Использование альтернативной коммуникации в работе с детьми с ТМНР
Коммуникация, или общение – это процесс установления и развития контактов между людьми, возникающий в связи с потребностью в совместной деятельности, включающий в себя обмен информацией, характеризующийся взаимным восприятием и попытками влияния друг на друга.
Альтернативная коммуникация – это способы коммуникации, дополняющие или заменяющие вербальную речь людям, которые не могут с её помощью удовлетворительно общаться.
Когда используется АК?
Нарушения слуха.
Двигательные или анатомические нарушения, создающие моторные трудности для произношения звуков (анартрия, апраксия, макроглоссия).
Интеллектуальные нарушения .
Эмоциональные проблемы .
Прогрессирующие заболевания (например, мышечная дистрофия, множественный склероз).
Приобретённые заболевания или травмы (в результате аварий или инсульта).
Временные ограничения речевых возможностей (например, из-за трахеотомии).
Альтернативная коммуникация :
• может быть необходима постоянно;
• может применяться ситуативно;
• может рассматриваться как помощь в овладении устной речью
Средства поддерживающей коммуникации:
Мимика, жесты и движения тела
графические символы, карточки PCS
Жесты и движения тела.
Мимика – это выражение лица человека, она является главным элементом отображением эмоций и чувств
Жест (от лат. gestus — движение тела) — некоторое действие или движение человеческого тела или его части, имеющее определённое значение или смысл, то есть являющееся знаком или символом.
Движения тела и жесты - составная часть нашей ежедневной коммуникации.
В случае отсутствия и ограничения устной речи движения тела и жесты выступают как единственно доступное коммуникативное средство выражения сообщений и понимания окружающих.
Причины использовать жесты:
являются неотъемлемым средством общения и взаимодействия взрослого и ребенка, для которого не доступны другие средства коммуникации;
жесты всегда находятся «под руками», их можно применять всегда и везде в отличие от технических средств коммуникации;
жесты располагают намного большим «словарем», чем другие наборы символов;
обучение жестам не требует от окружающих каких-либо специальных знаний.
выполнение и восприятие жестов задействует различные анализаторные системы (зрительную, кинестетическую), что улучшает понимание сообщения;
визуализация языка побуждает ребенка к внимательному наблюдению заговорящим, что улучшает его восприятие (видит мимику, артикуляцию, движения тела);
Требования к жестовой коммуникации:
жесты должны быть моторно-доступными и простыми;
жест всегда должен сопровождаться речью;
оптимальная поза для предъявления жеста – напротив, на уровне глаз;
для обучения лучше всего использовать жесты, основанные на сходстве или ассоциациях с понятием;
жесты должны сопровождать весь процесс жизнедеятельности ребенка в течение дня;
применяемые жесты должны быть одинаковыми для всех сотрудников работающих с этими детьми.
Группы жестов:
Символические социальные жесты (смотри, слушай, да, нет, нельзя, …);
Жесты движения и имитации простых предметных действий (возьми, положи, сядь, умываться, пить…)
Жесты описательного характера предметного и природного мира (дом, дерево, мишка, курочка, мяч, большой…)
Графические символы
Фотографии
Картинки
Картинки символы
Пиктограммы
Пиктограмма — это схематичная картинка, обозначающая какой-либо предмет или действие.
Пиктограммы помогают выражать желания, просьбы, потребности, чувства на всех уровнях жизнедеятельности ребёнка — в окружающей обстановке и при общении со сверстниками, социумом.
Обучение использованию и пониманию пиктограмм должно вестись совместно всеми сотрудниками работающими непосредственно с ребенком.
Педагог обучает ребёнка на специально организованных занятиях, а остальные сотрудники применяет данную методику в своей работе.
Условия использования графических символов при работе с детьми:
изображения должны быть яркими, простыми, знакомы ребенку;
картинки удобны для манипуляций с ними;
постепенно переходить с цветных картинок на чёрно-белые;
пиктограммы должны сопровождать ребенка во всех сферах его деятельности;
создание единого «Пиктомира»
Алгоритм обучения ребенка использованию графических символов
Установить зрительный и эмоциональный контакт с ребенком
Исследовать предметный мир с помощью органов чувств (поиск нужно предмета, показ действия)
Познакомить ребенка с реалистическим изображением изучаемого объекта или действия
Выбор изображения среди остальных
Познакомить ребенка со схематическим изображением (пиктограммой) изучаемого объекта или действия
Выбор нужной пиктограммы среди остальных.
Создание пиктомира
Алгоритм работы персонала с альтернативными средствами коммуникации:
I.
Если необходимо сообщить информацию ребенку
Установить эмоциональный и зрительный контакт с ребенком
Сообщить ребенку необходимую информацию, подкрепляя ее жестом
Предъявить ребенку графическое изображение предмета или действия
Пример:
- Сейчас ты будешь кушать.
II.
Если необходимо получить от ребенка ответную реакцию на задаваемый вопрос
1.Установить эмоциональный и зрительный контакт с ребенком
2. Задать ребенку вопрос подкрепляя его жестом, графическим изображением
Дождаться ответной реакции от ребенка в виде жеста, показа нужного изображения (в альбоме, на планшете, на доске)
Если необходимо сопроводить ребенка, помочь ему достать карточку, нажать на изображение объекта.
Пример:
Что ты будешь делать. Умываться или кушать?
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!