Кирьяков Д.Д. Исполнение Кантилены в классе гитары
Исполнение кантилены на гитаре является непростой задачей. Это связано с тем, что гитарный звук не тянется, как на скрипке или флейте, а достаточно быстро гаснет. Чтобы научить гитару «петь», необходимы хороший музыкальный слух, правильное звукоизвлечение, рациональная постановка правой руки.
В процессе подготовки исполнителя зачастую гитара трактуется как инструмент изначально не полифонический по своим возможностям, несмотря на то, что есть отдельные оригинальные сочинения этого рода, переложения произведений, написанных для других инструментов. И здесь возникает один из парадоксов современного гитарного исполнительства, когда музыкант, блестяще исполняющий виртуозные пьесы, совершенно теряется, столкнувшись с музыкой, требующей не только виртуозности как таковой, а так же высочайшей музыкальной и слуховой культуры.
Гитарист должен уметь играть на инструменте так, как будто на нём играют несколько человек, что, во-первых, не просто в силу физиологии игры, а во-вторых, требует постоянного вслушивания в полифоническую ткань исполняемого сочинения. Отсюда возникает необходимость слушать не одну, а несколько мелодических линий, придавая каждой из них характерные только для неё артикуляцию, тембр, динамику, фразировку. Поэтому, чем раньше начнётся, и систематичнее будет протекать процесс полифонического мышления в специальном классе, тем больше педагог будет способствовать формированию грамотного и высокопрофессионального музыканта.
Для начала необходимо привести несколько положений, касающихся физиологии левой и правой рук при исполнении полифонической фактуры на шестиструнной гитаре. Так как исполнение на инструменте есть во многом процесс физического действия, поэтому от его совершенства зависит звуковой результат. При исполнении полифонической ткани на гитаре музыканту приходится сталкиваться с рядом трудностей, как правило, кроящихся в физических особенностях звука гитары, её строя, способах звукоизвлечения и от умения преодолевать эти сложности зависит успех удачного решения поставленных композитором задач.
К одному из специфических моментов звука гитары относится резкая атака звука в момент его извлечения и быстрое затухание амплитуды колебания струны. Та проблема имеет в своей основе как объективные, так и субъективные предпосылки. К объективным предпосылкам можно отнести физические особенности звучания гитары. При защипывании струны, амплитуда колебания струны быстро возрастает до максимального значения, а затем несколько спадает, потом в течении некоторого времени сохраняется практически постоянной, и наконец колебания медленно затухают. Специфика гитары заключается в том, что стационарная фаза звучания (сустейн), отвечающая за протяженность звука очень короткая и малоопытные музыканты именно поэтому не могут добиться певучести звука. Данная картина возникает по ряду определенных причин. Во-первых, заблуждения касающиеся способов звукоизвлечения. Везде, как правило, подчеркивается роль удара: «извлечение звука на гитаре производится ударами-щипками правой руки», «звук на гитаре извлекается посредством ударов по струнам кончиков пальцев». Подобный способ звукоизвлечения приводит к укорачиванию стационарной фазы звука к резкому возрастанию амплитуды колебаний на начальной. Поэтому особая роль должна быть отведена с самых первых шагов обучения извлечению звука с помощью касания, ощущения тесного контакта со струной.
Всё перечисленное относится к «физической» материальной картине звучания, то есть субъективная предпосылка, которая играет едва ли не определяющую роль в формировании звучания инструмента у исполнителя. А. Иванов-Крамской заостряет внимание в основном на технических приёмах: «кантилену на гитаре исполнить довольно трудно, надо очень внимательно проработать ряд приёмов, на основе которых можно добиться хорошей кантилены: легато, тремоло, глиссандо, вибрацию. Кантилена также зависит от способа извлечения звуков, плавного перехода из одной позиции в другую и от аппликатуры рук. Комплекс всех упомянутых приёмов и даст положительные результаты при ежедневной и длительной тренировке». Пухоль, Каркасси, Ларичев и т.д. об этом вообще не упоминают, считая наличие качественного звука само собой разумеющимся. И никто ни разу не упоминает о значении слуховых представлений и их роли в формировании моторной программы. Неумение слышать всю протяженность звука со всеми изменениями силы, формирование звукоизвлечения, в основе которой лежит удар и приводит к тому, что стационарная фаза сустейна, отвечающая за протяженность звука, становится очень короткой. Поэтому, слуховые установки и соответственные им игровые действия должны быть выстроены таким образом, чтобы начальная и завершающяя фазы звука, были как можно более пологими, а фаза сустейна протяжнее во времени.
Особая роль при исполнении на гитаре принадлежит левой руке, но именно полифоническая ткань предъявляет особые требования к точности и пластичности действий, обеспечивающих чистоту игры. Следует так же учитывать, что гитара является щипковым инструментом и длительность звука ограничена, так как после защипывания амплитуда колебаний струны начинает затухать, а затем полностью прекращается. Если струна прижата, то её звучание моментально глушится, как только палец, прижимающий струну к грифу, поднимается. Отсюда понятна необходимость постоянного внимания гитариста к действиям пальцев левой руки, особенно при исполнении полифонии, где требуется ритмическая точность воспроизведения мелодических линий.