Стремительно развивающиеся изменения в обществе и экономике требуют сегодня от человека умения быстро адаптироваться к новым условиям, находить оптимальные решения сложных вопросов, проявляя гибкость и творчество, не теряться в ситуации неопределенности, уметь налаживать эффективные коммуникации с разными людьми и при этом оставаться нравственным. Задача школы - подготовить выпускника, обладающего необходимым набором знаний, умений и качеств, позволяющих ему уверенно чувствовать себя в самостоятельной жизни. Использование системно-деятельностного подхода в образовательном процессе позволяет создать среду, необходимую для формирования современного выпускника.
Системно-деятельностный подход - это нововведение, инновация, развивающее обучение. Оно опирается на зону ближайшего развития, а не базируется на принципе доступности. Учащийся действует как субъект, а не в роли объекта. Инновационное обучение развивает теоретическое мышление и теоретический способ познания, а не развивает обыденное мышление. А также формирует личность, способную к самостоятельной творческой деятельности. Тогда как традиционное обучение формирует человека, способного только к исполнительской деятельности.
Концепция СДП базируется на следующих основополагающих тезисах. Окружающий мир - объект познания учащихся, имеет системную организацию. Любые объекты его могут быть представлены как системы, то соответствующим подходом их изучения является системный.
В учебной деятельности указанные принципы должны преобразовываться для учащихся в доступной форме в правила познания:
- изучи предмет в целом;
- раздели предмет на части, изучи каждую;
- соедини изученные части, рассмотри, как они взаимодействуют.
Указанные правила позволяют учащимся составлять опорные планы изучения объектов и самостоятельно продвигаться от более высокого ранга к конкретному приближению к сущности предметов. Концепция СДП позволяет сформулировать краткое определение развивающего обучения: развивающим можно назвать обучение, в котором у учащихся на базе обыденного мышления и интеллектуальных способностей формируется теоретическое мышление и творческие способности.
Просмотр содержимого документа
«Использование СДП в обучении географии»
Системно – деятельностный подход в обучении географии и природоведения
Мои ученики будут узнавать новое не от меня, они будут открывать это новое сами. Моя главная задача – помочь им раскрыться, развить собственные идеи.
И. Песталоцци
Учитель предлагает ученикам записать ассоциации, которые у них вызывает словосочетание «явление природы»
РОСА
РАДУГА
РОЖДЕНИЕ РЕБЕ НКА
ЯВЛЕНИЯ ПРИРОДЫ
ПОЛЕТ ПТИЦЫ
ДОЖДЬ
ЛИСТОПАД
ГОРЕНИЕ СВЕЧИ
КИПЕНИЕ ВОДЫ
ВОЗДУШНАЯ МАССА
t
на
большой V воздуха
с одинаковыми
свойствами
большие
расстояния
ВОЗДУШНЫЕ МАССЫ — большие объёмы воздуха, которые горизонтально перемещаются на большие расстояния, отличающиеся друг от друга своими свойствами — температурой, влажностью, прозрачностью.
Среди букв на данном поле найдите прибор для измерения длины
Т
Л
И
Н
Р
С
О
Ш
М
Й
Е
Ц
И
К
Ч
М
Ю
У
А
С
Р
«Лишний» : что изображено,
какие предметы лишние,
какая наука изучает.
ЛОГИЧЕСКАЯ ЦЕПОЧКА ПО ТЕМЕ
«ОКЕАНИЧЕСКИЕ ВОДЫ»
Σ
Σ
Планктона
Чем глубже погружаешься в океанические воды, тем меньше поступает солнеч-
ного света и тепла, а следовательно, хуже условия для размножения планктона;
поскольку планктон является пищей для рыб, то и рыбы на глубине будет гораз-
до меньше, чем в поверхностных слоях.
Единственный путь, ведущий к знанию – это деятельность.
Б.Шоу