СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование активных методов, приемов и средств обучения и воспитания в процессе организации индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся с ограниченными возможностями здоровья

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал будет полезен для проведения педагогического совета, семинара по вопросу Использование активных методов, приемов и средств обучения и воспитания в процессе организации индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся с ограниченными возможностями здоровья

Просмотр содержимого документа
«Использование активных методов, приемов и средств обучения и воспитания в процессе организации индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся с ограниченными возможностями здоровья»

Использование активных методов, приемов и средств обучения и воспитания в процессе организации индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся с ограниченными возможностями здоровья (ЗПР).

Слайд 1

Начать наш педсовет я хочу с мультфильма. (Неудобные дети)

Неудобные дети Часть 1

Этот мультфильм подтверждает мысль, что всегда есть люди не похожие на других, выделяющиеся из общей массы. И мы, к сожалению, не всегда можем принять чьи-то особенности.

При этом нам необходимо осознавать, что это просто та реальность, в которой мы должны жить. И в ней есть разные дети, которых мы как педагоги должны обучать.

Слайд 2

Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети с разными нарушениями развития: слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, а так же с задержкой психического развития (ЗПР).

Слайд 3

В Конституции РФ и Законе «Об образовании» сказано, что дети с проблемами в развитии имеют равное со всеми право на образование. На слайде представлены основные документы, регламентирующие обучение детей с ОВЗ.

НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА

Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской федерации»

ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»)

СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»



В основу Стандарта для обучающихся с ОВЗ положены деятельностный и дифференцированный подходы, осуществление которых предполагает:

развитие личности обучающихся с ОВЗ в соответствии с требованиями современного общества, которые обеспечивают возможность их успешной социализации.



Педагогу, работающему с детьми, которые имеют отклонения в развитии, необходимо владеть специальными знаниями и умениями, обязательно наличие у педагога определенных личностных качеств, без которых процесс обучения указанной категории детей будет неэффективным.



У нас в школе теперь есть классы для детей с ограниченными возможностями здоровья, а именно с задержкой психического развития (ЗПР). Поэтому сегодня мы будем говорить именно о них.

Слайд 4

Комплексное изучение задержки психического развития относится к 60-м годам XX века.

Этот термин (ЗПР), включает как случаи замедленного психического развития («задержка темпа психического развития»), так и относительно стойкие состояния незрелости эмоционально-волевой сферы и интеллектуальной недостаточности, не достигающей степени умственной отсталости. Процесс развития познавательных способностей при ЗПР часто осложняется различными негрубыми, но стойкими нервно-психическими расстройствами (астеническими, церебрастеническими, невротическими, неврозоподобными и др.), нарушающими интеллектуальную работоспособность ребёнка.

Под термином задержка психического развития (ЗПР) понимается негрубое отставание в психическом развитии, которое, с одной стороны, требует специального коррекционного подхода к обучению ребенка, с другой стороны, позволяет - как правило, при наличии этого специального подхода - обучаться в общеобразовательной школе.

В самом общем виде сущность ЗПР состоит в следующем: развитие мышления, памяти, внимания, восприятия, речи, эмоционально-волевой сферы личности происходит замедленно, с отставанием от нормы.



Слайд 5

Существует несколько классификаций видов ЗПР, мы не будем подробно на них останавливаться.

(Согласно классификации К. С. Лебединской по этиопатогенетическому принципу ЗПР бывает следующих видов:

  • Задержка развития конституциональной этиологии – неосложненный психофизический инфантилизм, при котором когнитивная и эмоциональная сфера находятся на раннем этапе развития.

  • ЗПР соматогенной этиологии – возникает вследствие тяжелых заболеваний, перенесенных в период раннего детства.

  • ЗПР психогенной этиологии – является результатом неблагоприятных условий воспитания (гиперопека, импульсивность, лабильность, авторитаризм со стороны родителей).

  • ЗПР церебрально-органической этиологии (наличие негрубой органической недостаточности нервной системы. На этот вид ЗПР могут оказать свое патологическое влияние токсикозы беременных, инфекционные заболевания, травмы, резус-конф­ликт и т. п)



Для нас важно, что причинами задержки психического развития детей в большинстве случаев являются минимальные органические повреждения или функциональная недостаточность центральной нервной системы, длительные хронические соматические заболевания, перенесенные в раннем детстве.

То есть отставание в развитии психической деятельности ребенка в целом обусловлено состоянием здоровья (инфекцией, интоксикацией, травмой головного мозга, перенесенной внутриутробно, при родах или в раннем детстве, нарушениями эндокринной системы или другими хроническими соматическими заболеваниями) и от этого никто не застрахован.



Слайд 6

Психолого-педагогические особенности детей с ОВЗ (ЗПР)

-Особенности развития восприятия

У детей с задержкой психического развития наблюдается низкий (по сравнению с нормально развивающимися сверстниками) уровень развития восприятия. Это обнаруживается в необходимости более длительного времени для приёма и переработки сенсорной информации; в недостаточности, фрагментарности знаний об окружающем мире; в затруднениях при узнавании предметов, находящихся в непривычном положении, контурных и схематических изображений. Сходные качества предметов воспринимаются ими обычно как одинаковые. Эти дети не всегда узнают и часто смешивают сходные по начертанию буквы и их отдельные элементы; часто ошибочно воспринимают сочетания букв и т. д.

На этапе начала систематического обучения у детей с ЗПР выявляется неполноценность тонких форм зрительного и слухового восприятия.



Слайд 7

-Особенности развития пространственных представлений

Недостаточно сформированы пространственные представления: ориентировка в направлениях пространства очень долго осуществляется на уровне практических действий; часто возникают трудности при пространственном анализе и синтезе ситуации. Например, при складывании сложных геометрических фигур и узоров дети с ЗПР часто не могут осуществить полноценный анализ формы, установить симметричность, тождественность частей конструируемых фигур, расположить конструкцию на плоскости, соединить её в единое целое.



Слайд 8

-Особенности развития внимания и работоспособности

Характерными для детей с ЗПР особенности внимания являются его неустойчивость, рассеянность, низкая концентрация, трудности переключения.

Снижение способности распределять и концентрировать внимание особенно проявляется в условиях, когда выполнение задания осуществляется при наличии нескольких одновременно действующих раздражителей, имеющих для детей значительное смысловое и эмоциональное содержание.

Неустойчивость внимания и снижение работоспособности у детей имеют индивидуальные формы проявления. Так, у одних детей максимальное напряжение внимания и наиболее высокая работоспособность обнаруживаются в начале выполнения задания и неуклонно снижаются по мере продолжения работы; у других детей наибольшее сосредоточение внимания наступает после некоторого периода деятельности, то есть этим детям необходим дополнительный период времени для включения в деятельность; у третьей группы детей отмечаются периодические колебания внимания и неравномерная работоспособность на протяжении всего выполнения задания.

Слайд 9

-Особенности развития памяти

Часто отмечается снижение продуктивности запоминания и его неустойчивость; преобладание непроизвольной памяти по сравнению с произвольной; наглядной памяти над словесной; низкий уровень самоконтроля в процессе заучивания и воспроизведения, неумение организовывать свою работу; использовать рациональные приёмы запоминания; недостаточный объём и точность запоминания; преобладание механического запоминания над словесно-логическим, быстрое забывание материала.



Слайд 10

Особенности развития мышления

Выраженное отставание обнаруживается и в развитии познавательной деятельности этих детей, начиная с ранних форм мышления — наглядно-действенного и наглядно-образного и заканчивая словесно-логическим и абстрактным. При анализе предмета или явления дети называют лишь поверхностные, несущественные качества с недостаточной полнотой и точностью.

Нарушен поэтапный контроль над выполняемой деятельностью, они часто не замечают несоответствия своей работы предложенному образцу, не всегда находят допущенные ошибки. Эти дети очень редко могут адекватно оценить свою работу и правильно мотивировать свою оценку, которая часто завышена.


Слайд 11

- Особенности развития речи и общения

У некоторых детей с задержкой психического развития снижена потребность в общении как со сверстниками, так и со взрослыми. У большинства из них обнаруживается повышенная тревожность по отношению к взрослым, от которых они зависят. Необходимо отметить, что в большинстве своём они очень чувствительны к одобрению, сочувствию, доброжелательному отношению.

Особенности речи детей с ЗПР проявляется чаще всего в бедности словарного запаса, трудностях усвоения логико-грамматических конструкций, в наличии фонетико-фонематической недостаточности.

В общении у них отмечается слабая эмоциональная устойчивость, нарушение самоконтроля во всех видах деятельности, агрессивность поведения, трудности приспособления к детскому коллективу во время игры и занятий, суетливость, частая смена настроения, неуверенность, чувство страха, фамильярность по отношению к взрослому. Отмечается отсутствие правильного понимания своей социальной роли и положения. Всё это свидетельствует о недоразвитии у детей данной категории социальной зрелости.

Эти особенности развития вызывают значительные трудности в процессе обучения.



Слайд 12

Обучение детей с ОВЗ осуществляется по Адаптированным образовательным программам НОО и ООО и на доступном ученикам уровне.

Наиболее приемлемыми методами в практической работе с учащимися, имеющими ОВЗ (ЗПР), считаются

  • объяснительно-иллюстративный,

  • репродуктивный,

  • частично поисковый,

  • информационно-коммуникационный;

  • методы контроля, самоконтроля и взаимоконтроля,

  • игра и др.



Сейчас мы переходим к практической части нашего педсовета. И постараемся представить свои пока еще очень скромные наработки в вопросе обучения детей с ОВЗ.

Начну я с раздела Психологическая коррекция.



Слайд 13

Психологическая коррекция

Программы групповых коррекционных занятий «Психологическая коррекция» (1-4 класс) и «Психологическая коррекция» 5-9 класс разработаны в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования обучающихся с ОВЗ и федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования и реализуются в нескольких обширных разделах.

(1.Коррекция психомоторных и сенсорно-перцептивных процессов;

2.Коррекция нарушений произвольности познавательных процессов;

3. Коррекция нарушений мыслительных способностей

4.Коррекция нарушений коммуникативных навыков;

5. Коррекция нарушений эмоционально-волевой сферы.)



Например, раздел «Коррекция нарушений эмоционально-волевой сферы» направлен на гармонизацию эмоциональных и функциональных состояний (психическое утомление, тревожность, напряженность, эмоциональный стресс) связанных с учебными ситуациями.

Здесь используются здоровьесберегающие технологии, дыхательные упражнения, элементы массажа и самомассажа, на данном этапе осваиваются упражнения в сухом бассейне.

Дыхательная гимнастика способствует общему оздоровлению и улучшению самочувствия, успокаивает и способствует концентрации внимания.

Использование упражнений с массажными мячами оказывает активизирующее действие на организм. «Источник знаний находится на кончиках пальцев» – так говорил В.Сухомлинский. И уже давно доказано, что развитие мелкой моторики напрямую связано с развитием мышления и речи.

Сухой бассейн оказывает многостороннее влияние на организм ребенка – нормализует деятельность центральной нервной системы, оказывает благотворное сенсорное воздействие, создает положительный психо-эмоциональный фон.



Раздел «Коррекция нарушений произвольности познавательных процессов» включает коррекцию неустойчивости и отвлекаемости внимания, нарушений различных видов памяти (эмоциональной, моторной, логической и т.д.).

Здесь используются разнообразные игры на развитие внимания, памяти.

Одна из главных задач в работе с детьми с ОВЗ (ЗПР) – это усиление регулирующей и направляющей роли речи, нормализация взаимосвязи речи и деятельности учащихся.

На первых порах это достигается путем ответов учащихся на поставленные вопросы. Ученик должен научиться вычленять отдельные этапы будущей деятельности, а для этого надо чаще пользоваться такими словами, как «сначала», «потом».

На основе привлечения речи происходит понимание учащимися смысла выполняемой деятельности, осознания правильности (или ошибочности) произведенных действий, адекватной оценки результата работы в соответствии с требованиями

Раздел «Коррекция нарушений мыслительных способностей» включает в себя работу на развитие пространственного мышления, мыслительных операций сравнения, аналитико-синтетической деятельности, обобщения, поиск закономерностей и т.д.).

Упражнения на развитие мыслительных операций обычно выполняются детьми с неохотой, им трудно, у них не всегда получается. Им очень сложно выделить главное, сделать выводы из сказанного, систематизировать информацию, сделать заключение. Поэтому я стараюсь делать это в игровой форме.

Все упражнения, направленные на развитие эмоционально-волевой сферы, познавательной деятельности, общее развитие речи и мышления учащихся подбираются с учетом их индивидуальных возможностей и потребностей.

В моем видео я постаралась отразить основные направления коррекционной психолого-педагогической работы.

Видео Психологическая коррекция.

Сейчас остановимся на особенностях логопедической работы с обучающимися.

Видео



Наши педагоги на своих уроках используют самые разнообразные методы и приемы.

1. Использование сигнальных карточек при выполнении заданий (с одной стороны на ней изображен плюс, с другой – минус; круги разного цвета по звукам, карточки с буквами). Дети выполняют задание, либо оценивают его правильность. Карточки могут использоваться при изучении любой темы с целью проверки знаний учащихся, выявления пробелов в пройденном материале. Удобство и эффективность их заключаются в том, что сразу видна работа каждого ребёнка.

2. Составление, запись и вывешивание на доску в виде карт, схем, слов основных моментов изучения темы, выводов, которые нужно запомнить.  Данный приём можно использовать в конце изучения темы – для закрепления, подведения итогов; в ходе изучения материала – для оказания помощи при выполнении заданий.

3. Использование презентаций и фрагментов презентации по ходу занятия. На слайдах можно разместить необходимый картинный материал, цифровые фотографии, тексты; можно добавить музыкальное и голосовое сопровождение к демонстрации презентации. При такой организации материала включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная. Это позволяет сформировать устойчивые визуально-кинестетические и визуально-аудиальные условно-рефлекторные связи центральной нервной системы. В процессе коррекционной работы на их основе у детей формируются правильные речевые навыки, а в дальнейшем и самоконтроль за своей речью.

4. Активные методы рефлексии:

- рефлексия настроения и эмоционального состояния;

-рефлексия содержания учебного материала (её можно использовать, чтобы выяснить, как учащиеся осознали содержание пройденного материала);

-рефлексия деятельности (ученик должен не только осознать содержание материала, но и осмыслить способы и приёмы своей работы, уметь выбрать наиболее рациональные). Данные виды рефлексии можно проводить как индивидуально, так и коллективно. При выборе того или иного вида рефлексии следует учитывать цель занятия, содержание и трудности учебного материала, тип занятия, способы и методы обучения, возрастные и психологические особенности учащихся.

Это могут быть картинки, символы, различные цветовые карточки и т. д.), помогающими детям в конце занятия актуализировать пройденный материал и выбрать понравившийся, запомнившийся, наиболее удачный для ребёнка этап занятия, прикрепив к нему свою картинку.



Иногда путем проб и ошибок выявляются наиболее эффективные. О них учителя сами вам расскажут и продемонстрируют в видеофрагментах уроков.

Все вышеперечисленные методы и приёмы организации обучения в той или иной степени стимулируют познавательную активность учащихся с ОВЗ, развивают их творческие способности, активно вовлекают обучающихся в образовательный процесс, стимулирует самостоятельную деятельность учащихся с ОВЗ.



Основные рекомендации для оптимизации обучения детей с ОВЗ (ЗПР) представлены в буклете.



Дети с задержкой психического развития имеют относительно благоприятный прогноз в плане обучения и воспитания. И, несмотря на существенные недостатки в интеллектуальном и личностном развитии, у детей сохранны предпосылки для усвоения учебного материала по общеобразовательным программам при условии индивидуального и дифференцированного подхода к ним.

Теперь я предлагаю досмотреть мультфильм у узнать, что произошло с нашим героем это займет буквально минуту.

Мультфильм



Все мы оказывается прибыли с другой планеты, где были не похожи на других.)))







Проект решения педсовета:

1.Отметить положительный опыт педагогов……….. по вопросу использования активных методов, приемов и средств обучения и воспитания в процессе организации индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся с ограниченными возможностями здоровья.

2.Методическому Совету создать методическую «копилку» положительного опыта работы учителей по вопросу использования активных методов, приемов и средств обучения и воспитания в процессе организации индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся с ограниченными возможностями здоровья, срок — апрель-май 2019г, ответственный — …..

3.Методическим объединениям учителей-предметников способствовать накоплению и тиражированию опыта по вопросу использования активных методов, приемов и средств обучения и воспитания в процессе организации индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся с ограниченными возможностями здоровья, выносить положительный опыт на обсуждение заседаний ЦМО, срок — май 2019г, ответственные — руководители ЦМО.