СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование блоков Дьенеша в образовательном процессе с дошкольниками

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа с блоками Дьенеша поможет не только усвоить программный материал в детском саду, ео и поможет подготовить детей к изучению математики, геометрии, информатики в школе.

Просмотр содержимого документа
«Использование блоков Дьенеша в образовательном процессе с дошкольниками»

«Использование блоков Дьенеша в образовательном процессе с детьми дошкольного возраста»

«Использование блоков Дьенеша в образовательном процессе с детьми дошкольного возраста»

Автор игрового подхода к развитию детей, идея которого заключается в освоении детьми математики посредством увлекательных логических игр. Золтан Пал Дьенеш (1916—2014) — Венгерский математик, психолог и педагог, профессор Шербрукского университета.

Автор игрового подхода к развитию детей, идея которого заключается в освоении детьми математики посредством увлекательных логических игр.

Золтан Пал Дьенеш (1916—2014) —

Венгерский математик, психолог и педагог, профессор Шербрукского университета.

Задачи, которые мы решаем, используя логические блоки в  работе с детьми:  • Развиваем логическое мышление.  • Формируем представления о математических понятиях (алгоритм,  кодирование, декодирование информации, кодирование со знаком  отрицания).  • Развиваем умение выявлять свойства в объектах, называть их,  обобщать.  • Знакомим с формой, цветом, размером, толщиной объектов.  • Развиваем пространственные представления.  • Развиваем умения, навыки, необходимые для самостоятельного  решения учебных и практических задач.  • Воспитываем самостоятельность, инициативу, настойчивость в  достижении цели.  • Развиваем познавательные процессы, мыслительные операции.  • Развиваем творческие способности, воображение, фантазию,  способности к моделированию и конструированию.
  • Задачи, которые мы решаем, используя логические блоки в работе с детьми: • Развиваем логическое мышление. • Формируем представления о математических понятиях (алгоритм, кодирование, декодирование информации, кодирование со знаком отрицания). • Развиваем умение выявлять свойства в объектах, называть их, обобщать. • Знакомим с формой, цветом, размером, толщиной объектов. • Развиваем пространственные представления. • Развиваем умения, навыки, необходимые для самостоятельного решения учебных и практических задач. • Воспитываем самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели. • Развиваем познавательные процессы, мыслительные операции. • Развиваем творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию.
Заниматься с логическими фигурами могут малыши с двухлетнего возраста. Вначале предоставляется детям возможность самостоятельно с ними познакомиться. В процессе манипуляций с блоками они приходят к выводу, что блоки имеют разный цвет, форму, размер, что с ними можно играть: выстраивать дорожки, башенки, домики и т.д Малышам предлагаются самые простые игры.  Группировка по разным признакам:

Заниматься с логическими фигурами могут малыши с двухлетнего возраста. Вначале предоставляется детям возможность самостоятельно с ними познакомиться. В процессе манипуляций с блоками они приходят к выводу, что блоки имеют разный цвет, форму, размер, что с ними можно играть: выстраивать дорожки, башенки, домики и т.д

Малышам предлагаются самые простые игры.

Группировка по разным признакам:

Дидактическая игра «Второй ряд»  Ход игры: Выложить в ряд 5-6 любых фигур. Построить под ними второй ряд, но так, чтобы под каждой фигурой верхнего ряда оказалась фигура другой формы (цвета, размера); такой же формы, но другого цвета (размера); другая по цвету и размеру; не такая по форме, размеру, цвету.        Дидактическая игра «Цепочка» Ход игры: От произвольно выбранной фигуры постарайтесь построить как можно более длинную цепочку. Варианты построения цепочки: • Чтобы рядом не было фигур одинаковой формы (цвета, размера, толщины); • Чтобы рядом не было одинаковых по форме и цвету фигур (по цвету и размеру, по размеру и толщине и т.п.); • Чтобы рядом были фигуры одинаковые по размеру, но разные по форме и т.д.; • Чтобы рядом были фигуры одинакового цвета и размера, но разной формы (одинакового размера, но разного цвета).

Дидактическая игра «Второй ряд» Ход игры: Выложить в ряд 5-6 любых фигур. Построить под ними второй ряд, но так, чтобы под каждой фигурой верхнего ряда оказалась фигура другой формы (цвета, размера); такой же формы, но другого цвета (размера); другая по цвету и размеру; не такая по форме, размеру, цвету.

Дидактическая игра «Цепочка»

Ход игры: От произвольно выбранной фигуры постарайтесь построить как можно более длинную цепочку.

Варианты построения цепочки:

• Чтобы рядом не было фигур одинаковой формы (цвета, размера, толщины);

• Чтобы рядом не было одинаковых по форме и цвету фигур (по цвету и размеру, по размеру и толщине и т.п.);

• Чтобы рядом были фигуры одинаковые по размеру, но разные по форме и т.д.;

• Чтобы рядом были фигуры одинакового цвета и размера, но разной формы (одинакового размера, но разного цвета).

Дидактическая игра «Мои игрушки» Здесь малышам выдаются карточки со схематическим изображением игрушки, они должны из блоков на столе выложить плоскостное изображение.

Дидактическая игра «Мои игрушки»

Здесь малышам выдаются карточки со схематическим изображением игрушки, они должны из блоков на столе выложить плоскостное изображение.

Следующий шаг – это развитие умения кодировать и декодировать информацию о фигурах с помощью логических символов. То есть, если до сих пор вы задавали ребенку условия для сортировки словами, то теперь малыш будет учиться устанавливать взаимосвязь между свойством блока и его графическим изображением. Для такого варианта игры используют логические карточки со следующими обозначениями:

Следующий шаг – это развитие умения кодировать и декодировать информацию о фигурах с помощью логических символов. То есть, если до сих пор вы задавали ребенку условия для сортировки словами, то теперь малыш будет учиться устанавливать взаимосвязь между свойством блока и его графическим изображением.

Для такого варианта игры используют логические карточки со следующими обозначениями:

Дидактическая игра «Этажи» Ход игры : Предлагаем выложить в ряд несколько фигур. Это жители первого этажа. Теперь строим второй этаж дома так, чтобы под каждой фигурой предыдущего ряда оказалась деталь другого цвета (или размера, формы). Вариант 2: деталь такой же формы, но другого размера (или цвета). Вариант 3: строим дом с другими деталями по цвету и размеру.

Дидактическая игра «Этажи»

Ход игры : Предлагаем выложить в ряд несколько фигур. Это жители первого этажа. Теперь строим второй этаж дома так, чтобы под каждой фигурой предыдущего ряда оказалась деталь другого цвета (или размера, формы). Вариант 2: деталь такой же формы, но другого размера (или цвета).

Вариант 3: строим дом с другими деталями по цвету и размеру.

Дидактическая игра: «Построй дорожку» Ход игры: построй в городе дорожки для пешеходов и автомобилей. Правила построения дорожек записаны в логических схемах.

Дидактическая игра: «Построй дорожку»

Ход игры: построй в городе дорожки для пешеходов и автомобилей. Правила построения дорожек записаны в логических схемах.

Дидактическая игра «Найди меня» Ход игры: Дети делятся на две группы. Одна берет карточки, другая – блоки. Дети первой группы по очереди читают (раскодируют) карточки, ребенок из второй группы, у которого оказался соответствующий блок, выходит и показывает геометрическую фигуру. Возможно использовать слова: «Блоки, разные желтые, синие и красные. Всем нам они знакомые, найдите меня!»

Дидактическая игра «Найди меня»

Ход игры: Дети делятся на две группы. Одна берет карточки, другая – блоки. Дети первой группы по очереди читают (раскодируют) карточки, ребенок из второй группы, у которого оказался соответствующий блок, выходит и показывает геометрическую фигуру. Возможно использовать слова: «Блоки, разные желтые, синие и красные. Всем нам они знакомые, найдите меня!»

Особый раздел в методике Дьенеша отведен играм с обручами, которые так же начинаются с выполнения простых заданий и постепенно усложняются, позволяя педагогу развивать аналитическое мышление, гибкость ума и быстроту реакции у будущих школьников.

Дидактическая игра « Игра с одним обручем»

Ход игры: Перед началом игры выясняют, какая часть игрового листа находится внутри обруча и вне его, устанавливают правила: например, располагать фигуры так, чтобы все красные фигуры (и только они) оказались вне обруча. После расположения всех фигур предлагается два вопроса: какие фигуры лежат внутри обруча? Какие фигуры оказались вне обруча? (Предполагается ответ: «внутри обруча лежат все не красные фигуры»). При повторении игры дети могут сами выбирать, какие блоки положить внутри обруча, а какие вне.

Дидактическая игра «Игра с двумя обручами»

Ход игры: перед началом игры необходимо выяснить, где находятся четыре области, определяемые на игровом листе двумя обручами, а именно: внутри обоих обручей; внутри красного, но вне синего обруча; внутри синего, но вне красного обруча и вне обоих обручей (эти области нужно обвести указкой).

1.затем называется правило игры. Например, расположить фигуры так, чтобы внутри красного обруча оказались все красные фигуры, а внутри синего все круглые.

2.после решения практической задачи по расположению фигур дети отвечают на вопросы: какие фигуры лежат внутри обоих обручей; внутри синего, но вне красного обруча. Игру с двумя обручами целесообразно проводить много раз, варьируя правила игры.

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С ЛОГИЧЕСКИМИ  БЛОКАМИ ДЬЕНЕША занятия (комплексные, интегрированные), обеспечивающие наглядность, системность и доступность, смену деятельности. совместная и самостоятельная игровая деятельность (дидактические игры, настольно-печатные, подвижные, сюжетно-ролевые игры). в подвижных играх (предметные ориентиры, обозначения домиков, дорожек, лабиринтов); как настольно-печатные (изготовить карты к играм “Рассели жильцов”, “Найди место фигуре”); в сюжетно-ролевых играх: “Магазин” -деньги обозначаются блоками. “Почта” -адрес на доме обозначается кодовыми карточками. Аналогично, “Поезд” -билеты, места.

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С ЛОГИЧЕСКИМИ БЛОКАМИ ДЬЕНЕША

  • занятия (комплексные, интегрированные), обеспечивающие наглядность, системность и доступность, смену деятельности.
  • совместная и самостоятельная игровая деятельность (дидактические игры, настольно-печатные, подвижные, сюжетно-ролевые игры).
  • в подвижных играх (предметные ориентиры, обозначения домиков, дорожек, лабиринтов);
  • как настольно-печатные (изготовить карты к играм “Рассели жильцов”, “Найди место фигуре”);
  • в сюжетно-ролевых играх: “Магазин” -деньги обозначаются блоками. “Почта” -адрес на доме обозначается кодовыми карточками. Аналогично, “Поезд” -билеты, места.
В помощь педагогу выпущены альбомы со схемами и заданиями по возрастам

В помощь педагогу выпущены альбомы со схемами и заданиями по возрастам

Работа с логическими блоками Дьенеша поможет не только хорошо усвоить программный материал детского сада, но и подготовит детей к изучению математики, геометрии и информатики в школе.

Работа с логическими блоками Дьенеша поможет не только хорошо усвоить программный материал детского сада, но и подготовит детей к изучению математики, геометрии и информатики в школе.