Использование ассоциативных карт
в работе с детьми и подростками.
Мастер – класс для начинающих.
В метафорическом мире прибывают и прибывают специалисты, наши коллеги, которые интересуются таким инструментом работы, как метафорические карты. Оно и понятно, потому что преимущества работы с МАК очевидны:
создается атмосфера безопасности и доверия, предоставляется возможность клиенту проявить большую активность и инициативу;
карты способствуют быстрому и качественному прояснению и осознанию актуальных переживаний и потребностей клиента;
существенно снижается цензура в сознании клиента;
создаются безопасные условия для нахождения и принятия решения в терапии сложных психотравмирующих ситуаций;
снижается риск дополнительной травматизации клиента, и т.д.
Инструмент чудесный, но прежде чем начать работу, важно обратить внимание на рекомендации по использованию метафорических ассоциативных карт:
при работе с картами побуждать клиентов не интерпретировать их буквально – изображение может рассматриваться как символ или метафора;
воздерживаться от интерпретаций или реинтерпретаций карт клиента;
при групповой работе избегать сложных сюжетов и длинных монологов (во1-х, за простой линией рассказа легче следить, и во 2-х, все участники должны успеть высказаться);
рассказывать придуманную историю желательно от своего имени, 1-го лица, в настоящем времени и описывать события в динамике;
поощрять спонтанную реакцию на карты, искренность чувств и эмоций героев придуманных сюжетов;
для снижения накала эмоциональных переживаний и возможности взглянуть на ситуацию «со стороны», рекомендуется описывать карту от 3-го лица.
для клиента допустимо заменять выбранную карту или пропускать очередь в групповой работе без объяснения причин.
Универсальным алгоритмом работы с МАК является техника «ПОИСК».
П - ПРОБЛЕМА (уточняется ситуация, которая с точки зрения клиента воспринимается как проблема, требующая разрешения или изменения. Анализ причин возникновения проблемы).
О – ОПОЗНОВАТЕЛЬНЫЕ ЗНАКИ (анализ мыслей, чувств, отношения, побуждений применительно к этой ситуации).
И – ИЗВЛЕЧЕНИЕ СМЫСЛОВ (игра воображения, интуиция, инсайт). Создаются условия, при которых клиент может извлечь новый смысл из ситуации (в чем +, чему учит), переживание инсайта).
С – САМООЩУЩЕНИЕ (анализ самоощущения и самопонимания клиента в связи с возникшими новыми смыслами).
К – КАЧЕСТВО ЖИЗНИ (завершающий этап направлен на анализ: что клиент получил для себя в процессе работы с картами, что будет способствовать улучшению качества его жизни)
На сегодняшний день существует огромное количество метафорических карт.
Классификация колод метафорических карт.
Она, конечно, достаточно условна, но, тем не менее, благодаря ей появляется хоть какая - то структура, на которую, можно опираться.
Классификация колод метафорических карт
✳По школе (созданию)
✔Немецкая школа
✔ Израильская школа
✔ Украинская школа
✔Российская школа
✳По исполнению
✔Рисованные
✔Абстрактные
✔ Фото-колоды
✳По содержанию
✔Картинки
✔Картинки+слова
✔Слова
✳По возможности применения
✔Универсальные – работают с широким кругом запросов (ОН, Эмоции судьбы, Аллегории, Диксит, Тайны Моей Души, Архетипы, SENS, Дерево как символ человека, Возможности и ограничения, Кто же Я?, КАК, Про тебя. Метафора женской идентичности, Быть Действовать Обладать, Дом, Сила времени и др.)
✔Портретные, архетипичные (Характер и Личность, Персона, Персонита, Лица, Тотем, Тотемные животные, Люди и звери, Богини Древней Греции, Яга, Архетипы, Мой внутренний ребенок, Субличности, Ксенобиология, Фейсбук, Ральф, Образ женщины, Мужчина и женщина, и др.)
✔Ресурсные (Большая Маленькая Я, Моя женская миссия, Жизнь как чудо, Маленькие радости, Источник, Возраст счастья, Она, Морена, Хабитат, Ресурсы и Силы, Тупики, Пряжа Мамы Шамана, Mysterious Voice, Мир вдохновения, Великолепная 7ка, Благо-коучинг. Ресурсы, Голос сердца и др.)
✔Специальные:
☼Семейные, для работы с парными отношениями (Семейные ценности, Семейные истории, 7Я, Возраст счастья, TanDo, Дом, Мастерская семейных историй, Между нами, Мастерская отношений, Зверские отношения, Про тебя, Секреты отношений, Дом, Мужчина и женщина и др.)
☼Для работы с травмой, страхами (Соре, Танго со страхами, Кнуты и пряники, Из сундука прошлого, Темная сторона, Николетта Чекколи, Истоки, Аллегории, Мемори, Тинейджеры и др.)
☼Для работы с детьми (Ежкины сказки, Кнуты и пряники, Роботы, Сага, Дедушкины сказки, Персонита, Источник, Истоки, Я и все-все-все, Воспоминание о детстве, Семейка Гномс, Мастер сказок, Тинейджеры, Тотем, Люди и звери и др.)
☼Коучинговые (Колесо жизни, КАК, Благо-Коучинг, Быть. Действовать. Обладать, Тупики, Конфликты, Люди и звери, Возможности и ограничения, В поисках ответа, Бизнес Таро, Пути-дороги, Дороги, Сила времени и др.)
☼Сказочные (Сага, Дедушкины сказки, 1001 ночь, Мерлин, Мастер сказок, Шкатулка доброго волшебника, Мифы, Вещие путеводные сказки, Сказочное место и др.)
☼Женские (Тайны моей души, Яга, Богини Древней Греции, Большая маленькая Я, Моя женская миссия, Она, Николетта Чекколи, Сны о будущем, Образ Женщины, СветочЪ, Пряжа Мамы Шамана, Важное о себе и др.)
☼Прочие (Пути-дороги, Окна и двери, Хасидская мудрость, Провокация/Мотивация, Границы и убежища, Реки, Дороги, Мой верный путь, Великолепная семерка и др.)
Обзор наборов ассоциативных карт,
используемых с детьми и подростками.
«TEENAGERS» Этот набор ориентирован именно на работу с подростками. Карты затрагивают наиболее важные аспекты, среди которых: всевозможные формы взаимодействия с социумом, различные виды насилия, 1-я любовь, и все, что связано с этим, опасные и экстремальные увлечения; разного рода зависимости, а также конструктивные пути выхода из трудных жизненных ситуаций. Круг проблем, которые решают карты, достаточно широк.
«NONIMALS» Этот набор карт на основе рисунков несуществующих животных. Рассматривая карты, подростки присваивают персонажам различные характеристики и качества, представляют их в качестве героев разнообразных сюжетов. Этот набор может успешно использоваться в психокоррекции подросткового негативизма и деструктивного поведения, преодолении трудностей различного характера, кроме того в терапии невротических конфликтов.
Итак, карт много… Каждый месяц что-то выходит новое… (и, к сожалению, как отмечают не всегда полезное, не всегда рабочее и нужное, да и цены, согласитесь, что это не самый дешевый инструмент работы ….)
Если вы только начинаете работать с МАК, неизменно рекомендуют иметь два набора карт….
Это набор сюжетных карт, к примеру «Эмоции судьбы», рисованные, авторские изображения, этот набор универсальный, подходит на все случаи…
и 2 – набор портретных карт, у меня - Характер и личность. Изображены лица (дети, мужчины и женщины, разных возрастов). Эти 2 набора - очень универсальны, в каком плане…
Если вы будете работать на старте вашей практики, то вам их хватит. Потому что большинство запросов и большинство техник, которые вы будете использовать, эти карты вполне могут реализовать.
Конечно же самые востребованные, самые популярные колоды из немецкого ассортимента, из классической школы, это карты ОХ, и карты ПЕРСОНА, соответственно ОХ- сюжетные картинки, персона – портретные….. Русские – это своеобразная альтернатива.., она значительно дешевле.. она попроще в том плане, что изображения здесь понятны и достаточно просты.. Метафора лежит на поверхности, легко ассоциировать.
Если говорить про характер и личность, здесь достаточно ярко выражены эмоции у персонажей, опять же понятны…. с картами из колоды персона работать несколько сложновато, они мрачноваты, есть отталкивающие изображения, с ними не очень просто работать, весьма неоднозначная колода… Есть персонажи разных этнических групп, зеленые и синие люди…
Характер и личность – эмоции читаемы, понятны, и они больше адаптированы под российский менталитет, российского клиента, т. к этнические группы, которые предлагает колода персона не очень близки нам…
Эти карты всегда востребованы, всегда интересны как начинающим, так и профессионалам, так отвечают на максимальное количество вопросов клиентов. (проблемы и ресурсы) базовый набор.
В дополнение ко всему, чтобы начать работу настоятельно, принудительно рекомендуется читать книги, т. к. работать с МАК не имея теоретической основы, не зная базы…, говорят лучше и не работать, т.к. нет глубокого понимания этого инструмента…
Книга отвечает на вопросы, как правильно войти в консультативный контакт с клиентом, умело его поддерживать и грамотно завершить консультирование.
книга и эти 2 колоды карт – базовый набор!
Итак, подытоживая, начинающему специалисту нужна портретная колода, сюжетная колода и теоретическую базу.. А затем уже с практикой, вы поймете, чего вам не достает и чего бы хотелось еще
Еще желательно, но не обязательно иметь ресурсную колоду… Почему обязательно, т.к. в колоде эмоции судьбы уже имеются ресурсные карты..
Техники и примеры работы с МАК.
Диагностика детских переживаний
Карты: «Эмоции судьбы», «Из сундука прошлого»
Алгоритм:
1.Попросите клиента разделить колоду на плохие и хорошие. 2.Попросите из стопки с плохими картами выбрать самую неприятную.
3. Попросить о ней рассказать. (Что изображено? Какие чувства вызывает? Как себя чувствуют персонажи? Что плохого в этой карте или ситуации? Что произошло или должно произойти?
Прощупайте через вопросы, что тревожит подростка.
4. Предложите из стопки с хорошими картами (или из ресурсной колоды) найти то, что поможет персонажу справиться с трудной ситуацией. Это может быть несколько карт (составляется история спасения героя).
5. Накрыть этими картами плохую.
6. Спросите, как сейчас чувствует себя ребенок, глядя на карты?
Если клиенту меньше 9 лет на этом следует остановиться.
Если старше, можно продолжить: А в твоей жизни тоже сейчас есть…? Подходит ли для тебя этот способ преодоления трудности? Как это можно сделать в жизни? Или давай придумаем, как поступить тебе. Попросить взять 3 карты-ресурса. Найти в них подсказки.
Упражнение «Сложный выбор»
Цель: помочь клиенту принять осознанное взвешенное решение по поводу одной из нескольких альтернатив. Выбрать один вариант из нескольких.
Алгоритм: Для начала нужно определиться с количеством альтернативных вариантов. И осознанно выбираем соответствующее количество карт, которые и означают эти варианты. Описывает карты. Почему такой выбор?
Карты выкладываются одна под другой в столбик. Справа от карт выкладываем карты, отвечающие на следующие вопросы (вытягиваем вслепую на каждый вариант)
Какие подводные камни, препятствия, трудности могут встретиться на этом пути. (или их отсутствие, если клиент чувствует, что карта положительная).
Чем придется пожертвовать от чего отказаться?
Что получу в итоге, какие приобретения, польза?
Что поддержит, поможет на этом пути?
Анализируем полученные результаты. Какой вариант более привлекателен? Что настораживает? Какой вывод можно сделать? Какое решение принять?
Если обе альтернативы не привлекательные, трудные. Можно предложить клиенту подумать: Есть ли еще варианты кроме этих? И докладываем линию третьего варианта.
Упражнение «Карма»
Цель: осознать, что все в жизни не случайно. Все, что с нами происходит – это ценные уроки и опыт.
Алгоритм:
1. Вытянуть в открытую 1 карту – ситуация из жизни.
2. Оценить её травматичность по 10 баллам.
3. Вытянуть три карты (по очереди) вслепую – что предшествовало, что привело к тому, что это случилось?
4. Учитывая вышесказанную информацию, подумать – могло ли этого не произойти?
5. 1 карта в слепую - скрытая причина ситуации.
6. 3 карты в слепую - в чем урок? К каким положительным результатам это привело?
7. Как меня изменила ситуация? Ответить или выбрать в открытую карты.
8. 1 карта – что хорошего, ценного я приобрел, но е знаю об этом.
9. Оценить по 10 бальной шкале ситуацию из сегодняшнего дня и опыта.
Подвести к тому, что Судьба дают нам не просто так, все ради нашего роста и духовного самосовершенствования.
пример из практики
1. В открытую вытянул карту – ситуация из жизни (Человек за решеткой)
2. Травматичность ситуации – 10 баллов. Осознание того, что я лишился свободы, разлука с родными. (часто перед глазами картинка - суд… слезы матери)
3. Что предшествовало, что привело к тому, что случилось?
- карта (Марионетка) манипуляция взрослых парней, не отказывался ни от чего, что предлагали.
- карта (Ссора с родителями) - уход из дома, ругань…
- карта (Камень «Да и Нет») - часто у меня был выбор, мне говорили «Ты маленький, тебе ничего не будет», а на суде обвиняли меня – «козел отпущения».
4. Могло ли это не произойти? Да, я вполне бы мог учиться, брат и дядя для меня были опорой…. пока брат не попал в беду, наверное, это и послужило началом всего…
5. Скрытая причина ситуации (карта Стакан с жидкостью)
Меня затянуло, не мог остановиться, управлять собой…. возможно это и алкоголь, который тоже был глубинной причиной для ссор, для манипуляций, влиял на принятие решений.
6. В чем урок?
- карта (семья) семья должна быть на 1 месте, стал ценить больше родных
- карта (рука взрослого и ребенка) - опора – это родные, помогут в любую минуту
- карта (дом) – ценить дом, в котором ты живешь, это крепость
7. Как меня изменила эта ситуация? Стал больше ценить близких, помогать им, пока только словом, но поддерживаю их.
Поменялось отношение к взрослым; стал разбираться кого можно, а кого нельзя назвать другом; появилась любовь к работе, сейчас не могу находиться без дела, не то, что раньше; учеба нужна в первую очередь мне, появилась цель, устроиться на хорошую работу; появилось больше самообладания, стал сдержаннее, самостоятельнее, появилось сочувствие к людям. Я из тех, кто учиться на чужих ошибках.
8. Что ценного приобрел, но пока не знаю об этом (карта 3-й глаз) – научился лучше видеть, распознавать людей, получил много знаний, стал мудрее, взрослее!!!
9. Оцени ценность сегодняшнего дня и опыта – 10 баллов. Осознал причины, и то, что ценного я приобрел.
Упражнение «Мои сильные и слабые стороны»
Цель: взглянуть на себя со стороны. Признаться в своих слабостях. Понять с чем работать. Похвалить себя за сильные качества. Вдохновиться.
Алгоритм:
На каждую из следующих фраз вытяните карту из любой колоды.
Я себя люблю и уважаю за …
Близкие ценят меня за…
Чем я отличаюсь от других …
Мне стыдно, что я …
Людям не нравится во мне…
Что мне мешает развиваться, быть лучше…
Для успеха мне нужно …
2. Проанализировать ответы . Сделать выводы.
пример из практики
- Я себя люблю и уважаю за … (карта – девушка, за спокойствие, что умею управлять собой, пытаюсь не злиться, подавлять негативные эмоции, пытаюсь представлять что-то хорошее, и воплощать это в будущем)
- Близкие ценят меня за …(карта – человек у финишной ленты, люблю работать, спешу всегда на помощь, веселый, жизнерадостный, стараюсь добиваться поставленных целей)
- Чем я отличаюсь от других …(карта – стакан с чистой водой, я одиночка, вода – из воды выходят пузырьки – все бегут куда – то, что-то пытаются сделать, а я остаюсь на месте)
- Мне стыдно, что я …(карта – скрипка на нотах, отталкивал от себя всех, говорил много гадостей, о чем, я сожалею. Скрипка это я , а ноты – мои слова, которыми я обижал отчима и сестру… (рассказ о попытках попросить прощение у сестры, сейчас я оцениваю все по-другому)
- Людям не нравится во мне … (карта – молодожены, то, что забираю у других то, что им ценно. Н-р, отбил у друга девушку (погружение в эту ситуацию, разговор о чувствах и возможных последствиях)
- Что может вывести меня из себя … (карта – радуга, все зависит от настроения моего, в спокойном состоянии могу пройти мимо, того, чтобы мне не понравилось, но если в плохом…)
- Что поможет мне справиться с негативными эмоциями …(карта – школа, учитель, пойти учиться, увлечься чем то)
- Для успеха мне нужно …(карта – лестница, идущая вверх, не отвлекаться на всякие глупости, не водиться с плохими компаниями, больше находиться с родными и близкими, чтобы они чувствовали мою любовь, отдачу. Обрести спокойствие, сосредоточиться на учебе.)
Анализ ответов, подведение итогов.
Упражнение «Мой раздражитель»
Цель: Понять и принять раздражающего человека из окружения. Понять, что внутри вас так реагирует. Примириться.
Алгоритм:
Выбрать карту – образ того, кто вас больше всего раздражает из окружения.
Описать.
Что именно раздражает? Не нравится? Что за черта или поведение? Почему себя так вести нельзя? Что случиться если вы позволите себе быть таким? В каких ситуациях могут пригодиться эти качества или поведение? Есть ли у вас эти качества?
2. Вытяните карту себя. Опишите.
3. Устройте диалог между персонажами. Пусть каждый убеждает другого в праве быть собой и так себя вести.
4. Оцените, что поменялось в отношении к персонажу после диалога? Какие чувства он вызывает теперь?
5. Подумайте, как теперь будете общаться с этим человеком?
6. Вытянуть карту из универсальной или ресурсной колоды.
Что поможет улучшить с ним отношения и принять таким, какой есть?
Упражнение «Совместная история» (предлагаю проиграть)
Цель: формирование благоприятного психологического климата и мотивации к совместной работе.
Предлагаем участникам не глядя взять по 3-4 карты и сочинить общую историю, выкладывая поочередно по 1 карте. Ведущий может задать тему. Тот, кто выкладывает последнюю карту, должен завершить сюжет.
Упражнение «Карма»
1. В открытую вытянул карту – ситуация из жизни (Человек за решеткой)
2. Травматичность ситуации – 10 баллов. Осознание того, что я лишился свободы, разлука с родными. (часто перед глазами картинка - суд… слезы матери)
3. Что предшествовало, что привело к тому, что случилось?
- карта (Марионетка) манипуляция взрослых парней, не отказывался ни от чего, что предлагали.
- карта (Ссора с родителями) - уход из дома, ругань…
- карта (Камень «Да и Нет») - часто у меня был выбор, мне говорили «Ты маленький, тебе ничего не будет», а на суде обвиняли меня – «козел отпущения».
4. Могло ли это не произойти? Да, я вполне бы мог учиться, брат и дядя для меня были опорой…. пока брат не попал в беду, наверное, это и послужило началом всего…
5. Скрытая причина ситуации (карта Стакан с жидкостью)
Меня затянуло, не мог остановиться, управлять собой…. возможно это и алкоголь, который тоже был глубинной причиной для ссор, для манипуляций, влиял на принятие решений.
6. В чем урок?
- карта (семья) семья должна быть на 1 месте, стал ценить больше родных
- карта (рука взрослого и ребенка) - опора – это родные, помогут в любую минуту
- карта (дом) – ценить дом, в котором ты живешь, это крепость
7. Как меня изменила эта ситуация? Стал больше ценить близких, помогать им, пока только словом, но поддерживаю их.
Поменялось отношение к взрослым; стал разбираться кого можно, а кого нельзя назвать другом; появилась любовь к работе, сейчас не могу находиться без дела, не то, что раньше; учеба нужна в первую очередь мне, появилась цель, устроиться на хорошую работу; появилось больше самообладания, стал сдержаннее, самостоятельнее, появилось сочувствие к людям. Я из тех, кто учиться на чужих ошибках.
8. Что ценного приобрел, но пока не знаю об этом (карта 3-й глаз) – научился лучше видеть, распознавать людей, получил много знаний, стал мудрее, взрослее!!!
9. Оцени ценность сегодняшнего дня и опыта – 10 баллов. Осознал причины, и то, что ценного я приобрел.