(слайд 1)
«Использование активных методов обучения на уроках английского языка как способ формирования учебной мотивации и повышения качества знаний школьников».
Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться.
В.А.Сухомлинский
(слайд 2)
Эпиграфом своего выступления я взяла слова Сухомлинского «Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться».
И это действительно так.
В 2006 году, получив второе образование, я начала вести уроки английского языка. Анализируя качество успеваемости по предмету, наблюдая за активностью обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности, я пришла к неутешительному выводу: мотивация к учению у детей постепенно снижается. Если снижется мотивация, то это отрицательно сказывается и на качественной успеваемости. Чтобы решить проблему снижения качества обучения, я стараюсь использовать активные методы обучения на уроках английского языка, которые стимулируют интерес к предмету, развивают познавательную активность, воспитывают самостоятельность в учебной деятельности, создают ситуацию успеха.
Нежелание учиться возникает при однообразии деятельности, при отсутствии личной заинтересованности в результате труда, а также это связано с тем, что ребенок пасует перед сложностью изучаемого материала. Иногда можно услышать от ребят такую фразу: «А зачем мне изучать английский, я не собираюсь ехать в Англию». Конечно, в Англию ты, может, и не поедешь, но школу ты должен закончить всесторонне развитым человеком. А знание английского языка еще и продиктовано реалиями нашего времени: английский язык является ведущим мировым языком.
(слайд 3)
В эпоху цифровизации мы все должны уметь пользоваться различными гаджетами, персональными компьютерами, а программное обеспечение для них чаще всего пишется на английском языке. С помощью цифровых устройств можно найти разную информацию для любых целей, но в Интернете вы не найдёте и десятой доли того, что есть в англоязычных источниках. Для сравнения: из существующих сайтов только 6,7% на русском языке, а на английском — 51,3%. /6/
Основной задачей педагога в современных условиях является умение так организовать учебную деятельность, чтобы у ученика не было ни времени, ни желания, ни возможности скучать на уроках, чтобы каждый ребенок был вовлечен в процесс познания и осознавал его значимость, а также верил в собственный успех. В этом учителю помогают активные методы обучения.
(слайд 4)
Активные методы обучения способствуют формированию положительной учебной мотивации, развивают творческие способности учащихся, активно вовлекают учащихся в образовательный процесс, раскрывают личностно-индивидуальные возможности учащихся, развивают нестандартное мышление, повышают познавательную активность учащихся, позволяют с большей эффективностью усваивать большой объём материала, развивают коммуникативные качества личности, умение работать в команде, отстаивать свою позицию и прислушиваться к чужому мнению, нести ответственность за себя и команду. /1/
Изучая литературу по заявленной теме, я выбрала для себя наиболее результативные активные методы работы на уроках английского языка, способствующие повышению учебной мотивации:
(слайд 5)
- Метод интегрированного обучения
- Игровой метод обучения
- Метод проектов
Расскажу о применении данных методов в своей практике.
(слайд 6)
Интегрированный урок – это форма проведения урока, где происходит объединение знаний, умений и навыков, полученных при изучении различных предметов, который подразумевает, что обучающиеся смогут осуществить их получение средствами и методами различных учебных дисциплин. Это способствует формированию научного представления о мире как о целостной системе отдельных взаимосвязанных частей. На интегрированных уроках учащиеся включаются в различные виды деятельности: беседы, дискуссии, лабораторные, практические и проектные работы.
У меня был опыт проведения интегрированного урока английского языка и географии в 5 классе по теме «Природные сокровища». Ребята познакомились с английскими названиями природных ресурсов, узнали из чего их получают, а также по карте определили их местонахождение. Итогом работы был проект по созданию карты природных ресурсов.
(слайд 7)
Игра предполагает активное вовлечение каждого ученика в деятельность. Игра развивает интеллектуальные способности – чтобы выиграть, необходимо соблюдать правила, а значит, выучить необходимую лексику, запомнить нужные грамматические формы и правила. Игра на иностранном языке зачастую предполагает групповые формы работы, в процессе которых развиваются самостоятельность, взаимовыручка, сотрудничество, умение находить правильное решение.
3 класс игра «Swimming race» (выбрать «плавательную дорожку» и ответить на вопросы),
Игра «Can you?..» - ответить на вопрос «Можешь ли ты?...», Игра «Shopping» попросить у продавца продукт и узнать его цену.
4 класс игра «Mountain climbing» - следуя инструкциям, отвечая на вопросы, добраться до вершины горы, игра «Odd one out!» - найти на картинке лишние слова
Игра «What does it look like?» - на что это похоже?
(слайд 8)
Метод проектов - это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.…
Есть разные типы проектов. В своей работе я чаще использую творческие индивидуальные и групповые мини-проекты. Они наиболее просты в выполнении и наименее затратны по времени. Их можно выполнить и на уроке и дать в качестве домашнего задания. Особенно они актуальны при проведении предметной недели по английскому языку. Она проводится ежегодно и большинство ребят с удовольствием участвуют в создании творческих мини-проектов.
В процессе создания проектов дети составляют рассказы, рисуют плакаты, изготавливают открытки, издают мини-буклеты, готовят выступления на иностранном языке: это могут быть стихи, сказки, песни или презентации.
Работа над проектом создает благоприятные условия для мотивации к говорению на иностранном языке, когда они представляют свои работы. Детям предоставляется возможность реализации творческих идей: работа над проектом развивает воображение, фантазию, мышление, совершенствуются навыки самостоятельной учебной деятельности.
Учебно-методический комплект английского языка «Forward» под редакцией М.В. Вербицкой дает богатый материал для организации активной деятельности обучающихся.
(слайд 9,10,11)
За годы работы у меня уже накопилось достаточно большое количество проектных работ учеников. Некоторые из них представляю вашему вниманию.
(слайд 12)
Применение активных методов обучения дает положительный результат: увеличивается количество участников школьного этапа олимпиады: в этом году было 12, причем 1 ученик 5 класса выполнил 42% олимпиадных заданий на платформе «Сириус». Все учащиеся активно принимают участие в неделе английского языка, качественная успеваемость по предмету стабильно выше 50 %.
В заключении могу сделать вывод, что применение активных методов обучения способствует повышению мотивации школьников, подогревает интерес детей к предмету, позволяет мне сделать уроки более разнообразными и интересными, способствует саморазвитию и самообразованию. /7/
Список использованной литературы
2 https://infourok.ru/sbornik-materialov-iz-opita-raboti-aktivnie-metodi-i-priemi-obucheniya-na-uroke-angliyskogo-yazika-3683630.html
3 https://multiurok.ru/files/aktivnye-metody-obucheniia-na-urokakh-angliiskog-3.html
4 https://multiurok.ru/blog/primienieniie-proiektnoi-tiekhnologhii-na-urokakh-anghliiskogho-iazyka.html
5 http://гимназия18.рф/wp-content/uploads/fedunina.pdf#:~:text=%5B2%3B%20226%5D%20К%20активным%20методам,активного%20и%20свободного%20развития%20личности
6 https://lifehacker.ru/puzzle-english-benefits/
7 https://infourok.ru/ispolzovanie-tehnologii-proektnoy-deyatelnosti-na-urokah-angliyskogo-yazika-2963587.html
8 https://nsportal.ru/shkola/inostrannye-yazyki/angliiskiy-yazyk/library/2019/02/01/metody-priyomy-tehnologii-formy-raboty