СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование бланков в работе логопеда

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

.Бланки помогают решать разноплановые задачи: закрепление словаря по определенной лексической теме, раз­витие мыслительных операций, формирование произвольнос­ти внимания, избирательности восприятия, развитие навыков дифференциации букв, слов, понятий..

Просмотр содержимого документа
«Использование бланков в работе логопеда»

Использование бланковых методик

в работе школьного логопеда


Многообразие форм дисграфий и дислексий, наличие стой­ких неспецифических нарушений письменной речи у школь­ников требуют заданий, позволяющих развивать и корректи­ровать одновременно несколько функций: речевую, зритель­ную, моторную, мнестическую, мыслительную. При этом задания должны быть небольшими по объему, занимательны­ми по содержанию, выполнимыми для детей с отставанием в развитии речи, вербального интеллекта, высших психических функций. Бланки помогают решать разноплановые задачи: закрепление словаря по определенной лексической теме, раз­витие мыслительных операций, формирование произвольнос­ти внимания, избирательности восприятия, развитие навыков дифференциации букв, слов, понятий.


Формирование звукобуквенного

анализа и синтеза слов


Для учащихся 23-го классов

Карточка 1

Фамилия, имя учащегося ____________________________ класс ____

возраст ________ дата _____________

Инструкция: зашифруй слова, используя обозначения: С — согласный; Г — гласный.

Образец: ШКОЛА — ССГСГ

ПЕНАЛ — ________________; КАРАНДАШ — __________________;

УЧЕНИК — __________________; УЧИТЕЛЬ — ____________________;

КЛАСС — _________________; ПОРТФЕЛЬ — ___________________;

РУССКИЙ ЯЗЫК — _______________________.

Примечание. Данное задание позволяет: повторить лек­сику по теме «Школа», закрепить навыки дифференциации согласных-гласных; вспомнить правописание словарных слов; развивать произвольность и распределение внимания, а так­же навыки звукобуквенного анализа и синтеза.


Карточка 2

Фамилия, имя учащегося ____________________________ класс ____

возраст ________ дата _____________

Инструкция: расшифруй и запиши слова. Помни, что бук­вы Б ↑ — ; Д — ↓. ↑ Б — Д ↓

Ме↓ве↓и, ле↑е↓и, ↑о↑ры, ___________________________________________

по↓↑оро↓ок, ↑о↓рость, ↓у↑, _________________________________________

↑а↓минтон, ↓ико↑раз, ↑алла↓а._______________________________________

Ключ: медведи, лебеди, бобры, подбородок, бодрость, дуб, бадминтон, дикобраз, баллада.

Примечание. Данное задание способствует преодолению оптикомоторных нарушений, дифференциации букв Б, Д в письменной речи, развитию зрительно-пространственного восприятия, произвольного внимания.


Карточка 3

Фамилия, имя учащегося ____________________________ класс ____

возраст ________ дата _____________

Инструкция: расшифруй и запиши слова. Помни, что П — 2; Т — 3.

Образец: с3о2 — _______стоп

3ор3 — ___________, С3е2а — _____________ , 2ас3а — _______________,

ло2а3а — ________________, 2оле3 — ______________,

2амя3ь — _____________, с3у2ени — _______________ .


Карточка 4

Фамилия, имя учащегося ____________________________ класс ____

возраст ________ дата _____________

Инструкция: расшифруй и запиши слова. Помни, что Г1 — 2; Т — 3.

Образец: с3о2 — стоп

2ор3ной — _____________, 3е2ло3а — _____________,

3ро2инка — _____________, 2иса3ель — _____________,

2овес3ь — ______________, 3ер2ение — _____________,

2ор3ре3 —_______________, 2а2оро3ник — _____________.

Карточка 5

Фамилия, имя учащегося ____________________________ класс ____

возраст ________ дата _____________

Инструкция: зашифруй слова с помощью шифра: П — 2, Т — 3.

Образец: тепло — 3е2ло

петух — ___________, спорт — ___________, прут — _____________,

степь — ___________, птица — ___________, петли — _____________.


Карточка 6

Фамилия, имя учащегося ____________________________ класс ____

возраст ________ дата _____________

Инструкция: зашифруй слова с помощью шифра: П — 2, Т — 3.

Образец: тепло — 3е2ло

спасатель — ______________, спортсмен — _______________,

пистолет — _________________, температура — ________________,

тротуар — __________________, перепалка — __________________,

тетерев — __________________, препятствие — ________________.

Примечание. Карточка 3-6 позволяют развивать произвольность психических процессов, а также дифференцировать в письменности и объему в зависимости от состава группы детей.

Задания на выборочное чтение позволяют развивать словарь учащихся по определенной лексической теме, а также способствуют развитию произвольного внимания, избирательности зрительного восприятия, Кроме того, эти упражнения развивают навыки осмысленного чтения.


Пополнение и уточнение словарного запаса


Карточка 7

Фамилия, имя учащегося ____________________________ класс ____

возраст ________ дата _____________

Инструкция: найди и подчеркни слова, обозначающие пред­меты одежды.

Пакпвбриджисвасарафанпекапиджакпрогалстукычвперчат- кидлопальтоальтошортысавмпррубашкачсвроблузкажимч- смхалатмиролрейтузыблюколготылсавплатьероавучбрюки- лошгнджинсыавучваюбкамприэждлводолазкаш

Ключ: бриджи, сарафан, пиджак, галстук, перчатки, паль­то, шорты, рубашка, блузка, халат, рейтузы, колготы, пла­тье, брюки, джинсы, юбка, водолазка (17 слов).

Карточка 8

Фамилия, имя учащегося ____________________________ класс ____

возраст ________ дата _____________

Инструкция: найди и подчеркни слова, обозначающие бы­товую технику.

Ваычмиксервлдыутюгдщалэпмэлектрокаминздлвчтостерз- двукпыцпылесосчдщлумохолодильниквдыжтелефонжчию- абсоковыжималкачвпривуалолотерыдлмодкофеваркачитуд- фенеждвогцмюоьауенготелевизоралосмагнитофондлвь

Ключ: миксер, утюг, электрокамин, тостер, пылесос, хо­лодильник, телефон, соковыжималка, полотер, кофеварка, фен, телевизор, магнитофон (13 слов).


Карточка 9

Фамилия, имя учащегося ____________________________ класс ____

возраст ________ дата _____________

Инструкция: найди и подчеркни слова, обозначающие грибы.

Сыроежкашпиоврмоховикнрорыжикласвклисичкащжакда-

едалдвборовикстчволсопеноквбдмюкозленокбьвжсвинуш-

кадлмьволнушкабусмасленоктосвудзажгруздьмивподбере-

зовикхзвжэосывыподосиновикдлодбсьтшампиньонюр

Ключ: сыроежка, моховик, рыжик, лисичка, боровик, опенок, козленок, свинушка, волнушка, масленок, груздь, подберезовик, подосиновик, шампиньон (14 слов).

Синтез слов

Задания на синтезирование слов из набора букв, слогов так­же могут быть представлены на одноразовых бланках. Запол­нение подобных карточек способствует пополнению лексичес­кого запаса, развитию навыков осмысленного чтения.


Карточка 10

Фамилия, имя учащегося ____________________________ класс ____

возраст ________ дата _____________

Инструкция: переставь буквы так, чтобы получились на­звания деревьев.

Слова для справок:

1. Л Е Ь _________________ ДУБ

2. А О Н С С ______________ ЛИПА

3. Л Н Е К _______________ ЕЛЬ

4. Д Р К Е _______________ СОСНА

5. И П Л А _______________ КЕДР

6. У Б Д _______________ ОСИНА

7. А Ш Т Н А К _______________ ТОПОЛЬ

8. Б Р Е А 3 Е _______________ КЛЕН

9. О Н И А С _______________ БЕРЕЗА

10. Л Ь О О Т П _______________ КАШТАН

Примечание. Можно дать задание в нескольких вариан­тах: а) дать слова для справок, но предупредить учеников, что слова «заблудились» и стоят не по порядку; б) можно предъявить бланк без правой части — слов для справок.

В любом случае школьникам предстоит вспомнить назва­ния лиственных и хвойных деревьев и правила правописа­ния данных слов.


Карточка 11

Фамилия, имя учащегося ____________________________ класс ____

возраст ________ дата _____________

Инструкция: переставь слоги так, чтобы получились на­звания ягод.


Ключ

1. ЛИ НА МА ______________ малина

2. НИ ЧЕР КА ______________ черника

3. НИК КРЫ ЖОВ ________________ крыжовник

4. ДИ СМО РО НА _______________ смородина

5. ЗЕМ НИ ЛЯ КА ______________ земляника

6. ЖЕ КА ВИ Е ________________ ежевика

7. КА КЛУБ НИ _______________ клубника

Для учащихся 1—2-го классов задания упрощаются, умень­шается их объем с учетом возраста, программного материала по русскому языку, потенциальных возможностей. К приме­ру, необходимость запоминания словарных слов в сочетании с повторением словаря по теме «Овощи» можно предложить в следующих заданиях на бланках. Причем их можно дать в двух вариантах, в зависимости от возможностей учащихся: без «ключа» или с «ключом», включающим искомые слова.


Карточка 12

Фамилия, имя учащегося ____________________________ класс ____

возраст ________ дата _____________

Инструкция: в каждой строчке спрятано название овоща. Найди и подчеркни его.

Ключ

1. сьлвкапуставроылщдк


капуста

2. чвслюбаклажанылоаьт


баклажан

3. чловьсмекгорохлвдыж


горох

4. всперецвпрыиткодчса


перец

5. пваспомидорзжыукве


помидор

6. икартофельсваеупрмт


картофель

7. члдымчдбичморковьр


морковь

8. чвпеуогурецзжхлвдбс


огурец

9. секлучеснокщзыжуке


чеснок

10. влосщдвуредисчльу


редис


Карточка 13

Фамилия, имя учащегося ____________________________ класс ____

возраст ________ дата _____________

Инструкция: вспомни, как собирают разные овощи. Допи­ши подходящие овощи столбиком, под каждым глаголом.

Срывают выдергивают выкапывают срезают

________ ____________ ____________ _______

Слова для справок: свекла, тыква, лук, помидор, карто­фель, кабачок, бобы, редис, морковь, укроп, баклажан, го­рох, перец, фасоль, репа, чеснок, редька, огурец, капуста.


Карточка 14

Фамилия, имя учащегося ____________________________ класс ____

возраст ________ дата _____________

Инструкция: отгадай загадки. Подпиши отгадки (овощи).

1. Длинный, зеленый,

В бочке соленый. ( _________ )

2. Длинный нос, рыжий нос

По макушку в землю врос. ( __________ )

3. Щеки розовые, нос белый,

В темноте сидит день целый. ( ___________ )

4. Раскололся домик на две половинки,

И посыпались оттуда бусинки-дробинки. ( ___________ )

5. Что копали из земли, жарили, варили,

Что в золе мы испекли, ели да хвалили? ( ___________ )


Ключ: огурец, морковь, редиска, горох, картофель.