Использование программного обеспечения интерактивной доски для повышения эффективности образовательного процесса.
Кудравец С. В., учитель биологии
Школа, являясь одним из главных институтов общества, первой ощущает на себе все изменения, происходящие в нем. Социальный запрос школе, определенный современным обществом говорит о том, что необходимы люди с новым мышлением, умением самостоятельно ставить цели, находить пути их достижения. Развитие ребенка становится ключевым определением обучения. Изучение биологии в общеобразовательной школе направлено не только на усвоение определенной суммы знаний, но и на развитие личности ученика. Использовании компьютерных технологий позволяют ученику непосредственно принимать участие в построении учебного процесса, осуществляется прочное и осознанное усвоение содержания учебных предметов, а также развитие у школьников логического мышления, творческой активности, речевых способностей, умения самостоятельно работать и интеллекта в целом.
Использование возможностей интерактивной доски на уроках биологии
На этапе объяснения нового материала использую следующие виды учебной деятельности:
1. Цветные рисунки и фото. Цветные рисунки и фото позволяют расширить иллюстративный ряд, придать ему большую эмоциональность, приближенность к реальной жизни. Использование интерактивной доски на уроках позволяет при объяснении нового материала использовать большой иллюстративный материал, что способствует лучшему усвоению материала.
2. Слайд-шоу - сменяющиеся иллюстрации (фотографии, рисунки) с дикторским сопровождением. Использование слайд-шоу при объяснении нового материала дает возможность более наглядно проиллюстрировать новый материал, привлечь внимание учащихся. Особенно полезны слайд-шоу при изучении многообразия живых организмов различных систематических групп, так как позволяют иллюстрировать богатый живой мир.
3.Видеофрагменты - видеофильмы для иллюстрации механизмов тех или иных биологических процессов, в том числе и микромира
4. Мультимедийные презентации. На этапе объяснения нового материала презентация играет роль сопровождения объяснения нового материала. При составлении презентации я придерживаюсь следующих требований к презентациям:
* слайды не должны быть перегружены текстом, лучше разместить короткие тезисы, даты;
* иллюстрации должны быть реалистичными;
* наиболее важный материал выделяю ярче, оригинальнее для включения ассоциативной зрительной памяти;
* слайды не должны быть перегружены анимацией, так как это отвлекает внимание учащихся.
Использование интерактивной доски на этапе закрепления полученных знаний. На уроках биологии для закрепления полученных знаний кроме традиционных методов применяю программу SMART Notebook. На этом этапе я предлагаю учащимся ряд заданий разного типа.
Задания «Сортировщик по категориям – текст» позволяют сравнивать 2-3 объекта, находить общие и отличительные черты. Данный вид работы позволяет закрепить знания учащихся и отработать умения определять признаки живых организмов.


Задания «Сортировка вихрей – текст» и «Сортировка вихрей – изображения» Эти задания, вызывают интерес у всех учащихся. Позволяют в игровой форме закрепить полученные знания.

Задания «Тест» Компьютерные технологии позволяют анализировать, сохранять и обрабатывать задания, где требуется один или несколько вариантов ответа из предложенных. Такие задания помимо текста могут содержать рисунки, а также фотографии, видео- и анимационные фрагменты. Выполнение учащимися таких заданий позволяет закрепить полученные ими знания по изучаемому материалу. Применение электронных образовательных ресурсов для закрепления материала позволяет сделать этот этап более привлекательным для учащихся и удобным для меня.

Задания «Подбор ключевого слова» позволяет лучше усвоить изучаемую тему, развивает у учащихся способность внимательно работать с текстом, анализировать полученные знания, выделять главное, систематизировать материал.

Задания «Анализ заданных признаков» учащимся предлагаются различные признаки, из которых необходимо выбрать только те, которые подходят для изучаемого объекта. Умение выбрать необходимое дает возможность лучше усвоить материал.

Создание и редактирование таблиц Интерактивные таблицы - данный вид работы очень удобен при наличии интерактивной доски. При заполнении таких таблиц один учащийся выходит к доске, а остальные фиксируют таблицу в тетрадь. Интерактивные таблицы также можно использовать для фронтальной работы, в этом случае заполнение таблицы происходит устно.

Работа с биологическими викторинами - позволяют в игровой, привлекательной для учащихся, форме отработать и закрепить знания по предложенной теме.


В настоящее время обществу необходимы творческие, самосовершенствующиеся, конкурентоспособные личности. Владение информационными и коммуникативными технологиями позволяет человеку уверенно чувствовать себя, дает возможность и создает условия для формирования творческой, самосовершенствующиеся личности. В настоящее время, когда процессы информатизации в обществе постоянно ускоряются, изменяются, современная школа не должна оставаться в стороне.
Компьютер как способ и средство обучения применяется в современной школе многопланово: как обучающее устройство, как тренажер, репетитор, в качестве моделирующего устройства разнообразных ситуаций, как средство аудио и визуальной наглядности, как типография, для создания раздаточного материала.
Использование компьютеров в учебной и внеурочной деятельности позволяет решить следующие проблемы: индивидуализация и дифференциация обучения; мотивация обучения; избежание трудностей при работе с печатными пособиями; дефицит времени; активизация самостоятельной работы учащихся. Процесс обучения биологии в современных условиях требует нового типа организации образования, а значит, изучения тех инновационных процессов, которые опираются на гуманизацию, демократизацию, технологизацию и реализацию инновационных стратегий в ситуации компьютерного обучения.
Использование интерактивной доски на уроке биологии позволяет мне сделать урок нетрадиционным, ярким, насыщенным. На уроках биологии применяю программы SMART Notebook, POWER POINT, что позволяет подготовить и демонстрировать дополнительную информацию на уроке.
Какие именно средства буду применять на уроке при обучении биологии определяю целью и задачами урока, содержанием и последовательностью подачи учебного материала. Важно отметить, что я использую на уроках биологии и традиционные методы устного опроса, как условия развития устной и письменной речи учащихся. ИКТ должны использоваться как элементы на уроке. И далеко не все уроки целесообразно проводить с использованием ИКТ. Каждое средство обучения обладает определенными возможностями и дополняет другие средства, не заменяя их. Поэтому необходимо комплексное использован средств обучения. Использование ИКТ на уроках биологии — это средство повышения эффективности образовательного процесса.