СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование арт-терапии для создания психологического комфорта у участников образовательного процесса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация оформлена для МО классных руководителей.

Просмотр содержимого документа
«Использование арт-терапии для создания психологического комфорта у участников образовательного процесса»

Использование арт-терапии для создания психологического комфорта у участников образовательного процесса Подготовила: Левкина Ю.В.  учитель русского языка, литературы     С. Луговское, 2017

Использование арт-терапии для создания психологического комфорта у участников образовательного процесса

Подготовила: Левкина Ю.В.

учитель русского языка, литературы

С. Луговское, 2017

Эмоциональное состояние участников образовательного процесса вызывает сегодня серьезную тревогу. У детей отмечается высокая тревожность, частые проявления общей апатии или, напротив, повышенной раздражительности или агрессивности. У педагогов наблюдается повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события; переживание негативных эмоций, чувство неосознанного беспокойства, депрессивные состояния. Все это приводит к тому, что на сегодняшний момент необходимо искать новые средства психолого-педагогической поддержки предупреждения негативных эмоций у участников образовательного процесса. В качестве инструмента для обеспечения эмоционального благополучия можно использовать один из методов психологической работы, который в последнее время широко используется педагогами – это Арт-терапия.

Эмоциональное состояние участников образовательного процесса вызывает сегодня серьезную тревогу. У детей отмечается высокая тревожность, частые проявления общей апатии или, напротив, повышенной раздражительности или агрессивности. У педагогов наблюдается повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события; переживание негативных эмоций, чувство неосознанного беспокойства, депрессивные состояния. Все это приводит к тому, что на сегодняшний момент необходимо искать новые средства психолого-педагогической поддержки предупреждения негативных эмоций у участников образовательного процесса.

В качестве инструмента для обеспечения эмоционального благополучия можно использовать один из методов психологической работы, который в последнее время широко используется педагогами – это Арт-терапия.

Арт-терапия – это один из методов, использующий возможности искусства для достижения положительных изменений в интеллектуальном, социальном, эмоциональном и личностном развитии человека. Применение технологий арт-терапии в работе педагога в образовательном пространстве способствует приобретению новых навыков взаимодействия и рефлексии, самопонимания и самопринятия, а также принятия и понимания других людей. Арт-терапевтические методы работы с детьми и взрослыми это безопасный способ разрядки разрушительных эмоций. Позволяет проработать мысли и эмоции, которые человек привык подавлять. Повышает адаптационные способности человека к повседневной жизни. Снижает утомление, негативные эмоциональные состояния и их проявления, связанные с обучением у детей, работой у педагогов и воспитанием у родителей. Позволяет выстраивать отношения с ребёнком на основе любви и взаимной привязанности.

Арт-терапия – это один из методов, использующий возможности искусства для достижения положительных изменений в интеллектуальном, социальном, эмоциональном и личностном развитии человека.

Применение технологий арт-терапии в работе педагога в образовательном пространстве способствует приобретению новых навыков взаимодействия и рефлексии, самопонимания и самопринятия, а также принятия и понимания других людей.

Арт-терапевтические методы работы с детьми и взрослыми это безопасный способ разрядки разрушительных эмоций. Позволяет проработать мысли и эмоции, которые человек привык подавлять. Повышает адаптационные способности человека к повседневной жизни. Снижает утомление, негативные эмоциональные состояния и их проявления, связанные с обучением у детей, работой у педагогов и воспитанием у родителей. Позволяет выстраивать отношения с ребёнком на основе любви и взаимной привязанности.

Современная арт-терапия включает множество направлений:  Музыкальная терапия Игровая терапия Драматерапия Сказкотерапия Библиотерапия Кинотерапия Фототерапия Изотерапия Танцевальная терапия Мандала терапия

Современная арт-терапия включает множество направлений:

Музыкальная терапия

Игровая терапия

Драматерапия

Сказкотерапия

Библиотерапия

Кинотерапия

Фототерапия

Изотерапия

Танцевальная терапия

Мандала терапия

Функции арт-терапии Катарсическая  очищающая, освобождающая от негативных состояний Регулятивная  снятие нервно-психического напряжения, регуляция психосоматических процессов, моделирование положительного психоэмоционального состояния Коммуникативно-рефлексивная  обеспечивающая коррекцию нарушений общения, формирование адекватного межличностного поведения, самооценки

Функции арт-терапии

Катарсическая

очищающая, освобождающая от негативных состояний

Регулятивная

снятие нервно-психического напряжения, регуляция психосоматических процессов, моделирование положительного психоэмоционального состояния

Коммуникативно-рефлексивная

обеспечивающая коррекцию нарушений общения, формирование адекватного межличностного поведения, самооценки

Формы арт-терапии Пассивная форма – ребенок прослушивает музыкальные произведения, рассматривает рисунки.  Активная форма – ребенок сам создает продукты творчества: музыкальные композиции, спонтанные танцы, истории, рисунки.  Смешанная форма – ребенок использует имеющиеся произведения искусства для создания своих продуктов творчества.

Формы арт-терапии

Пассивная форма ребенок прослушивает музыкальные произведения, рассматривает рисунки.

Активная форма ребенок сам создает продукты творчества: музыкальные композиции, спонтанные танцы, истории, рисунки.

Смешанная форма ребенок использует имеющиеся произведения искусства для создания своих продуктов творчества.

Исследования показали, что занятия, включающие арт-терапевтические технологии, дают больший воспитательный, развивающий и обучающий эффект. В особой символической форме: через рисунок, игру, сказку, музыку – мы можем помочь ребёнку дать выход своим эмоциям, переживаниям, получить новый опыт разрешения конфликтных ситуаций. Характер подобных занятий зависит от индивидуальных трудностей ребёнка. В работе с детьми и взрослыми успешно применяют такие арт-терапевтические методы как: изотерапия, музыкоперапия, сказкотерапия, танцетерапия, фототерапия.

Исследования показали, что занятия, включающие арт-терапевтические технологии, дают больший воспитательный, развивающий и обучающий эффект.

В особой символической форме: через рисунок, игру, сказку, музыку – мы можем помочь ребёнку дать выход своим эмоциям, переживаниям, получить новый опыт разрешения конфликтных ситуаций. Характер подобных занятий зависит от индивидуальных трудностей ребёнка. В работе с детьми и взрослыми успешно применяют такие арт-терапевтические методы как: изотерапия, музыкоперапия, сказкотерапия, танцетерапия, фототерапия.

Изотерапия –  это терапия с помощью изобразительного искусства, мощное средство самовыражения, облегчающее путь для проявления чувств. Терапия искусством позволяет максимально реализовать творческие способности ребёнка, помогает малышу познать своё предназначение. Благодаря рисованию, человек легче воспринимает болезненные для него события.

Изотерапия

–  это терапия с помощью изобразительного искусства, мощное средство самовыражения, облегчающее путь для проявления чувств. Терапия искусством позволяет максимально реализовать творческие способности ребёнка, помогает малышу познать своё предназначение. Благодаря рисованию, человек легче воспринимает болезненные для него события.

Сказкотерапия –  метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром.

Сказкотерапия –  метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром.

Музыкотерапия  очень эффективна в коррекции нарушения общения, возникших у детей по разным причинам. Контакт с помощью музыки безопасен, ненавязчив, индивидуализирован, снимает страхи, напряжённость.

Музыкотерапия  очень эффективна в коррекции нарушения общения, возникших у детей по разным причинам. Контакт с помощью музыки безопасен, ненавязчив, индивидуализирован, снимает страхи, напряжённость.

Танцевальная терапия  используется для выражения всего диапазона человеческих эмоций, мыслей и установок. Когда танец используется в терапии, чувства спонтанно высвобождаются в свободном движении и импровизации.

Танцевальная терапия используется для выражения всего диапазона человеческих эмоций, мыслей и установок. Когда танец используется в терапии, чувства спонтанно высвобождаются в свободном движении и импровизации.

Фототерапия.   Основное содержание фототерапии – создание или восприятие фотографических образов, дополняемое их обсуждением и разными видами творческой деятельности, включая изобразительное искусство, движение, танец, сочинение историй, стихотворений.

Фототерапия.  

Основное содержание фототерапии – создание или восприятие фотографических образов, дополняемое их обсуждением и разными видами творческой деятельности, включая изобразительное искусство, движение, танец, сочинение историй, стихотворений.

Метод Фототерапия является одним из направлений арт-терапии. Фототерапией называют лечебно-коррекционное применение фотографии, ее использование для решения психологических проблем.   Мы  почти каждый день используем возможности фототерапии,  сами того не осознавая: -  когда делаем серию снимков , ищем лучший ракурс, исследуем пространство вокруг себя, моделируем картинку своей жизни; -  когда выкладываем фотографии  о  поездке, событии, впечатлении в соцсетях, создавая свою историю - веселую, нежную или авантюрную; -  когда позируем перед камерой , создавая определенный образ и настроение; -  когда просматриваем  старый семейный альбом с пожелтевшими фото, соединяя себя с историей своего рода и семьи.

Метод Фототерапия является одним из направлений арт-терапии. Фототерапией называют лечебно-коррекционное применение фотографии, ее использование для решения психологических проблем.

  Мы  почти каждый день используем возможности фототерапии,  сами того не осознавая:

когда делаем серию снимков , ищем лучший ракурс, исследуем пространство вокруг себя, моделируем картинку своей жизни;

когда выкладываем фотографии  о  поездке, событии, впечатлении в соцсетях, создавая свою историю - веселую, нежную или авантюрную;

когда позируем перед камерой , создавая определенный образ и настроение;

когда просматриваем  старый семейный альбом с пожелтевшими фото, соединяя себя с историей своего рода и семьи.

Мандала-терапия   «Арт-терапевтическая техника», «Диагностический метод», «Метод аналитической психологии Юнга», «Медитативная техника», «Духовная практика», «Метод саморазвития». Слово

Мандала-терапия

  «Арт-терапевтическая техника», «Диагностический метод», «Метод аналитической психологии Юнга», «Медитативная техника», «Духовная практика», «Метод саморазвития».

Слово "мандала" имеет древнее происхождение, еще с санскрита оно переводится как "священный круг". Где сам круг - это символ, олицетворяющий модель вселенной, от малого до великого, от схематичного изображения клетки человека до "карта космоса". 

  Во многих древних культурах особенно на Востоке, в культуре индусов, буддистов,  мандала  считается священной, а ее рисование используют для духовного развития и исцеления тела.

Для чего рисуют Мандалы? Мандала, созданная руками человека уникальна и неповторима. Она является продуктом творчества, не только наших рук и сознания, а в первую очередь бессознательного, и создается в определенное время и в определенном месте. Именно поэтому, мандала словно зеркало нашей души! Проблемы, радости, тревоги, физическое состояние организма, ресурсы и многое другое — все это находит свое отражение в мандале. В процессе рисования мандалы мы можем ее гармонизировать! Ведь то, что окружает нас – всего лишь отражение того, что внутри, а значит, изменив внутреннее состояние, мы автоматически изменяем то, что нас окружает снаружи. А само рисование в круге красиво и настраивает человека на положительные мысли!

Для чего рисуют Мандалы?

Мандала, созданная руками человека уникальна и неповторима. Она является продуктом творчества, не только наших рук и сознания, а в первую очередь бессознательного, и создается в определенное время и в определенном месте. Именно поэтому, мандала словно зеркало нашей души! Проблемы, радости, тревоги, физическое состояние организма, ресурсы и многое другое — все это находит свое отражение в мандале. В процессе рисования мандалы мы можем ее гармонизировать! Ведь то, что окружает нас – всего лишь отражение того, что внутри, а значит, изменив внутреннее состояние, мы автоматически изменяем то, что нас окружает снаружи. А само рисование в круге красиво и настраивает человека на положительные мысли!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

СПАСИБО

ЗА ВНИМАНИЕ!