СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда.

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал предоставлен из опыта работы учителя-логопеда ДОО.

Просмотр содержимого документа
«Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда.»



1.Позитивная динамика достижений обучающихся ДОО по реализуемой программе

Согласно образовательной программе ДОО работаю по программе Нищевой Н.В. «Коррекционно-развивающая работа в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи», составленной в соответствии с Законом РФ «Об образовании», предусматривающей полное взаимодействие и преемственность действий всех специалистов дошкольного образовательного учреждения и родителей дошкольников и направлена на выравнивание речевого и психофизического развития детей и обеспечение их всестороннего гармоничного развития. А также учитываются  положения общеразвивающей программы «ДЕТСТВО».

  • выявление детей, имеющих проблемы в речевом развитии;

  • осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям, имеющим проблемы в речевом развитии (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);

  • возможность освоения детьми с речевыми проблемами Образовательной Программы.

В течении 3 лет наблюдается положительная динамика освоения обучающимися образовательной программы по формированию и совершенствованию грамматического строя речи, фонетико-фонематической системы языка, словаря, обучение грамоте, развитию связной речи и речевого общения. Результаты промежуточной диагностики показали положительную динамику в развитии всех сторон речи. В процессе исследования устной речи по методике Н.В. Серебряковой, Л.С. Соломаха, диагностировались следующие стороны:


1. Слоговая структура слова

2. Фонематическое восприятие

З. Словарь

4. Грамматический строй речи

5. Звукопроизношение

6. Связная речь

Мониторинг оценки динамики достижений детей осуществляется в начале учебного года – первичное обследование (сентябрь месяц), в январе – промежуточная диагностика и конец года (май) - итоговая диагностика. Содержание мониторинга тесно связано с определением уровня освоения образовательных программ обучения, воспитания и развития детей реализуемых в ДОО.





Данные мониторингового исследования, проводимого в дошкольном учреждении в логопедических группах в течение 3 х лет, показали, что примерно у – 50% детей отмечаются нарушения звукопроизношения, у 5% нарушена слоговая структура слова, 45% детей испытывают затруднения в фонетико-фонематическом анализе и синтезе, у 35% детей отмечаются нарушения грамматического оформления речи, у 30% детей нарушена связная речь.

В моей работе развитие речи является главной задачей, так как часть воспитанников – это дети с недоразвитием речи. Среди воспитанников с проблемами в речевом развитии высок процент тех, у кого имеются проблемы с развитием общей и мелкой моторики, памяти, внимания, а зачастую и мышления. Соответственно возникает необходимость проведения комплексной оздоровительно-коррекционной работы с данными детьми.

Первичная диагностика проводимая с детьми логопедической группы показывает средний, и низкий уровень речевого развития детей на начало учебного года. Что вызывает необходимость работать над этой проблемой: совместная работа с воспитателями, специалистами ДОУ.

Работу по коррекции речевых нарушений я проводила на индивидуальных, подгрупповых, фронтальных занятиях. Вся коррекционная работа (коррекционно-развивающие занятия, индивидуальная работа по постановке и автоматизации звуков, развитию фонематического слуха, формированию лексико-грамматического строя речи, слоговой структуры слова) была проведена в соответствии с календарно-тематическим планированием на учебный год.

По итогам учебного года у детей расширились знания и представления об окружающем мире, обогатился словарный запас, повысился интерес к речевому творчеству. Дети научились устанавливать причинно-следственные связи, связно выражать свои мысли, самостоятельно исправлять речевые ошибки. Владеть навыками словообразования, грамматически правильно оформлять самостоятельную речь в соответствии с нормами языка.

Проведенная работа дала возможность детям принимать участие в выставках, конкурсах, фестивалях на муниципальном уровне.

2. Использование современных образовательных программ и технологий.

Настоящая программа является приложением к основной образовательной программе МБДОУ детского сада «Тополёк».

Разработана на основе Закона «Об образовании» (ст 48 п.1,ст.14 п.5, ст.32 п.1) и обязательного минимума содержания»Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой, с внесёнными в неё изменениями в соответствии с действующими ФГОС, МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ от 17 октября 2013 г. № 1155 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. (инновационная примерная основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы») под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой и «Программы коррекционного обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи 6-го года жизни» под редакцией Т.Б. Филичевой и Г.В. Чиркиной. Основным направлением работы детского сада является организация единого коррекционно-развивающего пространства.

В ДОУ функционирует целостная система, создающая оптимальные психолого-педагогические условия для обеспечения равных стартовых возможностей при поступлении детей в школу.

Ведущими целями инновационной рабочей программы «От рождения до школы» род редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой являются: создание благоприятных условий для полноценного проживания дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.

Содержание рабочей программы учитывает совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям:

*физической развитие;

* социально-коммуникативное развитие;

* познавательное развитие;

* речевое развитие;

* художественно-эстетическое развитие;

Организация интегративных форм работы позволяет наиболее успешно преодолевать речевые патологии детей.

Содержание программы коррекционной работы определяют принципы:

- Соблюдение интересов ребёнка. Принцип определяет позицию логопеда, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой в интересах ребёнка.

- Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, а так же всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка; участие в данном процессе всех участников образовательного процесса.

- Непрерывность. Принцип гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до решения проблемы или определения подхода к её решению.

- Одним из основных принципов Программы является принцип природосообразности, который учитывает общность развития нормально развивающихся детей и детей с общим недоразвитием речи и основывается на онтогенетическом принципе, учитывая закономерности развития детской речи в норме.

Программа имеет в своей основе также принципы систематичности и взаимосвязи учебного материала, его конкретности и доступности, постепенности, концентрического наращивания информации в каждой из последующих возрастных групп по всем направлениям работы, что позволяет ребенку опираться на уже имеющиеся у него знания и умения, и в конечном итоге обеспечивает поступательное развитие.

Реализация принципа комплексности способствует более высоким темпам общего и речевого развития детей и предусматривает совместную работу учителя-логопеда, педагога - психолога, музыкального руководителя, руководителя физического воспитания, медицинского работника МДОУ, воспитателей.

«Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с ОНР» Нищевой Н.В. позволяет построить систему коррекционно-развивающей работы в логопедической группе на основе полного взаимодействия и преемственности всех специалистов ДОУ и родителей. Включает задачи развивающего обучения, всестороннего развития интеллектуально-волевых качеств и формирования базовых психических процессов. Основная задача – овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и навыками речевого обращения.

Содержание программы обеспечивает вариативность и личностную ориентацию образовательного процесса с учетом индивидуальных возможностей и потребностей детей. Содержание фронтальных и подгрупповых занятий отражено в календарно-тематическом планировании.

При планировании занятий совместно с воспитателем учитываю тематический принцип отбора материала, с постоянным усложнением заданий. При изучении каждой темы определяю словарный минимум (пассивный и активный), исходя из речевых возможностей детей. Тему планирую со временем года, праздниками, яркими событиями в жизни детей. В рамках изучения каждой темы совместно с воспитателями проводим работу по уточнению, обогащению и активизации словаря, формированию навыков словоизменения и словообразования, развитию связного высказывания. Обязательным требованием к организации обучения является создание условий для практического применения формируемых знаний.

Основные направления деятельности в логопедической работе:

  1. информационная (сбор информации о детях дошкольного возраста, информирование о деятельности группы родителей, органов управления образования);

  2. диагностическая (проведение мероприятий по диагностике речевого развития ребёнка, определение перспективных путей развития и их решения);

  3. коррекционная (проведение намеченных мероприятий по решению логопедических проблем воспитанников);

  4. консультативная (проведение консультаций с родителями по обозначенным проблемам, проведение индивидуальных и групповых занятий с родителями и детьми, стендовое консультирование через логопедические уголки);

  5. координационно-организационная (организация работы по оказанию помощи родителям ребёнка, ведение отчётной документации);

  6. методическая (разработка методического обеспечения функционирования логопедических групп ДОУ, консультативно-методическая).

Содержание логопедических занятий в логопедической группе определяются следующими направлениями коррекционного обучения:

  1. Развитие понимания речи.

  2. Активизация речевой деятельности и развитие лексико-грамматических средств языка.

  3. Развитие произносительной стороны речи.

  4. Развитие самостоятельной фразовой речи.

  5. Развитие артикуляционной, мелкой и общей моторики.

  6. Формирование фонематического слуха навыков звукового анализа и синтеза.

  7. Обогащение словарного запаса.

На логопедических занятиях, наряду с традиционными, ставятся и решаются задачи смежных образовательных областей, проводятся интегрированные и совместные занятия с инструктором по физической культуре, музыкальным руководителем, воспитателями, психологом. Это позволяет сделать занятия более интересными и динамичными. Дети меньше утомляются, смена видов деятельности помогает усвоению материала, обогащает впечатлениями, учит адаптироваться к новым условиям.

Такой комплекс задач решается только при сотрудничестве всех участников коррекционно-образовательного процесса – родителей и педагогов.

В работе с детьми имеющих фонетико-фонематическое нарушение речи использую программу Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В., « Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с ФФН».

Основная цель – сформировать полноценную фонетическую систему языка, развить фонематическое восприятие и первоначальные навыки звукового анализа, автоматизировать слухопроизносительные умения и навыки в различных речевых ситуациях, обучить детей изменять просодические характеристики-высказывания в зависимости от речевых намерений.

В основе методики Ткаченко Т.А. «Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 6 лет» лежит лексико-грамматический подход к коррекции и развитию устной речи дошкольника, грамматического строя и фразовой речи от простого к сложному. Разработана система упражнений, направленных на расширение словарного запаса, формирование навыков словообразования, образование сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.

Пособия по развитию речи Коноваленко С.В. объединены одним коррекционно-воспитательным задачам:

- коррекция звукопроизношения,

- обучение детей с речевыми нарушениями на после постановочном этапе умения вести диалог,

- усвоение детьми лексико-грамматических категорий,

- формирование монологической речи.

Подобраны упражнения, которые развивают у детей, как произвольные психические процессы, так и связную речь, общую координацию движений, тонкую моторику, зрительно-моторную координацию.

Для обследования речи применяю методику Волковой Г.А., в ней представлены материалы обследования детей с различными нарушениями речи, а также сведения о формировании ряда психических функций на ранних этапах онтогенеза. В методике Акименко В.М. особое внимание уделяется представленному уровневому подходу к диагностике речевого недоразвития, который может упростить сам механизм обследования детей и постановку логопедического обследования.

В работе применяю игровые технологии Селиверстовой В.И., Овчинниковой Т.С., Уваровой Т.Б., Фадеевой Ю.А., Руденко В.И., которые позволяют проводить занятия в нетрадиционной форме. Они раскрывают способности детей, развивают коммуникативные навыки, организовывают процесс обучения в форме состязания, облегчают решение учебной задачи, практически закрепляют полученные знания, формируют мотивационную сферу. Использование игр в системе логопедической работы позволяет снизить утомляемость и повысить эмоциональную заинтересованность ребенка. На своих занятиях я использую: «Игровизор», «Игры-шнуровки», «Конструктор слов», «Конструктор букв» и др.

Применение игровых технологии в коррекционной работе способствовало:

• развитию творческих способностей детей;

• повышению интеллектуального уровня детей;

• формированию у детей интереса к процессу обучения;

• повышению их мотивационной направленности;

• расширению словарного запаса и развитию связной речи;

• повышению уровня самоконтроля за собственной речью;

• преодолению застенчивости, робости, неуверенности.

Использую в работе элементы логоритмики – это система двигательных упражнений, в которых разные движения сопровождаются произношением специального языкового материала с музыкальным сопровождением.

Показателем эффективности использования в работе с детьми с ОНР логоритмики стало:
• уточнение артикуляции – положения губ, языка, зубов, при произношении звуков;
• развитие фонемного слуха;
• совершенствование общей и мелкой моторики;
• развитие слухового внимания и памяти;
• постановка правильной осанки, ощущение ритма, пространственной ориентации, умения расслаблять мышцы тела;
• выработка четких координированных движений во взаимосвязи с речью.

Применение технологии ТРИЗ способствует поиску нетрадиционных решений и умению находить выход из проблемных и жизненных ситуаций, умению рассуждать. Технологии ТРИЗ используются в разных видах деятельности. У детей развиваются творческие способности, воображение, обогащается речь, расширяются познавательные способности, проявляют активность в принятии самостоятельных решений, постановке новых вопросов и оригинальных ответов, появляется уверенность в своих силах и возможностях.

Большую работу уделяю здоровьесберегающей деятельности, Л.Н. Засориной, Н.Н.Беляковской «Учим ребенка говорить: здоровьесберегающие технологии»; «Развивающие технологии в логопедии» В.М. Акименко; «Биоэнергопластика» Бушляковой Р.Г.; «Зеленый огонек здоровья» М.Ю. Картушиной; «Артикуляционная гимнастика» Т.В. Буденной; «Логоритмические занятия в детском саду» М.Ю. Картушиной; «Психогимнастика в детском саду» Е.А. Алябьевой.

Применяю новые логопедические технологии Акименко В.М., Громовой О.Е., Афонькиной Ю.А., Картушиной М.Ю., Приведены как общеизвестные, так и нетрадиционные технологии: логопедический массаж, массаж языка, аурикулотерапия – лечебное воздействие на точки ушной раковины, японская методика пальцевого массажа, музыкотерапия, су-джок терапия –влияние высокоактивных точек кистей и стоп на соответствующие органы и участки тела, дыхательные упражнения по методу Б.Толкачева (озвученный выдох), звуковом дыхании М. Лазарева, гимнастика для глаз.

Применение общеизвестных и новых образовательных технологий (ТРИЗ; коррекционные технологии - сказкотерапия, арттерапия; мнемотехника; здоровьесберегающие технологии), использование новых образовательных технологий вызвало потребность изготовить необходимые дидактические пособия: мнемотаблицы, карточки-символы, различные по форме и по цвету для творческого рассказывания и для заучивания наизусть стихотворений, скороговорок; картотеки игр – для развития мелкой и артикуляционной моторики, фонематического слуха, речевого дыхания и развития лексико-грамматических компонентов речи; разнообразные сыпучие материалы (крупы, горох, фасоль, песок), конструкторы, бельевые прищепки, бисер, бусинки.

Возможность использования компьютера на занятиях позволяет работать с речевым материалом. Специально для индивидуальной коррекционно-логопедической работы я разработала систему игр и презентаций на компьютере:

  • Презентации - картинки (для обследования звукопроизношения и автоматизации звуков, артикуляционная гимнастика.);

  • Презентации - загадки, сказки;

  • Презентации — игры (на расширение словаря,  совершенствование лексико-грамматических категорий, развитие ВПФ);

  • Презентации -  на расширение представлений об окружающем мире.

4. С целью отслеживания качества образования применяю портфолио, отражающее развитие каждого ребенка логопедической группы.

Структура портфолио:

1 - портрет (материалы, представляющие ребенка, раскрывающие его как личность, психологическая характеристика);

2 - рабочие материалы (тетради с выполненными заданиями, творческие работы ребенка совместно с родителями (придумывание рассказов, загадок, скороговорок, историй, рисунки, герб семьи, детского сада), словотворчество, творческие работы ребенка);

3 - достижения (материалы, демонстрирующие развитие ребенка, отзывы педагогов и родителей);

4 - рекомендации

По окончании детского сада на основании итоговой диагностики и портфолио составила совместно со специалистами ДОУ рекомендации для педагога школы об индивидуальных особенностях ребенка.

Такая форма оценивания является «инструментом», с помощью которого учитель использует индивидуальные достижения ребенка при дальнейшем обучении.

5. Образовательный процесс в логопедической группе детского сада осуществляется с учетом культурных традиций степного края, включающий следующие компоненты:

  • эмоционально-нравственный компонент – направленный на эмоционально-чувственную сторону личности, связанную с её ценностями, идеалами, мотивами, желаниями, стремлением к саморазвитию, самореализации;

  • поведенческий компонент – это психологическая готовность личности к реализации своих функций участника социокультурного процесса, выражающаяся в конкретных поступках, поведении, отношении.

  • познавательный компонент – информационная база, все, что составляет содержание истории, культуры, традиций Донского края;

Содержание деятельности в логопедической группе осуществляется в рамках реализации региональных программ и технологий: «Родничок здоровья» Л.В. Абдульмановой , «Ознакомление детей дошкольного возраста с историей Донского края» Н.В.Елжова и «Развитие речи детей через знакомство с бытом и историей донского казачества» М.А. Поваляевой.

Основной целью в работе с детьми выступает цель, направленная на

обеспечение исторической преемственности поколений, воспитание нравственно здоровой личности, хозяина родной земли.

В логопедической группе находятся дети с речевыми нарушениями в возрасте от 5 до 7 лет. Срок пребывания в логопедической группе зависит от сложности речевого дефекта. Для большинства воспитанников характерно дефектное звукопроизношение, словарь беден и неточен, фраза неправильная. Поэтому большую часть лексико-грамматического материала, изучаемого на логопедических занятиях и других мероприятиях, успешно закрепляем с воспитателями вне занятий. Использую в своей работе региональный компонент: расширяя представление детей об историческом прошлом казачества, о его традициях, образе жизни человека Дона, тем самым стремлюсь обогатить словарь детей, дать им возможность почувствовать колорит речи казаков. Дети понимают, что у каждого народа, населяющего нашу Россию, своя история, своя речь, свои сказки, и все они должны передаваться из поколения в поколение. Мною было проведено ряд мероприятий по казачеству, где я знакомила детей с простейшими предметами быта казаков, одеждой, загадками, пословицами, поговорками.

Дети логопедической группы уже знают историю своего края и используют эти знания при коррекции речевых нарушений. Есть для этого связующие нити: слова, предметы, элементы обрядности, сама природа – дом всего живого во все времена и все эпохи.

Экскурсия в краеведческий музей принесла много нового, интересного детям. На материале Донского казачества осуществлялась коррекция звукопроизношения, обогащалась лексика, дети овладели навыками словообразования, словоизменения и словесного общения, что помогало наладить коммуникативные связи.

Для расширения знаний о Донском крае, его казачестве мною была изучена краеведческая литература, подобрана библиотека произведений писателей, поэтов о Родине, о крае, о стране; создана мини – среда «Казачья горница». Совместно с родителями подобраны предметы быта: коромысло, кочерга, ухваты, лавки, занавески с вышивкой, были проведены ряд открытых мероприятий: «В казачьей горнице», «Наши земляки – казаки», участвовала в празднике «Аксинья», «Как у нас-то на Дону»; работа с родителями – сбор казачьих сказаний, пословиц, поговорок.

Как результат всей проделанной работы, можно отметить следующее:

  • удалось дать детям знания о родном крае, его истории;

  • у детей появилось чувство любопытства, желание узнать больше;

  • словарь детей пополнился новыми словами и выражениями, бытующими только на Дону, они могут объяснить их значение;

  • предметы быта, элементы обрядности прочно вошли в жизнь детей;

  • изменились к лучшему взаимоотношения детей и микроклимат в коллективе;

  • дети не только сами обогатились знаниями о традициях региона, но и донесли эти знания до своих родителей, сотрудников и всех детей детского сада;

  • удалось не только дать детям представление о себе как человеке Дона, но и развить чувство гордости за принадлежность к роду казаков – людей вольных.


3. Качество здоровьесберегающей деятельности.

Большинство детей, имеющих речевые нарушения и посещающих логопедическую группу, являются соматически ослабленными, имеют в анамнезе различные перинатальные поражения головного мозга, что негативно сказывается на развитии и обучении ребёнка. В связи с этим актуальным становится вопрос о внедрении в практику работы логопедической группы здоровьесберегающих образовательных технологий, т.е. такой организации коррекционного процесса, при которой качественное обучение и коррекция речевых отклонений детей происходят без ущерба их здоровью, а наоборот способствуют его укреплению.

На основании результатов диагностики и рекомендаций, полученных от ПМПк создается индивидуальный образовательный маршрут на каждого ребенка логопедической группы. Задачами ПМПк являются разработка тактических задач сопровождения, конкретизация последовательности подключения того или иного специалиста или условия, подбор конкретных коррекционных программ, технологий.

С точки зрения практического применения здоровьесберегающих технологий в обучении представляют интерес методические разработки Л.В.Гаврючиной, Л.Д.Глазыриной, Н.Н.Ефименко, М.Ю.Картушиной. Для применения в практической деятельности были отобраны и апробированы инновационные методики проведения логопедических занятий; задействован механизм интеграции при организации занятий эстетического и познавательного циклов; создана картотека игр и упражнений с использованием нетрадиционных методов оздоровления; большое внимание уделено применению игровых здоровьесберегающих технологий на всех видах занятий; создана здоровьесберегающая среда в логопедической группе, которая постоянно дополняется и изменяется; согласована деятельность воспитателей и специалистов ДОУ по применению здоровьесберегающих технологий; разработан план работы с родителями.

Подготовка ребенка к здоровому образу жизни на основе здоровьесберегающих технологий стала приоритетным направлением в деятельности образовательного учреждения, особенно для детей логопедической группы. По данным мониторинга за 2015-2016 год - лишь 14% детей практически здоровы, 50% имеют функциональные отклонения, 35-40% детей в 6 лет уже имеют хронические заболевания.

Научить детей беречь свое здоровье, вести здоровый образ жизни - задача родителей и образовательного учреждения. Это ведется через непосредственное обучение детей элементарным приемам здорового образа жизни (профилактическим методикам - оздоровительная, пальчиковая, дыхательная гимнастика, самомассаж и др.); через здоровье-развивающие технологии с использованием физкультминуток и динамических пауз; массовых оздоровительных мероприятий, а также в работе с семьей и педагогическим коллективом.

Такая работа позволила снизить процент заболеваемости, повысить посещаемость детей в ДОУ. Однако, несмотря на положительную динамику вопрос о сохранении и укреплении здоровья остается главным.

Здоровьесберегающие технологии, внедряю в коррекционно-образовательный процесс, что обеспечивает благоприятную психологическую и педагогическую обстановку.

1. Каждое занятие начинаю с упражнений на активизацию дыхания, на формирование правильного физиологического и речевого дыхания. Физиологическое дыхание рассматривается как один из факторов здоровьесбережения, а речевое - как фундамент для формирования устной речи. Считаю, что большое значение имеют упражнения на дыхание, особенно в начале постановки звукопроизношения. В основу системы работы над дыханием я использую целительные методики Стрельниковой А.Н.. Провожу тренировку дыхательных мышц и регулировку работы дыхательного центра, что влияет на оздоровление организма.

2. Использую двигательные упражнения, в которых различные движения (корпуса, головы, рук, ног) сочетаются с произнесением определенного речевого материала (звуков, слогов, слов, фраз). Все упражнения, содержащие движения и устную речь направлены на нормализацию речевого дыхания и связанной с ним плавностью речи; формирование умений изменять силу и высоту голоса, сохраняя нормальный тембр; правильное воспроизведение звуков и их сочетаний изолированно, в слогах, словах, фразах; восприятие, умение выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами.

3. При организации коррекционной работы используются динамические паузы в сочетании с речевым материалом (физкультурные минутки Н.В. Нищевой). Динамические паузы способствуют развитию общей моторики, координации движений и речи, снятию мышечного напряжения, повышают работоспособность.

4. На коррекционных занятиях в результате использования Су-Джок терапии происходит стимулирование активных точек, расположенных на пальцах рук при помощи интересных детям приспособлений (шарики, массажные мячики, грецкие орехи, колючие валики, бисер, бусинки). Эффективно применяю и ручной массаж пальцев. Особенно важно воздействовать на большой палец, отвечающий за голову человека. Массаж провожу до появления тепла. Эту работу использую на занятиях перед выполнением заданий, связанных с рисованием и письмом, в течение 1 минуты.

5. Применение на занятиях кинезеологических упражнений, направленны на формирование и развитие межполушарного взаимодействия, на развитие точности движений пальцев и способности к переключению с одного движения на другое. С этой целью в работе с детьми используется комплекс кинезеологических упражнений: "Колечко", "Кулак-ребро-ладонь", "Лезгинка", "Лягушка", "Ухо-нос", "Замок".


6. В системе работы по развитию мелкой моторики рук используются пальчиковые игры (Н.В. Нищевой); пескотерапия (игры с сухим и мокрым песком) "Найди игрушку", "Изобрази предмет" и т.д.; мозаики, массажные мячики, игры с прищепками, со счетными палочками, обводка шаблонов и штриховка изображений, игры в "сухом бассейне", с раздаточным материалом, помимо развития тонкой моторики пальцев рук - оказывает благоприятное воздействие на эмоциональное состояние детей.

7. На индивидуальных, подгрупповых занятиях использую артикуляционную гимнастику для выработки правильных, полноценных движений и определённых положений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные. Для проведения артикуляционной гимнастики использую картинки-символы и игрушки-помощники, которые поддерживают интерес детей к выполнению упражнений.

С артикуляционной гимнастикой применяю биоэнергопластику - эффективно ускоряет исправление дефектных звуков у детей со сниженными и нарушенными кинестетическими ощущениями, так как работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка. Я самостоятельно подбираю движение руки под любое артикуляционное упражнение. Важно не то, что именно будет делать ребенок, а то, как он это делает. Необходимо привлечь внимание каждого ребенка к одновременности выполнения артикуляционных движений с работой кисти; их ритмичности и четкости.

8. Включаю в занятия специально подобранные упражнения на расслабление отдельных частей тела и всего организма сопровождающееся снятием психического напряжения. Дети ложатся на спину, расслабляя все мышцы, закрывают глаза. Проходит релаксация под звучание спокойной музыки. Научившись расслаблению, каждый ребенок получает то, в чем ранее испытывал недостаток. Это касается любых психических процессов: познавательных, эмоциональных или волевых. В процессе расслабления организм наилучшим образом перераспределяет энергию и пытается привести тело к равновесию и гармонии. Расслабляясь, возбужденные, беспокойные дети постепенно становятся более уравновешенными, внимательными и терпеливыми. Дети заторможенные, скованные, вялые и робкие приобретают уверенность, бодрость, свободу в выражении своих чувств и мыслей. Такая система моей работы позволяет детскому организму сбрасывать излишки напряжения и восстанавливать равновесие, тем самым сохраняя психическое здоровье.

9. С целью снятия напряжения с глаз, а также тренировке зрительно-моторной координации используются зрительные гимнастики: «Весёлые глазки», «Посмотри вокруг себя», «Посмотри в окошко» и т.д..

10. Обязательно на занятии присутствует физкультминутка, тесно связанная с темой занятия и являющаяся как бы переходным мостиком к следующей части занятия, где также возможно использование здоровьесберегающих технологий.

В результате проведения физкультминуток, во время которых движения сочетаются со словом, естественно и ненавязчиво воспитывается поведение детей, развивается мышечная активность, корригируются недостатки речи, активизируется имеющийся словарный запас.

Успешное преодоление речевого дефекта возможно только при взаимодействии педагогов ДОУ. Успех совместной коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи, во многом зависит от правильно организованного взаимодействия логопеда, воспитателей, психолога, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре и специалиста по изобразительной деятельности, медицинских работников, социального педагога и родителей. Каждый из них, решая свои задачи, определенные образовательными программами и положениями о ДОУ, должен принять участие в формировании и закреплении правильных речевых навыков у детей, развитии сенсомоторной сферы, высших психических процессов и укреплении здоровья.На ПМПк со специалистами и воспитателями планируем и обсуждаем результаты работы по здоровьесберегающим технологиям. Ведутся дневники взаимодействия с воспитателями, в которых даются рекомендации, игры, упражнения для детей логопедической группы. В коррекционно-развивающей работе совместно с педагогом-психологом обсуждаем результаты диагностики, совместно разрабатываем маршрут коррекционно-развивающей работы; с воспитателями (выполнение рекомендаций, заданий для детей логопедической группы); с музыкальным руководителем (музыкально-речевые игры и упражнения); с инструктором по физической культуре (двигательная активность, дыхательная гимнастика, мелкая моторика, координация движения).

В соответствии с годовым планом работы, с педагогами детского сада проводила консультации по вопросам планирования работы по развитию речи детей с учётом возрастных норм и лексических тем, оказывалась систематическая помощь воспитателям в организации индивидуальной и групповой работы по развитию речи.

 

   В логопедической группе ДОУ оформлена папка-передвижка для систематической пропаганды логопедических знаний, приобщения родителей к коррекционно-воспитательной работе по развитию речи ребёнка. За период с сентября по май проведены 32 индивидуальных консультаций с родителями детей, посещающих логопедическую группу и детей, ожидающих зачисления на логопедические занятия. На каждый запрос родителей (зачисление в логопедическую группу, состояние речи ребёнка, поведение ребёнка на логопедических занятиях, выполнение домашнего задания логопеда и т.д.) даны рекомендации и советы по всем вопросам.

Взаимодействие с родителями способствует успешному речевому развитию детей. Задачи, поставленные для родителей: сформировать у родителей желание помогать своему ребенку, общаться с ним; уметь правильно реагировать на проблемы и достижения ребенка. В помощь мамам мною были разработаны папка-передвижка, буклеты на тему: «Артикуляционные упражнения», «Комплекс упражнений для шипящих звуков», «Как развивать речь ребенка?». Сформировала картотеку игр, обеспечивающая работу родителей с ребенком в домашних условиях, библиотечку книг для родителей по проблемам речевого развития, подбор картинок для решения различных речевых задач, дидактические игры по развитию речи, материалы для развития мелкой моторики рук. В дальнейшем планирую создание интернет-сайта с целью внедрения элементов дистанционного обучения, где вниманию родителей будут предложены простые и доступные по содержанию игры и упражнения для коррекции и развитию ребенка в домашних условиях.

С родителями провожу семинары – практикумы, где предлагаю игры и упражнения по здоровьесберегающим технологиям, которые можно проводить в домашних условиях. Родители могут посещать мои индивидуальные занятия. В родительских уголках родителям предлагаю материал, направленный на коррекцию речевых нарушений.

После проведения логопедического обследования  предоставляется  родителям (или лицам, их заменяющим) полную и подробную информацию о речевых  и  неречевых нарушениях, выявленных у ребёнка. Далее   подробно разъясняю индивидуальную коррекционно-развивающую программу предназначенную для занятий с ребёнком и делаю акцент на необходимости совместной, согласованной работы педагогов детского сада и родителей.

- активное участие во всех мероприятиях, проводимых для  родителей  в детском саду (открытые занятия, обучающие занятия – практикумы, подгрупповые и индивидуальные  консультации, праздники, в том числе логопедические, родительские собрания и т.д.);

- помощь ребёнку в выполнении заданий, в оформлении логопедической тетради, дидактического материала для занятий дома;

- игры и упражнения на развитие артикуляционной моторики ребенка,

систематические занятия с ребёнком  дома по закреплению изученного на логопедических занятиях материала, по  автоматизации поставленных звуков и введению их в речь;

- создание положительного эмоционального настроя на логопедические занятия,  формирование интереса ребёнка  к собственной речи  и желания научиться говорить правильно.

По итогам диагностики провожу индивидуальную коррекционную работу и даю рекомендации воспитателям и родителям по сохранению и укреплению здоровья каждого ребенка и применению здоровьесберегающих технологий.

В целом положительная динамика результатов свидетельствует о том, что применение здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе с детьми дошкольного возраста, позволяет создать оптимальные условия для формирования здорового образа жизни воспитанников ДОУ.

Комплексное использование здоровьесберегающих технологий в коррекционный процесс позволяет снизить утомляемость, улучшить эмоциональный настрой и повысить работоспособность детей логопедической группы, а это в свою очередь способствует сохранению и укреплению их здоровья.

Создание предметно - пространственной образовательной среды, обеспечивающей развитие ребенка

В логопедической группе предметно - пространственная среда выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, коммуникативную функции. Она построена так, чтобы обеспечить полноценное физическое, эстетическое, познавательное и социальное развитие ребенка. Коррекционно-развивающая среда логопедического кабинета включает три компонента:

- учебно-развивающие пособия (активизировать и развивать психические функции, в том числе и речи, пространственных представлений «Волшебные часы», «Домик для гласных, согласных звуков», «Звуковые цветы», «Солнышко и облачко»; дидактические игры: «Прищепочки», «Собери звуки – получи слово!», «Подбери картинки к схемам»…

- стимульная система поощрения детей ( стимулировать детей к успешному обучению путем поощрения);

- пособия для наблюдения за степенью освоения детьми речевого образовательного рабочего материала (наблюдение за степенью освоения ребенком рабочего материала).

Коррекционно-развивающей среде, как части целостной формы педагогической деятельности, отводится большая роль в речевом и психическом развитии детей, имеющих речевое недоразвитие. Важнейшими принципами функционирования такой среды являются принцип научности, природосообразности, перспективной направленности, здоровьесбережения, комплексного использования предметов среды, принцип оптимального насыщения.

Для успешного устранения речевого дефекта, развития творческих способностей, самостоятельности, инициативности, всестороннему гармоничному развитию личности, создаю предметно - пространственную образовательную среду. Я стараюсь организовать развивающее пространство так, чтобы каждый ребенок имел возможность упражняться, наблюдать, добиваться поставленной цели. Обстановка группы позволяет предусмотреть чередование специально организованных занятий и свободной деятельности детей, способствует реализации режима двигательной активности, что предупреждает умственное утомление, способствует здоровьесбережению. Создавая коррекционно-развивающую среду группы, я стремлюсь к тому, чтобы окружающая обстановка была комфортной, эстетичной, подвижной, вызывала стремление к самостоятельной деятельности.

Для совместной партнёрской деятельности взрослого и детей, свободной самостоятельной деятельности, создала «Центр сенсомоторного развития» с атрибутами: звучащих игрушек, дидактических игр, игрушек-заместителей.

Для функциональности предметно-развивающей среды использую настольно-печатные игры, весёлые игротеки, логопедические рифмовки – это развивает у дошкольников речь, творческое воображение, конструктивное мышление, восприятие окружающей действительности.

Для обеспечения возможности реализовывать исследовательскую, экспериментально-познавательную деятельность у ребенка должен быть выбор способа выполнения задания, возможность экспериментирования. Для игры «Выложи букву» или «Найди букву» предлагается различный материал ( проволока, шнурки, палочки, бумага, природный материал).

В речевой зоне, где живет язычок (кукла язык – варежка), который всегда рад гостям, помогает детям научиться выполнять сложные артикуляционные упражнения. Дети отрабатывают правильное звукопроизношение перед волшебным зеркалом, глядя в которое всегда улыбаются. Гости ( по лексической теме) придумывают для детей новые увлекательные игры со звуками и словами, дети осваивают произношение «трудных» звуков.

На полке в речевом уголке разместились разнообразные пособия по развитию мелкой моторики и дыханию. Здесь и «Цветные бусинки», «Длинные верёвочки», любимые детям массажёры – «ёжики», аппликаторы – су-джок. Выкладывание нитки в спираль не только развивает мелкую моторику, но и помогает выработать у детей усидчивость и терпение. Вместо ниточки предлагаю прокатить по лабиринту бусинку – такие упражнения тоже увлекательны и полезны для детей. Детям нравится игра «Золушка», в которой нужно разложить в две ёмкости горох или фасоль. Увлекает детей сухой пальчиковый бассейн, наполненный горохом, манкой или другой крупой. В бассейне «прячутся» игрушки, картинки, ответы на загадки, а если бассейн наполнить пуговицами, то кроме развития мелкой моторики можно учиться счету, сравнению по величине, форме (зрительное восприятие), развивать тактильные ощущения. Очень нравится детям пускать кораблики в тазике с водой, играть в «Футбол», выдувать из бутылочки «вьюгу», упражняться с дыхательными тренажёрами «Бабочки», «Свечи», «Ветерок» и т.д..

Для определения наличия и местоположения звука в слове на стене расположилась «Цветочная поляна». На лепестках «речецветиков» дети размещают картинки, в названии которых есть изучаемый звук. Человечки «звуковички» помогают «материализовать» звуки.

Для проведения глазодвигательной гимнастики в группе нарисованы схемы зрительно-двигательных траекторий. По дорожке бегут различные животные, а в облаках летают различные птицы, дети должны проследить глазами, «помочь» сказочному персонажу добежать до конца дорожки. Такие упражнения тренируют мышцы, управляющие движениями глаз, снимают умственное утомление, способствуют развитию зрительного восприятия.

Ковер позволяет прямо в группе выполнять телесные упражнения для развития координации движений, проводить упражнения на релаксацию и подвижные физкультминутки во время занятий, предупреждающие утомление детей.

Таким образом, в коррекционно-развивающей среде логопедической группы созданы все условия для регулируемой деятельности детей, которая несёт в себе направленность коррекционного воздействия на речевое и психическое развитие, предусматривая их взаимодействие. Практическая значимость такого подхода к организации развивающего пространства состоит в том, что при индивидуально-личностном подходе к каждому ребенку повышается эффективность коррекционного воздействия, что способствует улучшению качества и прочности результатов работы.


Обобщение и распространение собственного инновационного педагогического опыта.


Для распространения актуальной педагогической практики участвовала в педсоветах, семинарах, работе районных методических объединений с опытом работы по теме: «Здоровьесберегающие технологии в логопедической работе».

В 2011 году мною было проведено открытое мероприятие на районном методическом объединении. Цель: развивать образную речь детей старшего дошкольного возраста.


Семинары-практикумы для воспитателей МБДОУ «Тополек».


Тема выступления

Год

Развитие артикуляционной и мелкой моторики

2013 г.

Использование элементов ТРИЗ в работе с детьми

2014 г.

Логопедические игры для дошкольников

2015 г.


Консультации для педагогов МБДОУ


Тема выступления

Год

Культура поведения, культура речи, речевой этикет

2014 г.

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми

2015 г.

Применение здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях

2016 г.


Представила свой опыт работы в форме мастер-класс на IV марафоне педагогических идей учителей района 14 мая 2011 года.

В 2013 году финалист районного конкурса профессионального мастерства «Учитель года - 2013», где представила рабочее открытое интегрированное занятие (с детьми логопедической группы по теме «Прогулка в зимний лес»). Цель данного занятия: использовать здоровьесберегающие технологии в работе с детьми логопедической группы.

В 2013 году представила педагогам ДОУ свой опыт работы в форме презентации на тему: «Использование здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях»

Открытое коррекционно-логопедическое занятие с использованием здоровьесберегающих технологий (с детьми детского сада «Алёнка» по теме «Путешествие по сказочной стране») было представлено на районном конкурсе «Учитель года» в январе 2013 года.

За три года были проведены в ДОУ открытые мероприятия с использованием здоровьесберегающих технологий по темам: «Цветик-речецветик», «Прогулка в зимний лес», «В зимнем лесу», «Путешествие по сказочной стране», с региональным компонентом «В казачьей горнице».