КГУ «Средняя образовательная школа № 74 г. Караганды»
Городской семинар
«Использование современных технологий на уроках физики для повышения функциональной грамотности учащихся»
(из опыта работы)
Подготовила : Антощук Л.Г.
г.Караганда -2017
Понимание науки и технологий является центральным звеном в готовности молодого человека к взрослой жизни в современном обществе и помогает сегодняшним учащимся быть готовыми к полноценному участию в жизни общества, где наука и технологии играют существенную роль. Понимание естественных наук также позволяет людям участвовать в определении общественной политики, в тех областях, в которых наука и технологии влияют на их жизнь.
Сегодня в сложное экономическое положение, новые рыночные отношения поставили перед школой задачу, в сравнительно короткий срок воспитать и вооружить ученика такими знаниями, чтобы он мог занять достойное место в обществе и приносить ему максимальную пользу.
Наш президент, говорит об изменении в образовании, и сегодня я не хотела бы говорить о том что традиционная педагогика себя изжила , а о том как адаптировать её к новым требованиям. Существует много примеров зарубежных школ, но мы должны создать свою эффективную модель школы, свойственную нашей культуре, нашим приоритетам, поэтому такие семинары и помогут нам найти решение. (Слайд-1,2)
Проблемы обучения :
школьники овладевают обрывочными сведениями о мире;
учащиеся не умеют связывать вновь изучаемый материал с пройденным ранее, использовать на уроках знания по другим предметам;
узкая специализация и внутришкольная дифференциация приводит к разорванному знанию, отчужденному от человека;
учителя также затрудняются в правильном, грамотном применении знаний из других предметов по ряду причин: знания из смежных дисциплин забыты или неизвестны в силу своей новизны; нет новой информации о достижениях в пограничных науках; нет методических умений, опыта в реализации связей между предметами.
Слайд -3
Мы физики шагая в ногу со временем ,стремится так же решить эту задачу. Через развитие функциональной грамотности . а для этого необходимо решить следующие задачи.
Слайд -4
Задачи :Изучение отечественной и международной практики развития функциональной грамотности школьников.
Определение механизмов реализации системы мер по развитию функциональной грамотности школьников.
Разработка учебно-методического обеспечения образовательного процесса.
Развитие системы оценки и мониторинга качества образования школьников.
Укрепление материально-технической базы школ и организаций системы дополнительного образования.
Так необходимо развивать компоненты функциональной грамотности :
знания сведений, правил, принципов; усвоение общих понятий и умений, составляющих познавательную основу решения стандартных задач в различных сферах жизнедеятельности;
умения адаптироваться к изменяющемуся миру; решать конфликты, работать с информацией; вести деловую переписку; применять правила личной безопасности в жизни;
готовность ориентироваться в ценностях и нормах современного мира; принимать особенности жизни для удовлетворения своих жизненных запросов; повышать уровень образования на основе осознанного выбора.
Слайд -5
Считаю что, для развития функциональной грамотности мы должны задать себе четыре вопроса идя на урок.
Что именно мы хотим что бы наши учащиеся усвоили ?
Как мы узнаем о том что они усвоили?
Какова будет наша ответная реакция, в случае если они не усвоят это ?
Какова будет наша ответная реакция, в случае если они уже знают об этом ?
То есть для правильного развития функциональной грамотности учащихся нужно рассмотреть различные сценарии урока , и учесть читательскую, математическую и естественнонаучную грамотность.
читательская грамотность- способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни
(пример по записи условии задачи: учащиеся очень часто задают вопрос а что нужно найти , или не все данные в задачи, ) – это наглядный пример того что, учащиеся не обладают навыками читательской грамотности,.
Математическая грамотность -способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.
Ученик прекрасно решает на уроках математики, но затрудняется применить знания эти же на другом предмете. Так, решая задачи на оптику или ядерную физику, теряются, если нужно применить тригонометрию или логарифмы.
Естественнонаучная грамотность - способность человека осваивать и использовать естественнонаучные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественнонаучных явлений и формулирования, основанных на научных доказательствах выводов в связи с естественнонаучной проблематикой; понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания; демонстрировать осведомленность в том, что естественные науки и технология оказывают влияние на материальную, интеллектуальную и культурную сферы общества; проявлять активную гражданскую позицию при рассмотрении проблем, связанных с естествознанием
(Слайд-6,7,8)
Все эти проблемы можно решить, развивая функциональную грамотность. Важно что бы не только запоминали формулы но и могли их применить . важен навык вывода формул а не их механическое запоминание. Ведь естественные дисциплины это основа успешного развития науки и прогресса в целом.
Необходимо знать и понимать основные компоненты функциональной грамотности. Это ЗНАНИЯ. Это традиционная педагогика и она нам нужна, но соединить её с УМЕНИЕМ, и ГОТОВНОСТЬЮ.
Конечно, встаёт вопрос, а как это сделать, а это педагогические технологии.
проблемно-диалогическая технология освоения новых знаний;
технология формирования типа правильной читательской деятельности;
технология проектной деятельности;
обучение на основе «учебных ситуаций»;
уровневая дифференциация обучения;
информационные и коммуникационные технологии;
технология оценивания учебных достижений учащихся и др.
(слайд-9)
Но так же встает вопрос, а каким навыкам, мы педагоги должны обучать учащихся?
Первый - это умение самостоятельно решать конкретные жизненные проблемы (в различных сферах - от бытовой, коммуникативной до правовой)
Второй - компьютерные и информационные умения
Третий - коммуникативные умения
(слайд-10)
Формула успеха
УСВОЕНИЕ + ПРИМЕНЕНИЕ ЗНАНИЙ НА ПРАКТИКЕ = ОВЛАДЕНИЕ
(слайд-10)
И если мы с вами это воплотим, то получим функционально грамотную личность.
Главный принцип не навреди!
Это все подводит к тому что, мы должны, прежде всего, определиться какие качества мы должны развить в учащихся для успешной социализации в обществе. И какими качествами должны мы педагоги обладать при этом.
Надеемся что совместная работа, в рамках семинара, поможет нам найти решение.
Вопрос о функциональной грамотности имеет достаточно большой спектр. И сегодня мы предлагаем вам своё видение развития функциональной грамотности на уроках физики.
Рефлексия : Но прежде чем мои коллеги поделятся своим опытом и наработками. Мы попросим вас оценить свои знания по данной теме по таксономии Блума (разместите свой стикер, в соответствии ваших знаний по теме семинара 1-знание, 2-понимание, 3-приминение , 4-анализ, 5-синтез, 6-оценка)