СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование регионального компонента в деятельности кружка по литературному краеведению

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

 ДОКЛАД ОСВЕЩАЕТ НАПРАВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КРУЖКА "ДОНСКАЯ ЛИРА" , ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ,   ПРОЕКТНУЮ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ИЗУЧЕНИЮ  ТВОРЧЕСТВА ДОНСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ.

Просмотр содержимого документа
«Использование регионального компонента в деятельности кружка по литературному краеведению»

Организация проектной и исследовательской деятельности в кружковой работе в контексте реализации регионального компонента.

Кружок «Донская лира» работает в МБОУ Новодмитриевская СОШ три года и представляет собой долгосрочный проект по изучению и исследованию литературного краеведения родного края. Рабочая программа кружка составлена с учётом реализации требований ФГОС по организации внеурочной деятельности.

Как любой проект, кружок «Донская лира» имеет свои цели и задачи.

Цели:

развитие устойчивого интереса к литературному наследию;

создание условий для формирования ценностного отношения к литературе родного края.

Задачи:

  1. изучение и пропаганда творчества поэтов-земляков, формирование чувства уважения и гордости за успехи и достижения писателей-земляков.

  2. воспитание мотивации к изучению творчества русских писателей, живших на донской земле и посещавших Донщину.

  3. обогащение новыми сведениями о родном крае; развитие познавательного интереса к изучению родного края.

  4. развитие знаний о связи литературы с другими видами искусства.

  5. обучение коммуникативным навыкам сценического искусства, развитие навыков творческого чтения в различных конкурсах.

  6. формирование навыков проектной исследовательской работы



Исходя из целей и задач, выбираются нами и направления деятельности:

  1. просветительская – выпуск бюллетеней, стендов, презентаций, альбомов, выставок

  2. исследовательская – написание исследовательских работ, докладов, рефератов, переписка, интервью

  3. массовая – организация праздников, творческих встреч, литературных гостиных, литературных марафонов

  4. проектная – написание сценариев литературных праздников, недель, посвящённых юбилейным датам донским писателям, создание викторин, конкурсов, электронных сборников стихов, создание и защита презентаций.



Формы работы: аудиторная, самостоятельная; индивидуальная, парная, групповая (коллективная).

В первый год работы кружка основной принцип построения курса кружка «Донская лира» был очерково-лекционный. На вводных занятиях, которые назывались « У литературной карты Ростовской области» и « У литературной карты Милютинского района» были совместно определены приоритетные направления в работе кружка: 1) Дон и великие русские писатели, 2)творчество талантливых писателей-самородков, наших земляков: Н. Сиволапова, Л. Косьяненко, З. Горшковой, Р. Верич, З. Горшковой В.И. Гиносян, В. Орыщенко. Мы с детьми осваивали такой вид проекта, как интервью. Были взяты интервью у Сиволапова Н.Н., Верич Р.Д., было получено письмо от Верич Р.Д., где она подробно ответила на наши вопросы, на основе интервью были написаны небольшие очерки. Творчество таких поэтов- земляков, как З.Горшкова, А. Орыщенко, Л. Косьяненко, Э.Н. Завгородняя мы изучали по материалам газеты «Луч», использовали ресурсы интернета, выходили на сайт Стихи. Ру, находили материал в поэтических сборниках.

Были оформлены накопительные папки по творчеству Сиволапова Н.Н., З. Горшковой, Л. Касьяненко, Р. Верич,В. Орыщенко.

Чтобы оживить нашу работу и разнообразить её, были организованы видео концерты: « На вечёрке у Вечёркиных» и « Поэзия, которую поют» ( к юбилею поэта-песенника М.Танича)

Итак, в 1-ый год члены кружка «Донская лира» выполняли такие проекты, как интервью, накопительные папки, создание очерков о поэтах-земляках, электронные сборники стихов.

Значимым проектом стала неделя, посвящённая юбилею М. А. Шолохова.

Была проделана огромная подготовительная работа (готовились мы с февраля по май), чтобы шолоховская неделя стала ярким и запоминающимся праздником.

К юбилею писателя был выпущен стенд «Донская лира», были подготовлены бюллетени, которые отражали жизнь и творчество писателя М. Шолохова. Были подготовлены выставки: « Роман под открытым небом» (герои М. Шолохова в граните, камне и бронзе), « М. Шолохов и кинематограф», « Творчество М. Шолохова в рисунках Верейского». В рамках недели были организованы конкурс рисунков «Мой Шолохов», конкурс фотографий «Люблю тебя, мой край родной», конкурс шолоховской прозы. Был организован просмотр кинофильма « Когда казаки плачут». Завершилась неделя игрой «Счастливый случай». Каждый конкурс-проект вёл куратор, дети оформили кабинет русского языка и литературы шарами цвета флага Ростовской области. Фотоотчёт, видеозапись конкурса шолоховской прозы недели - это тоже своего рода проект, его завершающая часть.

В 2015-2016 уч. году проектная деятельность выбрала другое направление. После проведения в России литературного марафона по роману « Война и мир» ребята выступили с инициативой провести тематические литературные марафоны: « К юбилею Милютинского района», «Деревенька моя старая», «Вся гордость мира от матерей», «У природы нет плохой погоды» (Осень. Зима. Лето. Весна) Другим направлением в проектной деятельности стал проект « Юбилей донского писателя». Были выпущены бюллетени, посвящённые 100-летию А. Калинина, П. Лебеденко, Н. Сухановой, П. Аматуни.

2015 год- это был год интересного открытия поэта – земляка А.И. Ордынского. Был подготовлен проект сценария вечера памяти А.И Ордынского «Прочитанной книги страницы» и презентация.

2016 год - ещё одно удивительное открытие. Мы открыли на литературной карте Милютинского района ещё одно имя - донского писателя, члена Союза писателей Дона С. Е. Домашева, который жил в наших местах (х. Вячеслав ) «четыре самых счастливых года в своей жизни». На занятиях кружка «Донская лира» мы познакомились с биографией писателя по предисловиям к 1-ому и 2-ому изданию академика Е.Рябцева( «Вещиславский подпасок») и биографа писателя Альбины Абдулиной( «Степная симфония»), а также отрывками из трилогии «Донская суть»









2016-2017 год

В этом учебном году два направления в проектной деятельности стали приоритетными:

1) «Донские писатели и кинематограф» (посвящённо 100-летию кинематографа)

2) « Литературные праздники на Дону»

3) «Что в имени тебе моём?»

Используя возможности интернета, ребята подготовили к показу такие фильмы, как «Цыган»( первая экранизация), «Нахалёнок», «Хирургия», документальный фильм «Писатель и вождь».

Были подготовлены выставки и оформлены папки « «Закруткинская весна», «Калининское лето», « Кружилинские толоки» и в мае запланировано оформить выставку и папку «Каяльские чтения»

Проект «Что в имени тебе моём? Готовится материал для докладов о жизни и творчестве писателя-краеведа Н. Приходько, писателей Д.Л. Мордовцева и В. Моложавенко.

Будут подготовлены презентации «Поэты и писатели Милютинского района». Подготовлен литературный марафон митинг-реквием « А Шолохова нет»

Проблемы

К сожалению, по причине загруженности школьных программ, изъятию такого курса, как «Литература Дона», и низкой комплектации школ у учеников очень мало времени остаётся на изучение краеведения.

В апреле мы с ребятами планируем экспедицию « По домашевским местам» Мы с ребятами мечтаем оформить в нашей школе литературно-краеведческий уголок, чтобы оставить о себе добрую память.

Практическое применение:

  1. использование материала при подготовке к сочинению 15.3

( темы « Душевные силы», «Красота», «Самовоспитание»)

  1. участие в группе « Мы из Новодмитриевки»

Что планируем?

  1. Печатание (по материалам исследовательской работы по топонимике) в газете «Луч» статей, посвящённых юбилею области.

  2. Проект в группе «Мы из Новодмитриевки» « Это нашей истории строки» (видеоролики)