, необходимых для интеллектуальной и речевой деятельности.

Коррекционно - развивающие занятия с использованием робота стали намного ярче и динамичнее, как для детей, так и для педагогов. Благодаря внедрению в деятельность данного оборудования дети активно работают на занятии, у них повышается концентрация внимания, улучшается понимание и запоминание материала. Обучение детей дошкольного возраста становится более привлекательным и захватывающим.

Данная игрушка обладает значительным педагогическим потенциалом, но следует отметить, что игры с роботом-пчелой следует проводить в комплексе с другими развивающими и обучающими занятиями. Только в этом случае, возможно, получить положительный эффект.


Литература


1. Нищева Н.В., Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет). СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006. – 352

2. Образовательная робототехника. [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://robot.edu54.ru/content/188, 15. 09.2014 

3. Тандалова А.Н. «Развитие пространственной ориентации дошкольника посредством мини-робота BEE - BOT» [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://1.vospitately.ru/publikacii-vospitateley/fevral/no-2012-master-klass-razvitie-prostranstvennoy-orientacii-doshkolnika-posredstvom-mini-robota-bee-bot/, 06.02.2017

4. Тетерина С.Ф. Технические средства обучения, применяемые с детьми с ограниченными возможностями здоровья. [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/nachalnaja-shkola/korrekcionnoe-obuchenie/189996-tehnicheskie-sredstva-obuchenija-primenjaemye.html, 29.02.2016

5. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи. Учебно-методическое пособие. /Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова. М.: Изд-во Гном и Д. 2000. 128с.