Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа № 154 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» г. Перми
Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда
«Глаза-главные помощники человека»
г. Пермь 2016 г.
Пояснительная записка
Обучение в школе – серьёзная нагрузка для ребенка. С каждым годом обучения возрастает необходимость перерабатывать всё больший объём зрительной информации, и как следствие - зрительный аппарат школьника испытывает постоянное перенапряжение. Всё это создаёт предпосылки для развития у детей нарушения зрения. Важно вовремя научить ребёнка заботиться о своём зрении.
Работа учителя - логопеда с детьми строится в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребёнком, делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность самих детей, побуждая их к творческому отношению при выполнении заданий. Занятие содержит познавательный материал, соответствующий возрастным особенностям детей в сочетании с практическими заданиями, необходимыми для развития навыков ребенка.
Каждый человек воспринимает и изучает окружающий мир с помощью пяти чувств или сенсорных систем: зрения, слуха, осязания, обоняния и вкуса.

Гимнастика для глаз - это один из приемов оздоровления детей, она относится к здоровьесберегающим технологиям, наряду с артикуляционной, пальчиковой и дыхательной гимнастикой, самомассажем, массажем, физкультминутками, логоритмикой , релаксацией, динамическими паузами, развитием мелкой и общей моторики т.д. /Слайд/ При подборе гимнастики для глаз учитывается возраст, состояние зрения и быстрота реакции ребенка. Глаза считаются из всех органов чувств самым драгоценным даром природы. 90% информации человек воспринимает из внешнего мира, благодаря зрению. Для любой деятельности: учеба, отдых, повседневная жизнь необходимо хорошее зрение.
Каждый человек должен понимать, что зрение важно оберегать и сохранять. Развитию зрения в детском возрасте необходимо уделять особое внимание.
Одной из форм работы по профилактике и коррекции нарушений зрения, переутомления зрительного аппарата выступает зрительная гимнастика.
Дети во время проведения зрительной гимнастики не должны уставать! В ходе занятия демонстрируется наглядность в виде презентации.
Цель гимнастики для глаз: бережное отношение к своему зрению; профилактика и коррекция нарушений зрения школьников.
Задачи:
- предупреждение утомления; - снятие напряжения; - общее оздоровление зрительного аппарата; - познакомить с правилами ухода за глазами. /Слайд/ При построении занятия реализуются дидактические принципы:
принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей учащихся;
принцип оздоровительной направленности и формирования ответственности у учащихся за свое здоровье и за здоровье окружающих людей;
принцип связи теории с практикой.
Для чего нужна гимнастика для глаз?
■ проводится с целью предупреждения нарастающего утомления, укрепления глазных мышц и снятия напряжения; ■ благотворно влияет на работоспособность зрительного анализатора и всего организма; ■ влияет на эффективное усвоение учебного материала; ■ направлена на улучшение и сохранение зрения; ■ является профилактикой близорукости и дальнозоркости.
Демонстрацию предмета необходимо производить на уровне глаз детей. Упражнения хорошо проводить под музыкальное сопровождение. /Слайд/
Гимнастика бывает: 1. Игровая коррекционная физминутка; 2. с предметами; яркими игрушками (солнышко, птички, фигурки животных и т.д.), 3. по зрительным тренажёрам; 4. комплексы по словесным инструкциям; 5. с использованием ИКТ. /Слайд/
В своей логопедической практике использую элементы по здоровьесбережению, например «Глаза-главные помощники человека», где учащиеся сами по загадке говорят, о чем мы будем на занятии говорить; как сохранить зрение, опираясь на игру «Вредно – полезно», посмотрим гимнастику для глаз с музыкальном сопровождении. Например : «Осенний лист», «Слепим снеговика», «Весна» и т.д. Два братца через дорогу живут, Друг друга не видят. / Слайд/
- Верно, это глаза. Органы человека, которые помогают воспринимать окружающий мир, радоваться его красоте. - Для того, чтобы быть здоровым, нужно очень внимательно относиться к своим глазам.
Читаются словосочетания и предложения, а учащиеся отвечают: что вредно, что полезно.
Читать лёжа.
Смотреть на яркий свет.
Смотреть близко телевизор.
Оберегать глаза от ударов.
Промывать глаза по утрам.
Тереть глаза грязными руками.
Читать при хорошем освещении.
8.Оберегать глаза от попаданий в них инородных предметов./Слайд/
-Употреблять в пищу достаточное количество растительных продуктов (морковь, лук, петрушку, помидоры, сладкий перец, чернику и др.)/Слайд/
- Что делают дети неправильно? Используется картинка /Слайд/
Учащиеся читают стихотворение «Про глаза-глазенки»
Ай, глаза-глазенки, ай, глаза-глазища –
Все на свете разглядят, разглядят-разыщут.
В поднебесье – месяц, под скамейкой – мяч,
А в шкафу – конфетку, как ее не прячь.
Ай, глаза-глазища, ай, глаза –глазенки –
Могут фокус показать мальчишке и девчонке.
Вот мы их закрыли – сразу стала ночь.
Вот мы их открыли – ночь умчалась прочь!
Ай, глаза-глазенки, ай, глаза-глазища –
Кто в них прячется – живет, поглядим – поищем!
«Мама, знаешь, кто в твоих?! Это я, родная в них?!
«А в твоих, сыночек, я…. Вот какие мы друзья!» С. Погореловский
Итог занятия: 1. Что умеют наши глазки ? - самостоятельно /смотреть телевизор, прищурить один глаз, читать и т.д./ - с помощью рук? /писать, рисовать и т.д/. 2. По картинке «Чем похожи эти люди?
Что вы будете делать, чтобы не быть похожими на них?» - дети отвечают.
В кабинете висит стенд - по профилактике нарушения зрения, на который учащиеся в течение всего года обращают внимание.
Без гимнастики, друзья, нашим глазкам жить нельзя! Здоровье – это главное жизненное благо. Только здоровый человек может быть свободным, радостным, счастливым! /Слайд/
Список литературы
1. Демирчоглян Г.Г, Янкулин В.И. Гимнастика для глаз. Москва. Физкультура и спорт, М. 1988. 2. Донцов Д.А. Как сохранить зрение при работе на компьютере. Питер, 2006. 3. Ермилова И.А. Собирайтесь в школу: тренируйте глаза! Здоровье школьника. 2008. №8. 4. Зайцев Г.К. Твои первые уроки здоровья. 1995 5. Овчинникова А.В. Глаза устали. Здоровье. 1997. №3. 6. Рябцева А. А. А глаз как у орла. Наука и религия. 2010. №1. 7. Сайчук Елена. Хочу видеть! Будь здоров! 2010. №1. 8. Самохина Нина. Берегите глаза как зеницу ока. Будь здоров! 2009. №7. 9. Уйльям Г. Бейтс. Улучшение зрения без очков по методу Бейтса. Воздушный транспорт. М. 1990. 10. «Мир детства» Младший школьник. М, 1988.