Использование бесплатных электронных образовательных ресурсов в учебном процессе
Образовательными стандартами нового поколения предусматривается достижение студентами результатов, включающих освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия, способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности. Таким образом, учитель должен не только научить студента учиться, но и воспитать личность, ориентированную на саморазвитие.
Подключение всех корпусов колледжа к сети Интернет сделало образовательные Интернет-ресурсы доступными для обучающихся. Меняется и роль учителя – он должен стать координатором информационного потока. Следовательно, учителю необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями.
В настоящее время особое значение приобретает проблема эффективности применения информационных технологий (образовательных облачных технологий) при изучении различных предметов, которая рассматривается с точки зрения применения электронных образовательных ресурсов - ЭОР.
Электронными образовательными ресурсами называют учебные материалы, для воспроизведения которых используются электронные устройства.
Внедрение в учебный процесс использования ЭОР не исключает традиционные методы обучения, а гармонично дополняет и сочетается с ними на всех этапах обучения: ознакомление, тренировка, применение, контроль.
Использование электронных образовательных ресурсов в процессе обучения предоставляет большие возможности для самостоятельной творческой и исследовательской деятельности студентов. ЭОР для учителя – это возможность не писать конспекты к урокам, а применять электронные модули и контролирующие тесты, решая, таким образом, проблему заинтересованности студентов.
Новые педагогические инструменты в ЭОР:
Интерактивность – дает возможность воздействия и получения ответных реакций.
Мультимедиа – обеспечивает реалистичное представление объектов и процессов.
Моделинг – имитирует моделирование с аудиовизуальным отображением изменений сущности, вида, качеств объектов и процессов.
Коммукативность – возможность непосредственного общения, оперативность представления информации, удаленный контроль состояния процесса. Можно использовать при дистанционном обучении, а так же для часто болеющих студентов.
Производительность – благодаря автоматизации рутинных операций поиска необходимой информации творческий компонент и эффективность учебной деятельности резко возрастают.
Классификация ЭОР может быть проведена по нескольким направлениям:
- по технологии создания - это ресурсы, состоящие из визуального или звукового содержания;
- по виду содержимого – электронные справочники, викторины, словари, учебники, лабораторные работы, контрольно-измерительные материалы;
- по типу применения - для работы как непосредственно на занятиях, так и для самостоятельной работы.
Все ЭОР делятся на три основные типа:
Теория – получение информации. Ресурсы, которые позволяют сделать процесс изучения рассматриваемых тем более наглядным, доступным и интересным.
Практика - в разделе содержатся – тренажёры. Их цель – формирование и закрепление практических умений и навыков студентов по отдельным темам. Наличие режимов «помощь», «подсказка» помогает студентам, допустившим ошибки проанализировать решение и провести соответствующую коррекцию.
Контроль - представлен в виде тестовых заданий. Дает возможность учителю проверить значительный объем изученного материала малыми порциями.
Основными хранилищами бесплатных электронных образовательных ресурсов нового поколения являются две крупных федеральных коллекции:
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: http://window.edu.ru/
(http://school-collection.edu.ru)
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР):
http://fcior.edu.ru
Федеральный образовательный портал ЭКОНОМИКА СОЦИОЛОГИЯ МЕНЕДЖМЕНТ
http://ecsocman.hse.ru/comp/16000682/index.html
Федеральная университетская компьютерная сеть России
http://www.runnet.ru/res/
Электронные образовательные ресурсы
http://eor-np.ru/
Интернет - карусель
http://karusel.desc.ru/
Образовательные ресурсы по общеобразовательным дисциплинам
http://portfolio.1september.ru,
Онлайн тесты
http://www.uztest.ru
Классификация программ по их правовому статусу
Программы по их правовому статусу можно разделить на три большие группы: лицензионные, условно бесплатные и свободно распространяемые.
Лицензионные программы. В соответствии с лицензионным соглашением разработчики программы гарантируют её нормальное функционирование в определенной операционной системе и несут за это ответственность.
Лицензионные программы разработчики обычно продают в коробочных дистрибутивах. В коробочке находятся CD-диски, с которых производится установка программы на компьютеры пользователей, и руководство пользователей по работе с программой.
Довольно часто разработчики предоставляют существенные скидки при покупке лицензий на использовании программы на большом количестве компьютеров или учебных заведениях.
Условно бесплатные программы. Некоторые фирмы разработчики программного обеспечения предлагают пользователям условно бесплатные программы в целях рекламы и продвижения на рынок. Пользователю предоставляется версия программы с определённым сроком действия (после истечения указанного срока действия программы прекращает работать, если за неё не была произведена оплата) или версия программы с ограниченными функциональными возможностями (в случае оплаты пользователю сообщается код, включающий все функции программы).
Свободно распространяемые программы. Многие производители программного обеспечения и компьютерного оборудования заинтересованы в широком бесплатном распространении программного обеспечения. К таким программным средствам можно отнести:
Новые недоработанные (бета) версии программных продуктов (это позволяет провести их широкое тестирование).
Программные продукты, являющиеся частью принципиально новых технологий (это позволяет завоевать рынок).
Дополнения к ранее выпущенным программам, исправляющие найденные ошибки или расширяющие возможности.
Драйверы к новым или улучшенные драйверы к уже существующим устройствам.
Использование информационных технологий позволяет повысить мотивацию к предмету и раскрыть интеллектуальный потенциал студента. И важно помнить, что мультимедиа ресурсы не заменяют учителя и учебники, но в то же время создают принципиально новые возможности для усвоения материала.
Что требуется от учителя? Включать компьютер, уметь управлять мышью, выходить в Интернет и скачивать электронные образовательные ресурсы. А это легче, чем самим создавать их. Хотя многие учителя, не подозревая того, уже являются создателями ЭОР: множество презентаций, тестов, отсканированных текстов используется на уроках. Получается, что не так уж трудно использовать образовательные ресурсы в учебном процессе.