Использование сенсорных игр для развития речи.
Для развития речи большое значение имеют сенсорные игры, основная цель которых- дать ребенку новые чувственные ощущения: зрительные, обонятельные и вкусовые.
Целесообразность проведения с детьми, имеющими речевые нарушения, таких игр основывается на утверждении о том, что сенсорный компонент в ознакомлении с окружающим миром приобретает для них особую значимость. Данные игры позволяют установить с ребенком эмоциональный контакт, который позволяет в дальнейшем всесторонне воздействовать на развитие речи. Вот основные виды сенсорных игр.
Игры с красками.
Для проведения игры потребуются: акварельные краски, кисточки, пять прозрачных пластиковых стаканов. Стаканы расставляются в ряд на столе и наполняются водой, затем в них поочередно разводятся краски разных цветов. Обычно ребенок завороженно следит за тем, как «облачко» краски постепенно растворяется в воде. Можно разнообразить эффект и в следующем стакане развести краску быстро, помешивая кисточкой,- ребенок своей реакцией даст вам понять, какой из способов ему больше нравится. В этой игре ребенок довольно быстро может проявить желание более активно участвовать в происходящем- начинает «заказывать» следующую краску или выхватывает кисточку и принимается действовать самостоятельно.
Игры с водой.
Возня с водой, переливание и брызгание особенно любимы детьми. К тому же игры с водой имеют и терапевтический эффект. Чтобы ребенку было удобнее достать до крана, придвиньте к раковине стул. Достаньте приготовленные заранее небольшие пластиковые бутылки и пузырьки - наполняйте их водой из- под крана. Можно переливать воду из одной посуды в другую, сделать «фонтан», подставив под струю воды ложку либо пузырек с узким горлышком - обычно такой эффект приводит детей в восторг. Наполнив водой таз, организуйте игру в « бассейн», в котором плавают игрушки. Наполненный водой таз теперь станет «озером», в котором плавают рыбки или уточки.
Игры с мыльными пузырями.
Детям нравится наблюдать за кружением в воздухе мыльных пузырей. Чтобы вызвать у ребенка к самостоятельному выдуванию пузырей, предложите ему разнообразные трубочки- например для коктейля, или сверните и склейте из плотной бумаги толстую трубку для получения большого пузыря.
Игры со свечами.
-Держа в руке потешенную свечу, порисуйте в воздухе дымом.
-Наполнив таз с водой, опустите на поверхность воды одну или несколько плавающих свечей- в темной комнате получится эффектное, с переливающими в воде световыми бликами зрелище.
-Наполните столовую ложку водой и подержите над пламенем свечи, обратите внимание ребенка на то, что холодная вода стала теплой. Подобным образом можно растопить кусочек льда или сливочного масла.
Игры со светом и тенями.
Солнечный зайчик. Выбрав момент, когда солнце заглядывает в окно, поймайте с помощью зеркальца лучик и покажите малышу, как солнечный зайчик прыгает по стене, по потолку, со стены на диван и т. д. Возможно, ему захочется дотронуться до светового пятна. В этом случае, не спеша, отодвигайте луч в сторону, предложите ему поймать убегающего «зайчика».
Тени на стене. Вечером, когда, стемнеет, включите настольную лампу и направьте ее свет на стену. При помощи кистей рук, различных предметов и игрушек вы получите на стене тень лающей собаки, летящей птицы и т. д.
Театр теней. Можно придумать несложный сюжет и организовать «театр теней», используя также приготовленные заранее бумажные фигурки- силуэты.
Игры со льдом.
Подогрейте кусочек льда над свечой. В прозрачную стеклянную кружку или стакан налейте горячий чай ( можно подкрасить), опустите кусочек льда и понаблюдайте, как быстро он тает. Можно взять несколько стаканов, понаблюдать и увидеть, что лед по- разному тает в воде разной температуры. Приготовьте разноцветный лед, добавив в воду краски; рисуйте красками на большом куске льда.
Игры со звуками.
Обратите внимание ребенка на звуки в окружающем мире: скрип двери, стук ложечки о стенки чашки, когда размешиваем чай, звон бокалов друг о друга, скрип тормозов, стук колес поезда.