СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование ассоциативных карт в групповой работе.

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

МАК в групповой работе.

Просмотр содержимого документа
«Использование ассоциативных карт в групповой работе.»

Использование ассоциативных карт

в групповой работе.



Метафорические ассоциативные карты (МАК) – инструмент универсальный. Успешно применять их можно как в индивидуальной, так и в групповой работе.

Групповая терапия дает возможность удовлетворить потребность во взаимодействии с людьми, научиться отстаивать свое мнение, проявлять активность, сдерживать свои негативные эмоции и желание критиковать других.

Преимущества групповой работы:

— позволяет развивать важные социальные навыки;

— учит членов группы оказывать взаимную поддержку друг другу, а также позволяет более эффективно решать общие проблемы;

— дает возможность увидеть результаты своих действий и то, как они влияют на окружающих;

— позволяет изучать новые роли, а также наблюдать, какое влияние они оказывают на взаимоотношения с окружающими;

— повышает самооценку и приводит к становлению себя, как личности;

— развивает навыки принятия решений.

Группы можно разделить на два вида — открытые, так и закрытые. Закрытые обычно организуются тогда, когда есть необходимость решить узкую задачу, определенную той или иной темой. Одним из главных преимуществ работы в закрытой группе является то, что один и тот же состав участников дает им возможность привыкнуть друг к другу, и установить между собой более близкие и доверительные отношения, нежели в открытой группе.

Когда речь идет об открытой группе, имеется в виду, что состав группы постоянно изменяется — приходят новые участники, уходят прежние. Это создает условия, максимально приближенные к обычной, реальной жизни, без особенных, «тепличных» условий, помогая обретать самостоятельность.

Правильно организованная группа является своего рода моделью реальной жизни, где постоянно изменяется окружение, внешние обстоятельства, и где каждый из ее участников проявляет те же отношения, установки, ценности, поведение и эмоции, что и в своей повседневной жизни.

Для обеспечения безопасности и эффективности работы в группе должны действовать определенные правила, которых должны придерживаться все, без исключения, участники:

- перед началом занятий в группе предстоит определить цель занятий (глобальная цель для всех)

Среди целей могут быть:

- сближение

- улучшение коммуникации

- определение качеств: лидер, ведомый

- решение совместных задач

- умение отстаивать свои интересы

- также перед началом же занятий в группе предстоит определить цель и каждому в отдельности (минимальная цель)

- каждый сам решает, стоит ли ему выполнять то или иное упражнение, предложенное ведущим. В то же время, стоит обращать внимания на внутреннее сопротивление, чтобы понять, вследствие каких причин оно возникло.

- каждый из участников группы должен быть искренним, и говорит только то, что чувствует, думает и ощущает, а не то, чего от него ждут или что, по его мнению, он должен чувствовать. В то же время, степень открытости каждый определяет самостоятельно, в зависимости от своей задачи и состояния. Человек имеет право сказать: «Я не хочу сейчас об этом говорить».

- все участники группы обязаны соблюдать конфиденциальность. Из группы нельзя выносить сведений о других.

- обсуждению подлежит только то, что происходит здесь и сейчас, на занятии, а не то, что происходило в прошлом или, возможно, произойдет в будущем (если того не требует предложенное к выполнению упражнение).

- каждый говорит от своего имени: «Я чувствую», «Я думаю…», «Я вижу…».

Очень важно также помнить о том, что «у каждого свой сон». Одна и та же картинка по-своему воспринимается каждым членом группы. Говорить о картинке другого члена группы можно только с его разрешения и только с осознанием того, что это твой личный взгляд на мир, который может не иметь ничего общего с миром другого человека.

- ведущий группы имеет право вето: он может в любой момент остановить групповой процесс, предложить новое обсуждение, обратить внимание участников группы на что-то. Требования ведущего обязательны для исполнения всеми участниками группы.

- уважение к участникам группы — не прерывать говорящего, не нарушать тишину, пока не закончат работу все участники группы, быть внимательным к переживаниям другого человека. Давая советы и подсказки (напомню – с разрешения другого участника группы), учитывать тот факт, что это ваше личное субъективное мнение.

- по завершении работы в группе каждый принимает ответственность за результаты своей работы.

- завершая работу, можно подвести итоги в виде беседы, обговорить занятие в целом. Узнать, какие эмоции, впечатления, чувства, возникли у присутствующих.

Упражнения, применяемые в группе условно можно разделить на 3 вида:
- вводные, разминочные, на знакомство;
-  на основную часть, по теме встречи;
-  завершающие, итоговые, обобщающие упражнения.

Вводные упражнения:

«Настроение»
Каждый вытягивает карту и говорит о своем настроении через карту - в чем настроение похоже на то, что изображено на карте, в чем нет.
Если участники группы не знакомы между собой, то можно предложить им назвать свое имя и что-то рассказать о себе.

«Групповой рассказ»
Задача - по кругу рассказывать историю. 
Ведущий задаёт тему (например: "Как мальчик к психологу пришел", "Мой лучший день", "Радостная встреча", "Как научится новому" и т.д.)
Первый человек открывает карту и начинает рассказ, следующий человек берет следующую карту и продолжает рассказ. 
Важно – карты заранее не подсматривать. Формулировка каждой следующей части истории развивает фантазию, воображение, погружает в процесс работы.

«Ресурс»
Когда группа тревожная, то в начале работы можно предложить в открытую выбрать одну карту, которая ассоциируется с покоем, спокойствием, тихим и ресурсным местом. Эту карту можно отложить рядом с собой. Если в процессе работы возникает беспокойство, то можно вернуться к этой карте, посмотреть на неё, попробовать оказаться ненадолго в комфортном пространстве, изображённом на картинке.

Основная часть:
Подборка упражнений будет зависеть от конкретной задачи встречи. Вот несколько вариантов.

«Генератор Идей»
Один человек озвучивает задачу. 
Остальные по очереди тянут карту и придумывают идеи, как решить задачу путем интерпретирования той карты, которая у них на руках. После того как каждый озвучит свою идею, а может быть даже не одну, следующий участник задает другую проблему. 
В зависимости от количества участников группы можно провести 1,2 или даже 3 круга.

 «Обсуждение темы»
Задается тема, например, «что такое страх/зависимость/насилие/доверие/любовь». 
Колода карт-картинок (из универсальной колоды – «ОН», подойдет также «Соре») передается участникам, откуда они в закрытую выбирают 3-4 карты, затем переворачивают их и объясняют, какое отношение эти карты имеют к обсуждаемой теме. 
Можно также ввести условие, что хотя бы 2 из 3 карт (или 3 из 4) необходимо увязать с заданной темой. 
В результате такого круга участникам удастся обширно и глубоко обсудить тему. 

 «10 свойств»
Определяете, над какой проблемой (целью, задачей) вы хотите поработать – придумать идеи решения, способы достижения и т.д. 
Отстраняемся от запроса.
Вытягиваете в закрытую карту. 
Описываете ее 10 свойств – цвет, структуру, концепцию, характеристики, персонажи и т.д. 
А теперь придумываете для каждого свойства или характеристики, – каким способом ее можно использовать для решения вашей задачи.

 «Образ Я»
Необходимо выбрать в открытую из колоды карту, на которой изображен образ, на который вам кажется вы похоже больше всего. 
Опишите этого персонажа или этот образ:
- Кто он?
- Что он делает?
- Что с ним делают? 
- О чем он думает? 
- Чего он хочет? 
- Что у него хорошо получается и не очень хорошо получается?
- В чем ему нужна помощь? и т.д. 
Все, что вы говорите от лица персонажа – это ваша проекция, все это есть в вас самих. 
Если хотите более глубоких открытий, замените «он» или «она» на «я». 
И попробуйте проговорить все тоже самое, но от своего имени. Возможно, какие-то мысли будут вам близки, а некоторые захочется откинуть. 
Задумайтесь над каждой сказанной фразой.

 «Про отношения»

Выберите отношения, в которых вы хотели бы разобраться (с партнером, другом, родителем, взрослым, и т.д.) Вытащите в закрытую пять карт: 
1. Что не работает в отношениях? 
2. Что я приношу в отношения? 
3. Что вторая сторона приносит в отношения? 
4. Что работает в отношениях? 
5. Что должно произойти, чтоб улучшить взаимоотношения?

 «Рисунок»
(включение Арт-терапии)
Сформулируйте вопрос, ответ на который может подсказать образ карты.
Вытянуть в закрытую карту из стопки и расположить ее на чистом листе, так как чувствуется из состояния. 
Задача дорисовать картину, продолжая ее на листе. Можно вводить персонажей и объекты из личного опыта и пространства, то, что связывается с изначальным запросом.
Описать то, что получилось.

Завершение:

 «Мой итог»
В конце занятия берём в закрытую карту и отвечаем на вопрос: 
Что было самого важного в этом?
следующую карту: 
Что полезного было лично для меня?
следующую карту: 
Какие будут первые шаги после этого? 
Кратко и полезно!

 «Фотокадр»
Каждый вытягивает одну карту и встает в позу, которая изображена. Делается групповой или индивидуальный снимок. Весело и оригинально!

 «Подарок/пожелание соседу». 
Участникам передается колода карт-картинок (можно составить из позитивных карт-картинок из разных колод, либо позитивные карты одной колоды), откуда они в закрытую достают одну картинку и, исходя из нее, делают подарок или пожелание соседу.