СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование здоровьесберегающих технологий обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста на занятиях по хореографии

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Авторская методическая разработка о применении здоровьесберегающих технологий на занятиях по хореографии

Просмотр содержимого документа
«Использование здоровьесберегающих технологий обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста на занятиях по хореографии»

Методическая разработка

«Использование здоровьесберегающих технологий обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста на занятиях по хореографии»



Автор педагог дополнительного образования

МБДОУ «Центр внешкольной работы

Советского района г.Брянска

Соболевская Марина Геннадьевна



Методическая разработка «Использование здоровьесберегающих технологий обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста на занятиях по хореографии» создана с целью повышения уровня и качества профессиональной деятельности педагогов дополнительного образования в области хореографии посредством знакомства с методами здоровьесберегающих технологий.

Цель: Обобщить теоретический и практический материал по методике использования здоровьесберегающих технологий в обучении детей дошкольного и младшего школьного возраста на занятиях по хореографии: игровой метод подачи материала, пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика, игровой самомассаж. Практическое их применение педагогами- хореографами на занятиях.

Задачи: 1.​ Раскрытие и описание основных методов здоровьесберегающих технологий, используемых в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. 2. Практическое применение здоровьесберегающих технологий на занятиях по хореографии.

Введение

В настоящее время особое внимание уделяется здоровому образу жизни, сохранению и укреплении психического и физического здоровья детей. Хореография предоставляет огромные возможности для решения проблем, связанных со здоровьем детей. Занятие танцем формирует правильную осанку, тренирует мышечную силу, даёт организму физическую нагрузку, равную сочетанию нескольких видов спорта. Хореографическое искусство не только учит детей красоте и выразительности движений, но и формирует их фигуру, развивает физическую силу, выносливость, ловкость и смелость, что очень тесно связано со здоровьем и красотой человека. Мышечная нагрузка во время танца - прекрасный вид физической зарядки. Хореографическое искусство является одним из самых действенных факторов формирования гармонически развитой, духовно богатой личности. Задачей здоровьесберегающих технологий является сохранение и укрепление здоровья, профилактика заболеваний, содействие правильному физическому развитию, повышение с помощью средств двигательной активности умственной работоспособности,  снижение отрицательного воздействия чрезмерной нагрузки на психику ребёнка. Методы обучения знаниям, умениям и навыкам, привлечение внимания обучающихся к своему здоровью обеспечивают в органичном единстве решение задач и проблем воспитания здорового поколения. Данная методическая разработка раскрывает формы и методы применения здоровьесберегающих технологий на занятиях по хореографии. В предлагаемом плане-конспекте учебного занятия по теме «Музыкально-ритмические упражнения как основа развития творческих особенностей детей» даётся описание практических упражнений из личного опыта педагога.

Аналитическая часть

Здоровьесберегающие технологии должны носить обязательно  творческий характер. Только в атмосфере творческого процесса создаются благоприятные условия для заинтересованности детей в укреплении своего здоровья. Использование здоровьесберегающих технологий обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста на занятиях по хореографии осуществляется посредством следующих методов:

Игровой метод обучения является приоритетным. Основным видом деятельности детей является игра. Дети по своей природе очень восприимчивы, эмоциональны и впечатлительны. Им обязательно нужно как-то выражать свои переживания, чувства и мысли. Нельзя не учитывать при работе  с детьми этого возраста того факта, что у них  не развиты такие волевые качества, как настойчивость целеустремленность, упорство, дисциплинированность. Поэтому особую привлекательность приобретают занятия по танцу, если они строятся на простом материале и включают элементы игры или соревнование. Чтобы учебный процесс был эффективным, необходимо максимально использовать в нем игру.

Насыщение занятий игровыми упражнениями, сюжетно-творческими зарисовками усиливает эмоциональное восприятие музыки, пластики и движений детьми, помогает полнее и всесторонне решать поставленные задачи. Именно этот метод придаёт образовательно-воспитательному процессу привлекательную форму, облегчает процесс запоминания и освоения упражнений, придаёт положительный эмоциональный фон занятию. Дети быстро увлекаются танцевально-игровыми заданиями, музыкально-пластическими упражнениями. Увлеченные игрой, они удовольствием учатся двигаться под музыку, правильно выполнять движения, что облегчает процесс обучения, так как начинается сложная и кропотливая работа над своим телом.  

Игра - импровизация должна всегда присутствовать на занятиях для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Дети сочиняют небольшие танцевальные вариации на тему, данную педагогом. Такие задания развивают фантазию, ребенок через пластику своего тела пытается показать, изобразить, передать свое видение образа. Момент импровизации выводит детей из состояния закрепощенности, развивает воображение, приводит к оригинальным и остроумным находкам. Изобразить мячик, растаявшее мороженое, закипающий чайник, животных в зоопарке – такие задания воспринимаются детьми с огромным восторгом.

 Пальчиковая гимнастика  делает процесс обучения интересным и современным, включает в себя упражнения, превращающие учебный процесс в увлекательную игру, которая не только обогащает внутренний мир ребенка, но и оказывает положительное воздействие на улучшение памяти, мышления, развивает речь, координацию и фантазию ребенка, побуждает творческую активность. Пальчиковая гимнастика это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок, изображение предметов, животных, явлений природы при помощи пальцев. В ходе пальчиковых игр ребенок, повторяя движения педагога, достигает хорошего развития мелкой моторики рук, развивают зрительно-моторную координацию и концентрацию внимания. В дальнейшем пальчиковые игры помогают группировать пальцы при постановке и разучивании позиций рук.

Дыхательная гимнастика учит согласовывать дыхание с движением. Комплекс дыхательных упражнений помогает детям освоить правильное дыхание, даёт нагрузку на многие группы мышц, а также восстанавливает дыхание после быстрого темпа занятия. Дыхательные упражнения влияют на укрепление осанки. Дети учатся правильному чередованию вдоха и выдоха, умению напрягать и расслаблять мышцы тела.

Игровой самомассаж является основой закаливания и оздоровления детского организма. Выполняя упражнения самомассажа, дети получают радость и хорошее настроение. Такие упражнения способствуют формированию у ребёнка сознательного стремления к здоровью, развитие навыков собственного оздоровления. Единственным важным условием для детей является, конечно, выполнение самомассажа в форме игры.  Используются такие приёмы массажа: разминание, растирание, поглаживание. Интенсивное воздействие на кончики пальцев стимулирует прилив крови к рукам. Это благоприятствует психоэмоциональной устойчивости и физическому здоровью, повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм.

Партерная гимнастика - упражнения на полу. Она поднимает мышечный тонус, дает представление об основах грамотного движения, развивает мышечный аппарат. Первоначально детям с трудом даются упражнения на полу, т.к. мышцы их в этом возрасте развиты слабо, а позвоночник подвержен изменениям и деформации. Поэтому педагогу важно не перегрузить и не переутомить детей излишней мышечной работой. Упражнения усваиваются лучше, если преподносятся педагогом в игровой форме. Дети с удовольствием выполняют «лодочку», «рыбку», «корзинку», «кошечку», «книжечку» и др. Дополнять и усложнять упражнения на полу следует постепенно и дозировано.

Практическая часть


План- конспект учебного занятия «Музыкально-ритмические упражнения как основа развития творческих способностей детей»


Информационная карта учебного занятия

Педагог – Соболевская Марина Геннадьевна

Творческое объединение - «Хореографическое объединение «Карамель»
Группа - 6 лет (1 год обучения)

Тип занятия – комплексное

Тема - «Музыкально-ритмические упражнения как основа развития творческих способностей детей»

Цель - развивать музыкально-ритмические, творческие способности детей
Задачи:

Образовательные:

  • Разучить движения и рисунки танцевальной композиции

  • Научить выполнять движение согласно предложенному музыкальному материалу.

Развивающие:

  • Развивать координацию движений

  • Развивать ритмичность исполнения движений

  • Развивать физические данные ребенка, память, внимание, чувство ритма.

Воспитательные:

  • воспитывать интерес к выполняемым движениям;

  • воспитывать способность к совместному продуктивному творческому общению;

  • укреплять чувство коллективизма

Форма работы: групповая

Методы обучения: словесные (объяснение), наглядные, практические (самостоятельное выполнение).

Средства обучения:

  • Слово педагога.

  • Показ педагогом

Педагогические технологии:

  • Игровые.

  • Личностно – ориентированные.

  • Здоровьесберегающие.

Структура занятия:
1.
Организационный этап.

2. Игровая разминка.

  • Подготовка и разогрев всех групп мышц.

  • Выполнение движений игроритмики с элементами пальчиковой гимнастики и игрового самомассажа.


3. Партерный тренаж

  • Выполнение упражнений на полу для укрепления мышц ног.

  • Упражнения для подвижности и выворотности стоп.

  • Упражнения для гибкости спины.


4. Основной этап.

  • Объяснение и показ педагогом нового материала.

  • Выполнение движений, согласно предлагаемому музыкальному материалу.

  • Разучивание танцевальной композиции «Три танкиста» с использованием выученных движений.

  • Игра-импровизация.


5 . Итоговый этап.

  • Подведение итогов.

  • Поклон, прощание с педагогом.

6. Литература.

Предварительная работа:

  • разучивание логоритмических текстов и упражнений;

  • беседы о характере музыки;

  • разучивание музыкально-ритмических движений с элементами пальчиковой гимнастики и игрового самомассажа;

  • разучивание движений и упражнений партерного тренажа;

  • подбор музыкального материала.

Материалы, оборудование для педагога: музыкальный центр, фонограммы.

Материалы, оборудование для детей: гимнастические коврики, кукла.

Тема: «Музыкально-ритмические упражнения как основа развития творческих способностей детей»

1. Организационный этап:

  • приглашение и организованный вход детей в хореографический зал;

  • построение детей в линии в шахматном порядке.



Педагог: Здравствуйте, дети. Станьте, пожалуйста, ровно и красиво. Покажите, как нужно правильно держать спину. Руки на поясе должны лежать с плотно прижатыми к талии ладошками, локти отведены строго в стороны, ноги находятся в 1-й позиции. Выполняем приветствие – поклон.

Дети выполняют поклон.

Педагог: Дети, какой праздник мы будем отмечать 23февраля?

Дети отвечают.

Педагог: Правильно, День защитника Отечества! В этот день мы будем поздравлять всех мальчиков, пап и дедушек. К этому празднику сегодня на занятии мы начнем разучивать танцевальную композицию «Три танкиста». Кто такие танкисты, вы знаете?

Дети отвечают.

Педагог : Правильно! Все, кто служат в армии – сильные, здоровые и крепкие, потому что всегда делают утреннюю гимнастику. А вы делаете по утрам зарядку?

Дети отвечают.

Педагог: Молодцы! Вот и мы в начале занятия исполним веселую разминку-зарядку, чтобы подготовить и разогреть мышцы шеи, спины, рук, ног, разработать плечевые, локтевые, коленные суставы, размять свои пальчики.

2. Разминка.

Дети выполняют движения разминки под песенку «Зайцы встали по порядку, зайцы делают зарядку».

Педагог: Молодцы! Станьте в круг, сделайте его ровным, проверьте интервалы и выполните движение «шаг марша», представляя, как маршируют солдаты в строю. При этом старайтесь выполнять движение правильно, ритмично, сохраняя круг.

Дети выполняют движение под музыку Б. Ласкина «Три танкиста».

Педагог: А теперь приготовьте свои ручки, пальчики, ладошки с помощью которых мы будем изображать предметы, разных животных и даже явления природы, например, дождик.

Дети выполняют комплекс упражнений пальчиковой гимнастики с элементами игрового самомассажа под музыку Е.Железновой «Мой зонтик», «Зайка прыгал и устал», «Паучок ползет по ветке», «Шёл охотник через лесочек».

3.Партерный тренаж.

Педагог: Чтобы спинки были гибкими,

Чтобы ножки были крепкими,

Упражнения на полу

Мы исполним с детками.

Ребята, представьте, что мы отправляемся в увлекательное путешествие на автобусе. Для этого садитесь на коврики. Представьте, что вы заняли лучшие места. Принимайте правильное положение, сидя на полу, с ровными спинами.

Дети выполняют движения на полу с элементами пальчиковой гимнастики под музыку Е.Железновой «Автобус». Затем выполняют комплекс упражнений партерной гимнастики для подвижности и выворотности стоп, силы ног, гибкости спины, пластичности.

4.Основной этап.

Педагог: А теперь мы приступим к разучиванию танцевальной композиции «Три танкиста», где будем использовать знакомые выученные ранее движения, а также разучим новые движения и рисунки танца.

Дети прослушивают музыку. Звучит песня Б. Ласкина «Три танкиста». Педагог делает акцент на том, что музыка звучит в ритме марша, поэтому движения танца следует выполнять четко, ритмично, сравнивая с движениями солдат в строю. Педагог показывает движения танца, объясняет их исполнение, последовательность, рисунки. Дети повторяют движения и разучивают танец.

Педагог: Замечательно! А теперь давайте немного поиграем. Сегодня у нас в гостях кукла Маша. Давайте представим, что она расстроилась, и нам нужно её успокоить. Для этого мы расскажем и покажем Маше, чем ей нужно заняться.

Педагог рассказывает стихи и показывает детям упражнения пальчиковой гимнастики с элементами самомассажа, дети повторяют:

Не плачь, куколка моя, – дети представляют воображаемую куклу, прижав остаёшься ты одна одну руку к груди, поглаживая её другой рукой; Не могу с тобой играть, - изображают руками стирку белья; надо мне перестирать: твои платья и носки, – поглаживают себя по телу и ногам; твои юбки и чулки, – поглаживают бёдра и ноги; тёплый свитер, - обнимают ,обхватывая себя руками; варежки, жакет, - изображают одевание варежек, поглаживая руки; шапочку, цветной берет. – показывают одевание шапки на голову; Я налью воды чуток – показывают, как льётся вода; в таз насыплю порошок, пену снежную взобью, – крутят руками; постираю и пойду, – изображают стирку, имитируют пальцами ходьбу; пока светит солнышко, – подняв руки, показывают лучи солнца; натяну веревочку, – «натягивают веревочку»; к ней бельё я прикреплю ,– «вешают» бельё; ветерком всё просушу ,– машут руками; утюжком туда-сюда, бельё быстро глажу я – «гладят бельё»; поработали вдвоё м – отряхивают руки; а теперь мы отдохнём – вытирают пот со лба

Педагог: Молодцы, ребята! Образуйте круг, и каждый из вас придумает свой танец и потанцует с куклой под разную музыку, а затем передаст куклу следующему.

Каждый ребенок исполняют с куклой небольшой танец-импровизацию под предложенную педагогом музыку, передавая куклу другому.

5.Итоговый этап.

Построение детей в линии в шахматном порядке

Педагог: Вот и подошло к концу наше занятие. Вы хорошо поработали, все старались, были внимательными, выполняли все движения правильно, разучили новую танцевальную композицию. Вам понравилось занятие?

Дети отвечают.

Педагог: Еще раз проверим свои осанки. Сделаем поклон. До свидания! Поблагодарим друг друга аплодисментами.

Дети исполняют поклон и организованно выходят из зала.



6. Литература.

1.

Бекина С.И. и др. Музыка и движение: Упражнения, игры и пляски для детей 6-7 лет. – М.: Просвещение, 1984.

2.

Бриске И.Э. Мир танца для детей. – Челябинск, 2005.

3.

Константинова А.И. Игровой стретчинг. – СПб.: Вита, 1993.

4.

Константинова Л.Э. Сюжетно-ролевые игры для дошкольников. – СПб: Просвещение, 1994.

5.

Макарова Е.П. Ритмическая гимнастика и игровой танец в занятиях стретчингом. – СПб: Искусство, 1993.

6.

Пуртова Т.В. и др. Учите детей танцевать: Учебное пособие – М.: Владос, 2003.

7.

Слуцкая С.Л. «Танцевальная мозаика». - М.: Линка – Пресс, 2006.

8. Фирилева Ж. Е., Сайкина Е.Г. «Са-фи-дансе»: Танцевально-игровая гимнастика для детей. – СПб.: «Детство - пресс», 2000.