СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Использование различных технологий и формирование творческих способностей на занятиях вокального ансамбля «Радуга»

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Различных технологи и формирование творческих способностей  на занятиях вокального ансамбля 

Просмотр содержимого документа
««Использование различных технологий и формирование творческих способностей на занятиях вокального ансамбля «Радуга»»

Использование различных технологий и формирование творческих способностей на занятиях вокального ансамбля «Радуга»

Подготовила учитель музыкального искусства

Макеевской ОШ I-III ступеней № 37

Донецкой области

Лебеденко Анжелика Алексеевна



Макеевка 2016г

«Использование различных технологий и формирование творческих способностей на занятиях вокального ансамбля «Радуга»


Мы живём в особенное время - время перемен. Сейчас нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Ведь только такие личности внесут свою лепту в развитие науки, культуры, промышленности и, тем самым, поднимут престиж страны на должный уровень.

По своей природе дети очень любознательны и полны желания учиться. Для того чтобы они могли проявить свои дарования, нам взрослым нужно умело ими руководить. Каждый ребенок талантлив и имеет свои способности. Но кого-то из них вовремя не заметили, недоучили. Возраст, когда ребенок наиболее открыт и восприимчив к чудесам познания, упускать нельзя. В это время он еще не разучился удивляться богатству и красоте окружающего его мира и многому другому, чему мы, взрослые, разучились радоваться.

Творческие способности свойственны любому нормальному ребенку. Главное – это раскрыть их во время и развить. Конечно, на уроках музыки и занятиях вокального ансамбля, детское творчество не искусство, в большей степени оно представляет собой познавательно-поисковую музыкальную деятельность, ученики сами открывают что-то новое, ранее им неизвестное в огромном мире музыки. На этих занятиях детям необходимо творить и переживать, учиться понимать музыку. Китайская народная мудрость гласит: «Я слышу и забываю. Я вижу и помню долго. Я делаю и понимаю». Когда ребенок понимает, он творит. А для этого ему нужно научиться придумывать что-то, импровизировать и изменять заданное.

Занятия учеников в вокальном ансамбле, выступления на праздниках, конкурсах прекрасно решают многие психологические проблемы общения: застенчивый, неуверенный в себе ребенок может почувствовать себя в центре жизни, а более творческий проявит свое воображение и фантазию в деле. Только в настоящем творческом коллективе дети учатся обнаруживать терпение, выдержку, взаимопонимание и уважение друг к другу, у них развивается умение и желание сделать что-то индивидуально, даже оригинально.

Кроме того, занятия в вокальном ансамбле дают обучающимся возможность развивать воображение, фантазию, мышление, эстетический вкус, способность высказывать свое собственное мнение, а также создают позитивный настрой. В условиях коллективной работы успешно решается проблемная ситуация, предполагающая поисковую деятельность, формируется умение сотрудничать с другими членами коллектива.

Я расскажу о развитии творческих способностей обучающихся на всех этапах работы на занятиях вокального ансамбля.


Первое, с чего я начинаю все занятия – это позитивный настрой, который пронизывает всё занятие. Я считаю, что, только испытывая чувство радости, эмоциональный подъём, полностью доверяя окружающим, с открытой душой, растворяясь в происходящем, можно что-то сотворить.

Итак, мы улыбаемся друг другу, а работая над певческим дыханием, мы вдыхаем радость, добро, красоту, счастье.

Немного остановлюсь на работе над певческим дыханием с новичками. В вокальном ансамбле каждый год приходят новички (3-классники), которые пока ещё не все умеют правильно дышать. Мы все с вами знаем, что красивый звук зависит от правильного певческого дыхания. На занятиях вокала мы с 3-классниками начинаем работу над правильным певческим дыханием.

Вначале своей работы в школе, для научения правильному певческому дыханию, я использую методику, разработанную педагогом-вокалистом Александрой Николаевной Стрельниковой. Эта гимнастика восстанавливает дыхание, голос певцам и чрезвычайно благотворно воздействует на организм в целом:

■ восстанавливает нарушенное носовое дыхание,

улучшает дренажную функцию бронхов

■ положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и лёгочной ткани

■ повышает общую сопротивляемость организма, его тонус; улучшает нервно-психическое состояние.

Когда не хватает времени, то можно для научения правильному певческому дыханию, использовать упражнение «Коробочка с соком».

Когда учащиеся овладели правильным певческим дыханием, мы опускаем этот этап.

Работа над скороговорками преследует важную цель - научиться легко, непринужденно преодолевать встречающиеся дикционные трудности, сложные звукосочетания. Главное внимание обращаю на согласные Р, М, Н, Б, которые должны произноситься особенно четко и ясно, как бы с удвоением, в то же время шипящие согласные нужно пропевать быстро и легко, так как при их артикуляции происходит значительная утечка воздуха. Начинаю работу над скороговорками, так же как и над согласными, в медленном темпе. Каждая скороговорка имеет свою смысловую линию, и можно нафантазировать самые разнообразные оттенки настроения, отношения к тому, о чем говорится в тексте, рисуя себе соответствующие жизненные ситуации. Например, можно разнообразить предлагаемые обстоятельства, представляя себе то погоню, то ласковое обращение к другу, то ликование победителя. При этом одна и та же скороговорка будет интонироваться соответствующим данной ситуации образом.

Очень полезно поначалу тренироваться в беззвучном произнесении скороговорки в медленном темпе. Потом темп постепенно ускорять и выговаривать текст вслух.


Скороговорки

Тренировка согласных: Б - П, В - Ф, Г - К, Д - Т, Х

Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа.

Колпак на колпаке, под колпаком колпак.

От топота копыт пыль по полю летит.

Пришел Прокоп, кипел укроп, ушел Прокоп, кипел укроп.

В поле полет Фрося просо, сорняки выносит Фрося.

Кукушка кукушонку купила капюшоны. Надел кукушонок капюшон, как в капюшоне он смешон.

Ткет ткач ткани на платки Тане.


Тренировка согласных: Л, М, Н, Р.

На дворе трава, на траве дрова. Не руби дрова на траве двора.

Съел молодец тридцать три пирога с пирогом, да все с творогом.

Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.

Королева Клара строго карала Карла за кражу коралла.

Надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать; надо колокол переколоковать, перевыколоковать.

Маланья-болтунья молоко болтала, выбалтывала, да не выболтала.

Орел на горе, перо на орле. Гора под орлом, орел под пером.

Не жалела мама мыла, мама Милу мылом мыла. Мила мыло не любила, мыло Мила уронила.


Тренировка согласных: С, З, Ш, Ж, Ч, Щ, Ц.

У Сени и Сани в сетях сом с усами.

Шестнадцать шли мышей и шесть нашли грошей, а мыши, что поплоше шумливо шарят гроши.

Чешуя у щучки, щетинка у чушки.

Косарь Касьян косой косит косо, не скосит косарь Касьян покоса.

У ежа ежата, у ужа ужата.

Течет речка, печет печка.

Щипцы да клещи - вот наши вещи.


Продолжаем осваивать певческие навыки - переходим к звукообразованию с помощью метода развития певческого голоса, разработанного В.В. Емельяновым. Эта работа плавно переходит в распевание.


Попевки, которые я включаю в распевание, решают сразу несколько задач:

  • подготовка певческого аппарата,

  • расширение диапазона,

  • настройка на исполнение той или иной песни,

  • объяснение и решение вокально-технические задач данной песни,

  • формирование вокально-технических умений,

  • формирование и развитие творческих способностей учащихся

  • позитивный эмоциональный настрой.


Творчество учащихся заключается в…

  • озвучивании правил:

- (барашеньки - крутороженьки) когда мы поём один звук, его всё время нужно держать;

- (до, ре, ми, фа, соль, фа, ми, ре, до) вверх идём шаги большие, вниз идём мы маленькими;

  • сочинении слов попевки:

- радостно живётся в школе нам,

- мне сегодня очень хорошо,

- солнышко, приди сегодня к нам,

- я пойду сегодня в парк гулять,

- я сегодня радостно пою.


Дальше я предлагаю вам игры. Их можно использовать в распевании, а можно на них построить занятие.



  • Игра «Знакомство»:

- знакомясь с новичками, которые приходят в ансамбль каждый год, каждый вокалист поёт своё имя, при этом я обращаю внимание ребят на то, что можно называть-петь полное имя (Юлия) или его короткий вариант (Юля), с первых же опытов озвучивания имен приучаю детей «петь» свое имя как можно выразительнее, передать в звучании голоса свой характер или свое настроение в данный момент.

- продолжаем знакомиться - к имени добавляем какое-то существительное или прилагательное, характеризующее ученика;

- затем добавляем то, что любит делать этот ученик.


В процессе игры ансамбль за учеником поёт своё имя, определение, то, что любит делать ученик. Например: - Юля любит рисовать, Лена испечёт пирог.


Параллельно идёт работа над округлым звучанием, правильным произношением текста, с проговариванием тех правил, которые встречаются.


  • Игра «Вопрос - ответ». Это - музыкальная беседа между учителем и учениками, между парами учеников, между солистом и всем ансамблем. Я предлагает детям стать участниками игры: ученики должны дать музыкальный ответ на мой музыкальный вопрос, придумав мелодию музыкального ответа.


Мои варианты вопросов:

- А какой сегодня день?

- Почему чудесный он?

- Какое настроение сегодня у Алёны?

- Чем Карина огорчена?

В музыкальных вопросах я пытаюсь разнообразить их интонационно-образный строй, ладовую окраску, темп, динамику, использую разные интонации: возгласа, призыва, жалобы, удивления.


  • Игра «Канон». Музыкальная форма, в которой один голос повторяет другой, вступая позже него.

Игроки делятся на группы. Первая группа отстукивает заданный ритм, вторая повторяет то же с отстукиванием на такт позже. В игре принимают участие 2-4 группы. Канон можно выполнять в движении, с различными звучащими жестами.


Динь - дон.


Для работы с этой моделью удобно использовать маленькие (рыболовные) колокольчики. Дети могут, подпевая вам, исполнять на них негромко ритмический рисунок. Полезно применить релятивные ручные знаки З. Кодаи для более точного интонирования мелодии. Они могут быстрее освоить мелодический рисунок, чтобы впоследствии перенести его на глокеншпили (маленькие звонкие металлофоны, похожие по звучанию на колокольчики). Разучивая на инструментах мелодию, распределяю её по одному такту между четырьмя детьми (для этого достаточно даже двух инструментов, т.к. они могут играть по двое на каждом). Затем дети меняются местами, запоминая постепенно всю мелодию.

Встаю с детьми в круг и для каждого из четырёх тактов мелодии придумываю простейшие движения:

  • хлопки – на четверти и шлепки по коленям – на шестнадцатые;

  • поворот вокруг себя с остановкой на последнюю четверть (в третьем и четвёртом тактах исполняйте движения аналогично).

Теперь разделяю детей на два круга и пробуем исполнить мелодию каноном с движениями, которые помогают детям держать свою партию. Каждый голос могут поддерживать мелодией инструменты.

Динь-дон, ди-ги-ди-ги дон!

Ди-ги-ди-ги дон-дон, всюду звон.

Динь-дон, ди-ги-ди-ги дон!

Ди-ги-ди-ги дон-дон, дон! Канон.



  • Следующий этап - работа над песней.

Наблюдения педагогов и специальные исследования убедительно показали, что пение - это одно из эффективных средств физического воспитания и развития детей. В процессе пения - сольного и хорового - укрепляется певческий аппарат, развивается дыхание; положение тела во время пения способствует воспитанию хорошей осанки. Все это положительно влияет на общее состояние здоровья школьников.

Главная цель пения в хоровом ансамбле - развитие личности ребёнка, его эмоционального мира, зарождение и развитие эстетического чувства. Для того чтобы дети хотели петь, учителю необходимо показать всю красоту звучания певческого голоса, сделать процесс обучения интересным для них.

Работа над песней - не скучная зубрёжка и не механическое подражание учителю, это увлекательный процесс, напоминающий настойчивое и постепенное восхождение на высоту.

Выразительное исполнение произведений должно быть эмоциональным, в нём должна чувствоваться глубина понимания музыкального содержания. Поэтому выразительное исполнение требует овладения вокально-хоровыми навыками и умениями.

Прежде всего, я, как руководитель ансамбля, при выборе песен для своих ребят руководствуюсь несколькими принципами:

- доступность для исполнения учениками,

- усложнение материала,

- польза в личностном плане,

- высокая эмоциональность песни, то есть песня должна «ложиться на душу детям»,

- простор для творчества обучающихся.

Порой я иду к ребятам с новой песней и до конца не знаю, каков будет её конечный вариант? В каждой песне творчество детей. Не всегда песню на концерте мы пропеваем хором от начала до конца, но разучиваем мы её целиком. Когда песня разучена, мы совместно обсуждаем построение песни: вводим солистов, либо группы вокалистов, аргументируют дети.

В каждой песне есть что-то, что делает её «изюминкой», и эти «изюминки» часто «сочиняют» сами дети. «Страна чудес» - яркое эмоциональное исполнение и … разноцветные шары, «Ветеранские сны» - прочувственное исполнение и … движения вальса в середине песни, алые гвоздики, которые девочки по окончанию песни подарили ветерану, «Птицы белые» - проникновенное воззвание к людям и … голуби из бумаги, которые творили дети всем ансамблем на весенних каникулах.


Опыт моей работы показал, что усвоение знаний о музыке неразрывно связано с активными формами музыкальной деятельности. Чаще всего, именно через жест, движение, пластику ребенку легче понять музыкальное произведение, его особенности, музыкальный язык, структуру, и вместе с тем, легче «войти в образ», глубже проникнуться ее настроением.

Наряду с традиционным подходом к организации вокально-хоровой работы, многие педагоги всё чаще приходят к выводу, что необходимым элементом музыкальных занятий является обязательное включение музыкально-ритмической деятельности учащихся. Говоря о музыкально-ритмической деятельности, я подразумеваю движения, направленные на развитие у ребенка чувства ритма, мелодического и гармонического слуха, ощущения музыкальной формы, музыкальной памяти, эмоциональности и образности восприятия и исполнения музыки. Музыкально-ритмическая деятельность направлена на то, чтобы дети могли прочувствовать и уметь красиво, в характере синхронно двигаться под неё, импровизировать движения в соответствии со звучащей музыкой.

Используемая вокальная, ритмическая, двигательная импровизация способствует развитию музыкально–творческих способностей школьников. Значение импровизационного творчества для музыкального развития ребенка и роль импровизации как вида учебной деятельности подчеркивал еще Б.В. Асафьев, который писал: «человек, испытавший радость творчества, даже в самой минимальной степени, углубляет свой жизненный опыт и становится иным по психическому складу, чем человек, только подражающий актам других! Самым необходимым делом в данном направлении я считаю развитие способности к импровизации». Нельзя не согласится с автором, который подчеркивал, что «суть дела вовсе не в том, чтобы сочинять оригинальную музыку и выискивать вундеркиндов-композиторов, а в том, чтобы вызывать и воспитывать музыкально-творческий инстинкт».

Результатами работы по развитию творческой личности учащихся являются успешные выступления на городских школьных и городских праздниках, городских фестивалях-конкурсах.


Может быть, каждый участник моего вокального ансамбля и не станет музыкантом, но, возможно, станет отличным врачом, учителем или рабочим, и вот тогда самым благотворным образом даст о себе знать его детское вокальное творчество, добрым следом которого останется творческая фантазия, его стремление создавать что-то новое, свое, лучшее, двигающее вперед то дело, которому он решил посвятить свою жизнь.






























ичина плохого звучания - неправильное дыхание. Дыхание - основа всего живого, более того, потребности человека в питании, воде, комфортном теплообмене и т.д. вторичны по отношению к кислородно-углеродному обмену. Дыхание и связанный с ним кислородно­углеродный обмен определяет не только биополе клеток, но и биоэнергетику всего организма. Эта сложная система нуждается в постоянной «профилактике». Эта проблема поставила перед человеком задачу разработки разнообразных методов и способов дыхательных упражнений. Одним из способов и феноменов нового отношения к здоровью является парадоксальная дыхательная гимнастика по Стрельниковой.

Лечебное воздействие гимнастики Стрельниковой

Предлагаемая методика была разработана педагогом-вокалистом Александрой Николаевной Стрельниковой. Эта гимнастика восстанавливает дыхание, голос певцам и чрезвычайно благотворно воздействует на организм в целом:

  • восстанавливает нарушенное носовое дыхание

  • улучшает дренажную функцию бронхов

  • положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровеснабжении, в том числе и лёгочной ткани