Использование современных информационно-коммуникационных технологий для обучения учащихся начальных классов с учетом здоровьесберегающих технологий
Бедай О.А.,
ГУО «УПК Переганцевские
ясли-сад-базовая школа»
ИКТ на уроке - дань моде или современный уровень организации учебного процесса? Для начала необходимо определиться с терминами.
Информационно-коммуникационные технологии — процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов.
Основным средством ИКТ для информационной среды системы образования является персональный компьютер и установленное на нем программное обеспечение.
В современной системе образования широкое распространение получили универсальные офисные прикладные программы и средства ИКТ: текстовые процессоры, электронные таблицы, программы подготовки презентаций, системы управления базами данных, органайзеры, графические пакеты и т.п.
В сети доступны и другие распространенные средства ИКТ, к числу которых относятся электронная почта, списки рассылки, группы новостей, форум, чат, социальные сети, образовательные платформы.
Зададимся вопросами, насколько владеют учащиеся начальных классов, а имеются в виду учащиеся 3-4 классов (поскольку иностранный язык начинают изучать в 3-м классе) навыками работы с Word, Excel, Power Point, Интернет, и насколько необходимо 8-9 летним детям овладевать на данном этапе электронными процессами создания, обработки и презентации информации? Причем ознакомительный курс информатики предусмотрен типовым учебным планом, начиная с 6-го класса.
С другой стороны, речь идет об активном использовании компьютера и других цифровых средств в обучении (планшеты, ноутбуки, игровые приставки, мультимедийные проекторы, интерактивные доски, мультиборды и др.). Эти средства, при их наличии в школе, используются в качестве средства компьютерной поддержки урока. На смену ТСО (технические средства обучения) пришли ЭСО (электронные средства обучения).
На мой взгляд, правомерно и более правильно использовать вместо термина ИКТ термин ЭСО, особенно если имеется в виду начальная ступень обучения иностранному языку, где в условиях отсутствия иноязычной среды учебное занятие ориентировано, в первую очередь, на создание коммуникативных ситуаций, имитирующих общение на иностранном языке. Здесь ЭСО могут носить иллюстративный или демонстрационный характер.
В своей практике я использую компьютер (ноутбук) в начальной школе именно в качестве ЭСО на этапе семантизации лексических единиц (например, тема “Essen”, “Kleidung und Farben”, “Wohnung”), для фонетической зарядки (“Drei Chinesen mit dem Kontrabass”, “Mein Hut, der hat drei Ecken”) или проведения подвижной релаксационной паузы (“Meine Hände sagen “ja”, “Ein, zwei, Polizei”), на этапе тренировки лексики по теме (“Tiere”, “Wetter”, “Tagesablauf”), на этапе закрепления. Это могут быть различные 2-5 минутные видеоролики, видеоряды, песенки с анимацией, короткие мультфильмы (“Der Herbst”, “Morgens früh um sechs” и мн.др.).
Компьютерная поддержка должна являться одним из компонентов учебного процесса и применяться там, где это целесообразно. При разработке занятий с использованием компьютера при планировании урока необходимо учитывать:
для изучения каких тем целесообразно использовать компьютер или иное ЭСО;
какие дидактические задачи решаются с использованием компьютера/ЭСО;
какие предварительные умения и навыки работы на компьютере должны быть сформированы у учеников (при выполнении тестовых заданий на компьютере, выполнении поиска заданной информации через поисковые немецкоязычные системы, написании рефератов, при выполнении заданий на тренажерах и онлайн-тренажерах);
структуру уроку и этапы занятия с ЭСО (семантизация лексики, фонетическая зарядка, этап тренировки, релаксационная пауза, закрепление).
С учетом вышеуказанных факторов можно сделать вывод, что систематическое использование ЭСО логично и целесообразно на ІІ и особенно на ІІІ ступени обучения, когда у учащихся уже сформирован достаточный запас лексических единиц и грамматических структур, а также сформированы устойчивые навыки самостоятельной работы с компьютером.
Работа за компьютером является серьезной нагрузкой не только на органы зрения, но и на весь организм в целом, на психику, кровяное давление, позвоночник и мышцы спины и кисти. Зрительная система человека плохо приспособлена к рассматриванию изображения на экране монитора, потому что оно складывается не из непрерывных линий, как на бумаге, а из отдельных точек, к тому же светящихся и мерцающих. Когда мы неподвижно смотрим на экран компьютера, то моргаем в три раза реже. В результате глаз становится сухим, появляется ощущение жжения и краснота. Чтобы не было глазной усталости, свет не должен создавать бликов. Монитор необходимо расположить ниже уровня глаз, чтобы предотвратить постоянное напряжение мышц глазного яблока. Оптимальная дистанция между глазами и монитором 70 см. (вытянутая рука). Количество занятий (учебных и факультативных) с использованием ЭСО в течение учебного дня должно составлять для обучающихся I-IV классов – не более одного занятия. Непрерывная длительность занятий на компьютере не должна превышать для учащихся 1-го класса - 10 мин., для учащихся 2- 4-х классов - 15 мин., для учащихся 5 - 7-х классов - 20 мин., для учащихся 8 - 9-х классов - 25 мин., для учащихся 10 - 11-х классов - 30 мин. Организация работы и рабочего места за компьютером регламентирована в Санитарных нормах и правилах «Требования при работе с видеодисплейными терминалами и электронно-вычислительными машинами», утвержденные постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 28 июня 2013г №59.
Как бы ни было заманчиво постоянно применять компьютер на уроках, ничто не может заменить самого учителя. Тем более, не следует забывать, что урок иностранного языка носит не технологическую, а коммуникативную направленность. И здесь основная задача учителя заключается в том, чтобы организовать учебный процесс с использованием различных форм социального взаимодействия: работа в парах, тройках, группах, сольное выступление с последующим обсуждением в группе, чтобы учащиеся как можно больше именно говорили на иностранном языке. Разумное комплексное сочетание всех имеющихся в распоряжении учителя методических приёмов и технических средств может дать желаемый результат.