Использование технологии РКМЧП с целью развития УУД обучающихся «Единственный путь, ведущий к знанию – это деятельность» Б.Шоу
Медведева Н.Ю.,
учитель начальных классов
ФГОС второго поколения акцентирует внимание на обеспечение условий для развития личности обучаемых. В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
Функции УУД
- Обеспечение возможностей самостоятельно осуществлять деятельность учения.
- Создание условий для гармонии развития личности и её самореализации
Познавательные УУД
- Общеучебные.
- Логические.
- Постановка и решение проблемы.
На уроках литературного чтения:
- ориентироваться в учебнике;
- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую;
- подробно пересказывать небольшие тексты.
Регулятивные УУД
- Целеполагание.
- Планирование.
- Прогнозирование.
- Контроль.
- Коррекция.
- Оценка
На уроках литературного чтения:
- определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
- учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника;
- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Коммуникативные УУД
- Планирование.
- Постановка вопроса.
- Построение речевых высказываний.
- Лидерство.
- Согласование действий с партнёром.
На уроках литературного чтения:
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
- слушать и понимать речь других;
- выразительно читать и пересказывать;
- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
- Учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли.
Личностные УУД
- Нравственно-эстетическое оценивание.
- Самопознание и самоопределение.
На уроках литературного чтения:
- обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм, умение ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях..
Приёмы развития критического мышления на этапах уроках
Стадия вызова
Стадия осмысления
Кластер
Инсерт
Стадия рефлексии
Кластер
Бортовой журнал
Три М
Верю-не верю
Дерево успеха
Инсерт
Тонкие и толстые вопросы
Идеал
Синквейн
Корзина идей
Ключевые слова
Фишбоун
Таблица «ЗХУ»
Таблица «ЗХУ»
Таблица вопросов
Синквейн
Кубик Блума
Зигзаг
Шесть шляп
Анализ приёмов и стратегий технологии РКМ с точки зрения развития УУД учащихся
Название приёма
УУД
«Верные и неверные утверждения»
Ученик научиться
Познавательная деятельность
«Кластер»
- Выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов и явлений.
- Подтверждать гипотезы на основе изучения информации.
Регулятивная, познавательная деятельность
- Адекватно, самостоятельно оценивать правильность выполнения действий, вносить необходимые коррективы в исполнение действий.
- Осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания, критерии для указанных логических операций.
- Объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования.
- Структурировать тексты
«Тонкие и толстые вопросы»
Коммуникативная деятельность
«Бортовой журнал»
- Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.
Регулятивная, коммуникативная, познавательная деятельность
«Инсерт»
- Основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса.
- Осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач.
- Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь.
Познавательная деятельность
- Основам ознакомительного, изучающего, усваивающего, поискового чтения.
- Структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий.
«Чтение с остановками»
Познавательная, коммуникативная деятельность
«Синквейн»
Регулятивная, познавательная, личностная деятельность
- Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её с позиции партнёров в сотрудничестве.
- Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.
- Основам коммуникативной рефлексии.
- Делать умозаключения.
- Осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач.
- Развитию способностей к анализу, обобщению и целостному восприятию темы.
- Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.
- Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
«Знаю-Хочу узнать-Узнал»
Регулятивная, познавательная деятельность
- Целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную.
- Самостоятельно анализировать условия достижения целей на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале.
- Планировать пути достижения целей.
- Основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения.
- Структурировать тексты.
- Основам рефлексивного чтения.
- Организовать исследование с целью проверки гипотезы.
«Зигзаг»
Познавательная, коммуникативная деятельность
«Шесть шляп»
- Вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения.
- Осуществлять контроль по результату и способу действий.
- Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
Познавательная, коммуникативная,
личностная деятельность
- Учить и приобретать эти знания, уметь пользоваться ими для решения новых познавательных задач, развивать способность к адекватной самооценке, умение соотносить свои интересы с интересами других.
Каждый приём, используемый в технологии РКМЧП, многофункционален, работает на развитие и личностных умений, а выстроенные в логике «вызов-осмысление-рефлексия», они способствуют развитию рефлексивных способностей, помогает овладеть умением учиться самостоятельно.
«Синквейн»
«Синквейн» является быстрым и мощным инструментом для рефлексирования, синтеза и обобщения понятий информации.
Задания могут быть различными: составить «синквейн», определить тему «синквейна» (на слова впервой строке), составить рассказ по готовому «синквейну», найти ошибку.
Из представленных «синквейнов» учителю видно, кому данная тема понятна, а кому нет.
Например: Литературное чтение 2 класс УМК «Школа России»
Сказка.
Волшебная, бытовая.
Читать, пересказывать, учить.
Сказка –ложь, да в ней намёк.
Фантазия
ВЫВОД
Использование ТКМ позволяет добиваться позитивных результатов в формировании УУД младших школьников:
- развивает мыслительную деятельность учащихся начальной школы;
- учит детей анализировать, синтезировать, сопоставлять, делать умозаключения;
- суммировать и систематизировать новую информацию;
- уметь применять полученные знания на практике;
- уметь планировать;
- готовность воспринимать идеи других, анализировать положительные и отрицательные стороны в выступлениях других;
- Готовность исправлять свои ошибки, а не оправдывать свои неправильные решения.
«Не мыслям надобно учить, а мыслить» Э.Кант