СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование ЖИПТО в развитии творческого потенциала ребенка на уроках изобразительного искусства и технологии.

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развивающего эффекта на уроках изобразительного искусства и технологии  можно добиться путем оптимального сочетания разнообразных методов и приемов обучения. Педагог должен подходить к организации уроков изобразительного искусства нетрадиционно, творчески, используя при этом, как привычные методы обучения, так и развивающие. Описанные в этой работе задания, методы и приемы могут быть использованы, как и в учебной, так и во внеурочной деятельности.

 

Просмотр содержимого документа
«Использование ЖИПТО в развитии творческого потенциала ребенка на уроках изобразительного искусства и технологии.»

Региональные педагогические чтения учебного округа «Лена»

«Современное образование: вызовы времени»








Тема доклада: Использование ЖИПТО в развитии творческого потенциала ребенка на уроках изобразительного искусства и технологии.







Стручкова Светлана Вадимовна,

учитель изо и технологии

МБОУ «1-ЖСОШ

им. П. С. Скрябина»








2013г.

Оглавление:



Введение……………………………………………………………………………………......3


  1. Сущность и взаимосвязь понятий «творческий потенциал», «творчество», «творческие способности»……………………………………………………………………5

  2. Психолого – педагогические условия развития творческого потенциала школьников……………………………………………………………………………………7

  3. Применение игровых технологий на уроках изобразительного искусства и технологии…………………………………………………………………………………….9

  4. Опыт работы с учащимися по развитию творческого потенциала посредством использования Жипто:

- виды заданий и упражнений на уроках изобразительного искусства и технологии………………………………………………………………………….…11

- приемы и методы развития творческого потенциала……………………………....13


Заключение……………………………………………………………………………………15


Список литературы…………………………………………………………………………...16






















Введение


«Ребенок по своей природе – пытливый исследователь,

открыватель мира. Так пусть перед ним открывается

чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных

звуках … через сказку, фантазию, игру, через

неповторимое детское творчество –

верная дорога к сердцу ребенка»

(В.А. Сухомлинский).


Актуальность. Социально-экономическое развитие общества во многом зависит от степени сформированности его творческого потенциала, творческих способностей каждого гражданина. Сейчас, когда мы сталкиваемся с необходимостью переработки больших потоков поступающей информации, общество как никогда нуждается в знающих, способных к творческой деятельности людях. В условиях роста социальной конкуренции молодому человеку необходимо уметь творчески применять те знания и навыки, которыми он обладает; уметь преобразовать деятельность таким образом, чтобы сделать её как можно более эффективной. Воспитать и развить такую личность – одна из задач современной общеобразовательной школы.

Для того чтобы быть востребованным в современном обществе, необходимо привносить в него новое своей деятельностью. Именно такой человек способен легко перенести все невзгоды, трудности и не будет зависеть от обстоятельств. Разумеется, увидеть что-то по-новому, не так, как все, и не так как видел раньше, - очень не просто. Педагогу необходимо создать все необходимые условия для того, чтобы с раннего детства ребенок имел возможность воспользоваться своим богатством, мог свободно ориентироваться в любой ситуации, стараться раскрыть способности каждого ученика, то есть направить процесс обучения на развитие творческого потенциала.

Опыт преподавания в школе позволил мне увидеть противоречия между стремлением личности к творчеству, оригинальности, самовыражению и обязательным единым планом начального и среднего образования. Эти противоречия и побудили меня исследовать проблему развития творческого потенциала, побудили к поиску эффективных средств, методов и приемов для развития творческих способностей учащихся.

Развитие таких способностей в рамках средней школы усложняется самой ситуацией учебного процесса, которая пред­полагает единое для всех знание, стандартные алгоритмы подходов в решении задач. Но для успешного овладения знаниями, навыками, умениями и развития творческих способностей учащихся необходима такая организация учебной деятельности, которая предполагает создание проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению. Поэтому мы считаем, что процесс развития творческого потенциала учащихся будет более результативным и эффективным при использовании на уроках игровой технологии Жипто.

В своей работе поставили следующую цель: создание условий для раскрытия творческого потенциала учащихся в совместной деятельности посредством использования игрового поля Жипто.

Были определены такие задачи:

  1. Изучение и анализ литературы по проблеме;

  2. Отбор среди разнообразия методов, форм и приемов тех, которые способствуют развитию творческих способностей учащихся.

  3. Предоставление возможности учащимся совершенствовать способности в совместной деятельности.

Проблема развития творческих способностей учащихся в теории и практике обучения весьма актуальна. Теоретические положения по проблеме развития творческих способностей выводили в своих трудах наши отечественные ученые: Б.М.Теплов, Р.С.Немов, С.Л.Рубинштейн, А.Н.Лук, Я.А.Пономарёв, Л.С. Выготский и многие другие. С педагогической точки зрения эту проблему исследовали И.Я. Лернер, Н.С. Щуркова, В.А. Левин.














  1. Сущность и взаимосвязь понятий «творческий потенциал», «творчество», «творческие способности»


Потенциал человека. Личностный, человеческий, творческий... Что скрывается за этими словами? Почему развитие творческого потенциала так важно развивать именно сейчас, в НОВОЙ ШКОЛЕ?

Большое количество изменений, происходящих в жизни нашего общества, настоятельно требует от человека готовности к эффективному использованию своих возможностей в новых условиях их развития. Но человек не всегда оказывается готов к происходящим в обществе изменениям. Для того, чтобы адекватно на них реагировать, он должен активизировать свой творческий потенциал, развивать в себе творческие качества. Этому должно содействовать современное образование.

Целенаправленное, интенсивное развитие становится одной из центральных задач обучения и воспитания. Развитие таких детей в школе происходит по нескольким направлениям: развитие творческих способностей и общих интеллектуальных. Под общими интеллектуальными способностями понимают высокоразвитые умственные способности общего характера, образующие основу для достижения наилучших результатов во всех областях науки и культуры. Под творческими же способностями понимают то, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но объясняет (обеспечивает) их быстрое приобретение, закрепление и использование на практике (Н.К.Винокурова) [3].

В психологии творчество изучается главным образом в двух аспектах: как психологический процесс созидания нового и как совокупность свойств личности, которые обеспечивают ее включенность в этот процесс.

По мнению известных американских психологов Дороти Сиск и Сандры Кейплан творчество это: - социальное явление, связанное с преобразованием мира; - процесс, направленный на открытие мира и самого себя; - преобразующая деятельность, в результате которой создается новое и одновременно ценное.

В исследованиях Д.Б. Богоявленской составляющими творчества выступают: беглость мысли (количество идей, возникающих в единицу времени); гибкость мысли (способность переключаться с одной идеи на другую); оригинальность (способность производить идеи, отличающиеся от общепринятых взглядов); любознательность (чувствительность к проблемам в окружающем мире); способность к разработке гипотезы; «иррелевантность» (логическая независимость реакции от стимула); фантастичность (полная оторванность результата от реальности при наличии логической связи между стимулом и реакцией).

С точки зрения психологов творческий потенциал представляет собой сложное понятие, которое включает в себя не только совокупность знаний, умений и способностей личности, но и его стремление преобразовать (улучшить) окружающий мир в различных сферах деятельности в рамках общечеловеческих норм морали и нравственности.

С позиций системного подхода к деятельности и личности способности рассматриваются как выражение усваивающих возможностей психики, имеющих своим результатом умения (навыки, привычки, мастерство), а одаренность и творчество понимаются как творческие потенциалы. В целом с этих позиций личность рассматривается как система (В.Г. Афанасьев, 1973, И.В. Блауберг, Э.Г. Юдин, 1973; М.С. Каган, 1974, 1988, 1991; В.В. Рыжов, 2001), а понятие потенциала наиболее точно отражает ее сущность как системы возможностей (идей, мыслей, действий, поступков, отношений, мотивов, переживаний) [7].

Творческая деятельность, опыт которой накапливался человечеством и отдельной личностью, представляет собой создание объективно или субъективно нового посредством специфических процедур. Их особенность в том, что они не поддаются алгоритмизации, расчленению на операции, которые можно сформулировать, сообщить или показать в необходимой последовательности. Их можно только косвенно описать, дать представление о них, поэтому они и усваиваются особым образом. К числу ключевых характеристик творческой личности следует отнести интуицию, фантазию, оригинальность, инициативность, упорство, работоспособность и высокую самоорганизацию. Творческая личность, обладающая данными качествами, находит удовлетворение не столько в результатах, сколько в самом процессе творчества.

Следовательно, проявившийся в той или иной сфере деятельности «творческий потенциал» представляет собой «творческие способности» личности в конкретном виде деятельности, а также сложное личностно-деятельностное образование, отражающее совокупность личностных качеств и способностей, психологических состояний, знаний, умений и навыков, необходимых для достижения высокого уровня его развития.







  1. Психолого – педагогические условия развития творческого потенциала школьников.


Изучение и анализ литературы показывают большое многообразие оценок, мнений, попыток объяснения феномена творческой деятельности, но все они сводятся к одному – это качество личности необходимо формировать с раннего возраста. На самом деле творческие способности присущи любому нормальному ребенку, нужно лишь суметь раскрыть их и развить.

Отметим, что способностями принято считать такие индивидуальные особенности личности, которые проявляются только на практике. Способности определяют успехи учащегося в том или ином виде деятельности и являются одним из существенных признаков индивидуальных различий личности. Способности неразрывно связаны с деятельностью и служат для реализации потребностей, при этом не являясь регулятором поведения человека. В истории отечественной психологии проблему способностей изучали Б.Г. Ананьев, Э.А. Голубева, В.Н. Дружинин, В.А. Крутецкий, В.С. Мерлин, В.Н. Мясищев, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов, В.Д. Шадриков и другие.

Чтобы стать условием развития личности, как показывают исследования ученых (Д.Б. Богоявленская, А.В. Брушлинский, Н.С.Лейтес, А. Маслоу, А.А.Мелик-Пашаев, А.Я.Пономарев, К. Роджерс, Б.М. Теплов, В.С. Юркевич, Е.Л. Яковлева), творческая активность должна быть соответствующим образом организована [8]. Успешное развитие творческих способностей возможно лишь при создании определенных условий, благоприятствующих их формированию. Такими условиями являются:

1. Раннее физическое и интеллектуальное развитие детей.

2. Создание обстановки, определяющей развитие ребенка.

3. Самостоятельное решение ребенком задач, требующих максимального напряжения, когда ребенок добирается до «потолка» своих возможностей.

4. Предоставление ребенку свободу в выборе деятельности, чередовании дел, продолжительности занятий одним делом и т.д.

5. Умная доброжелательная помощь (а не подсказка) взрослых.

6. Комфортная психологическая обстановка, поощрение взрослыми стремления ребенка к творчеству.

Таким образом, развитие творческого потенциала личности является непрерывным, целенаправленным процессом актуализации личностных возможностей, механизмов саморазвития и самореализации при доминирующей роли формирования творческой направленности личности. Творческим потенциалом, как считают ученые, обладает любой человек, нужно лишь создать условия для его раскрытия и развития. Предпосылками творческой деятельности являются: потребность в творчестве, гибкость и критичность мышления, способность к аналогии и образному воображению, к обобщению и интуиции.































  1. Применение игровых технологий на уроках изобразительного искусства и технологии.



На данный момент одной из главных задач в обучении школьника стоит получение, «на выходе из дверей» школы, гармоничной, всесторонне развитой личности. Для того чтобы решить такую задачу, в ребенке должен проснуться создатель, творец. В нём должно появиться желание познать себя, свои внутренние возможности. А главное он должен почувствовать, что может реализовать свои возможности не только для личного интереса, но и с пользой для окружающих. Главным помощником и побудителем, конечно, для ребенка является учитель, задачей которого является нахождение и использование способов и приемов, способных воздействовать именно на творческий потенциал ребенка и помогать раскрыть ему свои возможности. Учеными доказано, что любой ученик способен к творческой деятельности, поэтому учителю необходимо уметь организовать такую деятельность, которая побуждала бы каждого школьника к раскрытию творческого потенциала.

Для успешного творческого овладения знаниями, навыками, умениями и развития творческих способностей учащихся необходима такая организация учебной деятельности, которая предполагает активную творческую деятельность учащихся. Такие возможности предоставляют уроки изобразительного искусства и технологии. Преподавание этих предметов невозможно без использования на уроке различного рода игровых ситуаций и упражнений, с помощью которых учитель формирует у школьников конкретные умения и навыки.

Современные психологи сходятся во мнении, что большинство детей, да и, как ни странно, взрослых успешнее решают те проблемы и задачи, которые предлагаются им в игровой форме. Именно игры дают первоначальный толчок к развитию способностей. В процессе игр происходит развитие многих двигательных, конструкторских, организаторских, художественно-изобразительных и других творческих способностей. Фантазия ребенка является основной предпосылкой к возникновению игры. Мир игры является результатом деятельности воображения, которое творит игровые образы. И сама по себе игра – деятельность, посредством которой человек преобразует действительность, изменяет мир. Игры, игровые моменты, элементы сказочности служат психологическим стимулятором нервно-психологической деятельности, потенциальных способностей восприятия. Л. С. Выготский очень тонко заметил, что «в игре ребенок всегда выше своего обычного поведения; он в игре как бы выше на голову самого себя». Игра только внешне кажется беззаботной и легкой, она требует от играющего энергии, ума, выдержки, самостоятельности. Значение игры невозможно исчерпать. В том и состоит ее феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде. Игра – уже само по себе творчество [6].

Технология игровых форм обучения нацелена на то, чтобы научить учащихся осознавать мотивы своего учения, своего поведения в игре и в жизни, т.е. формировать цели и программы собственной самостоятельной деятельности и предвидеть ее ближайшие результаты. Задачи педагога, используя разнообразные методы обучения, в том числе и игровые, систематически, целенаправленно развивать у детей подвижность и гибкость мышления, настойчиво стимулировать процессы перестройки, переключения, поисковой активности; учить детей рассуждать, гибко подходить к проблемам, не зубрить, а мыслить, самим делать выводы, находить новые, оригинальные подходы, получать изящные результаты, красивые решения, чтобы ощутить удовольствие от обучения.

Значит, игровая деятельность – это одна из наиболее эффективных форм развития творческих способностей, способствует повышению качества воспитательно-образовательного процесса, создает комфортные условия для формирования личности каждого ребенка.
















  1. Опыт работы с учащимися по развитию творческого потенциала посредством использования Жипто.


В своей работе с целью развития творческого потенциала применяю игровое поле Сонор. Игровое поле предполагает несколько вариантов решения сюжета игры. Выбор сюжета – это всегда творчество: его нужно придумать, разыграть. Творческое начало проявляется не только в замысле - выборе темы игры, рисунка, но также в поиске и нахождении способов осуществления задуманного. Таких вариантов беско­нечно много, поэтому каждый ученик мо­жет предложить свой и как следствие подк­лючить весь творческий потенциал.


Виды заданий и упражнений на уроках изобразительного искусства и технологии

Развитие творческих способностей школьника не может происходить без постановки и решения самых разнообразных задач, заданий, упражнений. Задача – это начало, исходное звено познавательного, поискового и творческого процесса, именно в ней выражается первое пробуждение мысли. Так, например я использую разные задания с использованием игрового поля Сонор.

Рассмотрим некоторые из них:

  1. «Доброе – злое»: придумать и нарисовать игровое поле, чтобы видно было, что в одном случае это «доброе», а в другом случае – «злое» царство. Раскрасить его, используя цветовые контрасты (теплые – холодные);

  2. «Найди как можно больше сравнений с реальными предметами»: составить композицию из вырезанных из журналов иллюстраций и кусочков ткани, приклеить полученные фигуры на лист (техника коллажа).

  3. «Слова – ассоциации»: придумывание сюжета игрового поля Сонор, используя заданный набор слов, например: рыбак – рыбки - озеро; цирк – арена – зрители и.т.д.;

  4. «Живое в неживом»: превратить пуговицы в какие-то предметы, детали, образы. Дети рисуют пальцем круг, выбирают подходящие по замыслу пуговицы и объясняют, что получилось: яички в гнездышке, птички большие и маленькие в гнездышке, рыбки в озере, ягодки на тарелочке, печенье, конфеты, снежинки или капельки дождя на тучке, камушки на дне и т. д.

  5. «Преобразование (умение перевоплощаться в кого-то или во что-то)»: - выбираем какую – нибудь страну - например, Африка. Ребенок должен представить себя в образе животного, растения, жителя этой страны, (в виде обезьяны, сидящей на дереве; пальмы; яркого попугая или негритенка) и нарисовать свое впечатление, настроение, мир глазами героя.

- выбираем любую сказку, детям нужно представить себя в образе рыцаря или кого – то еще или в образе злобного дракона;

- выбираем какое – нибудь явление природы, например, зимнее (летнее) утро; учащиеся должны представить себя в образе рассвета.

- выбираем планету солнечной системы и представляем себя в образе жителей (инопланетян).

  1. «Объединение»: ученики рисуют вдвоем одно животное, не видя изображения другого. В результате получается необычное чудище, которому придумывается название, дом, в котором он живет и т.д.

  2. «Необычная история»: учащимся дается задание - придумать, а потом изобразить новое использование знакомых предметов или выдумать и нарисовать новый персонаж сюжета игры. Например, героем необычной истории могут быть корыто, лыжная палка, коробка из-под ботинок, банка из-под консервов, ластик, карандаш и т.п. Дополнительно можно дать следующее задание - найти, как можно больше оригинальных применений к одному предмету (бумага, кирпич, песок, глина и т.д.);

  3. "Облака-загадки": учащимся предлагается определить, на что похожи изображенные на рисунках облака (чернильные пятна).

  4. «Из настоящего в будущее или прошлое…»: выдумать и нарисовать (изобразить разными материалами) город будущего, дом, в котором я буду жить, что было на Земле до появления людей. Дети попадают в незнакомую обстановку, включается максимум воображения, умение выдумывать и фантазировать.

  5. «Сказка наизнанку»: выбрать сказку и пересказать (нарисовать) ее наоборот, например, «Красная шапочка злая, а волк добрый…Мальчик-с-пальчик сговорился с братьями сбежать из дому, бросить бедных родителей, но те оказались дальновидными и продырявили ему карман, в карман насыпали риса, который понемножку сыплется вдоль всего пути бегства. Все - согласно первоначальному варианту, но - как в зеркале: то, что было справа, оказывается слева…»[2].





Приемы и методы развития творческого потенциала


Широкое поле деятельности для творчества учителя, на мой взгляд, открывается при выборе методов и приёмов обучения. Творчески работающий учитель берёт на вооружение такие формы, приёмы и методы работы, которые наиболее эффективны применительно к данной теме, к данному классу и соответствуют его индивидуальным особенностям. Их можно применить на начальном этапе урока, когда придумывается основной сюжет, тема игры.

Применяю на уроках следующие приемы и методы:

  1. Один из вариантов - «Мозговой штурм" является эффективным методом стимулирования познавательной активности, формирования творческих умений обучающихся как в малых, так и в больших группах. Кроме того, у учащихся формируются умения выражать свою точку зрения, слушать оппонентов, рефлексивные умения. Позволяет не только активизировать младших школьников и помогает разрешить проблему, но также формирует нестандартное мышление. Такая технология не ставит ребёнка в рамки правильных и неправильных ответов. Ученики могут высказывать любое мнение, которое поможет найти выход из затруднительной ситуации. На обдумывание и высказывание своих мыслей отводится 2-3 минуты. Высказывание нельзя сразу критиковать и оценивать, ответы фиксируются на доске, затем записанная на доске информация анализируется. Совместно отбираются наиболее оптимальные решения.

  2. По методу «Ментальные карты» в центре карты (лист ватмана) записываем какое – нибудь ключевое понятие (СКАЗКА; ИГРА; Догоняющие - убегающие и.т.д), ученики должны записывать в процессе урока возникающие у них ассоциации, мысли и чувства.

  3. Суть метода «Мыслительные стулья Диснея» - трёх мыслительных стульев, заключается в том, что нужно последовательно исходить из различных позиций. Ученикам предлагается выбрать из трех вариантов – стул мечтателя, реалиста и критика:

- Стул мечтателя: что должен делать человек, который стал мечтателем? Он должен придумать самые фантастические вещи, играть разнообразными возможностями;

- Стул реалиста: на этом месте человек, должен включить свой здравый смысл. Но обязательно, развить, понять, идеи мечтателя и тем самым попытаться найти новые рациональные решения;

- Стул критика: в обязанности человека, ставшего критиком, входит подвергать все ранее высказанные идеи беспощадной критике. Задавая себе разного рода вопросы. А есть ли вообще что-то в этих идеях? А можно ли их использовать с учётом сегодняшнего дня? [9]

  1. «Преобразование (умение перевоплощаться в кого-то или во что-то)»;

  2. «Метод временных изменений»: из настоящего в будущее или прошлое. Дети попадают в незнакомую обстановку, включается максимум воображения, умение выдумывать и фантазировать;

  3. «Объединение»: соединить два предмета в один - машины плюс животные, птицы, насекомые, люди или их части тела. Получаются: летающие автобусы, шагающие или прыгающие вездеходы, подводные батискафы с присосками, ползающие миноискатели и т. д., дома плюс машины, животные, растения. В городах будущего вполне могут быть летающие дома, дома-аквариумы, шагающие, плавающие, передвигающиеся на колесах, в виде огромного льва или рыбы и т. д., необыкновенные животные (фантастический зоопарк).

  4. «Живое в неживом»: использование игры внутреннего воображения. Превратить пуговицы в какие-то предметы, детали, образы.

  5. «Слова – ассоциации»: при развитии творческого мышления эффективной оказывается ра­бота с ассоциациями. Научившись самостоятельно устанавливать ас­социативные связи между предметами и явлениями, мы используем произвольное ассоциирование, что составляет основу мыслительно­го и творческого процессов.

  6. Метод аналогий (сравнений) – найти как можно больше сравнений с реальными предметами;

  7. Один из вариантов игрового метода - «перевирание» сказок состоит в умышленном и более ограниченном «выворачивании наизнанку» сказочной темы [10].

Разнообразие таких заданий, приемов и методов помогает каждому ученику максимально реализовать свои творческие возможности и способности. Они позволяют эффективно развивать творческую мотивацию, любознательность, стремление к фантазированию, изобретательность и оригинальность.











Заключение


Развитие творческого потенциала учащихся возможно только в совместной деятельности педагога и ученика, где каждый из участников – полноправный партнер. В такой совместной деятельности педагог демонстрирует разнообразные творческие способы работы, а также организует учебную деятельность таким образом, чтобы условия и обстоятельства требовали от ученика творческих решений. Учитель обязан признавать за ребенком способность собственными силами решать проблемные ситуации.

Развивающего эффекта на уроках изобразительного искусства и технологии можно добиться путем оптимального сочетания разнообразных методов и приемов обучения. Педагог должен подходить к организации уроков изобразительного искусства нетрадиционно, творчески, используя при этом, как привычные методы обучения, так и развивающие. Описанные в этой работе задания, методы и приемы могут быть использованы, как и в учебной, так и во внеурочной деятельности.

Игровые технологии активизируют мыслительную деятельность учащихся, способствуют развитию творческих способностей детей, позволяют сделать учебный процесс привлекательным и интересным. Учителю необходимо широко использовать этот интерес, поставить его на службу учебному процессу, развивая в игре творческий потенциал каждого ученика. Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.

Таким образом, приходим к следующему выводу: в результате вовлечения в творческую деятельность посредством использования Жипто можно достигнуть успехов в развитии творческого потенциала учащихся.











Список литературы:


  1. Занько С. Ф. Игра и учение / /С. Ф. Занько [и др.]. — М., 1992.

  2. Никитин, Б. П. Ступеньки творчества, или Развивающие игры / Б. П. Никитин. — М., 1990.

  3. Баринова М.Н. О развитии творческих способностей ученика / М.Н.Баринова. Л.: Музгиз, 1961.

  4. Басин Е.Л. Психология художественного творчества / Е.Л.Басин. М.: Знание, 1985.

  5. Волков И.П. Приобщение к творчеству / И.П.Волков. М.: Просвещение, 1982.

  6. Кравцов Г. Игра как основа детского творчества / Г.Кравцов // Искусство в шк., М., 1994. - № 2.

  7. Пономарёв Я.А. Исследование творческого потенциала человека / Я.А.Пономарёв // Психол. журн. М., 1991. - Т. 12, № 1.

  8. Яковлева E.JI. Психология развития творческого потенциала в среднем и старшем школьном возрасте / Е.Л Яковлева // Психология развития творческого потенциала одарённых детей. М.: Флинта, 1997.

  9. Кукушкин В.С. Современные педагогические технологии в начальной школе: пособие для учителя / В.С.Кукушкин.- Ростов – на – Дону., 2004.

  10. Игры – обучение, тренинг, досуг… / Под ред. В.В. Петрусинского. – М.: Новая школа, 1994.








13