ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗРИТЕЛЬНЫХ ДИКТАНТОВ В ОБУЧЕНИИ ОРФОГРАФИИ НАУРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА НА СРЕДНЕМ
ЭТАПЕ
Автор: Арылахова Сардаана Николаевна, учитель английского языка МОБУ СОШ №20
Хороших методов существует ровно столько,
сколько существует хороших учителей.
Д.Пойа
АКТУАЛЬНОСТЬ
Письменная форма общения в современном обществе выполняет важную коммуникативную функцию, поэтому в настоящее время отношение к письму резко изменилось. Сегодня роль письма значительно возрастает. Однако, овладение письменной речью на иностранном языке долгие годы не являлось целью обучения в школе в силу доминирующего положения устной речи. Согласно действующей программе для средней школы, большая часть времени, отведенного на изучение английского языка, затрачивается на аудирование, говорение и недостаточно времени уделяется обучению письму, в частности орфографии. Так как при обучении орфографии английского языка существует ряд трудностей в связи с ее особенностями необходимо больше уделять внимание на процесс формирования орфографических навыков. Важную роль в овладении орфографией иностранного языка играют орфографические диктанты: слуховые, творческие, зрительно-слуховые, зрительные и т. д.
Проблема исследования:
Многие годы учителя используют орфографические диктанты в обучении орфографии на уроках иностранного языка, но четкого видения их роли, общего представления о технологии их проведения в практической деятельности не проявляется. Таким образом, в нашей работе мы решили более подробно изучить технологию использования зрительных диктантов в обучении орфографии на уроках английского языка на среднем этапе.
Объект: Процесс обучения орфографии на уроках английского языка на среднем этапе Предмет: Технология работы со зрительными диктантами в обучении орфографии на уроках английского языка на среднем этапе Цель исследования: Разработка фрагментов уроков с использованием зрительных диктантов в обучении орфографии на уроках английского языка на среднем этапе.
Гипотеза: Разработка фрагментов уроков с использованием зрительных диктантов в обучении орфографии на уроках английского языка на среднем этапе, будет возможно если учесть орфографические группы слов, необходимые для овладения учащимися на среднем этапе.
ЗАДАЧИ:
1. Раскрыть сущность процесса обучения орфографии на уроках английского языка на среднем этапе.
2. Рассмотреть технологию работы со зрительными диктантами в обучении орфографии на уроках английского языка на среднем этапе.
3. Разработать фрагменты уроков с использованием зрительных диктантов в обучении орфографии на уроках английского языка на среднем этапе (на материале УМК Happy English, автор Кауфман К, 6 класс).
4. Обосновать учет орфографических групп слов необходимых для овладения учащимися на среднем этапе в разработке уроков.
Методы исследования:
Теоретические: анализ научно-методической литературы по теме исследования, анализ УМК Happy English, автор Кауфман К, 6 класс по использованию диктантов в обучении орфографии
Эмпирические: изучение психолого- педагогической и научно-методической литературы, изучение педагогического опыта учителей – практиков, педагогическое наблюдение, тестирование, пробное обучение, метод математической обработки.
Практическая значимость: Результаты данного исследования могут быть использованы студентами факультета английского языка при планировании уроков по обучению орфографии с использованием зрительных диктантов на среднем этапе в рамках педагогической практики и на практических занятиях по предмету «Теория и методика обучения
База исследования:
Общеобразовательная средняя школа – № 20, 6 класс.
Разработка фрагментов уроков с использованием зрительных диктантов в обучении орфографии на уроках английского языка на среднем этапе (на материале УМК Happy English, автор Кауфман К, 6 класс).
Целью моего исследования является разработка фрагментов уроков с использованием зрительных диктантов в обучении орфографии на уроках английского языка на среднем этапе в 6 классе. Для достижения цели мной была проведена работа по следующим этапам:
I. Подготовительный:
анализ научно-методической литературы по теме исследования, анализ УМК Happy English , автор Кауфман К, 6 класс по использованию диктантов в обучении орфографии, изучение психолого- педагогической и научно-методической литературы, изучение педагогического опыта учителей – практиков; разработка научного аппарата исследования; определение методики исследования; определение базы исследования, подготовка экспериментального материала к проведению пробного обучения.
II. Основной: Проведение входного тестирования учащихся , апробация разработанных фрагментов урока с использованием зрительных диктантов в рамках пробного обучения с учащимися 6 класса МОБУ СОШ № 20 г. Якутска
III. Завершающий:
Систематизация и анализ полученных результатов.
На подготовительном этапе на основе изучения и анализа литературы по теме исследования нами была определена сущность процесса обучения орфографии, обобщен педагогический опыт учителей практиков по использованию зрительных диктантов в обучении орфографии на уроках английского языка на среднем этапе. На данном этапе был определен научный аппарат исследования и база исследования. В связи с этим сделан анализ УМК «Счастливый английский » 5-6 класс, автор Кауфман К. Данный УМК прозрачный по своему методическому построению, доступен по языковому материалу, прост и понятен для пользователя, как ученика, так и учителя.
Заключение
В ходе нашего исследования решены следующие задачи:
1) Раскрыта сущность процесса обучения орфографии на уроках английского языка на среднем этапе. Нами изучены труды известных авторов в области обучения орфографии, как Г.В. Рогова, Л.К. Мазунова, Е.И. Пассов, А.Г. Старков, Б.Ф. Корндорф и др. Рассмотрены их позиции по сущности процесса обучения орфографии на уроках английского языка. Трактовка процесса обучения орфографии на уроках английского языка на среднем этапе дается разными авторами по-разному. В своей работе мы придерживаемся позиции автора А.Г. Старкова, который считает, что процесс обучения орфографии необходимо рассматривать как продуктивный вид деятельности, где происходит освоение орфографии английского языка в основе 5-ти групп слов. Процесс обучения орфографии представляет линейную последовательность шагов, где каждый шаг заключается в освоении записываемых слов, определенного типа 5-ти групп слов.
В такие группировки не входят слова-исключения, орфография которых отрабатывается в индивидуальном порядке. Освоение орфографии (по А.Г. Старкову) заключается в следующем:
I этап: цель-формирование четких зрительных образов типов слов;
II этап: цель-выработка при чтении соответствии между звучанием образов слов данного типа и их графических образов;
III этап: цель-создание моторно-двигательных автоматизмов написания буквенных комплексов соответствий графическим образом записываемых слов.
2) Рассмотрена технология работы со зрительными диктантами в обучении орфографии на уроках английского языка на среднем этапе на основе работ А.Д Климентенко.
Согласно А.Д Климентенко задачей зрительного диктанта является подкрепление слухового восприятия предварительным зрительным восприятием, и тем самым облегчение освоения учащимися трудной орфографии. Данный автор при проведении зрительного диктанта в обучении орфографии английского языка на среднем этапе предлагает использовать:
1) только слова, затем сочетание слов и короткие предложения, связанное высказывание из 2-4-х предложений.
2)Перед проведением зрительного диктанта учителям необходимо изучить методические цели и технологию проведения зрительного диктанта в обучении орфографии.
Г.В.Рогова утверждает, что при технологии проведения зрительного диктанта следует придерживаться следующих двух общих правил. Во-первых, перед проведением этих видов диктантов необходимо дать установку на запоминание сложных в орфографическом отношении слов, чтобы учащиеся сконцентрировали свое внимание на правописании слов или звукобуквенных отношениях. Иными словами, должна быть дана установка на произвольное запоминание графических образов. Во-вторых, в процессе разъяснения того, как будет проходить работа, учителю необходимо предупредить учащихся, чтобы они не записывали сложных орфограмм в ходе их зрительного восприятия или разбора, так как в этом случае практическое значение диктантов снижается
В качестве основной задачи зрительного диктанта Г.В.Рогова выделяет предварительное зрительное восприятие способствующее усвоению трудных орфограмм.