СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование проектного обучения при изучении темы «Класс Земноводные».

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Использование проектного обучения при изучении темы "Класс Земноводные"

Просмотр содержимого документа
«Использование проектного обучения при изучении темы «Класс Земноводные».»

Использование проектного обучения при изучении темы «Земноводные».

Тема: «Земноводные».

Тип урока: проектное обучение

Общая часть


Цель урока:


на основе актуализации знаний о земноводных сформировать у учащихся понятия о взаимосвязи особенностей строения с процессами жизнедеятельности, о влиянии условий окружающей среды на жизненный цикл, выявить особенности происхождения этих животных.


Планируемые образовательные результаты:


Личностные

Предметные

Формирование:

-выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению.

-готовности к самообразованию и самовоспитанию.

-адекватной позитивной самооценки.

-адекватного оценивания своих возможностей в достижении цели.

-интеллектуальных умений.

-понимания относительности мнений и подходов к решению проблем.

-основ коммуникации.

Формирование:

- формировать представление детей о разнообразии животного  мира.

- расширить знания детей о Хордовых животных.

- закрепить знания о многообразии, особенности строения и образа жизни животных мира, России и наших краях.


Задачи:


Воспитывающая

Развивающая

-развивать познавательный интерес к окружающему миру путем привлечения занимательного материала;

-развивать логическое мышление, воображение, восприятие, речь;

-развивать способность к наблюдению и творческий потенциал учащихся.

-формирование практических навыков и умений работы с ЭОРами разных типов (информационный, практический, контрольный тип электронного ресурса).

-развивать у учащихся умение анализировать и делать выводы.

-формировать умение применять знания, полученные на уроке, в жизни.

Основные понятия, изучаемые на уроке

Земноводные, амфибии, годовой жизненный цикл, зимовка, оцепенение, головастик.

Вид используемых на уроке средств ИКТ

мультимедийная презентация на тему «Годовой жизненный цикл. Происхождение земноводных», иллюстрации, рисунки, схемы, 2 компьютера для подведения итогов работы, интерактивная доска.

Организационная структура мероприятия


Этап 1. Мотивирование к учебной деятельности.

Цель: заинтересовать учащихся, подвести к формулировке цели мероприятия.

Форма работы: групповая.


Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Добрый день. Желаю вам хорошего настроения на уроке.

Перед школьниками ставится задача: написать страницы учебника по теме «Годовой жизненный цикл. Происхождение земноводных», используя биологические и экологические знания по теме. Изучение нового материала происходит в процессе работы.



Этап 2. Актуализация знаний.

Цель: актуализация имеющихся знаний по организации класса птиц.

Форма работы: работа в малых группах


На предыдущем уроке учитель делит класс на группы, распределяя роли: 3 группы – «авторы – оформители», 4-я группа – «экспертный совет», 5-я группа – «представители издательства». Все группы заранее знакомятся с требованиями к учебникам, которые приведены в приложении №1.Представители «экспертного совета» и «издательства» получают дополнительное задание – познакомиться с фактическим материалом, который получают «авторы – оформители» (приложение №2)

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/c3ed8313-6fd5-600d-8d3b-f6587d7e5079/18-19_11_2003.pdf

., просматривают видеофрагмент http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/000007e8-1000-4ddd-91a0-5400475d4f0b/index.htm

В начале урока, после вводного слова учителя группы получают задание, на выполнение которых отводиться 15-20 минут.

Далее совместно с учителем проводится работа над заданием: отчёт о выполненной работе «авторов – оформителей», защита результатов, оценка их работы «экспертами» и «представителями издательства». На данном этапе работы школьники включаются в дискуссию.

Группа «представителей издательства» получает заказ на издание учебника. Используя презентации, созданные каждой из групп «авторов – оформителей», рекомендации «экспертов», создаётся компьютерный вариант фрагмента учебника, который в дальнейшем распечатывается, и каждый ученик вклеивает его в тетрадь. Эта страничка – итог коллективного труда, где отражены знания учащихся по теме.

Во время работы «экспертной комиссии» и «представителей издательства» учащимся предлагается разгадать кроссворд с применением интерактивной доски.

Земноводные


1. Безногое земноводное с цилиндрическим телом и кожей с ядовитыми железами. Не имеет конечностей, голова маленькая, отсутствуют органы зрения и слуха. Питается беспозвоночными животными.

2. Животное без конечностей. Обитает в почве. На теле имеет до 400 колец. Самка, отложив яйца, обвивает их своим телом и увлажняет выделениями желез.

3. Личинка лягушки.

4. Сравнительно небольшое стройное животное с длинным хвостом. Живет около водоемов, днем скрывается под камнями, ветвями. Кормится червями и насекомыми. Быстро бегает по суше, напоминая ящерицу. Некоторые разновидности разводят в террариумах.

5. Животное длиной до 30 см, из которых около половины приходится на хвост. Личинка этого животного называется аксолотль. Личинка интересна тем, что для превращения во взрослую особь для ней требуется ряд условий. Если личинка не превращается во взрослое животное, то она способна размножаться и в личиночном состоянии. Аквариумный объект.

6. Широко распространенное животное похожее на лягушку, но крупнее и массивнее ее. Сверху часто бурого цвета. Живет во всех лесах и степи. Кожа неровная, бугорчатая, «бородавчатая».

7. Животное обитает в прудах, озерах, канавах на юго-востоке Соединенных Штатов. Имеет угревидное тело длиной до 90 см. Передние конечности небольшие, слабые, а задние отсутствуют совсем.

8. Представитель земноводных, интересный своей особенностью размножения. На спине этой лягушки равномерно распределены ячейки, в которое помещаются оплодотворенные икринки. Сверху ячейки покрыты кожистой крышечкой. Сформировавшееся молодое животное разрывает ячейку и покидает ее.

9. Небольшое земноводное из отряда хвостатых. Длина тела 7-11 см. При этом половина длины тела приходится на хвост, сжатый с боков. Обитает приемущественно в воде. Распространенный обитатель террариумов.

10. Животное длиной около 4 см. Снизу желтовато-белого, сверху ярко-зеленого цвета. Большую часть жизни проводит на деревьях, кустах, высоких травянистых растениях.


















































Этап 3. Физкультминутка

Цель: повысить умственную работоспособность детей


Раз, два, три, четыре, пять,

Начинаем отдыхать! (потянуться)

Спинку бодро разогнули,

Ручки кверху потянули!

Раз и два, присесть и встать,

Чтобы отдохнуть опять.

Раз и два вперед нагнуться,

Раз и два назад прогнуться. (движения стишка)

Вот и стали мы сильней, (показать «силу»)

Здоровей и веселей! (улыбнуться друг другу)

Учащиеся слушают и делают упражнения




4 этап. Основная часть. активизировать и систематизировать знания учащихся


Задания для «авторов-оформителей»

  1. Из данного учителем фактического материала смонтировать страницу учебника, которая представляет собой текст с иллюстрациями и ссылками в тексте.

  2. Подобрать по теме параграфа материал для любознательных.

  3. Составить в конце параграфа вопросы для закрепления темы.

  4. Подготовиться к выступлению перед «экспертным советом» и «представителями издательства».

Задания для «экспертного совета»

  1. Составить развёрнутый план по прочитанному заранее фактическому материалу.



  1. Подготовиться к оценке работы «авторов – оформителей» с позиций:

- Научности - найти ошибки в материале, представленном в экспертный совет, задать, если необходимо вопросы, уточняющие размножение, развитие и происхождение земноводных;

- Оформлениядостаточно ли доступно изложен материал параграфа, есть ли вопросы по проверке знаний, содержит ли текст иллюстрационный материал и раздел для любознательных.

  1. Выслушать рассказ «авторов-оформителей» о проделанной работе, вынести решение о доработке материала либо о его выходе в издательство.

Задания для «представителей издательства».

  1. Выработать образец выполнения шмуцтитула.

  2. Выслушать авторов-оформителей и экспертный совет, вынести решение о печати данного параграфа.

  3. Выполнить к следующему уроку компьютерный вариант страниц учебника.



Групповая работа над заданием состоит из следующих этапов:

* Работа с источником информации: учащиеся анализируют фактический материал, располагают его последовательно соответственно плану изучения темы «Земноводные», который включает:

1 – влияние сезонных изменений в природе на жизнь земноводных;

2 – размножение земноводных;

3 – развитие земноводных;

4 – происхождение земноводных;

* Оформление результатов;

* Подготовка выступлений.










Этап 5. закрепление.

Цель: закрепление полученных знаний.

Форма работы: индивидуальная


Защита проекта



Этап 6. Рефлексия учебной деятельности.

Цель: самооценка собственной деятельности на мероприятие.

Форма работы: групповая.


Анализ полноты достижения поставленной цели и правильность выбора методов ее достижения (цель обучения - способы достижения цели - результат). Происходит обсуждение деятельности группы на уроке (чего удалось достичь, какие сложности возникали, причины их возникновения, что необходимо предпринять в следующий раз для предотвращения сложностей и т.д.) и самоанализ деятельности учащихся (наиболее трудные и наиболее интересные моменты урока, что получилось хорошо, что не получилось или получилось с трудом).

Построение теории об использовании полученных знаний в жизни.


Оценивают степень достижения цели, поставленной в начале урока.

Отмечают наиболее трудные и наиболее интересные моменты урока.


Этап 7. Итог

Сравнительный анализ и выделение наиболее важной информации, полученной на уроке (чем пополнили багаж знаний).


Оценивают степень достижения цели, поставленной в начале урока.


Этап 8. Домашнее задание.

Цель: закрепление и углубление знаний по теме размножение организмов

Форма работы: индивидуальная.