СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование проектного метода в экономическом воспитании дошкольников

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье описано как можно использовать проектный метод в экономическом воспитании детей.

Просмотр содержимого документа
«Использование проектного метода в экономическом воспитании дошкольников»

В.С. Ридецкая

воспитатель

МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 9 «Аленушка»,

г. Коряжма



«Использование проектного метода

в экономическом воспитании старших дошкольников»



Актуальность проблемы экономического воспитания определяется социальным заказом общества. В Законе «Об образовании» Российской Федерации и «Концепции дошкольного воспитания» подчеркивается приоритет общечеловеческих ценностей. Поэтому в условиях становления рыночной экономики и развития современного российского общества становится значимым экономическое воспитание подрастающего поколения. Современные новые экономические условия диктуют необходимость воспитания с дошкольного возраста самостоятельных, активных, деятельных, трудолюбивых, экономически грамотных, высоконравственных, гуманных людей, что является базой дальнейшей жизнедеятельности личности.

Одной из важнейших задач дошкольной педагогики является обучение детей азам экономики, формирование экономических представлений. Это обусловлено переменами в социальной жизни всех членов общества (включая детей дошкольного возраста), значимостью подготовки ребенка к жизни, правильной ориентации его в происходящих экономических явлениях, а так же необходимости преемственности в изучении экономики между первыми ступенями образовательной системы – детским садом и школой. Дошкольник и экономика лишь на первый взгляд кажутся слишком далекими друг от друга. Область экономической действительности – одна из жизненно важных областей, в которую ребенок «включается» с детских лет.

Именно в дошкольном возрасте у детей приобретается первичный опыт ориентировки в элементарных экономических явлениях, формируется основа в создании будущего экономического мышления.

Насыщение жизни дошкольников элементарными экономическими сведениями способствует развитию у них предпосылок реального экономического мышления, что сделает этот процесс более осознанным.

Экономическое воспитание дошкольников надо начинать не позднее пяти лет, так как это сложный и многоплановый процесс, который формирует мировоззрение, отношение к предметному миру и окружающей действительности, воспитывает положительные черты характера.

По исследованиям Сасовой И.А., установлено, что у дошкольников в активном словаре должно быть свыше 25 экономических понятий. Это, прежде всего понятия, связанные с трудовыми процессами (материалы, предметы труда, изделия, индивидуальный и коллективный труд, рабочее место, рабочее время и др.), с финансовыми категориями и понятными для детей операциями с ними (цена, деньги, обмен, торговля, покупать, больше – меньше, выгодно – невыгодно, зарплата, премия и др.) Дети 5 – 6 лет ориентируются в разнообразной привлекательной рекламе.

Процесс экономического воспитания реализуется через различные формы его организации: решение проблемной ситуации, чтение художественной литературы, дидактические игры, логические и арифметические задачи, задачи-шутки, выполнение задания по рисунку, занятия (в том числе с математическим содержанием)

Одним из перспективных методов является метод проектной деятельности. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества.

Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник еще в начале нынешнего столетия в США. Его называли также методом проблем и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником В.Х. Килпатриком. Дж. Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании. Отсюда чрезвычайно важно было показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Для этого необходима проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания, новые знания, которые еще предстоит приобрести. Педагог может подсказать источники информации, а может просто направить мысль ребенка в нужном направлении для самостоятельного поиска. Но в результате дети должны самостоятельно и в совместных усилиях решить проблему, применив необходимые знания подчас из разных областей, получить реальный и ощутимый результат. Вся работа над проблемой, таким образом, приобретает контуры проектной деятельности. Разумеется, со временем идея метода проектов претерпела некоторую эволюцию. Родившись из идеи свободного воспитания, в настоящее время она становится интегрированным компонентом вполне разработанной и структурированной системы образования. Но суть ее остается прежней - стимулировать интерес учащихся к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность, предусматривающим решение этих проблем, умение практически применять полученные знания.

Основной целью проектного метода в дошкольных учреждениях является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

Задачи развития: · обеспечение психологического благополучия и здоровья детей; · развитие познавательной активности; · развитие творческого воображения; · развитие творческого мышления; · развитие коммуникативных навыков.

В ходе работы над проектами по экономическому воспитанию дети закрепили материал по нескольким темам – товар, реклама, деньги, труд, торговля.

Большая роль в создании проектов принадлежит родителям.

Так родителями совместно с детьми были разработаны несколько информационно – практико - ориентированных проектов на тему «Магазин моей мечты». В ходе работы над проектами по экономическому воспитанию использовался проблемный поиск, работы были самостоятельными и коллективными совместно с родителями.

Перед родителями была поставлена задача – узнать у своего ребенка, каким он видит магазин его мечты: обсуждение в ходе беседы вопросов о том, что такое товар, группы товаров, витрина, продавец, касса. Что делают люди в магазине? Как надо детям вести себя в магазине? Выделение личных предпочтений.

Следующий этап работы над проектом - сбор иллюстративного и познавательного материала с использованием книг, учебных пособий, журналов.

Оформление папки по проекту: аппликация вывески магазина, коллаж здания магазина, работа над рекламным текстом и внешним оформлением витрин.

На заключительном этапе проекта дети рассказывали о том, каким я вижу магазин моей мечты детям детского сада.

Когда дети пошли в первый класс, совместно с учителем Григорьевой Татьяной Леонидовной проект «Магазин моей мечты» перерос в проект «Школьный магазин моей мечты». На конкурсе проектов в школе он занял 3 место, а на городском конкурсе проектов – 2 место.

Использование проектного метода в экономическом воспитании детей старшего дошкольного возраста способствовали:

  • формированию предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

  • развитию умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

  • формированию умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;

  • развитию желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.

Экономическое воспитание приближает дошкольников к реальной жизни, помогает ориентироваться в происходящем, формирует деловые качества личности, что обеспечивает преемственность в обучении между детским садом и школой.



Список литературы

  1. Дошкольникам об экономике: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / Е.Н. Табих. – Минск: Выш. шк., 2007. – 48 с.: ил.

  2. Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые игры и дидактические игры / авт.- сост. Л.Г. Киреева. – Волгоград: Учитель, 2008г. – 169 с.

  3. Кнышова Л.В., Меньшикова О.И., Попова Т.Л. Экономика доя малышей, или Как Миша стал бизнесменом. – М.: Педагогика – Пресс, 1996.

  4. Смоленцева А.А. Введение в мир экономики, или Как мы играем в экономику: Учебно-методическое пособие, - СПб.: «Детство – пресс», 2001.

  5. Смоленцева А.А. Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок. М.: АРКТИ, 2006.

  6. Экономическое воспитание дошкольников: Примерная программа, перспективное планирование, конспекты занятий / Под. ред. Е.А. Курака. – М.: ТЦ СФЕРА, 2002. – 80 с.

  7. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. «Проектная деятельность дошкольников» Изд. Мозаика-Синтез, М – 2009.

  8. Филиппенко А.А., Масленникова О.М. «Экологические проекты в детском саду» Волгоград. Изд. «Учитель» 2008.