«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ
ПРОЕКТНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ»
Литературное чтение
Урок-проект
«Стань природе другом!»
По произведениям В.А.Сухомлинского.
Выполнила:
Ильющенко З.Н.
учитель начальных
классов
общеобразовательной
І-ІІІ ступеней №2
г. Тореза
ДНР
УРОК-ПРОЕКТ
Тема урока: Стань природе другом! По произведениям В.А.Сухомлинского.
Цели: формировать УУД:
Личностные: развивать способность выражать свои эмоции, оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей, уметь проводить оценку жизненных ситуаций с точки зрения общепринятых норм и ценностей. Формировать у детей представление о том, что добрый, чуткий человек всегда помогает другим, уважает, заботится, хорошо относится к родным и друзьям, бережет природу.
Регулятивные: учиться высказывать свои предположения на основе предшествующей работы на уроке.
Коммуникативные: умение слушать и понимать других, умение работать в коллективе.
Познавательные: умение находить ответы на вопросы в тексте, делать выводы в результате совместной работы.
Образовательные: продолжать знакомство с произведениями В.А. Сухомлинского.
Метапредметные: уметь высказывать свои мысли, слушать и понимать других, совместно договариваться о правилах работы и выполнять их. Уметь находить ответы на поставленные вопросы, используя свой жизненный опыт и полученную информацию.
Оборудование: портрет В.А. Сухомлинского, произведения из сборника "Сказки школы под голубым небом", иллюстрации, коллаж,
ХОД УРОКА
l. Организационный момент
Звенит звонок. Ребята входят в класс и встают своих мест.
– Здравствуйте, ребята!
– Я рада вас видеть, (читаю стихотворение):
Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Каждый день – всегда, везде,
На уроках и в игре,
Смело, четко говорим
И тихонечко сидим.
– А для того, чтобы у нас на уроке было хорошее настроение и доверительное отношение, давайте улыбнёмся друг другу
II. Сообщение темы и постановка задач урока.
- Сегодня у нас необычный урок. Урок внеклассного чтения по произведениям В.А. Сухомлинского. Тема урока – «Стань природе другом!»
- Скажите, исходя из названия темы, о чём будем мы читать сегодня?
(Ответы детей)
- К сегодняшнему уроку вы дома готовили поделки. Их вы будете использовать, чтобы создать коллаж. Он продемонстрирует нам как изменяется природа, если человек о ней сознательно заботится, оберегает.
- Девиз нашего урока :
Давайте будем беречь природу!
Природа людям – дом родной!
Людям надо непременно
Сохранить свой дом земной –
Ведь у них во всей Вселенной
Нет жилплощади иной. В.Шефнер

- Давайте вместе поставим задачи урока:
1) Прочитать текст.
2) Выделить основную мысль текста.
3) Сделать вывод.
4) Принять участие в обсуждении темы.
5) Создать коллаж.
6) Осознать своё намерение заботы о природе и выполнить его.
III. Актуализация опорних знаний темы.
- Сейчас представители каждой группы к доске прикрепят свои работы.
- Как вы думаете, что это у нас вышло? ( наша улица, наш поселок, наша маленькая родина)
- Ваш дом, улица, посёлок, маленькая родина находится на нашей планете Земля.
- Я сейчас вас познакомлю с удивительным человеком - В.А. Сухомлинским. Это он написал для вас рассказы.
( презентация биографии В.А. Сухомлинского с его фото )
- Каждая группа учеников получила задания . Выполните это задание.
ІV. Актуализация темы
( І группа читает )
Срубили Вербу
Над прудом росла Верба.
В тихие летние утра она смотрела в воду. Листочки ни зашевелятся, ни зашепчут. А когда на Вербу садились птички, листики дрожали. То Верба удивлялась: что это за птичка прилетела?
Однажды пришел к пруду человек с топором. Подошел к Вербе, прицелился, ударил. Полетели щепки. Задрожала Верба, даже застонала. А листочки тревожно спрашивают один у другого: «Что это человек делает?»
Упала срубленная Верба. Онемел пруд, молчит камыш, закричала тревожно птица. Серая тучка закрыла солнце, и все вокруг стало уныло.
Лежит срубленная Верба. А листочки перешептываются и спрашивают у Вербы: «Почему это мы лежим на земле?»
Там, где прошелся топор, Верба заплакала. Чистые, прозрачные слезы упали на землю.
Учитель:
- Какая основная мысль текста?
- Какой вывод вы для себя сделали? (прикрепи рисунок – подпвержение своих намерений.)
ІІ группа - Дуб под окном
Молодой лесник построил в лесу большой каменный дом и посадил дуб под окном.

Шли годы, вырастали у лесника дети, разрастался дубок, старел лесник.
И вот через много лет, когда лесник стал дедушкой, дуб разросся так, что закрыл окно.
Стало темно в комнате, а в ней жила красавица – внучка лесника.
- Срубите дуб, дедушка, - просит внучка, - темно в комнате.
- Завтра с утра начнём, - отвечает дедушка.
Наступило утро. Позвал дедушка троих сыновей да девятерых внуков, позвал внучку-красавицу и сказал:
- Будем дом переносить в иное место.
И пошёл с лопатой копать ров под фундамент. За ним пошли три сына, девять внуков и красавица-внучка.
- Какая основная мысль текста?
- Какой вывод вы для себя сделали? (прикрепи рисунок – подпвержение своих намерений.)
ІІІ группа – Спас лягушат
Была дождливая весна. На улице появилась большая лужа. Петя, ученик третьего класса, видел, как в луже плавали маленькие головастики.
«Откуда они взялись?» — думал он.

После дождей наступило жаркое лето. На небе не было ни одной тучки. Лужа быстро высыхала. Вот уже осталось совсем немного воды. Однажды Петя увидел, как в маленькой лужице, что еще не высохла, собралось десятка два лягушат. Они были маленькие-маленькие.
«Лягушатам жарко,— подумал Петя.— А что же будет, когда лужа совсем высохнет? Они же погибнут».
Пете стало жалко лягушат. И он решил их спасти. Пошел: домой, взял ведро, собрал маленьких лягушат в ведро и отнес их к пруду. Выпустил в воду. Лягушата поплыли.
«Теперь они не погибнут»,— радовался Петя.
- Какая основная мысль текста?
- Какой вывод вы для себя сделали? (прикрепи рисунок – подпвержение своих намерений.)
ІV группа - Как мы нашли в лесу гнездо
Теплым весенним днем мы пошли в лес. Дорогой устали, сели под деревьями отдохнуть. Сидим возле куста. Вдруг Оля тихонько шепчет:
— Смотрите, в глубине куста — гнездо!

Мы увидели рядом, совсем близко, маленькое гнездышко. И птичка сидит в гнезде: маленькая, серенькая птичка. Смотрит на нас красными глазками, будто просит: «Ой, отойдите от меня, не приближайтесь к моему гнездышку».
Мы не могли отвести глаз от маленькой птички. А потом тихонько встали, отошли от куста. Пошли в лесные заросли, сели далеко от гнезда. У нас стало легче на душе: мы не испугали птичку. Она сидит в гнезде и благодарит нас.
- Какая основная мысль текста?
- Какой вывод вы для себя сделали? (прикрепи рисунок – подпвержение своих намерений.)
Физминутка с Серебряшкой
V. Закрепление темы.
- Сейчас ученик вам прочтет часть маленького рассказа а вы должны его закончить.
Стыдно перед соловушкой" В.А. Сухомлинский
Оля и Лида пошли в лес. Они устали и сели на траву отдохнуть и пообедать.
Вынули из сумки хлеб, масло, яйца. Когда девочки поели, недалеко от них запел соловей. Очарованные прекрасной песней, Оля и Лида сидели, боясь пошевельнуться.
Соловей перестал петь. Лида собрала остатки своей еды и хлебные крошки и положила в сумку.
- Зачем ты берёшь с собой этот мусор…..
Дети читают свою версию окончания рассказа
VІ Итог урока.
Рефлексия
- Посмотрите дети, как преодразился наш коллаж, когда у нас возникло желание позаботиться о малениких представителях природы.
Вот вы посадили дерево, цветы, кусты, помогли маленьким животным, в лесу не тревожите птиц, свой мусор уносите с собой из лесу. От этого природа, которая нас окружает становится богаче, красивее. А помните, в начале урока мы говорили – природа наш дом. Наш дом – наша планета. Так давайте своими маленькими делами беречь наш ДОМ!
Просмотр видео ролика ( авторская работа учителя)
- Что вам понравилось на уроке?