Использование проектной деятельности во внеурочной деятельности с целью удовлетворения особых образовательных потребностей учащихся начальных классов специальной (коррекционной) школы
В последнее время произошло резкое увеличение количества обучающихся специальных школ со сложной структурой дефекта и грубо выраденными нарушениями.
За период с 2011 по 2013 год 22 % детей от общего числа обучающихся школы-интерната № 115 имеют сложную структуру дефекта. Изучение клинического анализа показывает, что среди учеников второго класса начальной школы – 8,33% составляют дети с синдромом Дауна, 25% с расстройством аутистического спектра, 13% с выраженной интеллектуальной недостаточностью, 87% с осложнённой олигофренией; у 4,1% диагноз умственная отсталость отягощён детским церебральным параличом. Половина учащихся вторых классов являются инвалидами детства.
Поэтому одним из приоритетных направлений специального (коррекционного) обучения детей с нарушениями интеллекта являются обеспечение для них таких условий, в которых «они могут реально реализовать свой потенциал, удовлетворить, как общие, так и особые образовательные потребности, заданные характером нарушения психического развития». Для максимальной индивидуализации образовательного процесса в школе, используются инновационные подходы при организации как урочной, так и внеурочной деятельности.
Опыт показал, что во внеурочной деятельности с учениками начальной школы эффективен метод проекта. Метод проекта – это одна из личностно-ориентированных технологий, в основе которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, развитие умения ориентироваться в информационном пространстве.
Следует отметить, что организация проектной деятельности в коррекционной школе ориентирована на психофизические возможности учащихся с недостатками интеллекта и реализуется при активном участии родителей, как субъектов образовательного процесса.
Наблюдая за учащимися начальной школы, их родителями, проведя мониторинг уровня школьной мотивации и определения стиля семейного воспитания, мы выявили следующие закономерности:
низкий уровень педагогических знаний родителей негативно сказывается на формирование учебной мотивации учащихся;
отсутствие в семье партнёрских отношений в паре родитель-ребёнок способствует повышению уровня школьной тревожности;
родители неадекватно оценивают своего ребёнка, предъявляя ему завышенные или заниженные требования, тем самым формируя у него неадекватную самооценку.
Для повышения мотивации к учебной деятельности, закрепление знаний, полученных за учебный год, раскрытия творческого потенциала обучающихся, максимального вовлечения родителей во внеурочную деятельность в конце первого года обучения в начальной школе нами был разработан и реализован проект «Летний букварь».
Наблюдая положительную динамику по результатам реализации проекта «Летний букварь», в школе был разработан и реализован современный педагогический детско-родительский проект «Летний журнал».
Актуальность проекта. Создание инновационных педагогических условий для развития коррекционно-образовательного процесса, опираясь на концепцию Специального федерального государственного стандарта.
Цель проекта. Удовлетворение, как общих, так и особенных образовательных потребностей учащихся начальных классов заданных характером нарушения психического развития.
Задачи проекта:
повышать мотивацию к учебной деятельности обучающихся начальных классов, используя личностно-ориентированный подход;
закреплять у учащихся знания, полученные за прошедший учебный год;
создать условия для образования ситуации успеха у каждого учащегося путём разработки индивидуальных заданий, учитывая ЗУН находящиеся в зоне ближайшего и актуального развития;
Проект реализовывался в 4 этапа.
1 этап – подготовка проекта.
Разработка групповых и индивидуальных планов работы. Деление на группы в зависимости от уровня усвоения учебной программы и индивидуальных особенностей. Постановка задач для группы. 1 группа – «Я читаю». Создание альбома по прочитанным произведениям, рекомендованным для внеклассного чтения. 2 группа- «Чистоговорки». Создание альбома чистоговорок на проблемные звуки. 3 группа – «Летний букварь». Создание или продолжение прошлогоднего альбома букв.
Слайд 9
2 этап – организация проекта. Индивидуальные консультации педагогами (В том числе логопедом и психологом) родителей и детей. Выбор темы подпроекта, корригирующий причины школьных затруднений, адаптированной к индивидуальным особенностям, интересам ребёнка, учитывающий ресурсы семьи. 3 этап реализация проекта. Создание родителями и детьми конечного продукта. 4 этап презентация продукта, подведение итогов. Проведение отчётного концерта по проекту «Летний журнал». Индивидуальные презентации альбомов. Сравнительный мониторинг результатов реализации проекта. Проведение родительского собрания на тему «Что дал вашей семье проект «Летний журнал».
Необходимо отметить, что 4 этап очень важен для формирования коммуникативных компетенций учащихся, а также помогает создать полную картину выполненной работы. Представление проекта и оценка его результатов происходила в присутствии всех обучающихся начальной школы. В процессе защиты учащиеся учатся преодолевать страх выступления перед аудиторией.
Результат:
в реализации проекта приняло участие 825 семей, что на 12% выше, чем в прошлом году; активность родителей после реализации проекта повысилась на 45%;
у обучающихся второклассников, которые участвовали в проекте в отличии от тех обучающихся, которые не участвовали значительно улучшились следующие показатели: самооценка стала адекватнее, дети стали более активными, самостоятельными и как следствие успешными, уровень школьной тревожности снизился на 15,7%; также у родителей реализующих проект уровень тревожности снизился на 8,7 %
Т.о. можно сделать вывод, что использование метода проекта позволяет удовлетворить особые образовательные потребности ребёнка с умственной отсталостью и ввести его в культурное пространство.