СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование альтернативной коммуникации в работе с детьми с ТМНР

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Использование альтернативной коммуникации в работе с детьми с ТМНР»

Использование альтернативной коммуникации в работе с детьми с ТМНР

Коммуникация, или общение – это процесс установления и развития контактов между людьми, возникающий в связи с потребностью в совместной деятельности, включающий в себя обмен информацией, характеризующийся взаимным восприятием и попытками влияния друг на друга.

Альтернативная коммуникация – это способы коммуникации, дополняющие или заменяющие вербальную речь людям, которые не могут с её помощью удовлетворительно общаться.

Когда используется АК?

  • Нарушения слуха.

  • Двигательные или анатомические нарушения, создающие моторные трудности для произношения звуков (анартрия, апраксия, макроглоссия).

  • Интеллектуальные нарушения .

  • Эмоциональные проблемы .

  • Прогрессирующие заболевания (например, мышечная дистрофия, множественный склероз).

  • Приобретённые заболевания или травмы (в результате аварий или инсульта).

  • Временные ограничения речевых возможностей (например, из-за трахеотомии).

Альтернативная коммуникация :

• может быть необходима постоянно;

• может применяться ситуативно;

• может рассматриваться как помощь в овладении устной речью

Средства поддерживающей коммуникации:

Мимика, жесты и движения тела

графические символы, карточки PCS

Жесты и движения тела.

Мимика – это выражение лица человека, она является главным элементом отображением эмоций и чувств

Жест (от лат. gestus — движение тела) — некоторое действие или движение человеческого тела или его части, имеющее определённое значение или смысл, то есть являющееся знаком или символом.

Движения тела и жесты - составная часть нашей ежедневной коммуникации.

В случае отсутствия и ограничения устной речи движения тела и жесты выступают как единственно доступное коммуникативное средство выражения сообщений и понимания окружающих.



Причины использовать жесты:

  • являются неотъемлемым средством общения и взаимодействия взрослого и ребенка, для которого не доступны другие средства коммуникации;

  • жесты всегда находятся «под руками», их можно применять всегда и везде в отличие от технических средств коммуникации;

  • жесты располагают намного большим «словарем», чем другие наборы символов;

  • обучение жестам не требует от окружающих каких-либо специальных знаний.

  • выполнение и восприятие жестов задействует различные анализаторные системы (зрительную, кинестетическую), что улучшает понимание сообщения;

  • визуализация языка побуждает ребенка к внимательному наблюдению заговорящим, что улучшает его восприятие (видит мимику, артикуляцию, движения тела);

Требования к жестовой коммуникации:

  • жесты должны быть моторно-доступными и простыми;

  • жест всегда должен сопровождаться речью;

  • оптимальная поза для предъявления жеста – напротив, на уровне глаз;

  • для обучения лучше всего использовать жесты, основанные на сходстве или ассоциациях с понятием;

  • жесты должны сопровождать весь процесс жизнедеятельности ребенка в течение дня;

  • применяемые жесты должны быть одинаковыми для всех сотрудников работающих с этими детьми.

Группы жестов:

  • Символические социальные жесты (смотри, слушай, да, нет, нельзя, …);

  • Жесты движения и имитации простых предметных действий (возьми, положи, сядь, умываться, пить…)

  • Жесты описательного характера предметного и природного мира (дом, дерево, мишка, курочка, мяч, большой…)

Графические символы

  • Фотографии

  • Картинки

  • Картинки символы

  • Пиктограммы

Пиктограмма — это схематичная картинка, обозначающая какой-либо предмет или действие.

Пиктограммы помогают выражать желания, просьбы, потребности, чувства на всех уровнях жизнедеятельности ребёнка — в окружающей обстановке и при общении со сверстниками, социумом.

Обучение использованию и пониманию пиктограмм должно вестись совместно всеми сотрудниками работающими непосредственно с ребенком.

Педагог обучает ребёнка на специально организованных занятиях, а остальные сотрудники применяет данную методику в своей работе.

Условия использования графических символов при работе с детьми:

  • изображения должны быть яркими, простыми, знакомы ребенку;

  • картинки удобны для манипуляций с ними;

  • постепенно переходить с цветных картинок на чёрно-белые;

  • пиктограммы должны сопровождать ребенка во всех сферах его деятельности;

  • создание единого «Пиктомира»

Алгоритм обучения ребенка использованию графических символов

  • Установить зрительный и эмоциональный контакт с ребенком

  • Исследовать предметный мир с помощью органов чувств (поиск нужно предмета, показ действия)

  • Познакомить ребенка с реалистическим изображением изучаемого объекта или действия

  • Выбор изображения среди остальных

  • Познакомить ребенка со схематическим изображением (пиктограммой) изучаемого объекта или действия

  • Выбор нужной пиктограммы среди остальных.

  • Создание пиктомира

Алгоритм работы персонала с альтернативными средствами коммуникации:

I.

Если необходимо сообщить информацию ребенку

Установить эмоциональный и зрительный контакт с ребенком

Сообщить ребенку необходимую информацию, подкрепляя ее жестом

Предъявить ребенку графическое изображение предмета или действия

Пример:

- Сейчас ты будешь кушать.

II.

Если необходимо получить от ребенка ответную реакцию на задаваемый вопрос

1.Установить эмоциональный и зрительный контакт с ребенком

2. Задать ребенку вопрос подкрепляя его жестом, графическим изображением

Дождаться ответной реакции от ребенка в виде жеста, показа нужного изображения (в альбоме, на планшете, на доске)

Если необходимо сопроводить ребенка, помочь ему достать карточку, нажать на изображение объекта.

Пример:

Что ты будешь делать. Умываться или кушать?

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!