СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование активных методов обучения для формирования осознанного чтения у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной статье рассказывается об активных методов обучения, которые позволяют развивать осознанное чтение у учащихся с ограниченными возможностями здоровья

Просмотр содержимого документа
«Использование активных методов обучения для формирования осознанного чтения у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

Использование активных методов обучения для формирования навыков осознанного чтения у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.

Литературное чтение – один из основных предметов в обучении младших школьников с ограниченными возможностями здоровья. Он формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребёнка.

Данная категория обучающихся испытывает затруднения в усвоении учебного курса, обусловленных следующими особенностями: недостаточными познавательными способностями, расстройствами психологического развития, нарушениями в организации деятельности. Отмечаются нарушения внимания, памяти, восприятия и других познавательных процессов, умственной̆ работоспособности и целенаправленности деятельности, затрудняющие усвоение школьных норм и школьную адаптацию. Это приводит к тому что, в процессе чтения текста дети допускают множество ошибок и не понимают смысла прочитанного произведения.

Осознанное чтение — это такое чтение, при котором достигается понимание информационной, смысловой и идейной сторон произведения. Этот навык является наиболее важным для чтения, так как если ученик не понимает того, о чем читает, теряется весь смысл процесса чтения и пропадает интерес.

Активное обучение предполагает использование такой системы методов, которая направлена не на изложение учителем готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности.

Для этого необходимы новые педагогические технологии, эффективные формы организации образовательного процесса, активные методы обучения. Поэтому на уроках литературного чтения я стараюсь разнообразить формы обучения, ввожу в учебный процесс нестандартные оригинальные приёмы. Это повышает интерес учащихся к усвоению учебного материала.  

В нашем Центре обучаются ребята, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ без специальных методов обучения. В связи с этим, на уроке для каждого ученика приходится подбирать и дифференцировать задания для более успешного усвоения им материала. Для этой цели, я условно разделила детей на две группы. В первую группу входят дети, которые более успешно усваивают программный материал. На уроке эти ребята работают самостоятельно, в редких случаях используют помощь учителя.

Во вторую группу входят дети, которые испытывают затруднения в усвоении программного материала. На уроке они затрудняются при выполнении заданий и нуждаются в помощи учителя. Навык самостоятельной работы у таких учеников развит слабо, поэтому на уроках я использую задания, которые соответствуют их возможностям и тем самым создаю ситуацию успеха.

Работу над формированием осознанного чтения у школьников на уроках чтения я провожу в три этапа. Это работа с текстом до чтения, работа с текстом во время чтения и работа с текстом после чтения.

Первый этап – антиципация — это умение предугадывать дальнейшее развитие событий - предполагает работу с текстом до чтения. Его суть заключается в том, что учащийся читает фамилию автора, заглавие произведения, рассматривает иллюстрацию, которая предшествует тексту, затем высказывает свои предположения о героях, теме, содержании.

Например, при знакомстве с произведением К. Чуковского «Путаница», ученику первой группы я предлагаю следующее задание: Перед тобой лежат карточки с цифрами. Расположи цифры в порядке возрастания и ты узнаешь название сказки, с которой познакомишься на уроке.

1

5

10

13

16

19

22

25

П

У

Т

А

Н

И

Ц

А

Ребятам второй группы я предлагаю это задание выполнить в более упрощенном варианте. Например, прочитай слово справа налево.

А

Ц

И

Н

А

Т

У

П


Большое значение для развития осознанного чтения имеет работа с толковым словарем. Поэтому на уроках литературного чтения мы пользуемся интернетом для того, чтобы в случае, когда ученик испытывает затруднения в определении значения незнакомого слова, то он может посмотреть его значение в этом словаре. Такая работа способствует лучшему пониманию содержания произведения. Например, я предлагаю ученику рассмотреть иллюстрацию к изучаемому произведению и ответить на следующие вопросы:

  • Рассмотри иллюстрацию к сказке.

  • Что необычного изобразил художник? (животные ведут себя как люди)

  • Произведение «Путаница» - это сказка — небылица. Как ты думаешь, что такое путаница?

- Где мы можем посмотреть значение этого слова? (интернете)

Ребятам первой группы я предлагаю посмотреть значение слова «путаница» в словаре.

Ребятам второй группы я предлагаю выбрать значение слова «путаница» из предложенных вариантов. Например, путаница это: а) что-то запутанное, перепутанное; б) что-то необычное; в) паутина.

Не маловажное значение в развитии осознанного чтения имеет формирование таких умений, как прогнозирование и предположение. Например, при знакомстве с рассказом Л. Толстого «Акула» я задаю учащемуся вопросы, с помощью которых он высказывает свои предположения о том, о чем будет говориться в данном произведении.:

- Посмотри на иллюстрацию. Что на ней изображено? (мальчики, которые плавают в море и акула).

  • Предположи, о чем пойдет речь в этом рассказе? (в рассказе будет говориться о мальчиках и акуле).

  • Что ты знаешь об акуле? (это хищная рыба)

- Как ты думаешь, что может произойти в рассказе с таким названием? (может быть автор расскажет об опасности, которая произойдет с мальчиками; или о каком - то случае из их жизни...).

После прочтения рассказа я спрашиваю у ребенка, подтвердились ли его предположения. Такие задания имеют огромное значение в формировании осознанного чтения. Ведь читая произведение, ученик уже понимает, о чем в нем будет говориться. Подобные задания я использую в работе с ребятами обеих групп.

Второй этап – работа с текстом во время чтения. Здесь я использую приём комментированного чтения. Данный прием также дает возможность формированию осознанного чтения. Так, например, при знакомстве с произведением В. Осеевой «Два пирожных» по ходу чтения ребенок комментирует свои ответы по поводу того, как девочки поступили, когда мама обратилась к ним за помощью; кто из девочек поступил правильно, а кто не правильно и анализирует поступки сестер.

С ребятами второй группы эту работу я строю немного в другой форме. Например, при знакомстве со стихотворением И. Никитина «Русь» по ходу чтения каждого четверостишия я предлагаю рассмотреть иллюстрацию к описываемому событию в нем и ответить на вопросы по прочитанному. Такая работа с иллюстрациями помогает лучшему пониманию прочитанного, ведь ученик видит на изображении то, о чем говорится в тексте .

Третий этап предполагает работу с текстом после чтения. На данном этапе я использую работу с иллюстрациями к произведению. Так, для ребят первой группы я предлагаю найти в тексте описание фрагмента к данной иллюстрации. Ребятам второй группы необходимо с помощью рисунков пересказать произведение. Такие задания позволяют учителю судить о том, как ребенок понял содержание произведения.

Кроме того, для лучшего понимания и осмысления произведения я применяю упражнения с деформированным планом. Например, при знакомстве с рассказом В. Осеевой «Волшебное слово» ученикам первой группы я предлагаю план, в котором нужно расставить события в правильной последовательности:

___ Встреча со стариком.

___ Беседа за обедом.

___ Разговор с бабушкой.

___ Разговор с Леной.

___ Павлик вернулся в сквер.

Учащимся второй группы я предлагаю это задание выполнить в более упрощенной форме. Например, расположить картинки к данному произведению в правильной последовательности.

Во время работы над произведением я обеспечиваю многократное обращение учащихся обеих групп к тексту с использованием следующих видов работ: чтение текста про себя и его комментирование; жужжащее чтение; хоровое чтение; чтение по цепочке, друг за другом по предложению; круговое чтение (небольшой текст читают по одному слову друг за другом несколько раз).

Такие задания направлены не только на формирование осознанного чтения, но и на активизацию словарного запаса младших школьников, на умение сравнивать выполненную работу с образцом и видеть свои ошибки.

Также особое внимание я уделяю работе с учебником. Для этого предлагаю задание «Вставь пропущенные слова». Так, при знакомстве с произведением Е. Шварца «Сказка о потерянном времени», после анализа произведения, учащимся первой группы я предлагаю выполнить задание, в котором вместо точек нужно вписать пропущенные слова: «Какой я одинокий, старик. Ни мамы, ни детей, ни внуков, ни друзей… И главное, ничему не успел научиться. Настоящие старики – те или доктора, или мастера, или академики, или учителя. А кому я нужен, когда я всего только ученик третьего класса?

Учащимся второй группы в данном задании необходимо из двух слов выбрать верное и подчеркнуть его. Например, «Какой я (одинокий, счастливый) старик. Ни (мамы, папы), ни детей, ни внуков, ни (друзей, товарищей) … И главное, ничему не успел (научиться, выучиться). Настоящие старики – те или (доктора, медики) или мастера, или академики, или (учителя, воспитатели). А кому я нужен, когда я всего только ученик (третьего, первого) класса?

После выполнения задания ученики сверяются с текстом в учебнике и исправляют ошибки. Такая работа помогает оценить уровень понимания учеником прочитанного произведения.

Уровень понимания прочитанного поможет определить и работа с тестовыми заданиями. Так, после работы над рассказом Н. Носова «На горке», ученикам первой группы я предлагаю самостоятельно выполнить тест, в котором кроме закрытых вопросов, есть открытые, в которых ученик должен самостоятельно сформулировать и записать ответ. Например,

1. Кто автор рассказа «На горке»?

а) В. Бианки б) С. Маршак в) Н. Носов г) А. Пушкин

2. Запиши, как звали главного героя? ________________

3. Что строили ребята во дворе? а) шалаш б) горку в) снеговика

4. Запиши, с помощью какого инструмента ребята строили горку?__________

5. Почему Котька не принимал участия в строительстве горки?_________

Ученикам второй группы я предлагаю тестовые задания, состоящие только из серии закрытых вопросов, где из предложенных вариантов ответов необходимо выбрать один. Например,

1. Кто автор рассказа «На горке»?

а) В. Бианки б) С. Маршак в) Н. Носов г) А. Пушкин

2. Как звали главного героя? а) Петька б) Коля в) Котька

3. Что строили ребята во дворе? а) шалаш б) горку в) снеговика

4. С помощью какого инструмента ребята строили горку?

а) грабли б) лопата в) метла

5. Почему Котька не принимал участия в строительстве горки?

а) болел б) не хотел в) его не пускали родители

После того, как ученик выполнит задание, он сверяет свои ответы с ключом, видит свои ошибки и оценивает работу с помощью смайликов. Данные задания помогают учителю не только оценить понимание учеником данного произведения, но и формирует такие умения, как самоконтроль и самооценка, умение отличать верное выполненное задание с образцом и тем самым лучше понять содержание произведения.

Кроме работы над формированием осознанного чтения, особое внимание на уроках я уделяю и развитию речи учащихся, а именно, обогащению их словарного запаса. Это связано с тем, что уровень развития речи влияет на понимание прочитанного. На каждом уроке чтения обязательно провожу работу над незнакомыми словами и сочетаниями. Например, при знакомстве со стихотворением А. Пушкина «Зимний вечер» ученикам первой группы я предлагаю прочитать стихотворение и отметить карандашом непонятные слова. Затем учащийся ищет значения данных слов в интернете.

Для ребят второй группы я предлагаю к незнакомым словам подобрать пару и соединить стрелочкой. Например,

Кровля обветшалая

Старый дом

Кроет

Приспособление для прядения пряжи

Ветхая лачужка

Старая крыша

Веретено

Покрывает

Такая работа помогает ребенку лучше понять содержание стихотворения.

Чтобы вызвать и поддержать интерес у учащихся к изучаемому произведению и, тем самым, помочь им лучше понять его, я использую на уроках такие задания, как отгадывание загадок, ребусов, кроссвордов, составление кластеров. Например, после работы над произведением А. Куприна «Барбос и Жулька» ученикам первой группы я предлагаю составить кластер, в котором нужно описать двух собак. Для выполнения кластера необходимо из набора карточек отобрать и приклеить в первую колонку те, которые соответствуют описанию Барбоса, а во второй колонке разместить карточки, которые подходят под описание Жульки. После выполнения кластера ученик сравнивает свою работу с образцом.

Ученикам второй группы я предлагаю это задание в несколько другом виде. Например, из предложенных слов подчеркни те, с помощью которых можно описать Барбоса: маленький, лохматый, комнатная собачка, драчун, невоспитанный, скромный, неряшливый, воспитанный, невелик ростом. Либо, из предложенных слов подчеркни те, с помощью которых можно описать Жульку: лохматая, комнатная собачка, воспитанная, неряшливая, тонконогая, застенчивая, невоспитанная.

После выполнения задания ребята сравнивают свою работу с образцом. Такие задания также позволяют учителю увидеть, как ученик понял содержание текста, а ученику увидеть и исправить свои ошибки.

Таким образом, на уроках литературного чтения для развития понимания прочитанного, а также для развития речи у учащихся с ограниченными возможностями здоровья я использую различные активные методы и приемы работы, задания и упражнения, которые направлены на развитие данных умений и многих психических процессов.