
Проект «Словно радуги цвета МЫ ЕДИНЫ НАВСЕГДА» старших дошкольников включает в себя следующие центры:
«Я играю и развиваюсь» (социально-коммуникативное развитие)
«Я познаю мир» (познавательное развитие)
«Я говорю» (речевое развитие)
«Я – творец» (художественно-эстетическое развитие)
«Я – чемпион» (физическое развитие)
Приоритетным направлением при создании данной среды было создание центра «Я играю и развиваюсь» (социально-коммуникативное развитие). Была оформлена картотека игр. В коллекцию входят куклы народов, представленных в данном социуме; настольные игры «Куклы народов Башкортостана и их гостей» (автор А. И. Сорокина), «Народы России и ближнего зарубежья» (автор С. В. Бурдина). Знакомство с куклами народов мира предлагаем по следующей технологии: 1) внести куклу, рассмотреть, 2) дать ей имя, 3) поприветствовать куклу на ее родном языке, 4) угостить ее «блюдом» из национальной кухни, 5) послушать аудиозаписи «Танцы народов мира» или сыграть на национальных инструментах – мандолине, курае, кубызе, гармошке и т. д., 6) отправиться в путешествие с куклой на ее родину по детской карте мира, 7) в мастерской нарисовать портрет куклы и обыгрывать в сюжетно-ролевой игре «Вернисаж». Также, в данный центр можно внести атрибуты для народных игр.
Центр «Я познаю мир» (познавательное развитие, 2 цент шежерэ (древо рода)) предназначен для творческой поисковой деятельности детей – выяснение у родителей, у бабушек своих корней; а также и для исследовательской – изучение семейных архивов, реликвий: какие были фотографии в то время, на какой бумаге печатали, какие прически, наряды носили, какие профессии были у наших прабабушек и прадедушек, сохранились ли эти ремесла. А выставка своих родословных, их презентация осуществляется в совместной культурно-образовательной деятельности взрослых и детей.
В Центре (центр 3) речевого развития, помимо книг со сказками, были внесены поделки по мотивам сказок, выполненные детьми и родителями из природного и бросового материала. Основу центра составляют художественные альбомы из серии «Великие художники». Вернисаж детских работ «Шедевры глазами детей». Книги-спутники детства родителей, бабушек и дедушек, которые можно прочитать в музее. Портреты детских писателей. Учебные издания из серии «Изобразительное искусство Башкортостана». Книжки- раскраски «Народные костюмы».
Центр (центр 4) «Я – творец» предназначен для выполнения детьми различных поделок, свойственных родной культуре. Например, лепка из соленого теста татарских беляшей, башкирских баурсаков; выжигание по дереву, вышивка белорусского орнамента; украшение силуэтов русских барышень, предметов быта марийского, чувашского народа, изготовление обрядовых кукол-закру- ток и т. д. В центре периодически оформлялись презентации детских работ экспонаты прошлого века: диапроектор, диафильмы о народных костюмах, видеоплеер, мини-плееры, видеофильмы о культуре народов Башкортостана, аудиозаписи на- родных мелодий и т.д. И конкурсы на разные темы: «Дети планеты Земля», «Моя Родина», которые вместе с детьми рассматривались, анализировались; детское жюри определяло победителей конкурсов, дети сами рисовали для них дипломы, изготавливали медали. Основу данной центра составляет ноутбук с интерактивной доской. В содержание презентаций входят 4 блока: 1) Многоликий хоровод (куклы народов мира). 2) Наши мини-музеи (репортаж из музеев групп ДОУ). 3)Наши друзья – школьные музеи (близлежащие школьные музеи). 4)Частные коллекции .
Центр физического развития (центр 5) пополнен картотекой народных подвижных игр, которые не только развивают ловкость, быстроту, меткость, но и способствуют формированию у дошкольников таких нравственных качеств, как товарищество, взаимопомощь, взаимовыручка, а также вызывают интерес к сверстникам и совместной деятельности. К народным играм были изготовлены соответствующие атрибуты, маски («Юрта», «Липкие пеньки», «Стрелок», «Медный пень» и др.).
Реализация данной модели среды ведет к личностному развитию и росту не только ребенка, но и воспитателей группы. Это выражается в следующем:
- в повышении степени удовлетворенности педагогов своим трудом;
- в гуманизации всех видов деятельности, построенных по принципу диалога педагога и ребенка;
- в стремлении к творческому росту.
Таким образом, в результате проведенной работы по созданию среды группы для старших дошкольников были охвачены все образовательные области, обогащена развивающая предметно-развивающая среда в группе в соответствии с требованиями ФГОС ДО.