СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование активных методов и приемов обучения на уроках химии и биологии как способ развития личностных, метапредметных и предметных компетенций учащихся

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Активные методы обучения (АМО) – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала. Активное обучение — представляет собой такую организацию и ведение учебного процесса, которая направлена на активизацию учебно-познавательной деятельности обучающихся.

Просмотр содержимого документа
«Использование активных методов и приемов обучения на уроках химии и биологии как способ развития личностных, метапредметных и предметных компетенций учащихся»

Использование активных методов и приемов обучения на уроках химии и биологии как способ развития личностных, метапредметных и предметных компетенций учащихся


Евтушенко А.Г., учитель биологии и химии высшей квалификационной категории


В качестве вступления….Наберись смелости – сделай попытку!

Однажды царь решил подвергнуть испытанию всех своих придворных, чтобы узнать, кто из них способен занять в его царстве важный государственный пост. Толпа сильных и мудрых мужей обступила его.

«О, вы, подданные мои», — обратился к ним царь, — «у меня есть для вас трудная задача, и я хотел бы знать, кто сможет решить ее». Он подвел присутствующих к огромному дверному замку, такому огромному, какого еще никто никогда не видывал. «Это самый большой и самый тяжелый замок, который когда-либо был в моем царстве. Кто из вас сможет открыть его?» — спросил царь.

Одни придворные только отрицательно качали головами. Другие, которые считались мудрыми, стали разглядывать замок, однако вскоре признались, что не смогут открыть его. Раз уж мудрые потерпели неудачу, то остальным придворным ничего не оставалось, как тоже признаться, что эта задача им не под силу, что она слишком трудна для них. Лишь один визирь подошел к замку.

Он стал внимательно его осматривать и ощупывать, затем попытался различными способами сдвинуть с места и, наконец, одним рывком дернул его. О чудо — замок открылся! Он просто был не полностью защелкнут. Тогда царь объявил: «Ты получишь место при дворе, потому что полагаешься не только на то, что видишь и слышишь, но надеешься на собственные силы и не боишься сделать попытку.


Активные методы обучения (АМО) – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала.

АМО строятся на:

использовании знаний и опыта обучающихся,

вовлечении в процесс всех органов чувств,

групповой форме организации их работы,

деятельностном подходе к обучению,

разнообразных коммуникациях,

творческом характере обучения,

практической направленности,

диалоге и полилоге,

интерактивности,

игровой форме взаимодействия,

рефлексии,

движении.

Активное обучение — представляет собой такую организацию и ведение учебного процесса, которая направлена на активизацию учебно-познавательной деятельности обучающихся.

Активные методы обеспечивают решение образовательных задач в разных аспектах:

формирование положительной учебной мотивации;

повышение познавательной активности учащихся;

активное вовлечение обучающихся в образовательный процесс;

стимулирование самостоятельной деятельности;

развитие познавательных процессов - речи, памяти, мышления;

эффективное усвоение большого объема учебной информации;

развитие творческих способностей и нестандартности мышления;

развитие коммуникативно-эмоциональной сферы личности обучающегося;

раскрытие личностно-индивидуальных возможностей каждого учащегося и определение условий для их проявления и развития.

Групповые методы в технологии АМО:

Вид занятия

Содержание

Цель и сфера применения

Мозговой штурм

Творческая (креативная) дискуссия, проводящаяся для того, чтобы получить как можно больше идей решения какой-либо проблемы.

Например, на уроке химии в 10 классе при изучении темы «Углеводы» учащиеся делятся на группы и им предлагается за 3 минуты вспомнить, что они знают о глюкозе, в каких областях жизни они встречаются с этим веществом (кто больше вспомнит!).Спикеры групп после окончания работы озвучивают идеи, а учитель записывает их на доску. Затем идет обсуждение результатов работы учащихся.

Творческий подход

Множество идей

Групповое обучение и дух соперничества

«Жужжащий» улей

Группы по 3-4 человека, обсуждающие в классе ту или иную тему за ограниченно короткое время

Например, перед началом изучения темы по химии в 10 классе «Природный каучук, его строение, свойства и применение» учащимся предлагаются высказывания (их количество соответствует количеству групп): способ добычи натурального каучука аналогичен способу собирания березового сока; имя римского бога Вулкана тесно связано с процессом получения каучука; первый завод по производству синтетического каучука был построен в Англии в начале XX в. и т.д. Затем учащиеся разбившись на группы прорабатывают выданные им материалы (видеофрагменты, буклеты, мини-лекции и т.д.) и приходят к выводу верны или нет данные высказывания. В ходе последующего подробного рассмотрения материала ребята получают ответы на интересующие их вопросы.

Комфортная обстановка для высказывания идей и налаживания обратной связи с группой

Синдикат

Сперва полная группа из 6-8 человек разбивается на подгруппы, которые изучают свои вопросы в теме, а затем они обьединяются вместе для рассмотрения темы в целом и решения проблемных задач и упражнений.


Метод удобен для наблюдения за поведением учащихся в малых группах

Дает возможность тщательно прорабатывать отдельные вопросы в рамках большой темы

Метод кейсов

Группе предлагается информация, основанная на реальных или вымышленных фактах. Группа должна ее детально проанализировать и выработать решение.

Групповое решение проблем, которые иллюстрируют практическое действие подходов и концепций

Методический прием «Лабиринт»

Учащимся раздаются листы с описанием какой-то ситуации Прочитав, учащийся должен выбрать подходящее решение

Практическая групповая работа для развития или углубления знаний об отношениях между людьми и норм поведения с применением на практике своих умений

Разбор деловой корреспонденции

Метод основан на работе с документами и бумагами, относящимися к той или иной организации, ситуации, проблеме. Обучаемые оказываются перед необходимостью поиска дополнительной информации, следовательно, вынуждены задавать вопросы, преимущественно «восходящие» – вопросы на развитие, т.е. для получения новой дополнительной информации.




Цель мероприятия – научить сортировать эти документы по определенным параметрам и там, где это необходимо, предпринимать определенные действия.

Активные методы обучения: игровые

Вид занятия

Содержание

Цель и сфера применения

Ролевая игра

Учащиеся принимают на себя реальные или вымышленные роли и в группе ведут игру, действуя вдвоем или втроем, представляя ситуативный пример. Например, на уроке по биологии при изучении темы «Наследственные заболевания человека» могут быть предложены роли «Ученый-генетик», «Врач», «Историк». Это позволит всесторонне рассмотреть сущность генных, геномных и хромосомных заболеваний человека.

Например, на уроке химии в 11 классе по теме «Металлы» учитель выступает в роли главного редактора газеты, а учащиеся – корреспондентов.

Обеспечение эффективной коммуникации, приобретение навыков работы по предмету

Моделирование практической ситуации

Перенос реальной ситуации с комплексными вопросами в игровой ситуации, принятие на себя роли или позиции.

Например, при изучении по биологии в 10 классе темы «Цепи и сети питания» учащимся предлагается обсудить ситуацию, что произошло бы на нашей планете, если бы одновременно погибли бы все редуценты. Ребята применяя полученные знания и примеряя роль «Эколога», «Агронома», «Врача», «Химика-технолога», «Скептика», «Незнайки-почемучки» и т.д. отвечают на данный вопрос.

Например, с помощью метода разыгрывания ролей может быть имитировано производственное совещание; • взаимодействие участников игрового занятия, обычно посредством проведения дискуссии. Каждый из участников может в процессе обсуждения соглашаться или не соглашаться с мнением других участников; • ввод педагогом в процессе занятия корректирующих условий. Так, учитель может прервать обсуждение и сообщить некоторые новые сведения, которые нужно учесть при решении поставленной задачи, направить обсуждение в другое русло, и т.д.; • оценка результатов обсуждения и подведение итогов учителем.

Моделирование ситуации из жизни

Активные методы обучения: ролевые

Вид занятия

Содержание

Цель и сфера применения

Заседание-дискуссия

Образуется как процесс диалогического общения участников, в ходе которого происходит формирование практического опыта совместного участия в обсуждении и разрешении теоретических и практических проблем.

В такой работе учащийся получает возможность построения собственной деятельности, что и обусловливает высокий уровень его интеллектуальной и личностной активности, включенности в процесс учебного познания.

«Круглый стол»

Позволяет закрепить полученные ранее знания, восполнить недостающую информацию, сформировать умения решать проблемы, научить культуре ведения дискуссии.

Происходит закрепление информации и самостоятельной работы с дополнительным материалом, а также выявление проблем и вопросов для обсуждения. Метод «Круглый стол» использую при обобщении материала, проведении совместных родительских собраний.

Деловая игра

Метод имитации ситуаций, моделирующих профессиональную или иную деятельность путем игры, по заданным правилам. Правила деловой игры определяются выбранной деятельностью.

Такая игра может быть организована и на этапе первичного закрепления материала, и как обобщение, и как определенная форма контроля.

Активные методы обучения: практико - ориентированные

Вид занятия

Содержание

Цель и сфера применения

Метод проектов

В основу метода положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности учащихся на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.

В такой работе учащийся получает возможность построения собственной деятельности, что и обусловливает высокий уровень его интеллектуальной и личностной активности, включенности в процесс познания.



Рациональное и правильное использование этих методов может значительно повысить развивающий эффект обучения, создать атмосферу увлеченного поиска и принести множество положительных эмоций и впечатлений для учащихся и учителей.

Активные методы обучения играют роль направляющих, обогащающих и систематизирующих развитие учащихся, способствуют активному усвоению знаний. Технология активного обучения – это обучение, соответствующее силам и возможностям учащихся.

Для развития личностных, метапредметных и предметных компетенций учащихся в педагогическом процессе следует максимально использовать активные, развивающие методы обучения.

Используемые мной и предложенные вашему вниманию методы составляют единую систему, поскольку обеспечивают активность мыслительной и практической деятельности учащихся на всех этапах урока, приводя к полноценному освоению учебного материала, эффективному и качественному овладению новыми знаниями и умениями, способствуют развитию личностных, метапредметных и предметных компетенций учащихся.







Урок химии в 11 классе «Химия и производство». Необходимо написать письмо в проектный институт: «Хозяин нашего завода поручил нам организовать производство метанола, мы никогда его не выпускали и не знаем, как нам это сделать. Помогите получить метанол промышленным способом!».

Кейс №1 «Задание логистам»: Какое сырье необходимо для производства метанола, как использовать конечный продукт. (Можно пользоваться интернет - ресурсами).

Кейс №2 «Задание экономистам»: проанализировать затраты на производство метанола.

  1. синтетический способ из монооксида углерода и водорода при температуре 300—400 °C и давления 300—500 атм в присутствии катализатора — смеси оксидов цинка, хрома и др. Сырьем для синтеза метанола служит синтез-газ (CO + H2), обогащенный водородом: : CO + 2 H2 → CH3OH . Из 100м3 водорода получается 250 кг спирта.

  2. Щелочной гидролиз галогеналканов: CH3Cl + NaOH CH3OH + NaCl. Из 50 кг хлорметана получается 20кг метанола.

  3. Окисление метана под действием катализаторов СН42= 2CH3OH. Из 100 кг метана можно получить 200 кг метанола.

Примечание: эффективность реакции оценивается по стоимости процесса с учетом массовой доли выхода продукта реакции.

Таблица 1. Стоимость сырья (сентябрь 2012 г. по данным «НПО Пластполимер»)

Наименования

Ед. измерения

Стоимость

Метан (н.у.)

0, 11 руб.

Кислород (н.у.)

0, 4 руб.

Синтез газ (н.у.)

0, 8 руб.

Хлорметан (жидк.)

1 л (плотность 2,31г/ л)

80 руб.

Гидроксид натрия (тв.)

1 кг

2 руб.


Кейс №3 «Задание технологам»: Проанализировав способы получения аммиака и серной кислоты предложить технологическую схему получения метанола из СО и Н2. Источники – технологические схемы и описание производств серной кислоты и аммиака.

Кейс №4 «Задание экологам»: Проанализировать возможности угрозы окружающей среде при производстве метанола, предложить методы предотвращения этого. Как наиболее эффективно использовать природные ресурсы и энергию в этом производстве. (Можно воспользоваться Интернет-ресурсами).






При изучении темы «Спирты» по химии в 10 классе:

«Виктор – химик, он находится в лесу. С собой у него небольшая сумка, в которой химическое оборудование: реактивы - серная кислота, уксусная кислота и набор неорганических веществ. Виктора замучили насекомые. Цель: создание проекта, который может помочь Виктору избавиться от насекомых».

В кейсах должна быть информация о:

  1. Использовании этилацетата для борьбы с насекомыми.

  2. Возможности получения этилацетата в кейсах 1 и 3.

  3. Получении гидролизного спирта из древесины.

Кейс №1 «Этилацетат, физические и химические свойства, применение».

Кейс №2 «Спирты. Строение. Классификация».

Кейс №3 «Химические свойства спиртов».

Кейс №4 «Получение спиртов».