СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Термин «критическое мышление» используется не одно десятилетие в работах таких известных психологов, как Ж. Пиаже, Дж. Брунер, JI.С. Выготский. Сегодня в различных научных источниках мы находим разные определения критического мышления. Джуди А. Браус и Дэвид Вуд определяют критическое мышление как «разумное рефлексивное мышление, сфокусированное на решении того, во что верить и что делать». Критическое мышление, по их мнению, это поиск здравого смысла — как рассудить объективно и поступить логично с учетом как своей точки зрения, так и других мнений, умение отказаться от собственных предубеждений. Критическое мышление означает мышление оценочное, рефлексивное. Это открытое мышление, не принимающее догм, развивающееся путем наложения новой информации на жизненный личный опыт.

Просмотр содержимого документа
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ»


Баисова Б. К.,

преподаватель русского языка и литературы



ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ


Термин «критическое мышление» используется не одно десятилетие в работах таких известных психологов, как Ж. Пиаже, Дж. Брунер, JI.С. Выготский. Сегодня в различных научных источниках мы находим разные определения критического мышления. Джуди А. Браус и Дэвид Вуд определяют критическое мышление как «разумное рефлексивное мышление, сфокусированное на решении того, во что верить и что делать». Критическое мышление, по их мнению, это поиск здравого смысла — как рассудить объективно и поступить логично с учетом как своей точки зрения, так и других мнений, умение отказаться от собственных предубеждений. Критическое мышление означает мышление оценочное, рефлексивное. Это открытое мышление, не принимающее догм, развивающееся путем наложения новой информации на жизненный личный опыт.

Стратегии критического мышления легко совмещаются с технологией проектного обучения, технологией проблемного обучения, информационными технологиями. Критическое мышление позволяет учителям и учащимся успешно справляться с требованиями XXI в., помогает глубже понять то, что человек изучает и делает. Новые социальные запросы определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию образования, как «научить учиться». Сегодня перед педагогами стоит задача — сформировать у обучающихся метаумения: теоретическое мышление (обобщение, систематизация, определение понятий, классификация, доказательство и т.п.); навыки переработки информации (анализ, синтез, интерпретация, экстраполяция, оценка, аргументация, умение сворачивать информацию); критическое мышление (умения отличать факты от мнений, определять соответствие заявления фактам, достоверность источника, видеть двусмысленность утверждения, невысказанные позиции, предвзятость, логические несоответствия и т.п.); творческое мышление (перенос, видение новой функции, видение проблемы в стандартной ситуации, видение структуры объекта, альтернативное решение, комбинирование известных способов деятельности с новыми); качества мышления (гибкость, диалектичность и т.п.). Стержнем развития интеллектуальных умений обучаемых является критическое мышление.
Точное определение термина «критическое мышление» дать сложно: слишком много различных параметров — умений, видов деятельности, ценностей — он в себя включает. Д. Клустер предлагает определение этого понятия, состоящее из пяти пунктов.
Во-первых, «критическое мышление есть мышление самостоятельное». Когда урок строится на принципах критического мышления, каждый обучаемый формулирует свои идеи, оценки, убеждения независимо от остальных. У каждого из обучающихся есть своя цель на уроке, значимая лично для него. Следовательно, мышление может быть критическим только тогда, когда оно носит индивидуальный характер. Учащиеся должны самостоятельно решать самые сложные вопросы, но эти вопросы они должны поставить сами. Именно поэтому на своих уроках использую такие формы работы, как таблица «ЗУХ», «инсерт», которые помогают критически оценивать новую информацию. Составление на уроке концепт-карты помогает не только развивать критическое мышление, но и творческие способности учащихся. Классическая концепт-карта «паучок» трансформировалась в работах студентов в «бабочку», «елку с игрушками», «дерево» и другие формы. При изучении рассказа А.П. Чехова «Ионыч» было предложено составить кластер «рыбья кость», где они должны были представить свои жизненные ценности. Такая форма работы помогла понять, что все, о чем предупреждал писатель свое поколение, касается и их самих. Главное, здесь каждый решает сам, что думать. Самостоятельность, таким образом, есть первая и, возможно, важнейшая характеристика критического мышления.
Во-вторых, «информация является отправным, а отнюдь не конечным пунктом критического мышления». Знание создает мотивировку, без которой человек не может мыслить критически.

Необходимо учитывать, что учащихся привлекают более сложные задания, где они смогут проявить свои способности. Чтобы породить сложную мысль, нужно переработать множество фактов, идей, текстов, данных и т.д. Умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом, сохранять, интерпретировать и осуществлять перенос информации и знаний при помощи современных информационных технологий — все эти задачи можно решать на уроках русского языка. С какими источниками информации мы работаем на уроке?

Во-первых, это лингвистические словари. Студенты могут взять одно слово и рассмотреть его толкование в различных словарях. Потом учащимся предлагается подготовить презентацию с использованием работ художников или композиторов («классиков» или современных) Получится лингвистический мини-проект. Интернет-ресурсы оказывают большую помощь при подготовке подобных мини-проектов. Студенты и не только приобретают риторические навыки, но и расширяют свой кругозор.
Современное телевидение постоянно дает педагогу «пищу для размышления. Общеизвестно, что всегда интересно узнать больше информации, чем это предлагает учебник, но время урока ограниченно и преподаватель не всегда может поделиться всеми своими знаниями. Игра «Колесо истории» позволяет изучать литературное произведение в историческом и литературном контексте. Игра состоит из трех заездов и финала, учащиеся работают в группах-командах. Каждый заезд — это определенный этап знакомства с произведением. В первом заезде предлагаются вопросы об истории создания произведения, его жанровых особенностях; во втором заезде преподаватель готовит вопросы по анализу текста (композиция, язык, средства художественной выразительности); третий заезд — это вопросы, которые помогают определить восприятие произведения (тема, проблема, образы героев). В основу такой игры положена идея, чтобы накопленная человечеством культура предстала перед как система неразгаданных загадок и вопросов. Такие путешествия можно совершить по разным произведениям: читая «Слово о полку Игореве», «По страницам комедии Н.В. Гоголя "Ревизор"», «В гостях у помещиков» (Н.В. Гоголь «Мертвые души»), «Собранье пестрых глав» (А.С. Пушкин «Евгений Онегин»). Система интеллектуальных игр (именно система!) выступает здесь как инструмент целенаправленного формирования ценностей молодежной субкультуры, стимулирующей развитие личности.
В-третьих, критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решать. Подлинный познавательный процесс на любом его этапе характеризуется стремлением познающего решать проблемы и отвечать на вопросы, возникающие из его собственных интересов и потребностей. «Следовательно, — как писал Джон Бин, — сложность обучения критическому мышлению состоит отчасти в том, чтобы помочь ученикам разглядеть бесконечное многообразие окружающих нас проблем». На урок литературы отводится не так много времени. Поэтому большой объем материала приходится давать в виде обзора.
При лекционном ведении урока можно использовать приемы и формы, позволяющие сделать студентов активными участниками. Существуют разные виды лекций:
1. Проблемная лекция. В ней моделируются противоречия реальной жизни через их представление в теоретических концепциях. Главная цель такой лекции — приобретение знаний студентами как бы самостоятельно. 
2. Лекция вдвоем. Представляет собой работу двух преподавателей (преподавателя и студента), читающих лекцию по одной и той же теме и взаимодействующих на проблемно-организационном материале как между собой, так и со студентами. Проблематизация происходит как за счет формы, так и за счет содержания. 
3. Лекция-провокация (или лекция с запланированными ошибками). Формирует умения оперативно анализировать, ориентироваться в информации и оценивать ее. Может использоваться как метод «живой ситуации». 
4. Лекция-диалог. Содержание подается через серию вопросов, на которые студент должен отвечать непосредственно в ходе лекции. 
Такая «интерактивная» форма работы позволяет установить обратную связь на уроке, развивает умение говорить и слушать.
В-четвертых, критическое мышление стремится к убедительной аргументации. Критически мыслящий человек находит собственное решение проблемы и подкрепляет это решение разумными, обоснованными доводами. Он также сознает, что возможны иные решения той же проблемы, и старается доказать, что выбранное им решение логичнее и рациональнее прочих. Стратегию «шесть шляп критического мышления» использовала как ведущую стратегию на уроке при изучении романа Л.Н. Толстого «Война и мир». Стратегия «шесть шляп критического мышления» позволила активизировать работу всей группы. Студенты работали в группах по три человека. Каждая группа выбрала для себя шляпу, которая определяла направление деятельности на всех этапах урока.

Самым сложным и интересным заданием был анализ и обсуждение эпизодов. Я назвала это задание «слухи высшего общества» . Для каждой семьи (Ростовы, Болконские, Курагины) подобрала по шесть эпизодов (по количеству групп и шляп), которые необходимо было «обсудить в свете». Студенты имели возможность рассматривать все эпизоды с разных позиций.

Той группе, которая выбрала «белую шляпу», необходимо было подбирать нейтральные факты, группа «желтая шляпа» отмечала положительные моменты, а «черная шляпа»  — отрицательные,  «зеленая шляпа» предполагала самые фантастические идеи, «синяя шляпа» обязывала анализировать ситуацию, а «красная шляпа» ориентировалась на описание эмоций. Студенты не просто воспроизводили известную им информацию, а переосмысливали ее в соответствии с цветом шляпы и доказывали свою точку зрения. На этом уроке они выбирали «своего» героя критически. Группа «синих» решила, что их герой — Андрей Болконский, потому что это человек аналитического склада ума, а группа «красных» выбрала Наташу Ростову, потому что она живет эмоциями. Такая работа развивает не только интеллект учащихся, но и формирует их нравственность. Критически мыслящий человек, вооруженный сильными аргументами, способен противостоять даже таким авторитетам, как СМИ или мнение большинства, им практически невозможно манипулировать. Так, Роберт Эннис определяет критическое мышление как «принятие обдуманных решений о том, как следует поступать и во что верить».
И наконец, в-пятых, критическое мышление есть мышление социальное. Всякая мысль проверяется и оттачивается, когда ею делятся с другими, или, как пишет философ Ханна Арендт, «совершенство может быть достигнуто только в чьем-то присутствии». Когда мы спорим, читаем, обсуждаем, возражаем и обмениваемся мнениями с другими людьми, мы уточняем и углубляем собственную позицию. Поэтому педагоги, работающие в русле критического мышления, всегда стараются использовать на своих занятиях всевозможные виды парной и групповой работы, включая проведение дебатов и дискуссий. Работая над романом М. Булгакова «Мастер и Маргарита», мы проводили пресс-конференцию с героями романа, «продавали» рукопись романа на аукционе знаний, брали интервью у «гостей столицы», которые оказались на Садовой улице, возле знаменитого «булгаковского» дома.
Все пять пунктов определения критического мышления по Клустеру могут воплощаться в различных видах учебной деятельности, но наилучшим из них является, как показывает практика, письменная работа. На письме процесс мышления становится видимым и, следовательно, доступным для преподавателя. Студенты всегда активны. Они мыслят самостоятельно и пользуются при этом всем имеющимся у них багажом знаний, выстраивают достойную аргументацию для подкрепления своего мнения. Хорошая письменная работа содержит в себе поиск решения некой проблемы и предлагает найденный ответ читателям. Кроме того, она по природе своей носит социальный характер, так как пишущий всегда ориентируется на читателя. В качестве письменного задания можно приготовить «интервью с писателем», что позволит по-другому воспринимать традиционные уроки по биографии, вести «дневник литературного героя», готовить «визитные карточки героев». Исследовательский подход учащихся к тексту, вопросы, которыми они задаются при чтении, их личный опыт общения с текстом и общее мнение, к которому они, возможно, придут, интерпретируя текст, должны возникать благодаря естественной любознательности и потребности поделиться своими мыслями и чувствами с окружающими. Этому также весьма способствуют попытки школьников рассказать о чем-то или выразить свои эмоции в письменном виде.
Особенностью технологии развития критического мышления является то, что учащийся в процессе обучения сам конструирует этот процесс, исходя из реальных и конкретных целей, сам отслеживает направления своего развития, сам определяет конечный результат. Поэтому не менее важен процесс оценивания на уроке. После прохождения курсов я стала использовать критериальное оценивание, рецензию на ответ одноклассника, неформальное оценивание.
И в заключение хочу сказать, что технология критического мышления не только изменяет сознание студентов, но и меняет стиль преподавания самого преподавателя. Пажарес утверждает, что «при выборе стиля преподавания, убеждения преподавателя имеют большее влияние, чем его знания, поскольку убеждения в процессе обучения влияют на все, что он делает в группе». 


Список литературы

 

1. Аяганова ШЖ. Использование технологии критического мышления в учебном процессе // Администратор в казахстанской школе. 2011. № 1. 
2. Бейлеров Э.Б. Одаренность и школа // Билим-образование. 2011. №3. 
3. Векишев К.Б. Работа с одаренными школьниками в Республике Казахстан // Педагогика. 2008. № 2. 
4. Гузеев В.В., Курчаткина И.Б. Как оценить индивидуальный прогресс ученика // Народное образование. 2011. №6. 
5. Жиенбаева Н.Б. Формы и виды организации диалогического общения в учебно-воспитательном процессе // Вестник АПН РК. 2010. № 2. 
6. Заир-Бек СИ. Развитие критического мышления на уроке. М.: Просвещение, 2004. 
7. Руководство для учителя. АОО «Назарбаев интеллектуальные школы», 2012. 
8. Стратегии обучения//Сериков В. В. Обучение как вид педагогической деятельности. М.: Изд. центр «Академия», 2008. 
9. Халперн Д. Психология критического мышления. СПб.: Питер, 20