СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование технологии РКМЧП с целью развития УУД обучающихся

Нажмите, чтобы узнать подробности

ФГОС второго поколения акцентирует внимание на обеспечение условий для развития личности обучаемого

Просмотр содержимого документа
«Использование технологии РКМЧП с целью развития УУД обучающихся»

Использование технологии РКМЧП с целью развития УУД обучающихся    «Единственный путь, ведущий к знанию – это деятельность»  Б.Шоу Медведева Н.Ю., учитель начальных классов

Использование технологии РКМЧП с целью развития УУД обучающихся «Единственный путь, ведущий к знанию – это деятельность» Б.Шоу

Медведева Н.Ю.,

учитель начальных классов

 ФГОС второго поколения акцентирует внимание на обеспечение условий для развития личности обучаемых. В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

ФГОС второго поколения акцентирует внимание на обеспечение условий для развития личности обучаемых. В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

Функции УУД  Обеспечение возможностей самостоятельно осуществлять деятельность учения. Создание условий для гармонии развития личности и её самореализации

Функции УУД

  • Обеспечение возможностей самостоятельно осуществлять деятельность учения.
  • Создание условий для гармонии развития личности и её самореализации
Познавательные УУД  Общеучебные. Логические. Постановка и решение проблемы. На уроках литературного чтения: ориентироваться в учебнике; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; преобразовывать информацию из одной формы в другую; подробно пересказывать небольшие тексты.

Познавательные УУД

  • Общеучебные.
  • Логические.
  • Постановка и решение проблемы.

На уроках литературного чтения:

  • ориентироваться в учебнике;
  • находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую;
  • подробно пересказывать небольшие тексты.
Регулятивные УУД Целеполагание. Планирование. Прогнозирование. Контроль. Коррекция. Оценка На уроках литературного чтения: определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника; составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Регулятивные УУД

  • Целеполагание.
  • Планирование.
  • Прогнозирование.
  • Контроль.
  • Коррекция.
  • Оценка

На уроках литературного чтения:

  • определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
  • учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника;
  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Коммуникативные УУД Планирование. Постановка вопроса. Построение речевых высказываний. Лидерство. Согласование действий с партнёром. На уроках литературного чтения: оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других; выразительно читать и пересказывать; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им; Учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли.

Коммуникативные УУД

  • Планирование.
  • Постановка вопроса.
  • Построение речевых высказываний.
  • Лидерство.
  • Согласование действий с партнёром.

На уроках литературного чтения:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
  • слушать и понимать речь других;
  • выразительно читать и пересказывать;
  • договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
  • Учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли.
Личностные УУД Нравственно-эстетическое оценивание. Самопознание и самоопределение. На уроках литературного чтения: обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм, умение ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях..

Личностные УУД

  • Нравственно-эстетическое оценивание.
  • Самопознание и самоопределение.

На уроках литературного чтения:

  • обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм, умение ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях..
Приёмы развития критического мышления  на этапах уроках Стадия вызова Стадия осмысления Кластер Инсерт Стадия рефлексии Кластер Бортовой журнал Три М Верю-не верю Дерево успеха Инсерт Тонкие и толстые вопросы Идеал Синквейн Корзина идей Ключевые слова Фишбоун   Таблица «ЗХУ»   Таблица «ЗХУ»   Таблица вопросов Синквейн Кубик Блума       Зигзаг   Шесть шляп    

Приёмы развития критического мышления на этапах уроках

Стадия вызова

Стадия осмысления

Кластер

Инсерт

Стадия рефлексии

Кластер

Бортовой журнал

Три М

Верю-не верю

Дерево успеха

Инсерт

Тонкие и толстые вопросы

Идеал

Синквейн

Корзина идей

Ключевые слова

Фишбоун

 

Таблица «ЗХУ»

 

Таблица «ЗХУ»

 

Таблица вопросов

Синквейн

Кубик Блума

 

 

 

Зигзаг

 

Шесть шляп

 

 

Анализ приёмов и стратегий технологии РКМ с точки зрения развития УУД учащихся Название приёма УУД «Верные и неверные утверждения» Ученик научиться  Познавательная деятельность «Кластер» Выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов и явлений. Подтверждать гипотезы на основе изучения информации. Регулятивная, познавательная деятельность Адекватно, самостоятельно оценивать правильность выполнения действий, вносить необходимые коррективы в исполнение действий. Осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания, критерии для указанных логических операций. Объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования. Структурировать тексты

Анализ приёмов и стратегий технологии РКМ с точки зрения развития УУД учащихся

Название приёма

УУД

«Верные и неверные утверждения»

Ученик научиться

Познавательная деятельность

«Кластер»

  • Выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов и явлений.
  • Подтверждать гипотезы на основе изучения информации.

Регулятивная, познавательная деятельность

  • Адекватно, самостоятельно оценивать правильность выполнения действий, вносить необходимые коррективы в исполнение действий.
  • Осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания, критерии для указанных логических операций.
  • Объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования.
  • Структурировать тексты
«Тонкие и толстые вопросы» Коммуникативная деятельность «Бортовой журнал» Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром. Регулятивная, коммуникативная, познавательная деятельность «Инсерт» Основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса. Осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач. Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь. Познавательная деятельность Основам ознакомительного, изучающего, усваивающего, поискового чтения. Структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий.

«Тонкие и толстые вопросы»

Коммуникативная деятельность

«Бортовой журнал»

  • Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.

Регулятивная, коммуникативная, познавательная деятельность

«Инсерт»

  • Основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса.
  • Осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач.
  • Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь.

Познавательная деятельность

  • Основам ознакомительного, изучающего, усваивающего, поискового чтения.
  • Структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий.
«Чтение с остановками» Познавательная, коммуникативная деятельность «Синквейн» Регулятивная, познавательная, личностная деятельность Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её с позиции партнёров в сотрудничестве. Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности. Основам коммуникативной рефлексии. Делать умозаключения. Осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач. Развитию способностей к анализу, обобщению и целостному восприятию темы. Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

«Чтение с остановками»

Познавательная, коммуникативная деятельность

«Синквейн»

Регулятивная, познавательная, личностная деятельность

  • Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её с позиции партнёров в сотрудничестве.
  • Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.
  • Основам коммуникативной рефлексии.
  • Делать умозаключения.
  • Осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач.
  • Развитию способностей к анализу, обобщению и целостному восприятию темы.
  • Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.
  • Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
«Знаю-Хочу узнать-Узнал» Регулятивная, познавательная деятельность Целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную. Самостоятельно анализировать условия достижения целей на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале. Планировать пути достижения целей. Основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения. Структурировать тексты. Основам рефлексивного чтения. Организовать исследование с целью проверки гипотезы.

«Знаю-Хочу узнать-Узнал»

Регулятивная, познавательная деятельность

  • Целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную.
  • Самостоятельно анализировать условия достижения целей на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале.
  • Планировать пути достижения целей.
  • Основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения.
  • Структурировать тексты.
  • Основам рефлексивного чтения.
  • Организовать исследование с целью проверки гипотезы.
«Зигзаг» Познавательная, коммуникативная деятельность «Шесть шляп» Вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения. Осуществлять контроль по результату и способу действий. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. Познавательная, коммуникативная, личностная деятельность Учить и приобретать эти знания, уметь пользоваться ими для решения новых познавательных задач, развивать способность к адекватной самооценке, умение соотносить свои интересы с интересами других.

«Зигзаг»

Познавательная, коммуникативная деятельность

«Шесть шляп»

  • Вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения.
  • Осуществлять контроль по результату и способу действий.
  • Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

Познавательная, коммуникативная,

личностная деятельность

  • Учить и приобретать эти знания, уметь пользоваться ими для решения новых познавательных задач, развивать способность к адекватной самооценке, умение соотносить свои интересы с интересами других.
 Каждый приём, используемый в технологии РКМЧП, многофункционален, работает на развитие и личностных умений, а выстроенные в логике «вызов-осмысление-рефлексия», они способствуют развитию рефлексивных способностей, помогает овладеть умением учиться самостоятельно.

Каждый приём, используемый в технологии РКМЧП, многофункционален, работает на развитие и личностных умений, а выстроенные в логике «вызов-осмысление-рефлексия», они способствуют развитию рефлексивных способностей, помогает овладеть умением учиться самостоятельно.

«Синквейн»  «Синквейн» является быстрым и мощным инструментом для рефлексирования, синтеза и обобщения понятий информации.  Задания могут быть различными: составить «синквейн», определить тему «синквейна» (на слова впервой строке), составить рассказ по готовому «синквейну», найти ошибку.  Из представленных «синквейнов» учителю видно, кому данная тема понятна, а кому нет. Например: Литературное чтение 2 класс УМК «Школа России» Сказка. Волшебная, бытовая. Читать, пересказывать, учить. Сказка –ложь, да в ней намёк. Фантазия

«Синквейн»

«Синквейн» является быстрым и мощным инструментом для рефлексирования, синтеза и обобщения понятий информации.

Задания могут быть различными: составить «синквейн», определить тему «синквейна» (на слова впервой строке), составить рассказ по готовому «синквейну», найти ошибку.

Из представленных «синквейнов» учителю видно, кому данная тема понятна, а кому нет.

Например: Литературное чтение 2 класс УМК «Школа России»

Сказка.

Волшебная, бытовая.

Читать, пересказывать, учить.

Сказка –ложь, да в ней намёк.

Фантазия

ВЫВОД  Использование ТКМ позволяет добиваться позитивных результатов в формировании УУД младших школьников: развивает мыслительную деятельность учащихся начальной школы; учит детей анализировать, синтезировать, сопоставлять, делать умозаключения; суммировать и систематизировать новую информацию; уметь применять полученные знания на практике; уметь планировать; готовность воспринимать идеи других, анализировать положительные и отрицательные стороны в выступлениях других; Готовность исправлять свои ошибки, а не оправдывать свои неправильные решения.

ВЫВОД

Использование ТКМ позволяет добиваться позитивных результатов в формировании УУД младших школьников:

  • развивает мыслительную деятельность учащихся начальной школы;
  • учит детей анализировать, синтезировать, сопоставлять, делать умозаключения;
  • суммировать и систематизировать новую информацию;
  • уметь применять полученные знания на практике;
  • уметь планировать;
  • готовность воспринимать идеи других, анализировать положительные и отрицательные стороны в выступлениях других;
  • Готовность исправлять свои ошибки, а не оправдывать свои неправильные решения.
«Не мыслям надобно учить,  а мыслить»   Э.Кант

«Не мыслям надобно учить, а мыслить» Э.Кант