Использование Дальтон - технологии на уроках корейского языка
Киреева С.С., учитель корейского языка
МБОУ «Гимназия №29» г. Уссурийск
Дискуссия по проблемам преподавания иностранного языка длится уже много лет. Пути повышения эффективности обучения ищут все педагоги. Наша задача - вырастить всесторонне развитых выпускников, которые в совершенстве владели бы полученными знаниями и применяли их на практике, способных ориентироваться в настоящем с опорой на опыт прошлого, умеющих делать самостоятельный осознанный выбор. Традиционные методы и формы обучения не позволяют в полном объёме решить задачи, поставленные на современном этапе. В образовании необходим новый способ отношений: не авторитарный, а сотрудничество учителя и ученика в решении общей задачи – получения знаний [11, 15].
Дальтон – план - одна из форм индивидуализированного обучения, возникшая в США в начале XX в. Автор — Елена Паркхерст (Parkhurst) [1887- 1973], американский педагог. Преподавала в сельской школе, в учительских колледжах. В 1910 году сформулировала Лабораторный план учебно-воспитательной работы в школе, который в 1918 году был применён в школе города Далтон и переименован в Дальтон-план. Книга Е. Паркхерст "обучение по Дальтон-плану" (1922 г.) была переведена на 57 языков. Дальтон-план – это метод работы, "образ жизни" в рамках которого создаются условия, обеспечивающие оптимальное раскрытие каждого ученика[7, 3].
Актуальность темы нашей работы обусловлена тем, что использование на уроках Дальтон – технологий, способствует реализации личностно-ориентированного подхода в обучении.
Дальтон-план опирается на исходное положение о синтезе различных целей. Важными элементами при этом являются учащиеся, работа, общество и его отражение в школьной жизни, окружающая обстановка и задачи. Школа представляет собой место, где сходятся все элементы, и где хорошее взаимодействие между ними обеспечивает обстановку, в которой учащиеся способны достичь наивысших результатов [8, 30].
Целью использования Дальтон-технологии является обеспечение индивидуального развития ученика, его социального опыта за счет овладения навыками сотрудничества, ответственности и самостоятельности в учебно-познавательной деятельности.
Изучив работы Добриневской А.И, И.Ф.Свадковского, Конышевой А. В., можно выделить функции учителя и исходные теоретические позиции Дальтон – технологии в обучении иностранным языкам.
Функции учителя на Дальтон-уроке: мотивационная, поддерживающая, коррекционная, рефлексивного анализа, инструктивная, контролирующая, психологической поддержки, консультационная.
Исходные теоретические позиции Дальтон - технологии в обучении иностранным языкам Дальтон – план - это сочетание кабинетного обучения с образовательным процессом, основанным на трех принципах: свобода, самостоятельность, сотрудничество. Все эти принципы объединяются ведущим принципом – принципом гуманизма. В этом суть философии Дальтон - технологии. |
Рассматривая данную технологию, нельзя обойти вниманием сущность каждого принципа Дальтон – технологии. Таким образом, мы определили сущность принципа Дальтон – технологии:
Принцип свободы. Свобода – это право выбора учеником предмета, темы, партнера, источников знаний, темпа, форм и способов работы. Естественно, что сам учебный предмет в основном определяется учебным планом. Но эта свобода сочетается с ответственностью: ученик осуществляет свободное учение, осуществляет самоконтроль, взаимоконтроль, но окончательно уровень достижения цели оценивает учитель по каждому свободно выполненному заданию. Каждый ученик индивидуально отчитывается перед учителем. Таким образом, свобода сочетается с ответственностью.
Принцип самостоятельности. Самостоятельность – это выбор учеником уровня самостоятельности познавательной деятельности и маршрута своего развития, самостоятельность действий принятия решения и ответственности за этот выбор.
Принцип сотрудничества. Сотрудничество – это выбор формы учебно-познавательной деятельности: индивидуальной, парной, в малой группе. Ученик имеет право обращаться за помощью к кому угодно: к учащимся, родителям, учителю. Он не должен бояться признать, что чего-то не знает. Это дает возможность учащимся учиться уважать другого человека, уметь его выслушать, понять, найти с ним контакт, учиться принимать совместные решения, доверять друг другу, учиться помогать другим, отвечать за работу в группе. По поводу помощи важно отметить, что она состоит в том, чтобы указать, где и как искать ответ на вопрос [4, 68].
Что касается преподавания иностранных языков, то достижение обязательного уровня подготовки по предмету «Иностранный язык», предусмотренного минимальными требованиями к уровню подготовки выпускников основной школы по иностранным языкам, подразумевает овладение ими коммуникативной компетенцией, то есть способностью и готовностью использовать иностранный язык в качестве средств общения, а также как базы для дальнейшего образования и самообразования.
В связи с этим в качестве основных объектов при обучении иностранным языкам выступают коммуникативные умения, сформированные у учащихся согласно требованиям на различном уровне. Дальтон - технология формирует элементарную коммуникативную компетенцию в говорении, аудировании, письме и чтении [2 , 3].
Важными аспектами сотрудничества на уроках иностранного языка являются умения:
прислушиваться друг к другу;
принимать совместные решения;
ясно выражать свои желания и намерения;
разрешать конфликты;
доверять друг другу, комфортно ощущать себя в группе;
ощущать свою ответственность за выполнение задания. Учитель обеспечивает руководство и помощь.
Таким образом, основная идея этой технологии заключается в следующем: работай с кем хочешь, спрашивай кого хочешь, но отвечать за выполнение задания БУДЕШЬ САМ (ответственность).
Все эти исходные позиции философии рассматриваемой технологии реализуются через ДАЛЬТОН-ПЛАН, включающий в себя задания, лабораторию и «дом».
Охарактеризуем каждый из компонентов Дальтон-плана.
Загуменов Б. Л. считает, что задания составляют содержательную основу технологии Дальтон. Они должны носить творческий характер.
Например, при введении тем «Географическое положение Кореи», «Особенности культуры Кореи», «Традиционные блюда» определяются задачи (проблемы), а сами задания формулируются на уровневой основе. Могут быть задания исследовательского характера с постановкой эксперимента, разработкой проекта и т.д. Задания могут ограничиваться учебной программой или выходить за ее рамки. Выполнение задания не только проверяется учителем индивидуально у каждого ученика, но и дается проверочная работа для всех. Собственно говоря, именно результаты этой работы и оцениваются. За каждое задание отметка не ставится, а только отмечается его выполнение и дается устная оценка учителем.
Когда Хелен Паркерхерст разрабатывала Дальтон-план, то она предлагала разделить весь учебный материал по предмету на четыре части (по количеству учебных четвертей), затем каждую часть – на количество месяцев в четверти и затем – на количество недель. И это было основой для определения заданий на день, неделю, месяц. Однако это все же формальный подход. И опыт действительно в последующем показал, что основой деления должны быть логически завершенные части учебной программы [5, 97].
К заданиям по программным темам на уроках корейского языка предъявляются следующие требования:
задания носят уровневый характер;
задания охватывают достаточный объем учебного материала;
четко формулируется цель задания, а значит и результат его выполнения;
задание должно быть понятным и интересным ученику;
задание рассчитано на возможность ученика самостоятельно справиться с ним. Для этого в задании даются указания, литература, сроки выполнения;
задания предполагают различные формы их выполнения, возможность сотрудничества с другими;
в заданиях предусматривается возможность для учета, самоконтроля и контроля (например, выступление в группе и др.);
ученику в процессе выполнения задания должно быть ясно, когда и к кому можно обращаться за помощью;
содержание задания предполагает предварительное и последующее обсуждение.
Именно через выполнение системы заданий осуществляется, прежде всего, индивидуальное развитие ученика, формирование языковых компетенций.
Лаборатория - это время в расписании ученика, отведенное для самостоятельной работы над заданием, а также для участия в учебных занятиях.
«Дом» – это условия, приближенные к домашней свободе: наличие места, где ученику комфортно работать; свобода выбора с кем выполнять работу; наличие группы консультантов и т.д.
Одним из важных вопросов в преподавании иностранных языков при реализации исходных теоретических позиций является вопрос о формах реализации Дальтон-плана. Можно выделить четыре формы реализации Дальтон-плана. Системы действий учителя и учащихся на уроках корейского языка будут рассмотрены нами в рамках каждой из четырех форм. Это позволит достаточно четко выделить специфику каждой формы.
Классное учебное занятие – это занятие, имеющее своей целью главным образом усвоение теории и отработку умений и навыков, их закрепление. Могут быть лекции, контрольные уроки, уроки коллективной рефлексии, т.е. это – составная часть классно-урочной системы. В школе Дальтон вводились иногда и определенные табу, например, классное учебное занятие не рекомендуется пропускать.
Коллективный урок
Основными признаками такого урока являются:
наличие проблемы, которая возникла у большинства учащихся во время практической деятельности при изучении, например, грамматического материала;
учитель – организатор и участник процесса обсуждения;
ученик – участник и субъект организационной деятельности;
результатом коллективного урока является некое решение проблемы (для каждого может быть своя) с выходом на последующую деятельность через возникшие вопросы и затруднения.
На таких уроках нельзя читать лекции; уходить при обсуждении от заявленной темы; делать выводы, носящие законченный характер; давать оценку выступлениям.
Лабораторное занятие
К признакам лабораторного занятия относятся:
наличие места, где сосредоточена необходимая литература, пособия, справочники по корейскому языку и др.;
длительный промежуток времени, в течение которого лаборатория работает, чтобы ученик мог погрузиться в выполнение своего задания;
присутствие одного или нескольких консультантов, хорошо знающих корейский язык, имеющие опыт общения с носителями языка.
Во время занятия ученик работает индивидуально (в своем темпе, в паре, группе). Он может выступать на занятии в качестве репетитора для других. Кроме того, в ходе занятия ученик может консультироваться с учителем по поводу возникающих вопросов в области произношения, грамматики, лексики.
Роль учителя заключается в том, что он консультирует школьников, беседует с учащимися по результатам выполненных ими заданий, принимает зачеты, дает новые задания.
В ходе лабораторий нельзя организовывать общее обсуждение проблемы, вмешиваться в индивидуальную и групповую работу без необходимости. Учитель здесь имеет большую возможность наблюдать за деятельностью учащихся и оказывать им необходимую помощь.
Конференция
Отличительная черта конференции на корейском языке состоит в организации обсуждения теоретического вопроса, желательно интегративного характера. Особое значение уделяется человеческим проблемам, ценностям, например, при изучении особенностей мифологии Древней Кореи и т.п.
Основные признаки конференции: необходимость подготовительного этапа; выступления в форме докладов, а не сообщений, т.е. в выступлениях важно обозначить собственную позицию.
Такова классификация форм учебных занятий в условиях Дальтон-технологии. В сравнении с имеющими место в России классификациями она ближе всего подходит к группировке учебных занятий по доминирующей цели, однако эта цель в каждом занятии проявляется более жестко. Нам представляется, что наша школьная практика не требует в этом плане больших изменений, главное здесь в другом: все перечисленные формы занятий предполагают, прежде всего, участие каждого ученика в активной познавательной деятельности (прежде всего, речь идет о лаборатории) [6 , 214].
Три основных положения, которые являются концептуальной основой Дальтон-плана
1. В современных условиях главной формой индивидуализации обучения, а, следовательно, создания психолого-педагогических условий для максимального развития каждого ученика является самостоятельная работа обучаемого в школе и дома (гипотеза Иге Унт).
2. В рамках классно-урочной системы возможна такая организация работы, при которой большую часть времени учитель может выделять для индивидуальной и самостоятельной работы с учениками (гипотеза А.В.Границкой).
3. Развитие способностей эффективно, если постоянно предлагать все усложняющиеся задания, мотивировать процесс учения, но оставлять ученику возможность выбирать тот уровень, который для него сегодня возможен и доступен (гипотеза В.Д .Шандрикова).
Отметим то, что работа на уроке по Дальтон-заданиям не нашла пока широкого применения на уроках иностранного языка, хотя у этого метода есть свои положительные стороны и отрицательные, как и у любого метода.
К положительным сторонам можно отнести следующее:
индивидуализация процесса обучения иностранному языку;
развитие способности выбора;
активный способ обучения;
стимулирование развития индивидуальных талантов и способностей детей, одарённых в области языкознания;
создание условий в познании самого себя (своих возможностей), формируя реальную самооценку путем удовлетворения притязаний на признание;
развитие чувства ответственности за результаты собственной деятельности путем приобретения разнообразного опыта познания межнациональной культуры в контексте учебной деятельности;
развитие умения сотрудничества при подготовке творческих языковых проектов;
развитие собственных идей, направленных на развитие коммуникативных компетенций;
развитие умения планировать результаты своей учебной деятельности, тем самым формирование навыков прогнозирования с учётом достижений и ликвидации недостатков (языковое портфолио ученика);
возможность экспериментировать в рамках нового образа жизни;
приобретение умения работать со всякого рода справочной литературой (словари, энциклопедии, сайты интернета).
К отрицательным моментам в организации Дальтон-уроков относится:
трудоемкость в составлении Дальтон-заданий;
необходимость составления заданий для каждого ученика;
большая подготовительная работа;
создание соответствующих условий для выполнения Дальтон-заданий;
организация консультаций после основных уроков для выполнения Дальтон-заданий [3, 16].
Таким образом, мы считаем, что внедрение инновационных технологий овладения иноязычным общением – необходимое условие реализации современных требований к обучению иностранным языкам, в частности, корейскому языку. Они помогают в создании оптимальных возможностей для речевого поведения учащихся в условиях искусственно создаваемой в учебных целях межъязыковой коммуникации. Использование Дальтон-технологий при обучении иностранному языку способствует формированию гражданской личности в поликультурной среде, овладению языковыми и речевыми нормами иностранного языка на уровне, достаточном для адаптации в современном мире.
Таким образом, Дальтон - технология представляет собой не систему, а идею, способ обучения. Средством выражения основных принципов (свобода, сотрудничество, самостоятельность) является задание. Дальтон-план — это не шаблон, по которому может строиться деятельность любого класса или группы, а это достаточно эффективное средство организации самостоятельной работы по иностранному языку.
Литература
Арефьев Г. И. Групповая форма работы на уроках английского языка // Иностранные языки в школе. - 2004. - № 5. - с. 23-27.
Гальскова Н.Д. Межкультурное обучение: проблема целей и содержания обучения иностранным языкам // ИЯШ.— 2004.— № 1, с. 3
Данилов М. А. Теоретические основы обучения и проблема воспитания познавательной активности и самостоятельности учащихся / М. А. Данилов. — Казань, 2002. — с. 15-19.
Добриневская А. И. Дальтон-план в Минской педагогической гимназии № 3.— Минск, 2008. — 68 с.
Загуменов Б.Л. Личностно-ориентированная педагогика Дальтон. / Б. Л. Загуменов. — Минск, 2000. – с. 97.
Конышева А.В. Воспитание и обучение по Дальтон-плану./ А. В. Конышева.-М, 2004. — с. 214.
Левитес Д.Г. Практика обучения: современные образовательные технологии. - Мурманск, 1997.
«Метод проектов в системе Дальтон-плана» / Журнал «Исследовательская работа в школе». - № 2, 2004. – с. 30-47.
Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / под ред. Е.С.Полат. - М., 1999
Республика Корея. Цифры и факты / Изд-во Корейской службы информации для зарубежных стран. Агентство правительственной информации. Москва, 2007 . – 203 с.
Свадковский И. Ф. Современные образовательные технологии. - М., 1998.