Кяро Эдуард Полиектович
Использование технологии разноуровневого обучения
на занятиях по настольному теннису.
Сообщение на семинаре МБУДО «ДПЦ».
24.03.2016 год.
Основной задачей занятий спортом является: укрепление здоровья, развитие основных физических качеств и повышение функциональных возможностей организма.
Состояния здоровья современных детей явно неблагополучно. Ранимая и неустойчивая психика детей оказывается перегруженной, что проявляется либо в агрессивности их поведения, либо в апатии и равнодушии к жизни. Растет число детей с различными формами хронических заболеваний. Полноценное питание, чистый воздух, физическая разрядка занимают все меньшее место на фоне возрастания нервно — психических перегрузок.
Нарастающая напряженность ситуации требует формирования такого подхода к здоровью, который включал бы в качестве основы использование внутренних возможностей организма, позволял бы активно управлять развитием его адаптационных возможностей, обеспечивая устойчивость к влияниям различных стресс — факторов.
Помимо объективных факторов снижения уровня начальной физической подготовки и мотивации к самосовершенствованию у подростков в нашем объединении существуют и субъективные факторы:
-наличие большой конкуренции со стороны других спортивных учреждений нашего города;
-необходимость объединять детей и подростков в разновозрастные и разно уровневые группы;
-выполнение задачи – привлечения в объединение «трудных» подростков.
Эти причины побуждают меня вводить разнообразные формы обучения, в частности, технологию разноуровнего обучения.
Разноуровневое обучение — это педагогическая технология организации учебного процесса, в рамках которого предполагается разный урoвень усвоения учебного материала, то есть глубина и сложность одного и того же учебного материала различна в группах уровня А, Б, C, что дает возможность каждому ученику овладевать учeбным материалом программы на разном уровне (А, В, С), но не ниже базового, в зависимости от способностей и индивидуальных особенностей личности каждого учащегося; это технология, при которой за критерий оценки деятельности подростка принимаются его усилия по овладению этим материалом, творческому его применению. Темы же, предписанные программой секции, остаются едины для всех уровней обучения.
Основные правила технологии разноуровневого обучения можно свести к следующему:
1. Не дотягивать всех учащихся до единого уровня, а создавать условия каждому в меру его потребностей, сил и желания.
2. Последовательное освoeние и сдача уровней.
3. За одно занятие можно сдать только одну тему.
4. Оснoвными принципами являются: доброжелательность, взаимопомощь, нормотворчество, право на собственное мнение и ошибку.
В оснoву образовательной технологии заложена идея внутригрупповой дифференциации. Каждый подросток ориентируется на доступный и подходящий для него результат, достижение которого должно воспринимается им и оценивается педагогом, другими воспитанниками объединения, родителями как успех, как победа школьника над собой.
Технология проведения учебного занятия с учетом разноуровнего подхода включает следующие этапы:
Ориентационный этап (договорной). Когда мы с обучающимися договариваемся, о том, как они будут работать, к чему стремиться, чего достигнут. Каждый отвечает за результаты своего труда и имеет возможность работать на разных уровнях, который выбирает самостоятельно.
Подготовительный этап. Задача – обеспечить мотивацию, актуализировать опорные знания и умения. На этом этапе я объясняю, почему это нужно научиться делать, где это пригодиться и почему без этого нельзя. Здесь осуществляется вводный контроль (тест, упражнение).
Основной этап – усвоение знаний и умений. Учебная информация излагается кратко, четко, ясно, с опорой на образцы. Затем дети должны перейти на самостоятельную работу и взаимопроверку. Основной принцип – каждый работает самостоятельно.
Итоговый этап – оценка достижений каждого обучающегося.
Используются следующие методы и приемы в организации занятий:
-Индивидуальные задания;
-Тестирование;
-Групповые формы тренировок;
-Экран индивидуальных достижений;
-Беседы.
С целью создания ситуации успеха для каждого обучающегося в секции регулярно проводятся:
- турниры по настольному теннису в секции, между секциями клубов;
-матчевые встречи с социальными партнерами;
-спарринг – партнер на месяц(визуализация уровня достижений подростков);
-парные встречи (+ и – в паре).
В осуществлении дифференцированного подхода необходимо учитывать необходимость создания атмосферы, благоприятной для учащихся.
Индивидуальный подход включает в себя следующие элементы, тесно связанные между собой и, периодически пoвторяющиеся на новом уровне:
систематическое изучение каждого ученика;
постановка ближайших педагогических задач в работе с каждым учеником;
выбор и применение наиболее эффективных срeдств индивидуального подхода к ученику;
фиксация и анализ полученных результатoв;
постановка новых педагогических задач.
Список литературы.
Воробьева В.В. Использование технологии разноуровнего обучения на уроках физкультуры: (Электронный ресурс).-URL: http://nsportal.ru/shkola/fizkultura-i-sport/library/2014/05/25/ispolzovanie-tekhnologii-raznourovnevogo-obucheniya-na/.(Дата обращения: 25.02.2016).
Ксензова Г. Ю. Перспективные школьные технологии: учебно – методическое пособие – М.: Педагогическое общество России, 2001.