СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование системно - деятельностного подхода в воспитательном процессе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Современные процессы, происходящие в жизни нашего общества, определили новые подходы к содержанию образования (обучения и воспитания), привели к созданию и реализации современной модели образования, обеспечивающей повышение доступности качественного образования в соответствии с требованиями инновационного развития экономики, современными потребностями общества и каждого гражданина.

     Согласно ФГОС нового поколения успешность современного человека определяют ориентированность на знания и использование новых технологий, активная жизненная позиция, установка на рациональное использование своего времени и проектирование своего будущего, активное финансовое поведение, эффективное социальное сотрудничество, здоровый и безопасный образ жизни. 

Просмотр содержимого документа
«Использование системно - деятельностного подхода в воспитательном процессе»

«Использование системно - деятельностного подхода в воспитательном процессе»



Плохой учитель преподносит истину, хороший – учит её находить.

Адольф Дистервег



1,2.Современные процессы, происходящие в жизни нашего общества, определили новые подходы к содержанию образования (обучения и воспитания), привели к созданию и реализации современной модели образования, обеспечивающей повышение доступности качественного образования в соответствии с требованиями инновационного развития экономики, современными потребностями общества и каждого гражданина.

3. Согласно ФГОС нового поколения успешность современного человека определяют ориентированность на знания и использование новых технологий, активная жизненная позиция, установка на рациональное использование своего времени и проектирование своего будущего, активное финансовое поведение, эффективное социальное сотрудничество, здоровый и безопасный образ жизни.

4 Результатом образования будут не только знания по конкретным дисциплинам, но и умение применять их в повседневной жизни, использовать в дальнейшем обучении. Ученик должен обладать целостным социально-ориентированным взглядом на мир в его единстве и разнообразии природы, народов, культур, религий. Это возможно лишь в результате объединения усилий учителей разных предметов.

Переход на новые образовательные стандарты 5,6,7,8

  1. От стандартов, содержащих подробный перечень тем по каждому предмету, обязательных для изучения каждым учеником, к новым стандартам – требованиям о том, какими должны быть школьные программы, какие результаты должны продемонстрировать дети, какие условия должны быть созданы в школе для достижения этих результатов

  2. Две части: обязательная и та, которая формируется школой. Чем старше ступень, тем больше возможность выбора

  3. Новый стандарт предусматривает внеаудиторную занятость

  4. Результат образования – это не только знания, но и умение применять их в повседневной жизни.

Новое качество образования 9.

Для взращивания такого типа человека в стандартах предлагается системно -деятельностный подход. .В рамках введения ФГОС знаковым является наличие в нем воспитательного компонента, который включается в государственные стандарты впервые в истории отечественной системы образования. Его необходимость обусловлена ростом социального статуса воспитания в российском обществе, приоритетностью задач духовно- нравственного развития личности, усиления воспитательного потенциала школы, призванной обеспечить готовность учащихся к жизненному самоопределению, их социальную адаптацию.







10. Основа Стандарта - системно-деятельностный подход, который обеспечивает:

формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;

проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;

активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;

построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.

 



11 Основная идея системно-деятельностного подхода состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной деятельности. Именно так и организуется деятельность обучающихся в этой среде. Педагог лишь организует процесс, при необходимости вмешиваясь и корректируя траекторию движения учащегося по теме и маршруту. 12 Смысл и вектор образовательного движения иной – не к ученику, а от него.







Важность понимания сути использования деятельностного подхода в работе классного руководителя


Конечно,13 работа по реализации воспитательного компонента ФГОС потребует от педагогического сообщества глубокого и вдумчивого подхода к организации воспитательного процесса. Нужно четко осознать недопустимость грубой непрофессиональной трактовки образовательных стандартов, которая привела бы саму идею о разработке требований к условиям воспитания к количественному измерению и оценке таких свойств личности как доброта и честность, милосердие и гуманизм, чувство справедливости и совестливость, интеллигентность, гражданственность, патриотизм, духовность.


14.Развитие личности школьника в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий, которые выступают основой образовательного и воспитательного процесса. Овладение учащимися универсальными учебными действиями создает возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться.






Пример деятельностного подхода в системе воспитательной работы классного руководителя



Цели и задачи: 15

  1. Сформировать у детей понятие ценности и ценностного отношения к основам отечественной культуры. Дать представление о системе ценностей.

  2. Формировать умение ставить проблему (гипотезу) и самостоятельно искать оригинальные пути ее реализации.

  3. Ориентировать деятельность детей на творческое начало, на приобретение собственного опыта творческой деятельности.


Направления и содержание воспитательной работы: 16


Патриотическое воспитание - ценность Родины, родной земли. Почитание родной земли - фундаментальная духовно-нравственная ценность русского народа.

Экологическое и трудовое воспитание - ценность природы, родной земли, труда на земле.

Жизнь в гармонии с природой, не выделение себя из мира природных явлений.

Духовно-нравственное и семейное воспитание - ценность семьи, традиционных семейных отношений, ценностное отношение к матери.

Образ матери является для ребенка первичным и самым главным источником его духовно-нравственного становления и развития. Семейные отношения строятся на уважении к родителям, взаимопомощи и сопереживании.

Социальное и интеллектуальное воспитание - ценность знания, здорового образа жизни. Одухотворенная красота человека.

Духовно-нравственное здоровье определенным образом связано с физическим. Умение жить среди людей, работать на благо людей - основная социальная установка.

Художественно-эстетическое воспитание - ценность культуры, культурного отношения к наследию предков.

Уважение к традиционной отечественной культуре, изучение мирового культурного наследия.


1. Патриотическое воспитание.17

Задачи:

1. изучение ближайшего социального окружения ребёнка с целью выявления ценностей и идеалов, лежащих в основе семейного воспитания; 
2. осуществление непосредственного наблюдения за направленно­стью проявлений сознания, поведения, характером поступков, действий и деятельности;
3. создание духовно наполненной, патриотически мотивированной среды жизнедеятельности классного коллектива; 
4. стимулирование общественной направленности действий и по­ступков микрогрупп классного коллектива; 
5. вовлечение обучающихся в систему коллективных творческих дел патриотической, общественно ценной направленности; 

1.Формы гражданско-патриотического воспитания младших школьников через внеклассную и внеурочную деятельность:

  • беседы, классные часы, читательские конференции;

  • тематические утренники, проведение совместных праздников;

  • торжественные линейки, уроки Мужества, Вахты Памяти;

  • экскурсии, целевые прогулки, игры гражданско-патриотического содержания, походы по историческим местам и местам боевой славы;

  • смотры строя и песни, военно-спортивные игры;

  • просмотр и обсуждение фильмов патриотической направленности;

  • конкурсы, викторины, праздники, выставки детского творчества;

  • ролевые игры, проигрывание ситуаций;

  • встречи с ветеранами ВОВ, знаменитыми земляками;

  • социальные акции, операции.

2. Экологическое и трудовое воспитание 18

Экологическое воспитание — имеет своей задачей формирование глубокого понимания многогранного значения природы для жизни людей, их здоровья, духовного и физического совершенствования.

В процессе экологического воспитания формируется понимание многосторонней ценности природы как источника материальных и духовных сил человека и общества, вырабатываются умения изучения и оценки состояния окружающей природной среды, развивается потребность в общении с природой, сознательное соблюдение норм поведения в природе, активизируется деятельность по улучшению окружающей природной среды. Важнейшей задачей экологического воспитания является повышение экологической культуры производства, формирование навыков пропаганды эффективных способов решения современных проблем охраны природы.

Трудовое воспитание

Важным направлением воспитательной работы учебных заведений всех типов является трудовое воспитание. Его основная задача — приобретение обучающимися знаний о предметах, средствах и процессах труда, общетрудовых и специальных умений и навыков, необходимых для выполнения производительного труда и овладения какой-либо профессией..

Одним из важных условий трудового воспитания является его связь с учебными предметами по основам наук. Межпредметные связи, реализуемые в процессе трудового воспитания, помогают раскрыть естествен но-научные основы орудий труда и трудовых операций, а также организационно-экономические принципы, личную и общественную значимость трудовой деятельности. Использование в процессе трудового воспитания межпредметных связей делает более действенными знания по основам наук, формируют сознательное творческое отношение к трудовым заданиям, полнее раскрывают причинно-следственные связи явлений объективной действительности.


Основными методами трудового воспитания являются упражнения, эксперименты, лабораторно-практические работы, сельскохозяйственные исследования, решение технических задач, экономические расчеты, работа над технической документацией.

Трудовое воспитание организуется преимущественно в виде трудовой практики, экскурсий и т.п. Занятия проводятся как в учебных, так и в учебно-производственных условиях. В учебно-воспитательном процессе участвуют не только преподаватели, но и инженерно-технические работники предприятий.

3. Духовно-нравственное и семейное.

Целью духовно-нравственного воспитания должно быть духовно-нравственное развитие человека в контексте его всестороннего развития.19

1. Воспитание цельной, целомудренной личности, понимающей и принимающей свои обязанности; способной к правильному оцениванию жизни и себя, своих поступков с точки зрения норм духовно-нравственного поведения; познание себя, своих способностей, возможностей для духовно-нравственного саморазвития, самореализации и самосовершенствования: 

– формирование традиционного миропонимания и мировоззрения, познание окружающего мира во всем его многообразии, сложности, противоречивости и неоднозначности; 

– осознание ценности человеческой жизни и уникальности каждого человека, воспитание бережного отношения к собственной жизни; 

– формирование волевого характера, способности преодолевать любые возникающие трудности, быть целеустремленным в достижении поставленной цели; 

– утверждение и развитие системы высших, построенных на любви, эталонов чувств и отношений к миру, к другому человеку и к себе. 

2. Восстановление традиционного образа семьи, как величайшей святыни; воспитание традиционной бытовой и семейной культуры, потребности в ответственном и заботливом отношении к членам своей семьи. 

3. Оказание помощи ребенку в обретении подлинных способов социального самоутверждения на основе понимания сущности устоев православной культуры, путей духовно-нравственного развития личности. Духовно-нравственное оздоровление и обогащение образовательного пространства школы и социальной среды. 

4. Освоение национальной культуры и воспитание чувства национального самосознания, национальной гордости, национального достоинства, воспитание уважения к другим народам и их культурам и умению плодотворно взаимодействовать с ними. 

5. Воспитание достойного гражданина России, формирование патриотического сознания и самосознания, потребности в гражданском и духовном служении своему Отечеству, приумножении могущества своей Родины; развитие ее материальной и духовной культуры. 

6. Осознание себя органичной частью всего человечества, ответственного за его состояние. Восприятие себя как части мира, несущего ответственность за другого человека, за среду обитания и жизнедеятельность не только человечества, но и всего живого на планете. 

7. Уважительное бережное отношение к духовному и историческому наследию своего народа, истории православия, традициям христианской культуры; освоение высших духовных образцов отечественной культуры; укрепление духовных связей с предшествующими и будущими поколениями России; восстановление традиционной российской духовности и нравственности во всех сферах жизнедеятельности детей и молодежи. 


4. Социальное и интеллектуальное воспитание

Сознательное усвоение системы знаний содействует развитию логического мышления, памяти, внимания, воображения, умственных способностей, склонностей и дарований.

Задачи умственного воспитания:

  • усвоение определенного объема научных знаний;

  • формирование научного мировоззрения;

  • развитие умственных сил, способностей и дарований;

  • развитие познавательных интересов и формирование познавательной активности;

  • развитие потребности постоянно пополнять свои знания, повышать уровень подготовки.













5. Художественно – эстетическое воспитание



Эстетическое (эмоциональное) воспитание — базовый компонент цели воспитания и воспитательной системы, обобщающий развитие эстетических идеалов, потребностей и вкусов у воспитанников. Задачи эстетического воспитания условно можно разделить на две группы — приобретение теоретических знаний и формирование практических умений. Первая группа задач решает вопросы приобщения к эстетическим ценностям, а вторая — активного включения в эстетическую деятельность.

Задачи эстетического воспитания;

  • формирование эстетических знаний и идеала;

  • воспитание эстетической культуры;

  • формирование эстетического отношения к действительности;

  • развитие эстетических чувств;

  • приобщение человека к прекрасному в жизни, природе, труде;

  • формирование стремления быть прекрасным во всем: в мыслях, поступках, делах, внешнем виде.






Заключение: 22


Итак, системно-деятельностный подход в образовании – это не совокупность образовательных технологий, методов и приемов, это своего рода философия образования новой школы, которая дает возможность учителю творить, искать, становиться в содружестве с учащимися мастером своего дела, работать на высокие результаты, формировать у учеников универсальные учебные действия (они потому и названы универсальными, что имеют смысл не только в предметном, но и в социально-воспитательном контексте) – таким образом, готовить их к продолжению образования и к жизни в постоянно изменяющихся условиях.