Использование технологий интенсивного обучения Т.Я.Фроловой как средство повышения качества знаний учащихся (на примере изучения темы «Правописание частицы НЕ с разными частями речи»).
Учитель МБОУ «Школа № 119 с углубленным изучением отдельных предметов»
г. Нижнего Новгорода.
Тема «Правописание частицы НЕ с разными частями речи»,по моему мнению, одна из труднейших тем в курсе русского языка, и сложность её освоения вызывается рядом объективных причин. Это, в первую очередь обилие правил, «рассыпанность» их по всему курсу, что неизбежно приводит к ухудшению сохранения запоминаемого материала в результате наложения нового, сходного с ним (это явление получило название психологической интерференции). Другой причиной я считаю недостаточное количество учебного времени, отведенного на изучение этой темы, что ведет к её слабому усвоению.
Предлагаемая система овладения практической грамотностью по теме «Правописание частицы НЕ с разными частями речи» позволяет изучить, повторить, систематизировать и обобщить полученные знания, сформировать устойчивые навыки грамотного письма, а также более эффективно подготовиться к государственной итоговой аттестации в форме ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку.
Ведущая педагогическая идея опыта.
Ведущей педагогической идеей опыта является обучение орфографии на основе обобщенно-сопоставительных правил, что позволяет представить изучаемый материал в группах, объединенных по опознавательным признакам или по единому основанию. В результате происходит сокращение объема изучаемого материала за счет объединения правил в одну информационную единицу, обеспечивается надежность усвоения и закрепления материала.
Цель: повышение практической направленности обучения русской орфографии на основе обобщённо-сопоставительных правил и блоков правил по теме «Правописание НЕ с разными частями речи», содержание и методика изучения которых обеспечат предупреждение ошибок при изучении курса русского языка.
Задачи:
Представить правописание НЕ с разными частями речи в системе
Создать условия для формирования практических навыков грамотного письма путем преодоления психологической интерференции
Освободить правило от длинной цепочки рассуждений, используя для этого алгоритмы
Организовать попутное повторение изученного материала в виде стройной научной системы
Углублять знания учащихся по теме «Правописание НЕ с разными частями речи»
Обеспечить развитие интеллектуальных способностей и творческой инициативы учащихся
Методы:
Теоретический анализ методической, психолого-дидактической литературы с целью формирования концептуальной базы исследования.
анализ материалов и источников, представляющих педагогический опыт в плане решения анализируемых проблем: действующих программ и учебных пособий по русскому языку для учащихся.
опытно-экспериментальная разработка и проведение учебных занятий в рамках избранной проблемы.
осуществление корректировки внедряемой технологии по результатам проведения контрольных срезов её практической эффективности.
Теоретическая база опыта
Я работаю по программе М. Т. Баранова и Т. А. Ладыженской, и на протяжении нескольких лет включаю в программу элементы методики интенсивного обучения правописанию Т. Я. Фроловой. Опережающее обучение позволяет осуществлять перспективное обучение, включение в работу трудных вопросов курса, обеспечивать резерв времени, осуществлять индивидуальный подход. Технология интенсивного обучения орфографии и пунктуации направлена на формирование практических навыков путем преодоления интерференции, на ограничение объема изучаемого материала, разгрузку памяти, освобождение времени для повторения.
Также в 2008 году я посещала курсы повышения квалификации на базе НИРО «Теория и методика преподавания русского языка и литературы», а в 2008-2011 учебном году участвовала в семинарах экспериментальной площадки под руководством доктора филологических наук, зав. Кафедрой культурологи НГТУ В. А. Фортунатовой «Инновационные технологии в преподавании русского языка и литературы». Это позволило мне изучить инновационные технологии и применить их на практике.
1.Описание опыта работы. Изучение правописания частицы НЕ с разными частями речи.
История развития опыта.
Муниципальная общеобразовательное учреждение средняя школа №119 с углубленным изучением отдельных предметов города Нижнего Новгорода представляет собой общеобразовательное учреждение, где учатся обычные дети.
Приоритетной целью школы является выявление и развитие способностей каждого ученика, формирование интеллектуальной личности с высоким уровнем культуры, обладающей прочными знаниями, в том числе и русского языка.
Работая, в основном, в обычных классах, мне пришлось столкнуться с рядом проблем. Ученический коллектив формируется из учащихся микрорайона с разным уровнем мотивации, различным интеллектуальным уровнем, занимающих порой пассивную позицию в отношении учебной, прежде всего самостоятельной деятельности.
Между тем, к уровню знаний современных учащихся предъявляются повышенные требования – как к ученикам образовательного учреждения с углубленным изучением отдельных предметов. Возникает необходимость поиска средств повышения уровня подготовки детей, развития их познавательного и творческого потенциала, внедрения современных образовательных технологий. Вовлечение ребят в работу, которая позволит им применить полученные знания в новых условиях, придает деятельности поисковых характер.
- Длительность работы над опытом.
Работа над опытом велась в течение 3 лет и была разделена на несколько этапов:
I этап. – период становления опыта. Начальный период предполагал обнаружение проблемы, подбор диагностического материала и выявление уровня сформированности умений и навыков учащихся.
В этот период был проведен анализ традиционной системы работы учителя русского языка и литературы, знакомство с современными образовательными технологиями и подходами к организации образовательного процесса, изучение проблемы развития системного мышления учащихся.
Курсы повышения квалификации по проблеме «Теория и методика преподавания русского языка и литературы» при НИРО (2008г.) и посещение семинаров экспериментальной площадки под руководством доктора филологических наук В. А. Фортунатовой «Инновационные технологии в преподавании русского языка и литературы» позволили начать апробацию и внедрение в программу элементов разрабатываемой системы работы (изучение правописания частицы НЕ с разными частями речи).
II этап. – период комплексного применения методов и приемов системы в образовательном процессе, разработка системы заданий, направленных на формирование познавательных способностей, анализ результатов работы.
Диагностика на заключительном этапе доказала успешность выбранной технологии для решения обозначенной проблемы.
Новизна опыта.
Представляемый опыт является репродуктивно-творческим, так как основан на творческом анализе и переработке материала, широко представленного в педагогической литературе, преломлении его сквозь призму собственного педагогического опыта автора и внедрении основных положений технологии в урочную работу по русскому языку и литературе МОУ СОШ №119.
Новизна опыта состоит в системе обобщённо-сопоставительных правил, направленных на предупреждение ошибок в процессе обучения теме «НЕ с разными частями речи», на формирование орфографических знаний, умений и навыков, ориентируясь на минимальный объём базовых теоретических знаний и умений; на обеспечение закрепления навыков системой попутного повторения и системой упражнений, мотивирующих применение орфографических знаний и умений при создании собственного речевого высказывания.
Данный опыт отражает как тенденции общественного развития, так и региональную и федеральную политику в области образования.
Опыт позволяет структурировать учебную программу, осуществлять комбинацию известной методики. Он предусматривает изучение материала в порядке, предлагаемом действующей программой. Вместе с тем он позволяет использовать повторение орфограмм на пунктуационной основе, а освоение пунктуационных правил при попутном повторении орфографического материала. В результате ученику легче осознать орфографические и пунктуационные правила как проявление законов фонетики, словообразования, морфологии, синтаксиса, так как закрепление навыков правописания проводится на уровне обобщенно-сопоставительного правила. Это позволяет усилить практическую направленность изучения русского языка, обеспечить развитие индивидуальных способностей учащихся.
Диапазон опыта.
Внедрение технологии осуществлялось в обычных классах, а также классах с углубленным изучением отдельных предметов среднего и старшего звена.
Обоснование актуальности педагогического опыта.
В концепции модернизации российского образования говорится, что развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые, думающие, ответственные люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью. По словам Президента России Дмитрия Медведева, уже в школе дети должны получить возможность раскрыть свои способности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Востребованность интенсивного изучения курса русского языка, в том числе орфографии и пунктуации, в средних и старших общеобразовательных учебных заведениях определяет актуальность исследования.
Анализ результатов ЕГЭ по русскому языку в 2010 году, проведенный Федеральным институтом педагогических измерений, позволил выявить ряд проблем, связанных с недостаточной сформированностью комплекса знаний и умений учащихся, в том числе и по теме «НЕ с разными частями речи».
Представленный опыт работы помогает устранить пробелы в знаниях по данной теме, лучше подготовиться к государственной итоговой аттестации в форме ГИА и ЕГЭ.
Кроме того тема «НЕ с разными частями речи» помогает систематизировать грамматические и правописные знания и умения в речевом аспекте, развивать речь и обогащать лексический запас, овладевать необходимой языковой эрудицией, благодаря использованию разнообразных языковых средств, ведь данная тема тесно связана с другими: «Морфология», «Пунктуация», «Лексика». Всё это также способствует лучшей подготовке к ЕГЭ и ГИА.
Содержание, методы, формы опытной работы.
Работа учителя – это постоянный педагогический поиск, изучение и осмысление передовых методов и технологий, создание собственной творческой лаборатории, позволяющей существенно повысить эффективность и качество обучения русскому языку. Работая в школе много лет учителем – словесником, с болью отмечала, что, покидая стены школы, многие выпускники имеют существенные пробелы в знаниях, а ведь свободное владение родным языком – надежная основа каждого человека в его жизни, труде, творческой деятельности.
Как поднять преподавание русского языка на новый качественный уровень, соответствующий условиям и требованиям современного общества, как усилить практическую направленность обучения русскому языку, как повысить эффективность каждого урока?
Известно, что универсальных методик преподавания не существует. То, что дает блестящие результаты у одного, не становится эталоном, образцом для остальных, и в первую очередь потому, что за каждой авторской программой стоит яркая индивидуальность, творческий метод которой не тиражируется. Сегодня возрастает роль каждого отдельно взятого учителя, его умение найти себя, свой почерк, свое лицо.
Стремление добиться высоких результатов в языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся подтолкнуло меня к творческим поискам в работе. Каждого педагога волнует проблема результативности его труда. И ради этого мы погружаемся в мир инновационных технологий, отбираем заинтересовавшее нас, внедряем в свою практику.
За долгие годы работы я пришла к выводу, что необходимо искать новые формы и методы обучения орфографии и пунктуации. Так я пришла к методике Фроловой Т. Я.
В чем суть этой методики? Обучение орфографии и пунктуации проводится на основе обобщенно-сопоставительных правил. Учащимся сложно запомнить и усвоить большой объем правил, изучаемых разрозненно. Методика Фроловой позволяет представить изучаемый материал в группах, объединенных по опознавательным признакам или по единому основанию. В результате происходит сокращение объема изучаемого материала за счет объединения правил в одну информационную единицу, обеспечивается надежность усвоения материала, удержание, закрепление и автоматизация навыков системой актуального повторения.
Объединение ряда орфограмм или пунктограмм в одно правило позволяет снять проблему взаимосмешивания – интерференции правил. В первую очередь это касается орфограмм или пунктограмм, имеющих общий опознавательный знак.
Мы часто задаёмся вопросом: почему дети не усваивают те или иные темы или, казалось бы, хорошо знакомый материал вдруг начинают путать, писать слова на изученную орфограмму с ошибками.
Причина здесь общая – психологическая интерференция: сохранение запоминаемого материала ухудшается в результате наложения нового, сходного с ним.
И чем больше объем интерферирующего материала, тем больше шансов получить сбившуюся в бесформенный комок информацию, из которой извлечь нужное очень сложно.
Учителям русского языка постоянно приходится сталкиваться с явлением психологической интерференции при формировании орфографических навыков.
Когда, к примеру, сначала изучаем правописание НЕ с глаголами - мы счастливы – все помнят наши ученики, трудности начинаются при встрече с орфограммами «НЕ с существительными, прилагательными и наречиями на О-Е». А когда начинаем изучать сложнейшее правило «НЕ с причастиями», у многих школьников возникает ощущение, что в голове каша: что помнили – вдруг забывают – а новый материал никак не желает запоминаться.
На тот же признак и накладывается новая информация в виде сложных громоздких правил. Изучаемый материал сходен с уже изученным, а сформированный навык затрудняет формирование нового.
А если сразу, на стадии обучения, предложить ученику орфографические правила в обобщенном виде?
Преимущество, казалось бы, налицо: изучая интерферирующий материал в обобщенном виде, мы предотвращаем разрушающее действие интерференции, учим порядку рассуждения в пределах сводного правила.
Но обобщенное правило сложно для восприятия и запоминания, ступеньки алгоритма применения его превращаются в длинную лестницу с массой ответвлений, в которых рискует заблудиться ученик.
Выход из «внутренней интерференции», возникающей при изучении частного правила, которое входит в состав обобщенного, возможен, если привести каждое отдельное правило к безвариантному решению, по типу самой любимой учениками формулировки: «Не с глаголами пишется раздельно».
Безвариантное правило не подвержено разрушающему воздействию интерференции, поэтому легко запоминается и, в случае необходимости, свободно припоминается.
Но возможно ли решить эту проблему? Да, возможно. Вот что предлагает учителям изобретатель-педагог Т.Я. Фролова: нужно скорректировать методику изложения материала по орфографии.
Пути, приводящие орфографическое предписание к однозначному решению, различны, например изменение принципа изложения орфографического материала в составе сводного правила.
Попробуем изменить порядок изложения темы «Не с разными частями речи».
Обособленно, не связывая определение написания слова с принадлежностью к той или иной части речи, осваиваем общие положения:
слово не употребляется без частицы (негодовать);
есть «слова- магниты» далеко не, вовсе не, ничуть не, нисколько не (далеко не глупый);
есть противопоставления с союзом а.
Этот материал не вызывает затруднений, поскольку противопоставление с союзом а и «слова- магниты» легко выхватываются из орфографического поля зрительными и слуховыми анализаторами.
Теперь мы «разгрузили» отдельные правила, входящие в состав обобщенного, и, чтобы принять решение надо только определить часть речи.
Глаголы, деепричастия – раздельно.
Существительные, прилагательные, наречия на О-Е – слитно (если образуется новое слово, что можно подтвердить, подобрав синоним или образовав сравнительную степень).
Этот материал легко усваивается в 6 классе. До встречи с интерферирующей орфограммой «Не с причастиями» в запасе ещё год, чтобы сформировать устойчивый навык.
В сложном правиле «Не с причастиями» общие положения уже отработаны. И мы направляем усилия на закрепление той части орфограммы, где выбор написания определяется наличием зависимого слова.
Стремление разгрузить память, помочь ученику сохранить умения и навыки, предотвратить смешение орфографического материала – одним словом, попытка преодолеть интерференцию предпринимается при изучении ряда орфографических тем.
Рассмотрим действия данной методики подробно. Для этого предлагается таблица №1 «НЕ с любыми словами». Она даётся в 6 классе во время изучения темы «НЕ с существительными».

Например: незапамятный; незабудка; не высоко, а низко; вовсе не далеко.
В 5 классе сформулированное как безвариантное правило, «НЕ с глаголами» на практике затруднений не вызывает. Однако ряд положений правил, изучаемых позднее, регулирующих написание НЕ с существительными, прилагательными, наречиями на О - Е, причастиями, во-первых, не требуют определения, какой частью речи является слово, во-вторых, являются общими для всех правил. Если положения «слово без НЕ не употребляется», «в предложении есть явное или скрытое противопоставление», «сочетания далеко не, вовсе не, ничуть не, нисколько не, отнюдь не» рассматривать как отдельную общую операцию, то первым шагом, необходимым для применения правила «НЕ с любыми словами», будет осмотр орфографического поля для определения наличия данных положений, а вторым – определение части речи. Далее дифференциация строится в зависимости от принадлежности слова к определённой части речи.
В качестве доказательства, образует ли НЕ с прилагательными и наречиями на О - Е новое слово, можно использовать не только подбор синонима или объяснение понятия словосочетанием, но и образование сравнительной степени: не высоко - более/менее высоко. Только качественные прилагательные и образованные от них наречия образуют с НЕ новое слово, новое понятие.
При изучении «Систематического курса» необходимо обратить внимание учащихся на это свойство качественных прилагательных и образованных от них наречий и предложить использовать его в качестве дополнительного средства самоконтроля. При традиционном способе проверки написания НЕ с причастиями необходимо предупредить типичные ошибки, появляющиеся при применении правила «Не с причастиями».
В 6 классе учащимся предлагается таблица №2 «НЕ с определёнными частями речи», но она даётся в сокращенном пока варианте, без колонки «полное причастие», так как о нём дети узнают только в 7 классе. (См. ниже)
Для технологии Т. Я. Фроловой характерно на каждом уроке проводить словарно-орфографическую работу. Так при изучении темы «Не с разными частями речи» в 6 классе провожу орфографическую разминку:
..нас..ные дни; ..прерывная гряда свинцовых туч..; небо ..синее, а серое; ..решительный луч..; ..крутой, а пологий береж..к; ивняч..к ..угомонной реч..нки; ..уютный, ..приглядный пейзаж..; ..внятный ш..рох; ..взрачная ж..лтая трава; ..буйная красота ранней осени.
В 5 – 6 классе дети, как выясняется, не очень хорошо знают значение некоторых слов, которые без НЕ не употребляются. Поэтому я даю такое задание:
Восстановите слова, добавив к ним НЕ, и напишите лексическое значение слов:
..вежа, ..годовать, ..навидеть, ..былица, ..взрачный, ..видимка, ..домогание, ..доросль, ..счастный, ..доумевать, ..запамятный, ..дотепа, ..доразумение, ..дотрога, ..забудка, ..втерпеж, ..вмочь.

7 класс. Осваивая тему НЕ с причастиями, дополним таблицу №2 колонкой «полное причастие». Остановлюсь на некоторых моментах изучения этого материала.
При традиционном способе проверки написания НЕ с причастиями необходимо предупредить типичные ошибки, появляющиеся при применении правила «Не с причастиями».
Во-первых, ученики пропускают операцию, требующую поиска зависимого слова; во-вторых, путают зависимое слово с определяемым; в-третьих, даже если зависимое слово найдено, испытывают затруднения в выборе верного варианта написания. Напомнить о необходимости искать зависимое слово и сделать правильный выбор написания поможет способ графической фиксации умственных действий. Например, можно использовать такой вариант графической фиксации: п – → , где п обозначает часть речи – причастие, а стрелочка напоминает, во-первых, что надо искать зависимое слово: не распечатанное п → матерью письмо, во-вторых, помогает на ассоциативном уровне сделать правильный выбор: вслед за стрелочкой причастие отделяется от НЕ. При отсутствии зависимого слова стрелочка в графическом изображении перечёркивается, что напоминает: (зависимого слова нет), причастие вслед за стрелочкой не отделяется, надо писать слитно: нераспечатанное письмо. Предотвратить смешивание определяемого слова с зависимым поможет предупреждение: зависимое слово на вопрос «кто? что?» не отвечает (непрочитанная («что?») книга).
Такая работа по теме «НЕ с разными частями речи» очень эффективная, хотя и считается самой трудной.
Методика обучения по теме «НЕ с разными частями речи» спланирована так, что все этапы урока взаимосвязаны и темы закрепляются на протяжении нескольких уроков. Объяснение - закрепление – повторение и снова повторение - объяснение – закрепление.
Развитие практических навыков базируется на доступном для каждого класса грамматическом материале, что создаёт дополнительную мотивацию для усвоения теоретического материала и способствует его более надёжному запоминанию.
Начиная с 5 класса, мои ученики ведут тетради-справочники, в которые записывают таблицы, алгоритмы, рифмованные правила, исключения.
На доске и на каждой парте – также таблица на изучаемую орфограмму. Ученики знакомятся со всем обобщенным правилом. А по каждому пункту таблицы навык отрабатывается постепенно, следуя за учебником.
Очень хорошо организовать по этой методике повторение в старших классах. Десятиклассники обобщают, повторяют всё изученное по орфографии, при этом экономится время, а в голове у учеников нет «каши», как это обычно бывает при получении большой информации.
Проведем пример практического занятия со старшеклассниками.
Урок проходил в 10Б классе, в 2010-2011 учебном году во время повторения изученного в конце учебного года, и дети, собранные в данном коллективе не все учились у меня ранее, а были собраны из разных классов. Таким образом, многие из них познакомились с алгоритмом только в этом году.
Учитель:
Как вам кажется, какие проблемы возникают при изучении темы «НЕ с разными частями речи»?
Ответы детей:
Большое количество правил, постоянно путаешься в них.
Нужно запомнить большое количество материала, который изучается в разных классах.
Это очень трудное правило.
Учитель:
Действительно, это одно из самых трудных правил русского языка, но у нас на вооружении замечательная таблица с алгоритмом. Давайте повторим все, что мы знаем по этой теме.
Повторение правила.
Формулировка проблемы.
Учитель:
Сегодня предстоит разрешить следующую проблему: какова роль частицы НЕ в нашей речи, и я предлагаю вам сделать это, используя метод мозгового штурма. Правила следующие:
Выдвинуть как можно больше идей, причем принимаются все, даже абсурдные.
На начальном периоде формирования банка идей – никакой критики.
(Класс делится на две группы, из числа сильных учеников выбираются эксперты, которые фиксируют идеи, обобщают их, оценивают степень участия учащихся в работе).
Задание I группы:
Что может произойти, если из нашей речи вообще исчезнет частица НЕ? Придумать ситуации из жизни: создать текст, который показал бы что без частицы НЕ не обойтись.
Задание II группы:
Что было бы, если бы частица НЕ употреблялась бы только с одной частью речи, например с глаголом? Создать текст, который показал бы, что это невозможно. Придумать ситуации из жизни.
I этап:
Создаём банк идей.
II этап:
Анализ идей. Какие из них самые важные? Докажите (Можно использовать выдуманные ситуации).
III этап:
Обработать результаты, сделать правильный вывод.
IV этап:
Коллективно создать текст, который был указан в задании.
Подведение итогов работы в группах.
Вопросы учителя:
В качестве примера приведу некоторые ответы учеников, а точнее, придуманные ими жизненные ситуации, в которых необходимо использовать частицу НЕ.
Первая группа отвечала на следующий вопрос: что было бы, если частица НЕ вообще отсутствовала в речи.
Это привело бы к непониманию в личной жизни, и, может быть, к полному её отсутствию! Как бы молодой человек понял, согласие или несогласие даёт ему девушка на его предложение? (Т. Акинфова)
Во время суда или расследования трудно понять правду: совершил человек это преступление или не совершил. Сложно и страшно представить мир без частицы НЕ: это привело бы к немыслимым последствиям, которых было бы неисчислимое количество. (Ю. Коновалова)
Нарушались бы запреты и законы (не прислоняться, не убий, не укради и т.д.) Всё было бы дозволено, а, значит, частица НЕ помогает установить правила поведения человека в обществе. (Ю. Матвеичева)
Возникло бы непонимание между людьми. Человек спрашивает, например: «Это здание недалеко от школы?» «Далеко,» - говорит собеседник (ведь частицы НЕ, по условию задания не существует, и спрашивающий может приготовиться у долгому пути). (Т. Жомина)
Вторая группа. Не проще было бы использовать отрицание только при глаголе, а с другими частями речи оно не употреблялось бы, а то правил слишком много?
Теряется смысл слов, несущих отрицание. Допустим, в нашей речи нехорошо = плохо, а если бы не было НЕ, то получается хорошо = плохо – абсурд. (М. Жуков)
Если бы не было частицы НЕ, то человек вынужден был бы делать большие паузы, подбирая синоним без НЕ. Это иногда непросто, да и времени уходило больше бы. Частица НЕ экономит время. Найдите-ка быстро синоним без НЕ к слову неаккуратный – не сможете. (С. Куликова)
Если бы частица НЕ не употреблялась с разными частями речи, кроме глагола, нельзя было бы сформулировать предложения, например: Я не заходил к другу, так как он нехорошо себя чувствует, а я боюсь заразиться. Терялся бы смысл высказывания. (А. Уткин)
Исчезли бы многие слова, которые без НЕ не употребляются, сократился бы объём лексики. (М. Пивоваров)
Возникло бы много курьёзных ситуаций, типа это яблоко не кислое, оно сладкое. Каково же яблоко на вкус? (А. Шумилкин)
Общие выводы:
Частица НЕ служит для отрицания целого высказывания или его части.
Александрова И. А. «Развитие критического мышления посредствам чтения и письма». «Русский язык и литература в школе». 2011 г., №8, с. 12.
Андреева В. Н. , Дербенёва А. Г. «Урок – всему голова». «Русский язык и литература в школе». 2011г., №2, с. 7.
Бараном М. Т. , Ладыженская Т. А. , Шанский Н. М. «Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5 – 9 классы». Москва, «Просвещение», 2009 г.
Груздева О. А. «Использование инновационных технологий в деятельности и практико-ориентированном подходе к анализу текста». «Русский язык и литература в школе». 2011г., №6, с. 27.
Заочная педагогическая академия (приложение к журналу «Русский язык и литература в школе») «Классификация типов уроков». 2011 г., №1.
Иванова Е. В. , Иванов А. Н. «Русская орфография: непроизвольное запоминание». Москва, «Дрофа», 1997 г., С. 48.
Козлова Г. И. «Использование дифференцированного подхода в обучении русскому языку». «Русский язык и литература в школе». 2011 г., №8, с. 20.
Крапотина Т. Г. «ЕГЭ – 2010 по русскому языку: итоги, выводы, перспективы». «Русский язык и литература в школе». 2011 г., №1, с. 2.
Лаптева О. А. «не: слитно или раздельно». http://library.krasu.ru/ft/ft/_articles/0088405.pdf
Мезенцева Н. Е. «Использование инновационных технологий при обучении русскому языку и литературе». http://schoolexpert.ru/public?id=279
Фролова Т. Я. «Интенсивное обучение правописанию. Грамотность за 12 занятия». Симферополь, 2005 г., с. 64.
Халабаджах И. М. «Формирование компетенций учащихся на основе текстоцентрического принципа обучения русскому языку». «Русский язык и литература в школе». 2011г., №5.