Приложение 1
Структура урока по технологии продуктивного чтения
I этап. Работа с текстом до чтения.
Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения); ученики прогнозируют содержание текста, предполагают о чем он по его названию, иллюстрации, портрету писателя. Возникает мотивация к чтению.
Работа в классе начинается с вопросов учителя:
какими были ваши ожидания?
Какие вопросы до чтения у вас возникали?
На что обратили внимание перед чтением и почему?
Постановка цели урока.
II этап. Работа с текстом во время чтения:
Цель этапа: понимание текста и создание его читательской интерпретации
Первичное чтение текста. Самостоятельное чтение (дома или в классе), чтение – слушание, чтение с остановками. Выявление первичного восприятия (с помощью беседы, текста, фиксации первичных впечатлений, письменных ответов на вопросы.
Перечитывание текста. Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов). Постановка вопросов к тексту и автору. Необходимый комментарий текста (словаря, подтекста). Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.
Беседа по содержанию в целом. Обобщение прочитанного. Выявление совпадений первоначальных предложений учащихся с окончательными выводами по тексту. Обращение к отдельным фрагментам текста, выразительное чтение. Постановка к тексту обобщающих вопросов.
Читаем и ведем диалог с автором, задаем вопросы, прогнозируем
ответы, проверяем себя по тексту. Возникает читательская
интерпретация.
Ш. Работа с текстом после чтения.
Цель этапа: достигнуть понимания текста на уровне смысла,
корректировка читательской интерпретации, доведение
читательских впечатлений до уровня законченной мысли
Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов. Беседуем и уточняем позицию автора.
Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.
Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением.
Творческие задания, опирающиеся на какую-то сферу читательской деятельности учащихся: эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы.
Приложение 2
Виды и приемы чтения
Просмотровое чтение | Ознакомительное чтение | Изучающее чтение |
Цель |
самое общее представление о содержании и смысле текста | извлечение основной информации | проникновение в смысл при помощи анализа текста |
Конечный результат |
решение: читать или не читать текст | решение: достаточно информации или текст нужно перечитывать и анализировать | Понимание всех уровней текста |
Приемы |
- анализ заголовка, прогнозирование темы; - анализ подзаголовков, просмотр рисунков, схем, подписей к ним (если таковые имеются) шрифтовых и графических выделений, - знакомство со структурой текста; - просмотр первого и последнего абзацев текста; - знакомство с оглавлением (если оно есть) - чтение аннотации (если она есть) | - чтение текста по абзацам, фиксирование внимания на существительных, первом и последнем предложении каждого абзаца; - выделение по ходу чтения значимой информации; - расстановка по ходу чтения условных графических знаков, принятых самим читающим (например, ? - непонятно, надо вернуться; ! – интересно, важно и т.д.) | - выделение смысловых частей текста; - прогнозирование содержания или смысла последующих частей текста при опоре на прочитанное; - выделение ключевых слов, - замена смысловых частей их свернутыми вариантами, эквивалентами, - выявление деталей текста, подтекстовой информации; - определение принадлежности текста к тому или иному функциональному стилю, - составление вопросов проблемного характера во время и после чтения текста, - выписки основных суждений; - составление плана и граф-схемы, которая выявляет структуру текста и взаимосвязь отдельных его частей, - переработка: создание вторичных текстов на основе данного; - читательские комментарии к тексту |
Приложение 3
Подготовка урока по технологии продуктивного чтения
1. Выберите текст, который вам необходимо предложить ученикам для чтения на уроке (от полноценного рассказа до абзаца, формулировки правила, таблицы, схемы и т.п.)
2. Прочитайте текст, выделите в нем три уровня информации:
- фактуальную (то, что говорится напрямую)
- подтекстовую (то, что сказано в не явном виде, между строк). Внимание !!! Данный уровень может быть не во всех текстах.
- концептуальную (основная идея, о которой думал автор, создавая текст)
3. Определите роль данного текста на уроке:
- используется на этапе введения нового знания или отработки изученного?
- в чем основная цель чтения этого текста учениками на уроке:
- например: ставится специальное продуктивное задание к тексту (составить список особенностей, причин, доказать что-либо, вывести формулировку понятия, заполнить таблицу, преобразовать текст в схему и т.д.)
4. Сформулируйте задания для работы с текстом ДО чтения, с целью предвосхищения будущего содержания текста, создания мотива для знакомства с текстом.
- Например: судя по заглавию (иллюстрациям / автору) – о чем будет этот текст?
- Например: из каких частей состоит, есть ли выделенные слова, иллюстрации и т.п.
Внимание !!! Для каждого конкретного текста должны быть свои вопросы – нельзя пользоваться только однотипными приведенными выше примерами.
Внимание!!! Этап должен быть коротким, плавно перетекающим в собственно
чтение!
5. Выделите в тексте места остановок ВО ВРЕМЯ чтения текста (вслух, по очереди разными учениками)
- короткие комментарии для облегчения понимания каких-то слов, оборотов
- краткие реплики, которые позволяют включить механизм антиципации (предвосхищение, предугадывание будущего текста)
- вопросы, облегчающие ученикам ведение диалога с автором:
+ В – вопрос к автору текста, возникающий после прочтения определенных фраз. Или обращение учителя классу, побуждающее задать такой вопрос.
+ О – предложение ученикам предположить свой ответ, на возникший вопрос к автору.
+ П – предложение ученикам проверить свои предположения после прочтения тех фрагментов текста, которые позволяют увидеть авторские ответы на возникшие вопросы.
Внимание!!! Все вопросы к тексту, комментарии должны быть предельно краткими, чтобы «не заболтать» текст, не отвлечься от него, а наоборот – способствовать его глубокому пониманию.
6. Сформулируйте главный смысловой вопрос ПОСЛЕ чтения:
- вопрос на осмысление концептуальной информации, идеи текста (или система вопросов для беседы)
- или проверка выполнения продуктивного задания к тексту …
Виды информации в художественном тексте
Фактуальная. Факты, события, место и время действия (фабула). Передаётся пересказом текста.
Подтекстовая. Скрытый смысл, который передаётся с помощью порядка слов, интонации, языковых средств художественной изобразительности (подтекст). Пересказом не передаётся.
Концептуальная. Система взглядов автора на жизнь, его мировоззрение (концепт, идея, главная мысль). У разных читателей разная концептуальная информация. (И.Гальперин)
Приложение 4
Формирование УУД
До чтения | Во время чтения | После чтения |
Определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; Учиться высказывать свое предположение на основе работы с иллюстрацией учебника; Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; Оформлять свои мысли в устной и письменной форме; Слушать и понимать речь других. | Эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции; Понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; Высказывать свое отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам. Ориентироваться в учебнике; Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; Выразительно читать и пересказывать текст; Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. | Понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; Высказывать свое отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; Учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли. |
Приложение 5
Михаил Лоскутов родился в семье инженера-железнодорожника. В пятнадцать лет становится журналистом, в шестнадцать лет становится редактором областной комсомольской газеты, «Голос рабоче-крестьянской молодежи». Постоянный автор газеты «Курская правда». В 1926 году переезжает в Ленинград. Публикуется с очерками и фельетонами в журнале «Юный пролетарий» и в газете «Смена». Когда в 1928 году издается его первая книга сборник рассказов и фельетонов «Конец мещанского переулка». В 1929 году в соавторстве с С. Урнисом пишет небольшую книгу — «Золотая пустота». В этом же году выходит его третья книга — «Отвоеванное у водки». В 1929 году Михаил Лоскутов путешествует по Средней Азии, и в 1932 году выходит в свет его книга «Тринадцатый караван», описывающая его восточные путешествия. «На фоне документальной прозы о начале «социалистического строительства» книга выгодно отличается непосредственностью и свежестью, с какими в ней показано «освоение пустыни»». Он обладал талантом немногословного и меткого юмора. Но прежде всего и больше всего он был талантливым, и, чертовски талантливым, писателем. Его писательское зрение отличалось необыкновенной зоркостью. Он умел показать в одной фразе внутреннее содержание человека и всю сложность и своеобразие его отношения к миру. „Тринадцатый караван“ — книга о „присоединении пустыни к миру“, об истории завоевания „раскаленных песков“. Без ложной патетики автор показывает те перемены, которые отделили советские Каракумы от „Злых песков“ прошлого.— Константин Паустовский. В 1933 году участвует в автопробеге по маршруту Москва — Каракумы — Москва. После чего вышла новая книга Михаила Лоскутова под названием «Рассказы о дорогах». В 1935—1938 годах Лоскутов работает над циклом рассказов о Средней Азии. Рассказы и статьи Лоскутова в тридцатые годы часто появляется на страницах «Литературной газеты». Опубликованы его книги: «Конец мещанского переулка» (1928), «Рассказы о дорогах» (1935), «Тринадцатый караван» (1938), и др. Арестован 12 января 1940. 6 июля 1941 приговорён ВКВС СССР по обвинению в участии в контрреволюционной террористической организации. Расстрелян 28 июля 1941. Реабилитирован в 1956.
Приложение 6
Афоризмы о чтении
«Читай не затем, чтобы противоречить и опровергать, не затем, чтобы принимать на веру; и не затем, чтобы найти предмет для беседы; но чтобы мыслить и рассуждать». Ф. Бзкон
«Как много людей, которые по прочтении иной хорошей книги открывали новую эру своей жизни!» Г. Торо
«Читать не размышляя, все равно, что есть и не переваривать» Э.Борк
«Как из копеек составляются рубли, так и из крупинок прочитанного составляется знание.» Даль В.
Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя.
В. Сухомлинский
Читать и не понимать – то же, что совсем не читать. Я. Коменский
Все хорошие книги сходны в одном, – когда вы дочитаете до конца, вам кажется, что все это случилось с вами, и так оно навсегда при вас и останется. Э. Хемингуэй
Чтение делает человека знающим, беседа — находчивым, а привычка записывать — точным. Бэкон Фрэнсис.
Книги следует читать так же неторопливо и бережно, как они писались.
Генри Дейвид Торо
Читая, ты должен основательно продумывать, чтобы прочитанное обратилось в твою плоть и кровь, а не было сложено в одной памяти, как в каком-нибудь словаре.
Эразм Роттердамский
Читать означает «брать в долг», а сделать на основе этого открытие — значит «уплатить долг». Георг Кристоф Лихтенберг