3
Использование современных образовательных методов и приемов на уроках музыки
Цель: ознакомление с методами преподавания уроков художественно-эстетического направления
На уроках предметов эстетического направления (музыка, ИЗО, МХК) на первый план выдвигается задача воспитания личности ученика, формирование ценностных отношений средствами искусства в отличие от других школьных предметов, методики, которых ориентированы на управление познавательной деятельностью учащихся. Значит, урок должен иметь специфические методические особенности, которые в первую очередь создают на уроке атмосферу сопереживания, а затем уже обеспечат получение знаний, умений и навыков в системно - деятельном подходе. Один из важнейших методов преподавания искусства в школе - метод художественно-педагогической драматургии (ХПД).
Этот метод разработан на основе проблемного обучения и основных законов театральной драматургии, система целенаправленных действий учителя, организующих на уроке общение учащихся с произведением искусства и обеспечивающих целостное восприятие произведения, используя силу его эмоционального воздействия для развития духовного мира школьника, а также получение знаний, необходимых для восприятия различных видов искусства.
Следующем немаловажным методом является метод слушание и интерпретации музыкальных произведений.
Методы диагностики музыкального развития школьников
Л.П. Маслова выделяет в особую группу методы, составляющие основу педагогики искусства. Автор относит к ним следующие методы:
- интонационный анализ художественных произведений;
- переинтонирование образа через постановку различных художественных задач;
- переинтонирование образа на язык смежного вида искусства (перевода в другую модальность);
- наблюдения и сравнения;
- метод игры и драматизации;
- метод полифонизма деятельности;
- выход во внемузыкальные сферы, сопряженный с проведением аналогий, сравнений, возникновением ассоциаций;
- организация диалогов разных уровней (автор-реципиент, учащийся-одноклассник, диалог с самим собой, с другой культурой, с миром и др.);
- метод творческих заданий;
- парадокса (контраста и неожиданности).
Методы стимулирования музыкальной деятельности. Данную группу методов музыкального образования выделяет Л. Дмитриева. Эти методы применяются для создания эмоциональной, творческой атмосферы, которая обязательна для уроков музыки.
- метод эмоционального воздействия;
- метод создания эффекта удивления;
- метод создания ситуации успеха;
- метод создания игровых ситуаций;
- метод создания проблемно-поисковых ситуаций;
- метод дискуссии;
- метод сравнения;
- метод анализа музыки;
- словесные методы (рассказ, беседа, объяснение);
- наглядно-слуховой метод.
На уроке музыки особое место уделяется вокально-хоровой деятельности. Хоровое пение является наиболее активной, действенной и доступной формой музыкального обучения в школе. В процессе хорового исполнения развиваются не только музыкальные способности, такие ,как слух, память, чувство ритма, но и способности и свойства, имеющие значение в общем развитии личности школьника: воображение, творческая активность, целеустремленность, взаимовыручка, чувство локтя.
Хоровое пение содействует овладению культурной речи, выработке четкого, выразительного произношения.
Мне очень нравится Метод комплексного музыкально-певческого воспитания (КМПВ) по методике Д.Огородного. К большому сожалению, я могу на уроке использовать только некоторые элементы этой методики.
Автору методики удалось соединить вокальное воспитание не только с речевым, но и с общемузыкальным. Все упражнения построены на музыкальной основе (согласно законам музыкальной формы, метроритма, лада). В ходе упражнений по данной методике согласованно работают голосовой аппарат, руки, зрение, слух, мозг. Человек начинает точнее управлять не только своим голосом, но и собой.
Методика КМПВ предлагает 6 видов художественных музыкальных движений в коллективной хоровой работе:
художественное тактирование;
работа по алгоритм постановки голоса и воспитанию вокальных навыков и музыкальности;
ладово-вокальнвые жесты;
декламацию с жестикуляцией;
вспомогательные движения при вокальной работе над песней;
поиски выразительных движений во время слушания музыки.
результат работы будет зависеть от вашей активности.
Первые три вида движений мы называем дидактическими, поскольку каждый из них старого регламентирован и требует точности в выполнении их формы. Следующие за ними три вида носят творческий характер, поскольку являются импровизационными по форме и произвольными по эмоциональному содержанию.

Художественное тактирование подготавливает голос, слух и двигательный аппарат учащегося к волнению более сложной задачи - музыкальному воспроизведению звуковысотных отношений. При этом развитие метроритмического чувства происходит естественным путем и помогает формированию самого ладового чувства, поскольку то и другое имеет общую психофизиологическую основу: как неустойчивый звук тяготеет к устойчивому, как слабая доля тяготеет к сильной доле в смежных тактах.
Работа по алгоритму постановки голоса
Этот алгоритм наилучшим образом организует:
певческое дыхание;
звукообразование;
работу резонаторной системы;
артикуляцию
Технология постановки голоса по алгоритму обеспечивает комплексное включение в работу всех частей голосового аппарата. Все движения голосового аппарата при вокализации синхронно и эмоционально согласуются с движениями руки. Алгоритм составлен в музыкальной форме в трехдольном размере.
Я использую алгоритм следующим образом, используя игру "Ворон", "Филин". Поется алгоритм на тонике на гласном "У".
ВОСПИТАНИЕ ЛАДОВОГО ЧУВСТВА
Воспитание ладового чувства дает школьнику полноценное развитие самого голосового аппарата, воспитание вокальных навыков.
Движения всегда выполняются обеими руками, эмоционально, выразительно.

При использовании ладово-вокальных жестов в работе надо помнить, что ступени лада существуют не сами по себе каждая, а в связи друг с другом, с тяготением неустойчивых ступеней в устойчивые и в конечном счете - в тонику.
Методы и приемы озвучивания литературного текста и музыкальной интонации.
Методика работы над песней предполагает несколько этапов:
показ песни;
беседа о ее содержании;
озвучивание литературного текста и музыкальной интонации;
работа над совершенствованием вокальных навыков;
работа над художественным образом;
исполнение песни.
Используя инновационные технологии и методы работы на уроках эстетического направления, мы не должны забывать о самой главной задаче - это воспитание ребенка, формирование свойства личности. Воспитательный процесс отличается длительностью, вариативностью, неопределенностью.
"Не всем быть художниками, но любить и понимать искусство могут и должны все, - утверждал А.Н. Серов. - Вкус развивается, воспитывается, как всякая способность в человеке...