СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Использованию эффективных технологий на уроке русского языка при изучении слов с непроверяемыми написаниями»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Язык и стар, и вечно нов -

И это так прекрасно!

В огромном море - море слов -

Купайся ежечасно!

          Береза и собака, капуста и директор, иней и корабль... Что  общего в этих словах? Ответ прост, все они - словарные слова из школьного словаря для начальных классов. Словарные слова, как и таблицу умножения, надо знать наизусть. Вот только таблица умножения помещается на  половине тетрадной странички, а словарных слов - огромный толстый словарь, и написание этих слов не поддается никакой логике. Их надо учить и учить, часто возвращаясь к одному и тому же слову. 

Просмотр содержимого документа
««Использованию эффективных технологий на уроке русского языка при изучении слов с непроверяемыми написаниями»»

мУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБщеобРАЗОВаТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА Г.кУРИЛЬСКА САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ







Из опыта работы



«Использованию эффективных технологий

на уроке русского языка

при изучении слов с непроверяемыми написаниями»



Работу выполнила:

учитель начальных классов

МБОУ СОШ

г. Курильска Сахалинской обл.

Прыткова Наталья Борисовна



Курильск

2016 год



Язык и стар, и вечно нов -

И это так прекрасно!

В огромном море - море слов -

Купайся ежечасно!

Береза и собака, капуста и директор, иней и корабль... Что общего в этих словах? Ответ прост, все они - словарные слова из школьного словаря для начальных классов. Словарные слова, как и таблицу умножения, надо знать наизусть. Вот только таблица умножения помещается на половине тетрадной странички, а словарных слов - огромный толстый словарь, и написание этих слов не поддается никакой логике. Их надо учить и учить, часто возвращаясь к одному и тому же слову.


1. Работа над словарными словами с опорой

на эмоционально-образную память

Все, кто работает в начальных классах, сталкивались с проблемой запоминания слов с безударными гласными, не проверяемыми ударением. При ежедневной работе с этими словами в словарных диктантах дети часто делают ошибки. А в сочинениях, изложениях и диктантах количество ошибок возрастает.

Я применяла разнообразные дидактические приемы: интересные рисунки; грамматические сказки; составление рассказов или сказок с группой словарных слов; индивидуальные перфокарты; тексты, насыщенные словарными словами. Но хотелось найти такие приемы, чтобы самые слабые ученики испытывали удовольствие от работы с этими словами.

Память ребенка 6-10 лет яркая, образная. Буква в слове - это символ, который ничего для него не значит, поэтому и никак не запоминается. С процессом памяти взаимодействуют эмоции, формируя так называемый «аффективный след» или эмоциональную память. Одновременно с этим предмет возникшего эмоционального переживания спонтанно овладевает вниманием человека, и становится тем самым предметом наиболее четкого восприятия и осознания, предметом внимания. Под влиянием эмоций у детей формируются воля, потребности, мотивы, деятельность; развиваются личность и познавательные процессы. Эмоции в значительной степени определяют эффективность обучения и усвоения, и развитие мышления, и всей интеллектуальной деятельности у детей.

Человеческий мозг имеет два полушария: одно из них связано с логическим началом, а другое – с образным, художественным. И от того, какое из них доминирует, зависят оптимальные условия для познавательной и учебной деятельности. Большинство школьных учебников опираются на логическое мышление при минимуме эмоций.

Слова с непроверяемыми безударными гласными В.В.Агафонов называет «упрямыми», так как они не подчиняются правилам. «Упрямое» слово нужно связать с другим словом «волшебными ниточками» ассоциаций – обыграть ассоциативную связь в стихотворении, сказке, шараде. У упрямого слова появится сигнал, который поможет выделить и прочно запомнить нужную букву в слове. Чем связь между словами в ассоциативной паре неожиданней, смешней и абсурдней, тем выше эффективность запоминания. Эту связь может усилить рифма или ритм, или рисунок. Например, слово АВТОБУС мы запоминали так:

Ребятишки ждут автобус,
В школу им давно пора.
Ав-ав-ав- собачка лает
И
автобус провожает.

А ещё можно насытить текст «упрямой» буквой, например:

Е-Е-Е - кричит нам ветер
Букву
Е я не заметил!

Или «оживить» букву и сделать героем сюжета.

Два гнома Кон и Фету
Играли на КОНФЕТУ.
Вы спросите: «Кто съел её?»
Она досталась букве О !

-Ага! Вот это магазин!-
Вскричал волшебник –
маг Азин.

Вышел гном Погода в поле,
Осмотрелся он на воле.
-Будет дождь- заметил гном,
-Буквы падают дождем.
В слове ПОГОДА пиши букву О,
Чтоб стояло солнце в небе высоко.

У всех этих приемов одна основа - опора на эмоционально-образную память ребенка и его способность к ассоциированию.

Учить эти «неправильные правила» совсем не нужно, они запоминаются сами. А если забыли, напомнить сюжет или образ, и ошибки не будет.

2. Работа над словарными словами с использованием метода ассоциации

Для учащихся начальной школы особую трудность представляет запоминание пассивной информации, т.е. сведений, которые невозможно осмыслить логически, а требуется просто запомнить (это могут быть даты, числа, таблица умножения, словарные слова). Память ребенка ещё не приспособлена к «простому запоминанию» ничего не значащего для него символа — числа или буквы. Зато эта память очень яркая и образная. Чтобы она заработала и по отношению к пассивной информации, необходимо, чтобы эта пассивная информация превратилась в активную: для этого необходимо ничего не значащие для ребенка элементы информационных блоков связать с эмоционально значимыми, порождающими эмоции событиями или объектами. Это можно сделать с помощью ассоциаций, и тогда эмоционально-образная память малыша включится и заработает. Применительно к словарным словам, ассоциативную связь можно обыграть в шуточном стихотворении, забавной сказке, загадке или шараде. С этой целью удобно поставить рядом со словарным словом сходное по звучанию и написанию, но не родственное слово, в котором «трудный» элемент из словарного слова находится в сильной позиции и его написание затруднений не вызывает. Такое слово становится как бы «приемным родственником» для словарного. 
Прием, влияющий на качество запоминания, — это использование ассонанса («Как-то в бар зашёл баран, барабаня в барабан») Этот прием активизирует слуховую память: некоторая часть текста насыщается звуком, который соответствует запоминаемой букве. 
При использовании ассонанса концентрация нужного звука возникает в одном или в нескольких ограниченных участках информационного блока. Можно, однако, поступить иначе — подобрать слова так, чтобы определенный звук встречался в данном тексте в среднем чаще, чем обычно, причем он может быть распределен по всему тексту практически равномерно. Исследования показывают, что наше подсознание чутко откликается на такое статистическое отклонение от нормы, хотя сознательно мы его обычно не замечаем. 
Аналогичный эффект проявляется при насыщении текста нужной буквой, то есть графическим символом, что обеспечивает воздействие на зрительный канал восприятия (как вы понимаете, наличие нужной буквы не всегда совпадает с наличием нужного нам звука). 
Подбор ассоциативного образа включает в себя некоторые требования:
• ассоциативный образ обязательно должен быть связан со словарным словом каким-либо образом, подчинен модели.
• ассоциация может быть по:
1. цвету 
2. действию 
3. форме
4. материалу
5. количеству
6. месту расположения
7. звучанию
8. вкусу
9. назначению и т.д. 
• ассоциативный образ должен иметь в своем написании не вызывающую сомнений букву, которая является сомнительной в словарном слове.
Работа со словарным словом предполагает следующие этапы: –

  • Найти и объяснить значение слова.

  • Сделать звуковой анализ слова.

  • Работа с ассоциативным образом.

  • Задания с использованием цветных карандашей.
    Приведу один пример такой работы по формированию ассоциативного образа по звучанию

    Б _ Р _ БАН
    Левой! ПрАвой! Левой! ПрАвой! 
    На парАд идёт отряд.
    На парАд идёт отряд. 
    БарабАнщик очень рАд.
    БарабАнит, барабАнит
    ПолторАчасА подряд
    Левой! ПрАвой! Левой! ПрАвой!
    Б _ р _ бан уже дырявый!

    • Объясните значение слова
    • Какой звук издаёт? (Там-там)
    • Сделайте звуко - буквенный анализ этого слова.
    • Какой звук вы слышите на месте пропусков?
    • Прочитайте внимательно стихотворение А.Барто и вы узнаете, какие буквы пропущены в этом словарном слове.
    • Впишите эти буквы сигнальным цветом.
    • В составе каких предметов можно встретить барабан?
    • Это слово – многозначное.
    • Приведите свои примеры таких предметов.
    • Раскрасьте свой барабан таким цветом, в названии которого чётко слышится «сигнальный» звук.
    • Найдите в стихотворении однокоренные слова и выпишите их. 
    • Подчеркните «опасные» места в словах.

    Б _ ГАЖ

    ДАмасдавАла в багАж
    ДивАн
    ЧемодАн,
    Саквояж
    Картину,
    Корзину,
    Картонку
    И маленькую собачонку.

    • Объясните значение слова
    • А вы знаете как проявилось это слово? 
    Слово заимствовано из французского языка. Древнескандинавское слово багги _ «узел» французы превратили в баг – «пакет». От слова баг произвели слово багаж, что означало «разные тюки с вещами».
    • Сделайте звуко-буквенный анализ этого слова.
    • Какой звук вы слышите на месте пропуска?
    • Прочитайте внимательно стихотворение С. Маршака.
    • Кто сдавал багаж на станции?
    • Какие предметы входили в багаж дамы?
    • Какой из этих предметов чаще других называют багажом?
    • Впишите это слово в клеточки кроссворда и вы узнаете, какую букву нужно вписать в словарное слово.
    • Впишите эту букву сигнальным цветом.
    • Приведите свои примеры багажа. 
    • Найдите на рисунке спрятавшуюся букву «А», раскрасьте её. 
    • Напишите это слово во множественном числе.
    • Написание какой буквы проверили этим приёмом?
    • А теперь внимательно напишите это слово в единственном числе.
    • Подчеркните «опасные» места в словах.

    Б _ Р А Н

    "Б" сказала:
    – Слушай, "А", побежим искать слова:

    К У Б Е Ж
    А Т А Г А
    Б А Р А Н
    Р Ж А Г А
    Н А Б О Р

    • Объясните значение слова
    • Сделайте звуко-буквенный анализ этого слова.
    • Какой звук вы слышите на месте пропуска?
    • Рассмотрите внимательно иллюстрацию.
    • Во что одет герой рисунка?
    • Вставьте нужную букву в кроссворд.
    • Раскрасьте шарф таким цветом, в названии которого чётко слышится «сигнальный» звук.
    • Впишите эту букву сигнальным цветом.
    • Объясните значение выражения:
    Как баран на новые ворота
    • Помогите буквам найти не менее 8 слов в ребусе. Помните, что в каждом слове есть буква «б».
    • Напишите это слово в уменьшительном значении.
    • Подчеркните «опасные» места в словах.

    ВЕТ _ Р 
    Вет__р, вет__рок, ветрище,
    Ты чего по свЕту рыщешь?
    Лучше улицы мети
    Или мЕльницы крути.

    • Объясните значение слова
    • А вы знаете, как проявилось это слово? 
    Древне-русское слово ветръ, ветрило – «парус», ветрити – «веять»
    • Сделайте звуко-буквенный анализ этого слова.
    • Какой звук вы слышите на месте пропуска?
    • Прочитайте внимательно стихотворение Я. Акима.
    •Что заставляет крутиться крылья мельницы?
    • Как вы понимаете вторую сточку стихотворения?
    • Являются ли слова: вихрь, ураган близкими по значению словарному слову?
    • Впишите эту букву сигнальным цветом.
    • Вставьте нужную букву в текст стихотворения.
    • Найдите однокоренные слова в стихотворении.
    • Выделите корень в словах.
    • В каких словах гласная требует проверки?
    • Какое слово поможет правильно написать эту гласную?
    • А теперь внимательно напишите эти слова.
    • Подчеркните «опасные» места в словах.


  • В_ Р _ БЕЙ 
    Под крышей дома жил воробей. А во дворе дома – пес Шарик. И вот повадился воробей таскать у Шарика из миски хлеб. Подкрадывается к нему и ждет, когда Шарик отвернется, схватит кусочек хлеба и – лететь. А Шарик с лаем: «Держите вора! Ловите вора!» – бежит за воробьем. А воробей преспокойненько устраивается под крышей и клюет свою горбушку.
     
    Объединив словарно-лексическое и словарно-орфографическое направления в словарной работе, связанные соответственно с обогащением словарного запаса и формированием навыков правописания, на уроках мы рассматриваем слово одновременно в нескольких аспектах: орфоэпическом, лексико-этимологическом, орфографическом и синтаксическом.



3. Использование метода нейролингвистического подхода (НЛП).

Однако этого было недостаточно для прочного запоминания слов. Нужны психологические механизмы, которые помогали бы писать безошибочно слово без предварительного его воспроизведения.

Я стала использовать приемы нейро-лингвистического программирования. Движение глаз людей связано с тем, как именно проходит мыслительный процесс.

Процесс орфографии строится в той части головного мозга, который оживляет образы, запомнившиеся человеку. Чтобы облегчить доступ к образам, сохранившимся в памяти, нужно посмотреть вверх и влево, так как движение глаз людей связано с тем, как именно происходит мыслительный процесс. Когда человек, не делающий ошибок, имеет перед собой знакомый образ слова, он испытывает чувство осведомленности. Мы с ребятами установили «невидимый волшебный экран» в верхнем левом углу кабинета и каждый урок поглядываем туда – вспоминаем нужный материал, чтобы движение глаз стало автоматическим.

Теперь изучение «упрямых» слов на уроке происходит в таком порядке:

  • Дети читают на доске «упрямое» слово и объясняют лексическое значение слова.

  • Все вместе ищут «ловушки» - орфограммы.

  • Размышляют, как запомнить «опасную» букву, какими «волшебными ниточками» привязать наше слово к другим слова, какие буквы чаще всего должны повторяться.

  • Записывают слово в тетрадь, выделяя орфограмму.

  • Вспоминают образ слова, заглядывая в «волшебный экран» вверху слева.

  • Затем быстро и весело повторяем образы других упрямых слов.

Несмотря на кажущийся однообразным алгоритм работы со словарными словами, дети любят эти минуты на уроке, сочиняют истории дома с родителями, а на словарных диктантах ошибки очень редки. Если кто-нибудь забыл написание слова и поднимает руку, то ему с удовольствием подскажут.

-Как писать КАПУСТА?

-Так дождик КАПает!

-Как писать СОБАКА?

-Вспомни про БАКУ!

-А я забыл, как писать МОЛОКО!

-Бублики по речке!

Эта работа настолько увлекла и меня, и ребят, что мы начали составлять свой словарь. Некоторые из этих историй я хотела бы предложить вашему вниманию.

Кастрюля

Чудесные астры в кастрюле
Растит первоклассница Юля.

Котлета

Коткотлету уволок,
Закрыли вора под замок.

Человек

Нарисую человека-
Лоб-
чело и ниже - веки.

Страница

Страница странная какая-то,
Смотри, ребятам улыбается!

Колесо

К Оле Соня прибежала:
-
Колесо я потеряла!
Оля, Соне помоги,
Колесо скорей найди!

Спасибо

В древности люди
Немало ходили.
-
Спаси тебя, боже,-
Друг другу дарили.
Немало лет с тех пор промчалось,
-Спасибо!- от фразы волшебной осталось.

Алгоритм работы со словарным словом

Начиная с 1 класса, со словарным словом надо работать по алгоритму, постепенно усложняя этапы закрепления в соответствии с учебной программой. Алгоритм представляет собой 11 этапов. Рассмотрим их подробнее.

  1. Орфографическое проговаривание словарного слова, определение сильной и слабой позиции. Деление на слоги и все случаи переноса этого слова с последующей записью в тетрадь.

  2. Нахождение индивидуального приёма запоминания с опорой на память.

При этом каждый может выбрать свой прием запоминания:

    1. проговорить вслух негромко себе по слогам (для учащихся с моторной памятью);

    2. молча посмотреть на слово, прочитывая его про себя, потом закрыть глаза, чтобы представить его написанным, снова открыть глаза и проверить себя (для учащихся со зрительной памятью);

    3. проговорить слово по слогам соседу по парте или послушать, как слово проговаривает сосед (для учащихся со слуховой памятью).

  1. Толкование этого слова и его этимология. (Использование толкового и этимологического словаря) Сначала попытаться выяснить смысл слова, опираясь, на знания учащихся, их предположения, затем использовать наглядность – картинный словарь, помогающий визуально запомнить словарное слово. Лучше усвоить орфографию незнакомого слова позволяет этимологическая справка. Этот приём формирует интерес к слову, к языку, к его истории. Трудность заключается в невозможности иметь полный комплект словарей для всего класса.

  2. Подбор однокоренных слов. (Групповая работа)

  3. Письменный фонетический разбор в полной форме.

  4. Коллективное составление предложений со словарным словом. Запись понравившегося предложения с последующим синтаксическим разбором.

  5. Морфологический разбор словарного слова из записанного в тетрадь предложения.

  6. Склонение этого слова по падежам.

  7. Использование метода ассоциации.

Суть метода заключается в том, что трудная орфограмма словарного слова связывается с ярким ассоциативным образом, который вспоминается при написании данного словарного слова, помогая правильно написать и запомнить орфограмму.

  1. Создание рисунка (аппликации, ребусов, стихотворений).

  2. Использование визуально-кинестетического метода (нейролингвистический подход- НЛП).

4. Визуально – кинестетический метод

Визуально – кинестетическая стратегия грамотного письма заключается в следующем:

  • у каждого человека существует 3 репрезентативные системы, т. е. каждый человек воспринимает информацию через 3 канала:

  • аудиальный (больше запоминает информацию, которую он услышал);

  • визуальный (больше запоминает информацию, которую увидел сам);

  • кинестетический (запоминает информацию, которую почувствовал).

Один из каналов у человека является ведущим. В учебных классах существуют, как правило, ученики с различными ведущими каналами, т.е. информацию запоминают по-разному. Оптимальным методом для запоминания информации является визуально-кинестетический, который позволяет «пропустив» через себя слово, запомнить информацию всем учащимся.

Метод способствует расслаблению учащихся, снятию напряжения. Его вполне можно использовать вместо физминутки.

В методической литературе представлены отдельные направления работы со словарным словом, я же выстроила систему работы, делая акцент не только на лексико-орфографической, этимологической работе, но и на психологических особенностях восприятия материала. Предложенный алгоритм работы представляет собой эффективную методику обогащения словарного запаса и повышения орфографической грамотности учащихся.

5. Исследование мотивации запоминания словарных слов

Определенная работа по выработке умений и навыков заучивания словарных слов проводится в школе начиная с первого класса. Но, к сожалению, часто сталкиваешься с тем, что и у учащихся средней школы не сформированы умения и навыки работы над словарными словами, не развиты стратегии запоминания, не сформированы мотивы, направляющие работу учащихся.

Я решила провести исследование и определить мотивацию учащихся 4 класса по работе со словарными словами.

Для выявления познавательной стратегии учащихся мною был составлен вопросник:

  1. Что тебя мотивирует на запоминание словарных слов?

  2. Каким ты видишь результат своей работы?

  3. Как ты определяешь, что работа завершена успешно?

  4. Сколько минут ты планируешь потратить одномоментно на работу по заучиванию словарных слов?

  5. Достаточно ли тебе одного дня для заучивания блока словарных слов, или тебе необходимо несколько дней?

  6. Опиши весь ход работы над заучиванием блока словарных слов.



Приведу примеры наиболее типичных вариантов ответов учащихся.

Вариант I.

  1. Я учу очень тщательно, чтобы не получить «два».

  2. Умение писать эти слова без ошибок.

  3. Рассказываю заученные слова маме, и она мне говорит, где я ошибся.

  4. Я трачу на заучивание словарных слов полчаса.

  5. Мне достаточно для заучивания слов одного дня.

  6. - Сначала читаю несколько раз и стараюсь запомнить.

- Потом мне читает мама, и я пишу под диктовку.

- Мама проверяет работу.

- Для слов, в которых допустил ошибки, придумываю ассоциативные образы.

- Заучиваю слова-образы.

- Рисую слова-образы.

- Записываю слова.

- Если ошибок нет, заучиваю вновь весь диктант.

- Пишу под диктовку весь блок словарных слов.

- Если вновь обнаруживаются ошибки, то еще несколько раз повторяю и пишу под диктовку. Так до тех пор, пока ошибок не будет.

- Вечером еще раз прочитываю словарные слова.

Вариант II.

  1. Я хочу получить хорошую отметку за словарный диктант.

  2. Выучив словарные слова, я буду знать, как они пишутся.

  3. Если на черновике написала диктант правильно, значит, выучила словарные слова.

  4. Я трачу один час на заучивание словарных слов.

  5. Мне достаточно одного дня для заучивания словарных слов.

6.- Прочитала словарные слова.

      • Распределила словарные слова на группы.

      • Определила слова с орфограммами.

      • Вспомнила и повторила правила.

      • Проработала орфограммы.

      • Разделила словарные слова на знакомые и незнакомые.

      • Знакомые слова повторила и прописала.

      • Нашла «трудные фрагменты» в незнакомых словах.

      • Записала их по получившимся группам.

      • Заучила незнакомые слова по группам.

      • Повторила весь блок.

      • Прописала в черновике.

      • Проверила написаное по словарю.

      • Слова, в которых ошиблась, записываю так, чтобы цветом выделить необходимые для запоминания части слова.

      • Доучила те слова, в которых ошиблась.

      • Еще раз написала диктант и проверила по словарю.

В этой стратегии имеются фрагменты, связанные с написанием не только словарных слов, но и слов с орфограммами, так как они присутствуют в различных проверочных работах.

Вариант III.

  1. Учу, потому что задано.

  2. Диктант написан не на «два».

  3. Написал большинство слов без ошибок, значит выучил.

  4. На заучивание слов трачу два часа.

  5. Мне недостаточно одного дня.

  6. - Читаю слова.

- Делю список слов пополам.

- Половину слов учу в первый день, а остальные на следующий.

- Рассказываю слова сестре, и она мне говорит, выучил я или нет.

- Если сестра говорит, что не выучил, учу вновь.

Ответы учащихся были проанализированы, в результате чего были выявлены следующие закономерности:

  1. 64% учащихся имеют положительную мотивацию к работе.

16% учащихся имеют мотивацию избегания неприятностей.

20% не имеют мотивации к работе, следовательно, выполняют работу механически и неосознанно.

  1. 80% учащихся результатом работы видят возможность в дальнейшем свободно пользоваться данными словами.

  2. 52% учащихся способны контролировать самостоятельно результат своей работы и ориентируются на отсутствие ошибок в контрольном варианте работы дома.

44% учащихся контролировать себя не могут и ориентируются только на внешний контроль.

4% учащихся не могут определить успешность своей работы.

  1. большинство учащихся выявили для себя достаточной 30-ти минутную работу одномоментно.

  2. большинство учащихся (80%) считают, что достаточно на подготовку потратить один день, т.е. работать накануне диктанта.


В результате обсуждения в классе полученных результатов анкетирования мною и учащимися были составлены следующие этапы работы по запоминанию словарных слов:

    • прочитать список словарных слов;

    • разделить слова на знакомые и новые;

    • знакомые слова проговорить при чтении, представить образ слова, прописать;

    • найти новые слова в словаре, прочитать статьи;

    • новые словарные слова объединить в смысловые блоки;

    • определить фрагмент слова, требующий орфографической зоркости;

    • представить образы слов, нарисовать их.

    • прописать эти слова, опираясь на образ, проговаривая их себе вслух;

    • написать эти слова по памяти;

    • проверить полученный результат с заданным блоком слов;

    • слова, в которых допущены ошибки, еще раз прочитать вслух, попытавшись подобрать ассоциативный образ, помогающий запомнить это слово, полезно использовать семантические рисунки;

    • прописать «доученные» слова, проговаривая их себе вслух;

    • если результаты положительные, то работу завершить;

    • еще раз повторить блок словарных слов через длительный промежуток времени.

При формировании данной стратегии учитывались следующие критерии:

  • метод работы должен подходить учащимся со всеми тремя видами восприятия (визуальным, аудиальным и кинестетическим);

  • минимальные временные затраты на работу;

  • рациональность организации работы.

Подводя итоги, можно отметить, что мотивация к обучению возрастала по мере получения позитивных результатов, а развитие стратегии правильного написания словарных слов сделала эту учебную работу рациональной, быстрой и эффективной.

По результатам эксперимента можно сделать вывод, что большое значение имеет мотивация в обучении, а также осознание учащимися хода учебной деятельности и желаемых результатов.



6. Заключение

Наше время – это время перемен. В жизни становится все меньше и меньше сфер деятельности, где преобладает репродуктивное начало. Сейчас России нужны люди, способные выходить за пределы известного, принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить.В связи с этим перед школой встает задача развития творческого потенциала подрастающего поколения.

Еще Л.Н. Толстой указывал на необходимость развития творческого потенциала личности ребенка: « Если ученик в школе не научится сам творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений».

Творчество – это созидание нового и прекрасного, оно противостоит разрушению, шаблону, банальности, оно наполняет жизнь радостью, Сейчас не вызывает сомнений тот факт, что творчеству можно и нужно учить. Чем раньше начинается эта работа, тем значительнее результат. Каждый ребенок может почувствовать свою значимость, поверить в свои силы, ощутить себя созидателем, ведь творчество не является привилегией одаренных, оно доступно всем. Поэтому творчество должно прочно войти в структуру урока русского языка в начальной школе. Оно развивают речь детей, помогает создать на уроке атмосферу заинтересованности, ситуацию успеха, что способствует общему развитию детей, возбуждает потребность в знании, вводит человека в атмосферу поиска.