СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование технологии ТРИЗ в деятельности ДОО в процессе ознакомления с природой как фактор познавательного развития дошкольников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель исследования состоит в обосновании и апробировании основных путей использования ТРИЗ-технологии в ДОО, как фактора познавательного развития  дошкольников при ознакомлении с природой.

Просмотр содержимого документа
«Использование технологии ТРИЗ в деятельности ДОО в процессе ознакомления с природой как фактор познавательного развития дошкольников»















«Использование технологии ТРИЗ в деятельности ДОО в процессе ознакомления с природой как фактор познавательного развития дошкольников»

















Выполнила:

Кудякова М.В.







Аннотация

Введение содержит актуальность и обоснование направления исследования, изложены научные положения, выносимые на защиту, и их основные позиции. Поставлена цель исследований и определены задачи.

В первой главе «Теоретические основы использования ТРИЗ технологии в деятельности ДОО как фактор развития познавательных способностей дошкольников», рассмотрены психолого-педагогические проблемы познавательного развития дошкольников, а также возможности развития интеллектуальных способностей дошкольников при использовании ТРИЗ–технологии.

Во второй главе «Научно-исследовательская работа по познавательному

развитию детей старшего дошкольного возраста средствами ознакомления с окружающим миром» рассмотрены Методики диагностики уровня

познавательного развития детей старшего дошкольного возраста, реализация комплекса мероприятий как средства

развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста, результаты диагностики уровня познавательного развития у детей старшего

дошкольного возраста на этапе контролирующего эксперимента.



Базовые понятия



- использование технологии ТРИЗ (теория решения изобретательских задач)

- познавательное развитие дошкольников

- фактор познавательного развития

- инновационные технологии

-процесс ознакомление с природой

- Детская дошкольная организация (ДОО)

- дошкольники










Введение


В настоящее время перед образованием встает задача воспитать не только творческого, всесторонне развитого человека, но и гибко ориентирующегося в постоянно меняющейся действительности, готового осваивать принципиально новые области и виды деятельности. Однако фиксируется применение устаревшей методики и принципов формирования образовательной среды. Это негативно сказывается на качестве педагогического процесса и развитии познавательного интереса и интеллектуальных способностей дошкольников.

Современная система образования в ДОО сохраняет традиционный подход в обучении детей. Однообразное, шаблонное повторение одних и тех же действий, сводит к минимуму интерес к обучению. Дети лишаются радостей открытия и постепенно могут потерять способность к интеллектуальному и познавательному развитию. Выходом из сложившейся ситуации является переход к инновационным методам, в большей степени ориентированным на познавательное развитие ребенка, формирование его творческого потенциала. Это и обуславливает актуальность выбранной темы : «Использование инновационных технологий (ТРИЗ) в деятельности ДОО в процессе ознакомления с природой как фактор познавательного развития дошкольников»

Автор разработанной технологии ТРИЗ Г.С. Альтшуллер утверждает, что интеллектуальные способности возможно и нужно развивать, особенно у детей. Работы исследователей технологии ТРИЗ А.Страунинг, С.И. Грин, С.И.Крохина свидетельствуют о том, что использование данной технологии способствует активизации познавательного и мыслительного процесса у дошкольников.

Образовательная практика имеет методическое обеспечение развития познавательных и интеллектуальных способностей дошкольников, однако недостаточно внедрение этих методик.

Анализ теории и практики использования ТРИЗ-технологии выявил ряд противоречий:

- между ориентацией нового содержания образования на познавательное развитие дошкольников и традиционными формами обучения;

- между сформированностью у дошкольников определенной системы фактических знаний и недостаточным познавательным развитием.


Объект исследования : ознакомление с природой в процессе познавательного развития дошкольников.

Предмет исследования : методика и разработка инновационных технологий ТРИЗ, как одного из ведущих факторов познавательного развития при ознакомлении дошкольников с природой.

Цель исследования: состоит в обосновании и апробировании основных путей использования ТРИЗ-технологии в ДОО, как фактора познавательного развития дошкольников при ознакомлении с природой.






В соответствии с целью, нами были определены следующие

задачи исследования:

– изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме использования ТРИЗ–технологии в деятельности ДОО, как фактора познавательного развития дошкольников при ознакомлении с природой;

- выявить пути использования ТРИЗ–технологии в ДОО, как фактор, определяющий познавательное развитие дошкольников;

– обосновать и апробировать в опытно – экспериментальной работе, модель развития познавательных способностей дошкольников, в условиях применения ТРИЗ – технологии в ДОО;

- разработать научно - методические рекомендации для педагогов и родителей дошкольников по познавательному развитию детей при ознакомлении с природой, в условиях использования ТРИЗ–технологии в ДОО.

Гипотеза исследования:

ТРИЗ–технология в ДОО будет способствовать развитию познавательных способностей дошкольников, если учебный процесс, организованный на её основе будет интересным, увлекательным, посильным для детей, стимулирующим их воображение, предполагающим моральную и интеллектуальную поддержку родителей.

Проблема:

Каковы поиск и определение путей совершенствования познавательного развития при ознакомлении дошкольников с миром природы?

Элементы новизны:

1. Обобщены сведения о познавательном развитии дошкольников в процессе ознакомления их с природой.

2. Разработана критериально - диагностическая база оценивания познавательного развития дошкольников в процессе ознакомления их с природой.

3. Получены новые сведения о познавательном развитии детей с использованием инновационных технологий.

4. Доказано влияние инновационных технологий на результат познавательного развития дошкольников при ознакомлении с природой посредством ТРИЗ-технологии.

5. Выявлены современные пути для достижения результативности познавательного развития дошкольников.


Решению поставленных задач и подтверждению рабочей гипотезы эксперимента будет способствовать применение комплекса методов, соответствующих этапам исследования:

– теоретический метод: анализ физиологической, психологической, педагогической и методической литературы;

– эмпирический метод: наблюдение, беседа, интервьюирование и анкетирование;

– прогностический метод: проектирование модели процесса познавательного развития, разработка систем упражнений и технологий их проведения, методических рекомендаций;



– практический метод: проведение опытно-экспериментальной проверки

эффективности модели процесса познавательного развития дошкольников, с использованием элементов ТРИЗ в рамках констатирующего и формирующего этапов;

– статистический метод: количественный и качественный анализ результатов опытно-экспериментального исследования, тематическая обработка полученных данных.

Основные положения работы, выносимые на защиту:

- комплекс педагогических путей формирования познавательной активности в ДОО, как фактор, определяющий личностное развитие дошкольников на основе ТРИЗ–технологии включает в себя: адаптацию содержания образования к возрастным особенностям дошкольников и методам ТРИЗ; разнообразие практической деятельности детей, создание у них положительного эмоционального фона обучения, стимулирование активности и самостоятельности детей в ходе учебной деятельности при использовании ТРИЗ–технологии; постепенное усложнение заданий и упражнений в рамках использования ТРИЗ, усиление их проблематизации, содержания, новизны методов, средств и форм проведения, а также занимательности, что в свою очередь обуславливает необходимый уровень владения методикой использования ТРИЗ-технологии педагогами и включение родителей в совместную с детьми деятельность;

- модель развития познавательных способностей дошкольников, в условиях применения ТРИЗ–технологии в ДОУ содержит следующие компоненты:

целевой блок (постановка цели исследования),

мотивационный блок (система поощрений, стимулирования познавательных интересов, формирование потребности в интеллектуальной деятельности),

содержательный блок (образовательные области, интеллектуальные способности: виды мышления и воображения),

инструментальный блок (формы работы с детьми и методы ТРИЗ –технологии), диагностический блок (диагностики развития мышления, воображения и интеллекта), результативный блок (анализ результатов, дальнейшее планирование работы по исследованию).

- учебная программа использования ТРИЗ–технологии для дошкольников для познавательного развития и выявления интеллектуальных способностей представляет собой: комплекс учебных материалов для дошкольников (цели, компоновка, набор диагностических процедур, подбор текстов в соответствии с содержанием); набор методических материалов для педагогов (разработки учебных занятий, наглядный материал); информацию для родителей (памятка

«Как вести себя с почемучкой»? консультация для родителей «Хотите ли вы иметь умного ребёнка»?

тренинг «Умный ребёнок», анкетирование родителей «Что я знаю о детском воображении»?).





Глава 1. Теоретические основы использования ТРИЗ технологии в деятельности ДОО как фактор познавательного развития дошкольников в процессе ознакомления их с природой.


    1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме познавательного развития детей.


Самоценность дошкольного детства очевидна: первые семь лет в жизни ребенка - это период его бурного роста и интенсивного развития, период непрерывного совершенствования физических и психических возможностей, начало становления личности.

Исследования педагогических источников и передового педагогического опыта подтверждают, что необходимо уделять серьезное внимание созданию педагогических условий, ориентированных на повышение качества образования, отбору содержания, методов и форм познавательного развития старших дошкольников.

Как подтверждают исследования многих ученых, формирование знаний по ознакомлению с окружающим миром и развитие личности - это длительный процесс, который осуществляется на протяжении всей жизни человека под влиянием жизненного опыта, воспитания, научных знаний, самосовершенствования.

Как показывает анализ литературы, проблемам становления и развития познавательного образования посвящено значительное количество исследований.

Проблема воспитания дошкольников средствами окружающей природы привлекала внимание исследователей с давних времен и по сей день. Первые высказывания в этой области можно обнаружить в трудах Я.А.Коменского, И.Г.Песталоцци, а в отечественной педагогической литературе у А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинского, К.Д.Ушинского, и др.

Проблемы методологии и теории познавательного образования исследовались в работах С. Н. Глазачева, С. Д. Дерябо, А. Н. Захлебного, В. А. Левина, В. А. Ушаковой, Г. А. Ягодина и др.

Заметное влияние на исследование проблемы определения содержания и методов познавательного образования старших дошкольников оказали труды С. Н. Николаевой, Н. А. Рыжовой.

О необходимости и возможности формирования системных знаний о природе у дошкольников говорили такие исследователи, как И. Р. Колтунова, Н. Н. Кондратьева, Л. М. Маневцова, П. Г. Саморукова.

Учеными определены методологические и теоретические основы формирования осознанного отношения к социоприродному окружению, в

соответствии с возможностями определенного возраста, отобрано содержание, определены наиболее целесообразные методы и формы воспитательно-

образовательной работы с детьми. (Н. Ф. Виноградова, С. Н. Николаева, А. А. Плешаков и др).

Большинство исследований по теории и методике познавательного развития дошкольников связано с разработкой программ (Л. Д. Бобылева, В.Н.Вересов, С.Н.Николаева, , Н. А. Рыжова и др.).

Работы Л. И Божович, А. В. Запорожца, А. Н. Леонтьева, Н. Н. Поддъякова, С. Л. Рубинштейна, Д. Б. Эльконина и др. раскрывают возрастные особенности детей дошкольного возраста, специфику их взаимодействия с окружающим миром, особенности восприятия детьми дошкольного возраста природных объектов.

Учеными определены методологические и теоретические основы формирования осознанного отношения к социоприродному окружению, в соответствии с возможностями определенного возраста отобрано содержание, определены наиболее целесообразные формы, методы и средства воспитательно-образовательной работы с детьми.

Среди научно-методических публикаций, имеющих отношение к данной проблеме, следует выделить работы Т.А.Бабаковой, Л.Д.Бобылевой, С.Н.Николаевой, Н.А.Рыжовой и др.

Невозможно анализировать познавательную деятельность ребенка, не учитывая особенности его личности. «Мысль рождается,- писал Л.С. Выготский,- не из другой мысли, а из мотивирующей сферы нашего сознания, которая охватывает наше влечение и потребности, наши интересы и побуждения, наши аффекты и эмоции»[20 ]. Понять особенности познавательной деятельности ребенка можно лишь в том случае, если будут раскрыты «аффективная и волевая тенденции», которые стоят за мыслью (терминология Л.С. Выготского).

Эти положения углубляются и расширяются во многих теоретических и экспериментальных исследованиях по детской и педагогической психологии. Л.И. Божович, А.В. Запорожец отмечали, что окончание дошкольного периода развития ребенка представляет в психологическом плане целую систему взаимосвязанных качеств мыслительной, аналитико-синтетической, познавательной деятельности, качеств детской личности, включая познавательные интересы.

Большое внимание исследователи уделяют познавательным интересам. Одной из базовых первичных форм познавательного интереса представляется любопытство. В его основе лежит естественная реакция удивления ребенка на изменения в обстановке, появление нового, яркого, красочного, эмоционально привлекательного в окружающем мире. Проявляется детское любопытство в ярких мимических реакциях и вопросах типа «Кто это?», «Что это?». Для данной ступени познавательного интереса характерным является «сбор информации» о предметах, явлениях окружающей действительности. Л.В. Занков писал: «...мыслительные процессы непосредственно опираются на

чувственное познание действительности и представляют собой лишь первоначальный анализ и синтез данных чувственного опыта»[21].

Любопытство является источником появления любознательности. А.И. Сорокина определяет любознательность как «...общую направленность,

положительное отношение к широкому кругу явлений»[22].

Любознательность является действенной формой выражения интереса к познанию, о чем свидетельствует множество заданных ребенком вопросов. Любознательность характеризуется стремлением ребенка проникнуть за пределы увиденного, непосредственно воспринимаемого. Вопросы детей приобретают направленность на познание существенных характеристик предметов и объектов окружающего мира («Зачем?», «Почему?»). Становясь устойчивой чертой, любознательность приобретает значительную ценность в развитии личности.

Вопросы, которые задает ребенок, исследователи рассматривают как форму проявления познавательной активности. Н.С. Денисенкова, В.А. Сухомлинский, А. И. Сорокина характеризуют детские вопросы как проявление их мыслительной, интеллектуальной активности в познании окружающего.

Что такое познание? Анализ психолого-педагогической литературы позволил определить взгляд на процесс познания.

Познание-то сложное образование, в котором можно выделить как минимум 2 компонента, неразрывно взаимосвязанных между собой.

Первый компонент включает в себя информацию, состоящую из отдельных сведений, фактов, событий нашего мира и мыслительные процессы, необходимые для получения и переработки информации.

Иными словами, сюда относится:

Что интересует ребенка, что он выбирает из окружающего мира для своего познания.

Как получает ребенок информацию, то есть речь идет о способах познания и средствах познания.

Как перерабатывает ребенок информацию: что с ней делает на разных возрастных этапах – систематизирует, собирает, забывает, упорядочивает и так далее.

Собственно информация (сведения, факты, события жизни) ни в коем случае не рассматриваются как самоцель, как знание ради знаний. Информация рассматривается как средство, с помощью которого надо развить ребенка, необходимые для познавательного развития процессы, навыки, умения, способы познания.

Вторым компонентом познания является отношение ребенка к информации. Дети дошкольного возраста всегда готовы познавать то, к чему хорошо относятся, и не хотят даже слышать о том, к чему относятся плохо, отрицательно.

Эта особенность детей широко используется педагогами в работе для того, чтобы гарантировать эффективное усвоение детьми определенной

информации. Для этого мы сначала создаем у детей положительное

отношение к тем сведениям, которые хотим им передать, атмосферу общей привлекательности, являющейся фундаментом, на который легко накладываются знания.


У детей старшего дошкольного возраста наблюдается:

-стремление расширить свой кругозор;

-желание выявить и вникнуть в существующие в нашем мире связи и

отношения;

-потребность утвердиться в своем отношении к окружающему миру;

Причинно-следственные связи.

Важной характеристикой причинно-следственных связей является

временная последовательность: причина всегда во времени наступает

раньше следствия. Всякий объективный процесс развертывается от причины к следствию.

Для работы с детьми 6-7 лет необходимо обратить их внимание на следующую характерную сторону причинно-следственных связей – одно и то же следствие может иметь несколько причин. Например, гибель растущего цветка может быть вызвана:

Повышением (понижением) температуры воздуха выше (ниже) той, при которой цветок может существовать;

Отсутствие необходимых питательных веществ в почве;

Отсутствие необходимого количества влаги для жизни растений (избыток влаги);

Тем, что цветок кто-то сорвал и т. д.

Переход от следствия к причине невозможен.

Понимание причинно-следственных связей, умение их выделять в потоке событий, явлений, попытки манипулирования или в мысленном плане позволяют развиваться ребенку в нескольких направлениях.

Обогащение и становление познавательной сферы.

Умственное развитие – овладение понятиями “причина-следствие“ не возможно без умения анализировать явления, события, сопоставлять их, обобщать, рассуждать, делать элементарные умозаключения; умения планировать свои и чужие действия.

Развитие психических навыков - памяти, внимания, воображения, различных форм мышления.

Анализируя теоретические источники проблемы развития познавательного интереса старших дошкольников, пришли к выводу, что проблема познавательного развития детей этого возраста чрезвычайно важна для системы дошкольного образования. Необходимость компетентно ориентироваться в возрастающем объёме знаний предъявляет новые требования к воспитанию подрастающего поколения. На первый план выдвигаются задачи развития способности к активной познавательной деятельности и познавательного интереса.







Список использованных источников

1. Коменский Я. А. Антология гуманной педагогики. – М., 1996.

2. Коменский Я. А., Локк Д., Руссо Ж. -Ж., Песталоцци И. Г. Педагогическое наследие / Сост. В. М. Кларин, А. Н. Джуринский. – М.: Педагогика, 1989.

3. Песталоцци И. Г. Избранные педагогические сочинения в 2-х томах. Т. 2. - М., 1981.

4. Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания: Опыт педагогической антропологии. Т. 1.// Собр. соч. в 11 т. Т. 8. – М. -Л., 1950.

5. Выготский, Л.С. Психология развития ребенка: Учебное пособие / Л.С. Выготский – М.: Академия 2006. 512с.

6.Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. / Л.С. Выготский. — М.: Просвещение, 1991.

7. Макаренко, А.С. Цель воспитания: Учебное пособие / А.С.Макаренко – М.: Педагогика 1984. 380с.

8. Сухомлинский, В.А. Собрание сочинений: Учебное пособие / В.А.Сухомлинский – М.: Логос 1999. 400с. – ISBN 5-469-0273-2.

9. Эльконин, Д.Б. Детская психология: Учебное пособие / Д.Б.Эльконин – М.: Академия 2000. 356с. – ISBN 5-7498-1750-6.

10. Ушинский, К.Д. Собрание сочинений: Учебное пособие / К.Д. Ушинский – М.: Просвещение 1982. 500с.

11. Рыжова Н. "Наш дом - природа". Программа экологического воспитания дошкольников // Дошкольное воспитание. 1998. N 7. С. 26-34.

12. Макаренко, А.С. Педагогическая поэма: Учебное пособие / А.С.Макаренко – М.: Слово 1976. 624с.

13. Альтшуллер Г. С., Шапиро Р.Б. Психология изобретательного творчества. Вопросы психологии. 1956 г., № 6.

14. Кравцова Е. Развитие воображения. Дошкольное воспитание, 1989 г., №12.

15. Нестеренко А.А. Педагогические приемы, - Петрозаводск, 1990 г.

16. Сборники научно – практических региональных конференций «Развитие творческих способностей детей с использованием элементов ТРИЗ», - Челябинск, 1999 г, 2000 г, 2001 г, 2002 г, 2003 г, 2004 г, 2005 г.

17. Венгер Л., Мухина В. Развитие внимание воображения в дошкольном возрасте. Дошкольное воспитание. 1974 г., №12.

18. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. - М., 1986 г.

19. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания (Под ред. Венгера Л М), - М., 1986 г.

 20.Выготский, Л.С. Развитие высших психических функций / Л. С. Выготский. — М., 1960.
 21.Занков Л. В. Избранные педагогические труды. — 3-е изд., дополн. — М.: Дом педагогики, 1999. — 608 с.
 22.Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду. – М.: Просвещение, 1982

- 98 с.