ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЧЕК-ЛИСТОВ ДЛЯ ОБЪЕКТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ НАВЫКОВ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА
Сундеева Анжела Михайловна
ГАПОУ НСО «Новосибирский колледж питания и сервиса»
Сидни Хук писал: «Учитель является сердцем системы образования». Учитель, педагог – это в первую очередь человек и ему нужно думать не только о своей профессиональной деятельности, но и о здоровьесбережении. Поэтому оптимизация оценивания практических навыков (умений) позволит снизить трудозатраты педагога.
Деятельность преподавателя в последнее время сводится к ведению электронного документооборота и составлению всевозможных отчетов, но педагогу помимо всего этого нужно заниматься и своим основным предназначением: «сеять разумное, доброе, вечное…»
У педагогов возникает вопрос, как научить обучающихся разного уровня подготовленности с минимальными трудозатратами без потери качества образования за время, отведенное учебным планом и рабочей программой дисциплины, и в соответствии с требованиями ФГОС.
Для этого существует ряд педагогических приёмов. У каждого преподавателя свой арсенал.
Периодический контроль знаний, умений и навыков в процессе обучения – это залог качества подготовки студентов.
Оценивание индивидуальных достижений студентов является одним из самых важных и в то же время, самым несовершенным аспектом педагогической деятельности.
Для оценки качества подготовки студентов важным является вопрос объективности оценивания приобретенных в процессе обучения знаний и навыков студентов.
На протяжении последних лет в профессиональном образовании в связи с внедрением стандартов WorldSkills Russia и процедуры первичной аккредитации специалистов для оценивания практических навыков (умений) используют оценочные листы (чек-листы).
Чек-лист – уникальный по своей простоте и дешевизне инструмент контроля критичных показателей каждого дела или процесса. Внедрить его просто, пользоваться им удобно, и, как показывает мировой опыт, он позволяет существенно сократить число ошибок в самых разных сферах жизни.
Решила взять этот приём на вооружение. В своей практической деятельности использую оценочные листы (чек-листы) уже 2 года.
По учебной дисциплине «Информационные технологии в профессиональной деятельности» имею банк индивидуальных практических заданий и к каждому разработала чек-листы. Апробацию проводила на практических занятиях.
Сложность в том, что, например, при проведении 2 этапа процедуры первичной аккредитации выпускников (оценка практических навыков (умений) в симулированных условиях.) сводится к дихотомическому оцениванию, т.е. навык освоен или нет, сдано/не сдано. А при оценивании на занятии нужно выставить оценку за выполненное практическое задание.
Таким образом, критериев в чек-листе должно быть число, кратное 5, для того чтобы удобнее было переводить в оценку.
Разработанные критерии помогают оценивать и объективно комментировать (аргументировать) выполнение практического задания каждому обучающемуся. Ведь им всегда интересно, за что и почему такая оценка. После такого оценивания вопросов у студентов не осталось.
Использование оценочных листов (чек-листов) при проверке практических навыков позволило оптимизировать деятельность педагога по выставлению оценок за выполнение индивидуальных практических заданий. Проверка практических заданий стала занимать гораздо меньше времени. А если на одном занятии нужно оценить несколько практических заданий, то это экономит много времени. Сложность только в выборе критериев, так как критерии должны быть равнозначны, то есть иметь одинаковый «вес». Чек-лист может составить любой преподаватель на основе алгоритма выполнения задания. Чек-листы открывают перед нами новые возможности. Даже самым опытным из нас принесет пользу понимание того, в чем коренятся ошибки и неудачи и где пригодится дополнительный контроль.
Попробуйте использовать чек-лист, не пожалеете.
Список используемых источников
Атул Гаванде., Чек-лист. Как избежать глупых ошибок, ведущих к фатальным последствиям.// Альпина Паблишер. 2014. 208 с.
Методический центр аккредитации специалистов: [Электронный ресурс]. URL: https://fmza.ru (Дата обращения: 16.07.2019).
Григораш О.В. Комплексный подход к решению проблемы улучшения качества подготовки студентов/ О.В. Григораш// Политематический сетевой электронный журнал Кубанского государственного аграрного университета (Научный журнал КубГаУ) [Электронный ресурс]. - Краснодар: КубГАУ, 2013. - № 87 (03).С. 835-850.
Григорош О.В. К вопросу улучшения качества подготовки студентов / О.В. Григораш // Вестник высшей школы. Alma mater. – 2013. - № 3. – С. 71-75.
Трубилин А.И. Система оценки качества деятельности преподавателей и кафедры вуза/ А.И. Трубилин, О.В. Григораш// Вестник высшей школы. Alma mater. – 2011. - №2. – С.60-64