Родительское собрание.
Тема: «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с дошкольниками».
План проведения родительского собрания.
1. Вводная часть. «Здоровьесберегающие технологии»
2. Основная часть «Формы оздоровительной работы в работе с дошкольниками».
3. Практическая часть.
Вступительная часть. Что такое здоровьесберегающие технологии? Здоровьесберегающие технологии–это технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса: детей, педагогов и родителей.
Цель здоровьесберегающих технологий в дополнительном образовании применительно к ребенку – это обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику и развитие знаний о здоровье, умение оберегать, поддерживать и сохранять его. Применительно ко взрослым - содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья педагогов и валеологическому просвещению родителей.
В нашем МОУ ДОД ДДЮТ разработана «технология здоровьесбережения», задачами которой являются:
1. Сохранение и укрепление здоровья детей на основе комплексного и системного использования доступных для детей физического воспитания, оптимизации двигательной деятельности на свежем воздухе.
2. Обеспечение активной позиции детей в процессе получения знаний о здоровом образе жизни.
3. Конструктивное партнерство семьи, педагогического коллектива и самих детей в укреплении их здоровья, развитии творческого потенциала.
Главными воспитателями ребенка являются родители. От того, как правильно организован режим дня ребенка, какое внимание уделяют родители здоровью ребенка, зависит его настроение, состояние физического комфорта. Здоровый образ жизни ребенка, к которому его приучают в образовательном учреждении, может или находить каждодневную
поддержку дома, и тогда закрепляться, или не находить, и тогда полученная информация будет лишней и тягостной для ребенка.
В целях сотрудничества с родителями по формированию здорового образа жизни у детей нами разработана система мероприятий, к которым относятся: родительские собрания, консультации, конкурсы, спортивные праздники, праздники здоровья, беседы, личный пример педагога, нетрадиционные формы работы с родителями, практические показы (практикумы).
Формы оздоровительной работы с дошкольниками.
(Представление форм оздоровительной работы с дошкольниками проходит на фоне показа презентации «Здоровьесберегающие технологии». В нашем учреждении ежедневно во всех возрастных группах предусмотрено несколько форм физического воспитания детей, что способствует укреплению здоровья и позволяет обеспечить необходимую двигательную активность детей в течение всего дня.
Одним из важнейших компонентов укрепления и оздоровления детского организма, а также организации двигательного режима ребѐнка, направленного на поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей, является гимнастика. Ежедневное выполнение физических упражнений под руководством взрослого способствует проявлению определѐнных волевых усилий, вырабатывает у детей полезную привычку начинать день с утренней гимнастики. Гимнастика постепенно вовлекает весь организм ребѐнка в деятельное состояние, укрепляет дыхание, усиливает кровообращение, содействует обмену веществ, вызывает потребность в кислороде, помогает развитию правильной осанки. Чтобы предупредить возникновение плоскостопия, предлагаются упражнения для укрепления свода стопы – поднимание на носки, на пятки.
С целью предупреждения утомления в процессе учебной деятельности, связанных с длительным сидением в однообразной позе, требующих сосредоточенного внимания и поддержания умственной работоспособности детей на хорошем уровне, проводятся физкультминутки. Физкультминутки повышают общий тонус, моторику, способствуют тренировке подвижности нервных процессов, развивают внимание и память, создают положительный эмоциональный настрой и снимают психоэмоциональное напряжение. В течение года используются различные варианты физкультминуток. Дыхательная гимнастика. От правильного дыхания во многом зависит здоровье человека, его физическая и умственная деятельность. У детей дошкольного возраста дыхательные мышцы ещѐ слабы, поэтому необходима специальная система упражнений в естественном ритмичном дыхании, а также в правильном использовании вдоха и выдоха при простых и более
сложных движениях, причем ритм дыхания и движения образуют одно ритмическое целое. К гимнастическим упражнениям, формирующим правильное дыхание, относятся упражнения для постановки правильного дыхания через нос, развития мышц грудной клетки для увеличения ее эластичности, на активное вытягивание позвоночника. Все упражнения проводятся в собственном дыхательном ритме, медленно, следя за вдохом и выдохом и компенсаторной паузой после выдоха.
Вся деятельность, связанная с физическими нагрузками (подвижные игры, труд, занятия физической культурой) проводятся в часы наименьшей инсоляции. Практическая часть. Проведение с родителями, затем раздача на электронных носителях следующих гимнастик: - гимнастики для глаз (использованием компьютера и мультимедийного проектора); - дыхательной гимнастики; - динамической паузы (использованием компьютера и мультимедийного проектора). Дыхательная гимнастика.
«Поиграем с носиком».
1. Организационный момент. «Найди и покажи носик». Дети удобно рассаживаются и показывают свой носик взрослому.
2. Основная часть.
Игровые упражнения с носиком. «Помоги носику собраться на прогулку». Каждый ребѐнок берѐт носовой платок или салфетку и тщательно очищает свой нос самостоятельно или с помощью взрослого.
«Носик гуляет» Взрослый предлагает детям крепко закрыть рот, чтобы он не мешал гулять и хорошо дышать носу. Старшим детям можно предложить выключить дыхание ртом, поджав кончик языка к твѐрдому нѐбу. В обоих случаях вдох и выдох выполняет через нос.
«Носик балуется». На вдохе ребѐнок оказывает сопротивление воздуху, надавливая большим и указательным пальцами одной руки на крылья носа.
«Носик нюхает приятный запах». Ребѐнок выполняет 10 вдохов-выдохов через правую и левую ноздрю, поочерѐдно закрывая их указательным пальцем.
«Поиграем носиком». Ребѐнок располагает на переносице указательные пальцы и выполняет ими движение к крыльям носа, затем вверх и обратно. Таким образом, делается как бы растирание.
Заключительный этап. «Носик возвращается домой». Дети убирают платки и салфетки. Показывают взрослому, что их носик вернулся.
Примечание. Игровые упражнения можно сопровождать стихами:
Подходи ко мне дружок, И садись скорей в кружок. Носик ты быстрей найди, Тѐте ... покажи. Надо носик очищать, На прогулку собирать. Ротик ты свой закрывай, Только с носиком гуляй. Вот так носик-баловник! Он шалить у нас привык. Тише, тише, не спеши, Ароматом подыши. Хорошо гулять в саду
И поѐт нос: «Ба – бо - бу». Надо носик нам погреть, Его немного потереть. Нагулялся носик мой, Возвращается домой.
Гимнастика для глаз.
"Дождик".
Дождик, дождик, пуще лей. Смотрят вверх. Капай, капель не жалей. Смотрят вниз. Только нас не замочи. Делают круговые движения глазами. Зря в окошко не стучи.
"Снежинки".
Мы снежинку увидали, Со снежинкою играли. Снежинки вправо полетели, Дети вправо посмотрели. Вот снежинки полетели, Дети влево посмотрели. Ветер снег вверх поднимал И на землю опускал… Дети смотрят вверх и вниз. Все на землю улеглись. Глазки закрываем, Глазки отдыхают.
«Лучик солнца».
Лучик, лучик озорной, Поиграй-ка ты со мной. Моргают глазами. Ну-ка, лучик, повернись, На глаза мне покажись. Делают круговые движения глазами.
Взгляд я влево отведу, Лучик солнца я найду. Отводят взгляд влево. Теперь вправо посмотрю, Снова лучик я найду. Отводят взгляд вправо.
Родительское собрание
Приложение
к протоколу родительского собрания №1 от 15.09.2014г.
ДОКЛАД ПО ТЕМЕ
"Применение здоровьесберегающих технологий в работе с дошкольниками"
В наши дни сбережение здоровья ребенка является одним из основных запросов, которые предъявляются современному обществу.
Изменения во всех областях жизни происходят с невиданной скоростью.
Объем информации удваивается с каждым годом, увеличивается количество учебных дисциплин в школе.
Дети стали вести малоподвижный образ жизни, их больше интересует компьютер, телевизор, игры в телефонах и т.п.
Отсутствие культуры здорового образа жизни во многих семьях, безграмотность родителей в вопросах сохранения здоровья их детей.
Для того, чтобы жить в современном мире, детям необходимо быть постоянно готовыми к изменениям, сохраняя при этом свое здоровье и индивидуальность.
«Здоровье – это состояние полного
физического, душевного и социального
благополучия, а не только отсутствие
физических дефектов».
ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения)
Самый драгоценный дар, который человек получает от природы – здоровье. Состояние здоровья подрастающего поколения - важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее.
По данным статистики в последние годы происходит ухудшение здоровья детей: увеличилось количество хронических заболеваний, сократилось число здоровых выпускников. Так, количество здоровых дошкольников составляет всего лишь около 10%. Среди контингента детей, поступающих в школу, более 20% имеют дефицит массы тела, 50% детей хронически больные. Увеличилось количество детей низкого роста, с дефектом массы тела, с несоответствием уровня физического развития биологическому возрасту, растет число функциональных отклонений, возникающих с возрастом.
Причиной резкого снижения уровня здоровья детей дошкольного и младшего школьного возраста являются:
· падение уровня жизни, социальные потрясения;
· неблагоприятная экологическая обстановка;
· ухудшение состояния здоровья матерей;
· стрессы;
· малоподвижный образ жизни;
· перегрузка учебного процесса большим количеством дисциплин;
·неполноценное питание;
· отсутствие культуры здорового образа жизни во многих семьях;
· частичное разрушение служб врачебного контроля;
· массовая безграмотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей.
Значительное ухудшение здоровья детей стало общегосударственной проблемой. Как никогда остро встает проблема разработки и проведения действенных мероприятий по здоровьесбережению и профилактике заболеваний на уроках и во внеурочное время, а также просветительской работы с обучающимися и их родителями.
Термин «здоровьесберегающие образовательные технологии» можно рассматривать как совокупность тех принципов и методов педагогической работы, которые, дополняя традиционные технологии обучения и воспитания, наделяют их признаками здоровьесбережения.
Педагоги продолжают поиски педагогических технологий, позволяющих решить задачу совмещения высокой продуктивности учебного процесса с такими педагогическими технологиями, которые позволяют сохранить, а в некоторых случаях и укрепить уровень имеющегося здоровья учащихся.
Основой здоровьесберегающей технологии в работе с дошкольниками является соблюдение следующих принципов:
1. учет возрастных особенностей младших дошкольников;
2. учет состояния здоровья при выборе форм, методов и средств обучения;
3. структурирование занятия на три части в зависимости от уровня умственной работоспособности обучающихся (вводная часть, основная и заключительная часть урока);
4. осуществление здоровьесберегающих действий для сохранения работоспособности и расширения функциональных возможностей организма обучающихся.
В структуре занятия, педагогами применяются следующие элементы здоровьесберегающих технологий:
· положительный эмоциональный настрой на уроке;
· оптимальный темп ведения урока;
· подача материала доступным рациональным способом;
· наглядность;
· смена видов деятельности (читаю, слушаю, говорю, думаю, рассуждаю, пишу и т. д.);
· физкультминутки, динамические паузы;
· дифференцированный подход в обучении;
· групповая работа, работа в парах;
· игра, игровые моменты;
· воспитательные моменты на занятии (беседы);
· санитарно – гигиенические условия;
Рассмотрим влияние выше перечисленных элементов здоровье-сберегающих технологий на состояние дошкольников.
1. Большое значение имеет микроклимат в классе, ведь ребенок
только тогда будет с удовольствием ходить в школу, если в чистом, уютном классе его встречает добрый взгляд педагога и его друзья-одноклассники. Очень важен положительный эмоциональный настрой перед началом занятия.
Например, урок можно начать с таких небольших стихотворений:
Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Тут затеи и задачи,
Игры, шутки – все для вас!
Пожелаем вам удачи –
За работу, в добрый час!
Положительный эмоциональный настрой на занятии снимает страх, создает ситуацию успеха.
2. Оптимальный темп проведения занятия, демократичный стиль
общения позволяют обучающимся сосредоточиться на работе, лучше усвоить материал.
3. Подача материала должна быть в доступной форме, понятной
дошкольнику, с учетом его возрастных особенностей.
4. Наглядность, используемая на уроке, способствует конкретизации
изучаемого материала, повышает интерес обучающихся.
В качестве наглядности педагоги в работе с дошкольниками активно
используют компьютерные технологии.
Использование компьютера на уроке повышает интенсивность обучения, усиливает индивидуализацию учебного процесса. Наглядность, возможность изменять темп и формы изучения материала, его образно-художественное представление – все это делает компьютер незаменимым помощником учителя в деле снижения утомляемости учащихся.
5. Смена видов деятельности (работа у доски, с учебником, устно, в
тетрадях и п. д.), разнообразие заданий, направлены на поддержание интереса и снятие повышенной утомляемости.
6. Среди всех других возможностей оздоровительной работы в работе с дошкольниками большое значение имеют физические упражнения.
Еще в древности великий философ Аристотель утверждал, что: «Ничто так не истощает и не разрушает человека, как продолжительное физическое бездействие».
Движение стимулирует процессы роста, развитие и формирование организма, способствует становлению и совершенствованию высшей психической и эмоциональной сферы, активизирует деятельность жизненно важных органов и систем, способствует повышению общего тонуса организма учащихся.
Физкультминутки – естественный элемент урока в начальных классах, который обусловлен физиологическими потребностями в двигательной активности детей. Они помогают снять утомление различных мышц, ослабить умственное напряжение, снять зрительное утомление. Нравятся детям физкультминутки в стихотворной форме.
Например:
Мы становимся все выше,
Достаем руками крышу,
На два счета поднялись,
Три, четыре – руки вниз.
Мы писали, мы считали,
И тогда мы дружно встали,
Ручками похлопали:
Раз, два, три.
Ножками потопали:
Раз, два, три.
Сели, встали, встали, сели
И друг друга не задели.
Мы немножко отдохнем
И опять писать начнем.
Поднимает руки класс –
Это «раз».
Повернулась голова –
Это «два».
Руки вниз, вперед смотри –
Это «три».
Руки в стороны пошире
Развернули на «четыре».
С силой их к плечам прижать –
Это «пять».
Всем ребятам тихо сесть –
Это «шесть».
У оленя дом большой.
Он глядит в свое окошко.
Заяц по полю бежит.
В дверь к нему стучит.
- Тук, тук, дверь открой!
Там в лесу охотник злой!
- Заяц, заяц, забегай!
Лапу мне свою давай!
Физиологически обоснованное проведение физкультминуток – 15-20-минута урока. Дифференцированное обучение позволяет снять трудности у слабых и создать благоприятные условия для развития сильных учащихся. Для медлительных детей педагоги снижают темп опроса. Не торопят ученика, дают время на обдумывание и подготовку. При
дифференцированном обучении каждый ребенок получает от урока только положительные эмоции, ощущает защищенность и испытывает интерес к учебе.
8. Часто на уроках развития речи, математики, окружающего мира
организуется групповая работа и работа в парах, в ходе которой уровень осмысления и усвоения материала заметно возрастает, детям значительно легче учиться вместе. Так обучающиеся могут видеть лица друг друга; контролировать свою работу и работу ребят, работающих с ним в группе; сотрудничать в процессе совместной работы. Групповая работа, в какой – то мере помогает решить одно из условий организации здоровьесберегающего обучения – избежать длительного сидения за партой.
9. Среди педагогов часто применяется игровая технология. Через игру
ребенок познает мир, учится анализировать, обобщать, сравнивать. В моей работе я широко использую нестандартные уроки: уроки-игры, уроки-соревнования, уроки-конкурсы, уроки-путешествия , дидактические игры.
Например: игра «Ты – мне, я – тебе», «Перебрасывание мяча друг другу», «Кто больше?», «Угадай-ка» и т.д.
Применение игровых технологий на занятии в комплексе с другими приемами и методами организации учебных занятий укрепляет мотивацию на изучение предмета, помогает вызвать положительные эмоции, увидеть индивидуальность детей.
Большое оздоровительное значение в режиме дня учащихся имеет подвижная перемена. Игры – это хороший отдых между уроками; они снимают чувство усталости, тонизируют нервную систему, улучшают эмоциональное состояние и повышают работоспособность.
10. Воспитанию внимательного отношения к своему здоровью педагоги
посвящают воспитательные беседы о том, как заботиться о своем здоровье, о вредных привычках, необходимости выполнения режима дня, правильном питании. Много проходит праздников, на которых решаются задачи формирования у ребенка нравственного отношения к своему здоровью, которое выражается в желании и потребности быть здоровым, вести здоровый образ жизни.
Во внеурочное время проводятся классные часы по темам, тренинги, беседы с родителями учащихся, родительские собрания, на которых педагог знакомит ребят и их родителей с основными принципами организации здорового образа жизни, досуга ребят (посещение занятий в спортивных секциях), правильного питания и т.п.
11. Немаловажную роль в здоровьесбережении обучающихся играет
санитарно - гигиеническое состояние класса, его освещенность.
В последние годы в педагогической науке довольно актуальным стало понятие личностно-ориентированного обучения, т.е. обучения с учетом природы конкретного ребенка, его задатков, способностей, возможностей. При такой работе учитель вступает в новую для себя позицию - быть одновременно и учителем, и психологом.
Личностно-ориентированное обучение является здоровьесберегающей технологией. Что же это такое? Это совокупность методов и приемов с целью максимального сохранения здоровья ребенка в школе.
Только комплексное использование технологий в содержательной связи друг с другом на единой основе можно назвать здоровьесберегающим. Благодаря ему можно решить не только задачи защиты здоровья детей и педагогов от угрожающих или патогенных воздействий, но и задачи формирования и укрепления здоровья, воспитания культуры здоровья учащихся.
Изложенные выше технологии показывают, что внедрение в обучение здоровьесберегающией технологии ведет к снижению показателей заболеваемости детей, улучшению психологического климата в классе и школе в целом, активно приобщает родителей дошкольников к работе по укреплению их здоровья. Педагогам, освоившим эту технологию, становится легче и интереснее работать, поскольку исчезает проблема учебной дисциплины и происходит раскрепощение педагогая, открывается простор для его педагогического творчества.
Все здоровьесберегающие технологии, применяемые в работе с дошкольниками , позволяют сделать учебный процесс для ребенка более комфортным, повышает эффективность обучения, а главное – сохраняет здоровье наших детей.